Тест состоит из 3 субтестов чтение, аудирование, говорение. Цел

EMBED MSPhotoEd.3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственный институт русского языка им.А.С.Пушкина

РУССКИЙ ЯЗЫК В МЕЖДУНАРОДНОМ ТУРИСТСКОМ БИЗНЕСЕ

РУССКИЙ – ЭКЗАМЕН – ТУРИЗМ. РЭТ- 3

Третий профессиональный уровень = В 2 в системе Совета Европы.

Содержание экзаменационного теста РЭТ-3

Тест состоит из 3 субтестов: чтение, аудирование, говорение. Цель всех субтестов – проверка коммуникативных и языковых умений учащегося

Чтение /субтест 1/

Понимание основной и дополнительной информации при чтении двух текстов рекламного и информационного характера в жанрах журнальной/газетной публикации/ тренингов/ интервью в специализированных изданиях. Проверка понимания – выбор правильного варианта из нескольких данных.

Аудирование /субтест 2/

Понимание двух звучащих текстов (текст информационного характера и диалог руководителя зарубежной турфирмы и русскоязычного делового партнера в жанре официального разговора). Проверка понимания – выбор правильного варианта из нескольких данных.

Устная речь /субтест 3/

Два диалога: участие двух кандидатов в деловой беседе/переговорах на основе прочитанного текста, а также по определенным коммуникативным программам в предлагаемой ситуации;

Продолжительность экзамена РЭТ — 2 часа 30 минут

Чтение – 60 минут

Аудирование – 30 минут

Устная речь – 30 минут, подготовка – 30 минут

Экзамен проводится в течение 1 дня.

Оценка результатов экзамена – 200 баллов:

говорение – 100 баллов

чтение – 50 баллов

аудирование – 50 баллов

Экзамен считается сданным, если кандидат набрал в каждом субтесте не менее 65 баллов.

Несданный субтест кандидат имеет право пересдать в следующую сессию.

Результаты экзамена сообщаются кандидату через 30 дней после экзамена.

Сдавшим экзамен выдается сертификат Государственного Института русского языка им. А.С. Пушкина. Экзамен является платным и проводится специальными экзаменаторами в зарубежных экзаменационных центрах Государственного Института русского языка им. А.С.Пушкина или в Москве в Государственном Институте русского языка им. А.С. Пушкина.

EMBED MSPhotoEd.3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственный институт русского языка им.А.С.Пушкина

Субтест 1. Чтение

Инструкция.

Время выполнения — 60 минут.

Вам предлагается прочитать про себя 2 текста рекламно/ информационного характера, понять основное содержание текста; выполнить 10 заданий к ним. Это выбор одного правильного варианта из трех предложенных. Правильный ответ вы должны отметить на контрольном листе.

Прочитайте первый текст «Как вы подбираете кадры?»

и 5 предложений после него. Затем выберите один правильный вариант окончания /А.Б.В/ каждого из 5 предложений. Обведите эту букву на контрольном листе.

Как вы подбираете кадры?

интервью с менеджером по персоналу совместной турфирмы

— Господин Пуатье, во-первых, спасибо за то, что согласились дать нам интервью. Вопросы подбора персонала в турбизнесе – одни из самых острых в настоящее время, если я не ошибаюсь.

— Совершенно верно. Туризм развивается такими невероятно быстрыми темпами, что обеспечить все турфирмы и туркомплексы квалифицированными кадрами часто оказывается задачей просто неразрешимой.

— А как вы, ваша фирма действует в такой ситуации?

— Понимаете, для нас это тоже большая проблема. Но начнём с того, что мы ведем учет выпускников институтов, университетов, специализированных колледжей по туризму. У нас есть такая картотека. Есть свой сайт, на который выпускники присылают свои резюме.

— И это помогает?

— Отчасти. Мы также регулярно проводим кастинг среди выпускников.

— А что вы оцениваете в них? Какие качества? Ведь они еще не работали и не знают, как именно надо себя вести в той или иной ситуации.

— Это, кстати, неважно. Мы их всему этому научим. Но я был поражен другим. Некоторые из них не могут сказать три-четыре фразы на родном языке! У них совершенно не развито умение общения. А для работы в турбизнесе с клиентами это самое главное.

— Но это может быть врожденное качество: одни общительны, другие замкнуты.

— Правильно. Значит, таким людям работа в туризме противопоказана. Не каждый клиент захочет общаться с такими сотрудниками.

— А можно научиться быть общительным, контактным, любезным?

— Можно, если человек хочет учиться. Например, я взял одну сотрудницу, но оказалось, что она очень вспыльчивая, легко выходит из себя, хотя специальность она знала прекрасно.

— И что? Вы ее уволили?

— Нет, мы ее отправили на специальный психологический тренинг, где учат быть вежливыми, внимательными, улыбаться, помогать клиенту в самых разных трудных ситуациях и т.п. Но это крайний случай. Обычно мы стараемся таких людей не брать.

В жизни достаточно приятных симпатичных добрых людей, которые будут хорошо работать в туризме. Клиента надо уважать, уметь его выслушивать, помогать ему во всем. Ведь мы работаем для его отдыха и не имеем права испортить этот отдых.

— Согласна. А какими еще качествами должен обладать кандидат на должность в вашей фирме?

— Понимаете, наша фирма «Туризм для всех» — совместное предприятие … Мы работаем с российскими туристами и у нас есть еще два филиала в России – в Казани и в Екатеринбурге. Поэтому для нас очень важно знание сотрудником русского языка. Во-вторых, он должен хорошо общаться по телефону. Именно по телефону клиент получает первичную информацию.

— Это да. Но иногда очень трудно дозвониться на турфирму.

— Это потому, что сотрудники не умеют говорить максимально кратко, но результативно. Первая задача – продать клиенту встречу в офисе во время этого разговора.

— А затем в офисе…?

— Тут должно проявиться все мастерство сотрудника. Он должен приложить все усилия, чтобы клиент не ушел, а захотел поехать в тур. Мы ведь продаем виртуальный продукт, мы продаем желание отдохнуть, развлечься.

— Желание или возможность?

— Именно желание! Возможность связана с доходами клиента. Сотрудник должен оценить, насколько желания клиента совпадают с его возможностями, и предложить наилучший вариант отдыха, обладая всей необходимой информацией.

— А откуда сотрудник знает все варианты?

— Вот в этом и заключается его настоящий профессионализм. Этому мы его учим. У нас для менеджеров есть информационные туры, мастер-классы, рекламные туры, куда мы посылаем своих сотрудников, чтобы на месте они все увидели своими глазами. Не нужно расписывать чудеса, которых там на самом деле нет.

— Но так иногда делают турфирмы. Обещают одно, а на месте клиент получает другое.

— Правильно. Но, как говорится «единожды солгав …». Так ведь теряются клиенты. А доход приносят именно постоянные клиенты, их друзья, знакомые, родственники. Я всегда говорю своим молодым сотрудникам – нет ничего дороже хорошей репутации. Это залог постоянного, а не временного успеха.

— С этим трудно спорить, но туризм ведь такая конъюнктурная вещь. Сегодня большой турпоток, а завтра инфляция или еще что-нибудь, и он уменьшается.

— Это как всё в бизнесе. Но туризм по прогнозам – постоянно развивающаяся отрасль бизнеса. Люди во всех странах и в России, в частности, уже привыкли отдыхать за рубежом, в теплых странах, на морях. У нас турпоток не уменьшается, а постоянно увеличивается.

— А вы торгуете только турами во Францию, Италию, Испанию?

— Нет, что вы! Вот уже три года, как мы расширили список «своих» стран. Люди хотят видеть новое, открывать для себя страны, где они еще не были. У нас большой спрос на страны Восточной Европы, например. Много желающих поехать на Дальний Восток: в Японию, Китай, Таиланд.

— Последний вопрос. Ваши клиенты – это только русские? Москвичи? Ведь вы работаете в Москве уже более десяти лет.

— Нет, не только. По Интернету мы получаем заявки от клиентов из всех регионов России, а также из других стран.

— Значит, ваши сотрудники должны владеть не только русским языком?

— Конечно. Английский язык — обязательно. Но у нас есть и сотрудники с французским, мы ведь русско-французская фирма. А сейчас мы взяли сотрудницу с немецким и шведским языками.

— Спасибо огромное за такую интересную информацию. Когда я подготовлю интервью, то перед публикацией пришлю ее вам по Интернету.

— Хорошо. И вам спасибо за внимание к нашей фирме.

Господин Пуатье руководит совместной …

А. российско-немецкой фирмой.

Б. российско-французской фирмой.

В. немецко-шведской турфирмой.

2. У турфирмы есть филиалы …

А. в Екатеринбурге и Казани.

Б. в Москве и Казани.

В. в Казани и Санкт-Петербурге.

3. Сотрудники фирмы обязательно должны знать иностранные языки:

А. французский и шведский.

Б. немецкий и русский.

В. русский и английский.

4. Очень важно для сотрудника турфирмы

А. уметь общаться с другими сотрудниками

Б. квалифицированно говорить с клиентом по телефону

В. уметь вести переговоры с партнерами по бизнесу

5. Кандидат на должность сотрудника турфирмы должен

А. быть контактным

Б. быть добрым и отзывчивым

В. уметь достигать своих целей

Прочитайте второй текст «Преодоление межкультурных различий» и 5 предложений после него. Затем выберите один правильный вариант окончания /А.Б.В/ каждого из 5 предложений. Обведите эту букву на контрольном листе.

Второй текст – Преодоление межкультурных различий

(материалы тренинга для сотрудников турфирм)

Современный туризм имеет дело с людьми самых разных национальностей, поэтому для людей, работающих в этой сфере, так важно знать межкультурные различия и уметь их преодолевать.

Начнем с того, что многие иностранные турфирмы в России (да и в других странах) являются совместными предприятиями с многонациональным персоналом. Руководителю поэтому приходится иметь дело с людьми разных национальностей. Многие конфликты в таких коллективах возникают именно из-за межкультурных различий.

Обратим также внимание на то, что Россия – многонациональное государство, состоящее из таких, например, субъектов Федерации, как Татарстан, Чувашия, Удмуртия и другие, где коренное население – не русские, а татары, чуваши, удмурты со своим языком, своими национальными обычаями. А очень часто в этих регионах иностранные турфирмы имеют свои филиалы и, следовательно, общаются с местным населением.

В зарубежных туркомплексах – настоящий интернационал из представителей самых разных национальностей. Персонал курортов должен очень внимательно и бережно относиться к национальным особенностям в поведении, одежде, вкусах, предпочтениях своих гостей. Самое страшное – обидеть непониманием, пренебрежением, насмешкой над непонятным, отличным, непривычным.

Современные руководители туркомплексов проводят регулярные тренинги, мастер-классы для своих сотрудников на тему «Межкультурные барьеры и их преодоление».

Специалисты по межкультурной коммуникации предостерегают против того, что называется «стереотипом» чужой культуры. Очень часто нам не нравится, что люди ведут себя не так, как мы. Мы все отличное, к сожалению, оцениваем отрицательно. Более того, часто отрицательное поведение, отрицательную черту характера одного представителя данной культуры мы переносим на всех других.

Выход один – терпимость, толерантность, желание узнать другую культуру, найти в ней ценное, положительное.

Реальность, которая ожидает туриндустрию в ближайшие годы – это этническая и культурная пестрота и к этому надо готовиться.

6. Люди оценивают все непохожее в поведении представителей других национальностей …

А. нейтрально

Б. отрицательно

В. положительно

7. Для сотрудников туркомплексов по проблемам межкультурных различий обычно проводятся …

А. консультации специалистов.

Б. тренинги.

В лекции психологов.

Иностранные турфирмы часто имеют свои филиалы …

А. в разных странах.

Б. в разных городах России.

В. в различных субъектах Российской Федерации

Этнические и культурные различия между туристами и персоналом…

А. постоянно растут.

Б. в ближайшее время увеличатся

В. не существуют.

Российское государство является федеративным. В него входят такие субъекты, как, например, …

А. Белоруссия

Б. Удмуртия

В. Казахстан

EMBED MSPhotoEd.3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственный институт русского языка им.А.С.Пушкина

Чтение

КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ

Фамилия__________________________Дата ___________________

Имя __________________________Место проведения экзамена

Страна__________________________________________________

1.

А

Б

В

2.

А

Б

В

3.

А

Б

В

4.

А

Б

В

5.

А

Б

В

6.

А

Б

В

7.

А

Б

В

8.

А

Б

В

9

А

Б

В

10.

А

Б

В

EMBED MSPhotoEd.3

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственный институт русского языка им.А.С.Пушкина



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Тест по теории и методике преподавания Назначение итоговый конт

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Брянский государственный университет

имени академика И.Г. Петровского

Кафедра теории и истории русского языка

Аттестационно — педагогические измерительные материалы

по дисциплине

«Теория и методика преподавания русского языка»

блока ДПП. Ф. 05

для специальности 032900- «Русский язык и литература»

Утверждено на заседании кафедры

«__»________________ 2009 г.

Протокол №

И.о. зав. кафедрой ________________/Т.А. Распопова/

Подпись, дата

Начальник УМУ _________________/А.Н. Прядехо/

Брянск 2009 г.

Введение

АПИМ по «Теории и методике преподавания русского языка» для направлений подготовки филологического профиля разработан для использования в процедурах самообследования и аккредитации вуза с целью оценки уровня специальной подготовки студентов, завершивших изучение данного курса.

Уровни сложности заданий и их содержание полностью соответствуют требованиям ГОС по русской диалектологии для направлений подготовки 032900 – «русский язык и литература».

АПИМ разработан кандидатом филологических наук доцентом Осиповой И.В.

1. Тест по теории и методике преподавания

Назначение: итоговый контроль знаний

Время выполнения: 90 минут.

Количество заданий: 118

Типы заданий: открытый, закрытый.

2. Форма тестовых заданий

Тест состоит из заданий с выбором одного варианта ответа из четырех предложенных заданий с выбором нескольких правильных ответов из предложенных, заданий на установление соответствия, заданий с пропущенным словом. Ответы указываются на специальном бланке с таблицей номеров заданий.

Алгоритм проверки:

— за правильный ответ тестируемый получает 1 балл;

— за неправильный ответ тестируемый получает 0 баллов.

3. Соответствие содержательной структуры теста требованиям ГОС специальности 032900 – «русский язык и литература».

№ п/п

Дидактическая единица

Тестовые задания

1.

Методика преподавания русского языка как научная дисциплина

1-14

2.

Содержания и средства обучения русскому языку

15-24

3.

Формы организации учебной работы по русскому языку

25-37

4.

Методы и приёмы обучения русскому, виды упражнений

38-52

5.

Методика обучения фонетике, графике, лексике и фразеологии

53-65

6.

Методика обучения морфемике и словообразованию

66-72

7.

Методика обучения морфологии и синтаксису

73-80

8.

Методика обучения орфографии и пунктуации

81-91

9.

Методика развития речи учащихся

92-105

10.

Методика углублённого изучения русского языка

106-118

4. Характеристика заданий

№ п/п

Наименование темы

Время решения

Сложность задания

1.

Предмет и задачи методики преподавания русского языка как научной дисциплины

2.

Содержание и структура школьного курса русского языка на современном этапе

3.

Методы исследования и принципы обучения

4.

Формирование компетенций

5.

Связь методики преподавания русского языка с другими науками

6.

Сведения о выдающихся ученых-методистах

7.

Программы по русскому языку для средней школы

8.

Межпредметные и внутрипредметные связи на уроках русского языка

9.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

10.

Учебник – ведущее средство обучения

11.

Характеристика действующих учебно-методических комплексов по русскому языку

12.

Учебные пособия, дополняющее учебник

13.

Понятия метода обучения как категории методики

14.

Классификация методов обучения

15.

Этапы обучения, формы подачи учебного материала

16.

Упражнения по русскому языку

17.

Методика контроля знаний, умений, навыков как компонент учебного процесса

18.

Урок как основная форма работы. Классификации уроков

19.

Структура уроков разного типа

20.

Планирование работы на уроках русского языка

21.

Оптимизация учебного процесса

22.

Формы самостоятельной работы учащихся

23.

Методика обучения фонетике, графике, орфографии

24.

Методика обучения лексике и фразеологии

25.

Обогащение словарного запаса учащихся

26.

Методика обучению морфемике и словообразованию

27.

Методика обучения морфологии

28.

Методика обучению синтаксиса

29.

Методика обучения орфографии

30.

Методика обучения пунктуации

31.

Методика развития речи учащихся. Овладение различными видами речевой деятельности

32.

Методика углубленного изучения русского языка

33.

Стилистика и культура речи как компоненты всех разделов школьного курса

34.

Изучение в школе текста, типов текста

35.

Культуроведческий аспект изучения русскому языку как средству духовного эстетического воспитания

36.

Углубленное изучения русского языка в школе, факультативы. Внеурочная работа

— 1 уровень сложности заданий – узнавание

— 2 уровень – решение типовой задачи (известное сочетание типовых действий).

— 3 уровень – решение нетиповой задачи (новое сочетание типовых дейсвтий)

5. Тестовые задания.

6. Ключи к тестовым заданиям.

Тестовые задания

Теория и методика обучения русскому языку.

Теоретические основы методики преподавания русского языка

Методическая система обучения русскому языку включает следующие компоненты:

Цели, содержание, принципы, методы и приёмы_____________ .

Выберите правильный вариант ответа. Предметом обучения методики является

а) русский язык,

б) процесс обучения русскому языку,

в) исследование русского языка.

Дополните список дисциплинами, являющихся базовыми для методики преподавания русского языка: языкознание, дидактика, психология__________.

Отметьте фамилию ученого-методиста, определившего закономерности усвоения родной речи:

1) Е.А. Баринова;

2) М.Т. Баранова;

3) А.В. Текучёв;

4) Л.П. Федоренко.

Назовите функции русского языка как предмета изучения в школе: обучающая, развивающая,_______________.

Закончите фразу: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование следующих компетенций: языковой, языковой, лингвистической,______________.

Отметьтеобщеметодические принципы обучения русскому языку:

1) связь теории с практикой;

2) взаимосвязь изучения языка и развития мышления;

3) приемственность и перспективность;

4) доступность;

5) внимание к языковому материалу;

6) развитие языкового чутья.

Отметьте определение, раскрывающее суть понятия «метод обучения»:

а) исходное положение науки, определяющее содержание процесса обучения;

б) способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на овладение знаниями, умениями и навыками.

Принципы обучения делятся на общедидактические, частно методические и_____________.

Назовите фамилию ученого-методиста, проклассифицировавшего методы обучения по источнику полученных знаний, по степени и характеру участия школьника, по характеру и методу выполнения заданий ______________.

Отметьте методы проблемного обучения:

1) слово учителя;

2) беседа;

3) эвристическая беседа;

4) исследовательский;

5) репродуктивный,

6) объяснительно-иллюстративный;

7) частично-поисковый.

Отметьте средства обучения, позволяющие быстро осуществить индивидуальную проверку знаний большого количества учащихся:

1) перфокарты;

2) упражнения из учебника;

3) сигнальные карточки;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Тест по географии 9 класс

Тест по географии 9 класс

География10.04.20130 комментариев

ТЕСТОВЫЙ РАУНД

1. Определите соответствие, какое море к какому океану относится.

1. Балтийское море2. Чукотское море3. Охотское море4. Каспийское море

А) Тихий океанБ) Атлантический океанВ) Северный Ледовитый океан

Ответ: 1-Б,2-В,3-А

2. Крупнейший по площади остров России:

А) ВрангеляБ) КолгуевВ) ПарамуширГ) Сахалин

Ответ: Г

3. Какие следы древнего оледенения встречаются в рельефе Русской равнины?

А) Горы останцыБ) Конечно – моренные грядыВ) ОврагиГ) Балки

Ответ: Б

4. Установите соответствие между типом климата и регионом России, где имеется данный тип климата:

Тип климата1.Морской2.Муссонный3.Сухой субтропический.

РегионА) республика Адыгея;Б) Камчатская областьВ) Калининградская областьГ) морское побережье ДагестанаД) Сахалинская область

Ответ: 1-Б,2-Д,3-Г

5. Из какой природной зоны Западной Сибири в какую переместится путешественник, совершив перелёт по маршруту В – А, показанному на карте?

А) из зоны степей в зону арктических пустыньБ) из зоны степей в зону тундрыВ) из зоны тундры в зону степейГ) из зоны пустынь и полупустынь в зону тундры

Ответ: Б

6. В настоящие время в наибольшей степени используются рекреационные ресурсы:

А) АлтаяБ) Дальнего ВостокаВ) УралаГ) Северного Кавказа

Ответ: Г

7. Реки Обь, Енисей, Лена текут с юга на север. Это объясняется:

А) общим наклоном территории к северуБ) обилием осадковВ) чередованием гор и равнин в рельефеГ) особенностями слагающих пород

Ответ: А

8. Полноводность рек в Приморском крае летом связана с:

А) быстрым таянием горных ледниковБ) подъемом уровня грунтовых водВ)экономической деятельностью людейГ) муссонными дождями

Ответ: Г

9. Минеральными, водными, лесными, охотничьими ресурсами наиболее богат регион:

А) Центральная РоссияБ) ПоволжьеВ) ЯкутияГ) Ставропольский край

Ответ: В

10. Жаркий (+25…+30 С), сухой (влажность 30%), сильный (скорость более 5 м/с) ветер в течение нескольких дней. О каком неблагоприятном климатическом явлении, встречающемся на территории России, идет речь:

А) засухаБ) суховейВ) пыльная буряГ) ураган

Ответ: Б

11. Выберите сочетание, где правильно перечислены районы современных землетрясений в России:

А) п-ов Камчатка, Прибайкалье, Алтай, КавказБ) Восточно-Сибирская равнина и о. СахалинВ) оз. Байкал и Восточно-Европейская равнинаГ) Урал и Алтай

Ответ: А

12. Подумайте, какой известный физико-географический объект объединяет такие страны как Россия, Туркмения, Иран, Казахстан, Азербайджан:

А) Уральские горыБ) Кавказские горыВ) Каспийское мореГ) Прикаспийская низменность

Ответ: В

13. Самыми плодородными почвами отличаются:

А) Воронежская областьБ) КалмыкияВ) Красноярский крайГ) Московская область

Ответ: А

14. Экстремальные природные условия характерны для большей части района:

А) Волго-ВятскогоБ) ДальневосточногоВ)Северо – ЗападногоГ)Центрального

Ответ: Б

15. Города Сочи, Кисловодск, Пятигорск – это:

А) административные центрыБ) Крупные транспортные узлыВ) Города-портыГ) Санаторно-курортные центры

Ответ: Г

16. Какой из перечисленных городов является наиболее крупным по численности населения?

А) Ростов-на –Дону;Б) Архангельск;В) Тверь;Г) Тула.

Ответ: А

17. Какой буквой на политико-административной карте России обозначен Ханты-Мансийский автономный округ?

А) А;Б) В;В) С;Г) D.

Ответ: А

18. В каком из высказываний содержится информация о миграциях населения России?

А) В пределах главной полосы расселения, занимающей 1/3 территории России, сосредоточено более 93% ее населения.Б) С конца ХХ века численность населения азиатской части России сокращается во многом за счет оттока населения.В) Тайга в Западной Сибири заселена редко, села в ней встречаются преимущественно по долинам рек.Г) В возрастной структуре населения России возрастает доля старших возрастов, уменьшается доля детей.

Ответ: Б

19. Какой из перечисленных народов компактно проживает на Европейском Севере?

А) Башкиры;Б) Тувинцы;В) Карелы;Г) Чукчи.

Ответ: В

20. Для какой из перечисленных республик характерен положительный естественный прирост населения?

А) Коми;Б) Карелия;В) Дагестан;Г) Марий Эл.

Ответ: В

21. Ислам исповедуют большинство верующих

А) калмыков;Б) башкир;В) удмуртов;Г) якутов.

Ответ: Б

22. Установите соответствие между республикой в составе Российской Федерации и ее столицей.

РЕСПУБЛИКА1. Удмуртия2. Мордовия3. Карелия

СТОЛИЦАА) ПетрозаводскБ) МайкопВ) ИжевскГ) Саранск

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А

23. Какой из перечисленных народов раньше других заселил территорию Самарской области?

А) Коми-пермяки;Б) Татары;В) Русские;Г) Тувинцы;

Ответ: Б

24. Наибольший отток населения в настоящее время наблюдается из:

А) Краснодарского краяБ) Волгоградской областиВ) Камчатского краяГ) Ставропольского края

Ответ: В

25. Укажите, какой регион России (из перечисленных) имеет выход к океану:

А) Республика ТываБ) Вологодская областьВ) Свердловская областьГ) Красноярский край

Ответ: Г

26. Определите регион России по его краткому описанию.

Этот край имеет приморское географическое положение. Южная граница края совпадает с государственной границей России. К богатствам края относятся рекреационные ресурсы: на равнинной части расположены плодородные черноземы, которые в сочетании с теплым климатом способствовали развитию сельского хозяйства – одной из главных отраслей экономики края. Здесь выращивают пшеницу (более 10% общероссийского производства), кукурузу, рис, виноград, цитрусовые культуры. Сельские поселения в крае называются станицами.

Ответ: Краснодарский край

27. В какой из названных групп все государства имеют сухопутную границу с Россией?

А) Норвегия, КНДР, КазахстанБ) Украина, Норвегия, ТурцияВ) Норвегия, Болгария, ПольшаГ) Швеция, Эстония, Афганистан

Ответ: А

28. Какой народ из нижеперечисленных не имеет своих национально-территориальных образований в России?

А) марийцыБ) мансиВ) комиГ) саами

Ответ: Г

29. Самым восточным из названных ниже городов является:

А) ОмскБ) ИркутскВ) СмоленскГ) Магнитогорск

Ответ: Б

30. К городам в России относят населенные пункты….

А) с числом жителей более 5 тыс. чел., среди которых 50% — рабочие и служащиеБ) в которых сконцентрированы промышленные предприятияВ) с числом жителей более 100 тыс. чел.Г) с числом жителей более 12 тыс. чел., среди которых 85% — рабочие, служащие и члены их семей.

Ответ: Г

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАУНД 

Задание 1. Подбери пару: старинное название – современная территория

1. Поморье2. Грумант3. Дикое поле4. Мангазея5. Слободская Украина6. Новороссия7. Таврия8. Даурия

А) КрымБ) Восточная УкраинаВ) Побережье Белого моряГ) ЗабайкальеД) ШпицбергенЕ) Юг Восточной ЕвропыЖ) Север Западной СибириЗ) Побережье Черного и Азовского морей

Ответ: 1-В, 2-Д, 3-Е, 4-Ж, 5-Б, 6-з, 7-А, 8-Г

 

Задание 2. Правильны ли утверждения (да/нет):

А) Самые большие низменности России расположены к востоку от Енисея.Б) Наиболее молодые горы на территории России имеют мезозойский возраст.В) Сели, обвалы и осыпи чаще всего происходят в районах с большими уклонами местности.Г) Преобразование рельефа Восточно-Европейской равнины в значительной степени связано с четвертичным оледенением.Д) Перепад абсолютных высот на территории России превышает 5000 метров.Ж) В России районы современного вулканизма расположены на крайнем востоке страны.З) Крайняя южная граница распространения многолетней мерзлоты лежит южнее границы России.И) Рельефообразующая деятельность ветра сильнее всего проявляется в степях и пустынях.К) Месторождения нефти и природного газа приурочены к местам выхода кристаллических пород на поверхность.Л) На Прикаспийской низменности лежит самая низкая точка Евразии.

Ответ: А – нет; Б – нет; В – да; Г – да; Д – да; Ж – да; З – да; И – да; К – нет; Л – нет.

 

Задание 3. Укажите природные районы нашей страны, где встречаются указанные растения. Какие из них лучше всего использовать в качестве топлива для костра?

Лиственница, рододендрон, морошка, ковыль, осокорь, клюква, лимонник, зверобой.

Ответ: Восточная Сибирь — лиственница; Кавказ, Дальний Восток — рододендрон; Болота лесной зоны — морошка, клюква; Степи европейской и азиатской части страны — ковыль; Дальний Восток — лимонник; Долины рек лесной и степной зоны — осокорь; Повсеместно в подзоне смешанных и широколиственных лесов — зверобой. Лучшее топливо — осокорь.

 

Задание 4. Используя приведенные в таблице данные, ответьте на вопрос, какие два фактора являются основными в формировании национального состава населения Самарской области?

Национальный состав населения Самарской области(по данным переписи 2010 года)

Национальность

Доляв общей численности населения, %

Русские

85,6

Татары

4,1

Чуваши

2,7

Мордва

2,1

Украинцы

1,4

Армяне

0,7

Казахи

0,49

Азербайджанцы

0,44

Узбеки

0,35

Белорусы

0,29

Другиенациональности

1,83

Ответ: На национальный состав населения Самарской области повлияли следующие факторы:А) история заселения и освоения территорииБ) Современные миграции населения

 

Задание 5. Внимательно изучите группы городов и ответьте на вопросы:

А) Какой город в каждой группе является «лишним»?Б) Какой признак объединяет все четыре группы оставшихся городов?В) По какому признаку объединяются два оставшиеся города в каждой группе?Г) По какому признаку можно объединить в одну группу четыре «лишних» города?

1.Чита, Коломна, Краснодар.2. Городец, Саранск, Абакан.3.Тихорецк, Самара, Екатеринбург.4.Санкт-Петербург, Нижний Тагил, Москва.

Ответ:

А) «Лишними» городами в каждой из четырех групп являются: Коломна, Городец, Тихорецк, Нижний ТагилБ) Оставшиеся города всех четырех групп являются центрами субъектов Российской Федерации  В) Чита и Краснодар – центры краевСаранск и Абакан – столицы республикСамара и Екатеринбург — областные центрыМосква и Санкт-Петербург – города федерального значенияГ) «Лишние» города не являются центрами субъектов Российской Федерации

Тест по музыке для 7 класса

Тест по музыке для 7 класса.

Причины провала оперы «Кармен».

Главный драматический конфликт, который двигает сюжет оперы.

Какие качества характера Хозе исчезли в оперном варианте? Хотя в новелле Мериме они присутствовали.

Почему опера «Кармен» обошлась автору очень дорогой ценой?

Почему Кармен и не пыталась скрыться от Хозе, зная о том, что погибнет.

Какие же особенности «Кармен» делают эту оперу такой притягательной, такой загадочной, такой гипнотизирующей, такой неувядающе «культовой»? Первое, что тут приходит в голову, — это яркие, сногсшибательные и даже «прилипчивые» мелодии. Но дело, конечно же, не только и не столько в них: произведений с запоминающимися мелодиями не так мало, и многие из них прочно позабыты, а «Кармен» — только одна. Так в чём же её уникальность?

Кто поёт эти слова

Видишь, как свято сохраняю

Цветок, что ты мне подарила,

Ведь он в тюрьме со мною был

И нежный запах сохранил.

Там бывало в долгие ночи,

Чуть сомкну усталые очи,

Тебя в тиши я призывал

8.В музыкальной характеристике Кармен в опере Ж.Бизе преобладает

танцевальная музыка

маршевая музыка

песенная музыка

9.В музыкальной характеристике Эскамильо в опере Ж.Бизе преобладает

танцевальная музыка

маршевая музыка

песенная музыка

10. В музыкальной характеристике Хозе в опере Ж.Бизе преобладает

танцевальная музыка

маршевая музыка

песенная музыка

11. Музыкальный номер в опере, который вводит слушателя в атмосферу действия и знакомит с основными темами — это

ария

увертюра

инструментальный эпизод

12.Кто из русских композиторов предрёк опере мировую славу?

13. Какие арии запомнились вам, что понравилось в фильме-опере.

Тест по обществу 7 класс

Вариант 1.

Подростковый возраст — это возраст от

11 до 15 лет; 2) 12- 16 лет ; 3) 11-14 лет.

Подчеркните слово, синоним слову «подросток» отрок, тинэйджер, юноша,

Запишите периоды жизни человека порядке их возрастания.

Младенчество, юность, подростковый период, детство, зрелость, пожилой возраст, старость.

Альтруизм — это__________________

______________________________________

Эгоизм – это ____________________

_____________________________________

Вариант 2.

1. Психологический портрет включает в себя основные свойства:

1._____________,2___________,3_______________,4______________,5_______________

2. Назовите типы темперамента:

1_________________2____________________3_______________________4_________________

3. Впиши предложенные слова в таблицу, соответственно понятиям.

1)способности

2)чувства

3)эмоции

Музыкальные способности, умение рисовать, любовь, ненависть, злость, работоспособность, радость, страх, благодарность.

Вариант 3.

Родоначальником учения о темпераменте является:

Демосфен

Спиноза

Гиппократ

Аристотель

Чувства — это…

общее состояние переживаний человека

особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в переживаниях

физиологическая реакция организма в ответ на напряженную и неожиданную обстановку

отношение к миру, людям

Способности к познанию и логическому мышлению называется:

чувствами

интеллектом

эмоциями

гениальностью

Абсолютно музыкальный слух относится:

к эмоциям

к специальным способностям

к интеллекту

к темпераменту

Вариант 4.

Определите, какую задачу психолог Р Хэвигхерст не относит к подростковому возрасту:

подготовка к трудовой деятельности

подготовка к семейной жизни

передача своего жизненного опыта

принятие своей внешности

Умение что-либо делать, склонность к определённым занятиям и профессии…

самооценка

интеллект

способности

лидерство

Бескорыстная забота о благе других называется…

эгоизм

альтруизм

вежливость

взросление

Определите верные высказывания:

талант может проявиться в любом возрасте

одаренность человека всегда проявляется с рождения

социальная среда не играет никакой роли в развитии таланта

талант может быть у человека от рождения, но от него самого зависит, разовьёт он его в себе или нет.

Вариант 5.

1…-это бурные кратковременные эмоциональные реакции, возникающие в ответ на сильный раздражитель.

Аффекты c) настроения

Чувства d)характер

«…Они стремятся быть как можно более незаметными. Их не «видят» и не выбирают в лидеры, они редко участвуют в школьной или общественной жизни». Это соответствует:

Альтруизму b) эгоизму

низкой самооценке

сильному воображению

Выберите характеристику, подходящую к флегматику:

неуравновешенный тип, энергичный, подвижный, агрессивный

сильный неподвижный тип, устойчивый, активный, терпеливый, но медлительный, немного безразличный

слабый неуравновешенный тип, чувствительный и легкоранимый, доброжелательный, но замкнутый, застенчивый

уравновешенный, подвижный тип, жизнерадостн6ый, отзывчивый, нелегкомысленный, поверхностный, со склонностью к зазнайству

Тест по произведению «Война и мир» Сколько глав в произведении з

Тест по произведению «Война и мир»

Сколько глав в произведении занимает описание Бородинского сражения?

А) 5 глав

Б) 30 глав

В) 20 глав

Г) Один том

На протяжении скольки лет Л.Н. Толстой работал над созданием романа «Война и мир»?

А) Семи лет

Б) Трех лет

В) Двадцати лет

Г) Одного года

Какое количество персонажей насчитывают в произведении?

А) 125 человек

Б) 400 человек

В) Более 1000 человек

Г) Более 500 человек

Кто из персонажей Бородинской битвы пил пунш, прогуливаясь по кургану?

А) М.И. Кутузов

Б) Пьер Безухов

В) Наполеон Бонапарт

Г) Николай Ростов

Кому из героев Бородинской битвы принадлежат эти слова: «Да, вот он, мой герой!» ?

А) Наполеону Бонапарту

Б) Раевскому

В) Пьеру Безухову

Г) М.И. Кутузову

После какого события Андрей Болконский «Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона »?

А) После встречи с Пьером в Богучарово

Б) После того, как он увидел небо под Аустерлицем

В) После смерти Лизы

Г) После встречи с Наташей Ростовой в Отрадном

К какому жанру относится произведение «Война и мир»?

А) Роман-эпопея

Б) Рассказ

В) Психологический роман

Г) Социальный роман

«Добродушный, доверчивый, наивный и горячий» — о ком эти слова?

А) О Пете Ростове

Б) О Денисове

В) О Пьере Безухове

Г) О Наполеоне Бонапарте

Кто из героинь романа верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина?

А) Княжна Марья

Б) Элен Курагина

В) Вера Ростова

Г) Наташа Ростова

«Это женщина-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу» — о ком эти слова?

А) Об Элен Курагине

Б) О Наташе Ростовой

В) Об Анне Шерер

Г) О Лизе Болконской

Сколько лет охватывают события романа?

А) 5 лет

Б) 30 лет

В) 15 лет

Г) 50 лет

Первое сражение в романе — … ?

А) Бородинское сражение

Б) Аустерлицкое сражение

В) Смоленское сражение

Г) Шенграбенское сражение

На примере какой из семей Л.Н. Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношения между всеми членами семьи?

А) На примере семьи Ростовых

Б) На примере семьи Курагиных

В) На примере семьи Болконских

Г) На примере семьи Бергов

Кто из персонажей безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его, уважает и признает в нем авторитет?

А) Андрей Болконский

Б) Анатоль Курагин

В) Пьер Безухов

Г) Княжна Марья

Что подарила княжна Марья своему брату перед отъездом на войну?

А) Образок

Б) Платок

В) Изумруд

Г) Фотографию

16) В каком из союзов муж и жена духовно взаимообогащаются?

А) Пьер и Элен

Б) Наташа и Пьер

В) Николай и Марья

Г) Берг и Вера

17)Кто из героев неожиданно становится наследником богатого отца?

А) Пьер Безухов

Б) Анатоль Курагин

В) Василий Курагин

Г) Николай Ростов

18) На какие группы Л.Н. Толстой делит всех своих персонажей в романе «Война и мир»?

А) Положительные и отрицательные

Б) «Отцы» и «дети»

В) Неизменяемые (застывшие) и изменяющиеся

Г) Герои прошлого времени, настоящего и будущего.

19) Отношения в какой паре строятся на принятых в обществе образцах?

А) Маленькая княгиня и Андрей Болконские

Б) Элен и Пьер Безуховы

В) Берг и Вера Ростова

Г) Андрей Болконский и Наташа Ростова

20) Речь какого из героев насыщенна народными пословицами и поговорками?

А) Анны Шерер

Б) Николая Андреевича Болконского

В) Василия Курагина

Г) Платона Каратаева

Тест по русскому яз 5 класс

Вариант 1

Укажите слово, в котором все согласные буквы обозначают мягкие звуки.

Лучик 2) щель 3) биться 4) цель

В каком слове верно выделен ударный звук?

аквАланг 2) агрЕссия 3)повтОришь 4) удобнЕе

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

м_стерская, м_лыш, с_лить

Скри_, хру_кий, коро_ка

Ч_сы, щ_вель, пищ_ть

Руч_и, об_езд, в_юга

В каком ряду во всех словах надо писать мягкий знак?

Наглая лож_, доставлен багаж_

Страж_ порядка, жеч_ хворост

Стрич_ овец, июльская суш_

Разнообразная дич_, снег скрипуч_

В каком слове на конце приставки пишется буква С?

1)бе_жизненный 2)бе_численные3)ра_бить4)во_будить

Укажите слово, в котором пишется буква А

1) предл_жение2)прор_стает 3)р_сток4)пол_жить

В каком ряду во всех словах пропущена буква Е(Ё)?

1) неровный ш_в, строгий уч_т

2)ж_лтый песок, широкой меж_й

3) натуральный ш_лк, мягкой кож_й

4) отправиться за багаж_м, ароматным ландыш_м

Какое слово соответствует данной схеме

Перевозчик 2)красноватый 3) разговориться 4) пощиплешь

В каком ряду все существительные единственного числа будут иметь окончание –И?

Обратитесь к Гал_, жить в роскош_

Статьи о геро_, возле тропинк_

Купаться в проруб_, в течени_ реки

По территори_ района, блестеть на солнц_

Укажите слово, форма множественного числа которого образована неправильно.

1)берег – берега

2) автор – авторы

3) борт – борта

4) директор – директоры

Укажите предложение, в котором НЕ со словом пишется слитно.

Собаки (не)доедают и болеют.

Сегодня я (не)был на уроке физкультуры.

(не)кричите громко!

Водители, (не)нарушайте правила дорожного движения.

Укажите предложение, в котором имеется глагол совершенного вида.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Жужжит гостей весёлый круг.

Ветер резкий уснул на пути.

Осенний день тихонько угасал.

В каком ряду во всех глаголах в окончании пишется буква И?

Догоня_т, дыш_тся

Нездоров_тся, завис_т

Стро_т, шепч_т

Беспоко_т, дремл_т

Укажите глагол, в суффиксе которого пишется буква Е.

Обид_л2) слыш_л3)застав_л4)приумнож_л

Укажите глагол, в котором перед –СЯ не пишется мягкий знак

1)напит_ся из ручья

2) склоняет_ся по падежам

3) улыбат_ся маме

4) выбират_ся из берлоги

В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

Щенок весел и ласков.

Пароход шел долго в тумане.

Покос самая трудная и весёлая пора летом.

Вокруг меня расстилались печальные пустыни.

В каком предложении нет обращения?

Мороз колючим пухом сковал дубы, каштаны, голубые ели.

Соседка, перестань срамиться.

Вперед чужой беде не смейся, голубок.

Учили в детстве мы, друзья, весь алфавит от А до Я.

В каком предложении необходимо поставить запятую перед союзом И?

1)Ветер ревел целый день и утихал только глубокой ночью.

2) В родном краю туманы проплывают и над селом твоим встает рассвет.

3)Осенний ветер бушевал и волны вскидывал высоко.

4) Лодка скользнула в сторону и исчезла из виду.

19. Укажите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.)

1) На рыбалку пойдем в пять часов вечера объявил вожатый.

2) Вожатый сказал что на рыбалку они пойдут вечером.

3) По словам вожатого рыбачить будем вечером.

4) На рыбалку пойдем в пять часов вечера.

Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 20 — 25

Одно из самых сильных впечатлений в моей жизни – посещение крестьянской семьи

на русском Севере, в селе Коле, недалеко от Мурманска. (2) Помню, меня поразила чистота в избе, красота русского наряда хозяйки. (3) Поразила церемония приёма гостей, который был оказан нам – обычным школьникам. (4) «Проходите, гости дорогие». (5) И разговор был степенный, без торопливости, приветливый, обстоятельный, и обед – по заведенному исстари ритуалу. (6) Во всём складывающаяся культура!

(7) Культура обладает драгоценнейшим свойством соединять прошлое, настоящее и будущее. (8) Она передается из поколения в поколение – накапливается.

(9) Нередко считают, что культурный человек – это тот, кто много читал, знает несколько языков. (10) Между тем можно обладать всем этим и не быть культурным. (11) Та крестьянская семья на Севере обладала подлинной культурой, потому что прежде всего обладала способностью к пониманию других, терпимо относилась к миру и к людям.

(12) Приветливость, доброта делают человека красивее. (13) Лицо же человека, искаженное злобой, безобразно.

Почему посещение крестьянской избы так поразило автора?

Потому что впервые оказался в крестьянской избе.

Потому что семья была культурной.

Потому что он был ещё школьником, а встречали его как знатного гостя.

Потому что люди, живущие в этой избе, были добрыми.

Какой тип речи используется в предложениях 2,3,5?

В каком предложении наиболее полно раскрывается основная мысль? Запишите номер предложения?

Подберите синоним к слову подлинная (предложение 11).

Из предложения 13 выпишите его грамматическую основу.

Найдите в первом абзаце побудительное предложение.

Тест на проверку усвоения материала Темы для повторения

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.1.СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.2.ПРИНЦИПЫ МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.3.ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.4.ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

1.5.КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

1.6.ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

1.7.ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

1.8.ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

2.ЭВОЛЮЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

2.1. ЭВОЛЮЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СИСТЕМ

2.2.УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2.3.УПРАВЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ВЫБОРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ И ПУТЕМ РАНЖИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

2.4.УПРАВЛЕНИЕ ПО СЛАБЫМ СИГНАЛАМ

2.5.УПРАВЛЕНИЕ В УСЛОВИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКИХ НЕОЖИДАННОСТЕЙ

2.6.КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

2.7.ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

2.8.ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

2.9.ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

3.ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫБОРА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ: СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ, ВЫБОР ПОЗИЦИИ В КОНКУРЕНЦИИ

3.1. ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИИ

3.2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СЕГМЕНТАЦИЯ

3.3. ВЫБОР ПОЗИЦИИ В КОНКУРЕНЦИИ

3.4. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ НАБОРОМ

3.5. ПРАКТИКУМ

3.6. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

3.7. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

3.8. ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

3.9. ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

4.РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВ

4.1. СТРАТЕГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ

4.2. АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ

4.3. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ

4.4. ПРАКТИКУМ

4.5. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

4.6. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

4.7. ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

4.8. ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

5. ПРИВЕДЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИЕ С ИЗМЕНЧИВОСТЬЮ ЕЕ СРЕДЫ

5.1. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

5.2. ПОТЕНЦИАЛ ОБЩЕГО РУКОВОДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

5.3. ДИАГНОСТИКА ИЗМЕНЧИВОСТИ УСЛОВИЙ

5.4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ АГРЕССИВНОСТИ СТРАТЕГИИ

5.5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

5.6. АНАЛИЗ И ВЫБОР СТРАТЕГИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ

5.7. ПРАКТИКУМ

5.8. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

5.9. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

5.10. ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

5.11. ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

6. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В РЕАЛЬНОМ МАСШТАБЕ ВРЕМЕНИ

6.1. РЕАКЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА НЕОЖИДАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

6.2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

6.3. УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМИ ЗАДАЧАМИ

6.4. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛАБЫХ СИГНАЛОВ

6.5. ПРАКТИКУМ

6.6. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

6.7. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

6.8. ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

6.9. ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

7. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ ИЗМЕНЕНИЙ

7.1. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И ГРУППОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ

7.2. СОПРОТИВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ

7.3. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ СПОНТАННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ

7.4. ВНЕДРЕНИЕ СПОНТАННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ С ПОМОЩЬЮ УПРАВЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЕМ

7.5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИЙ

7.6. ПРАКТИКУМ

7.7. КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

7.8. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ

7.9. ТЕСТ НА ПРОВЕРКУ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

7.10. ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ЛИТЕРАТУРА

Люкшинов А.Н.

Л94 Стратегический менеджмент: Учебное пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 375 с.

ISBN 5-238-00178-9.

 

Освещены теоретические аспекты стратегического менеджмента применительно к условиям реформы и рыночным преобразованиям в России. Рассматриваются различные подходы к проблеме управления предприятием в долгосрочной перспективе, с учетом национальной специфики и повышающейся неопределенности окружающей среды предприятия.

Практические задания, основанные на конкретном отечественном предприятии, проводят читателя через всю технологию современного стратегического менеджмента.

Для студентов и преподавателей экономических вузов и специальностей, слушателей бизнес-школ, руководителей предприятий и организаций, предпринимателей.

 

ББК 65.290-2я73

ISBN 5-238-00178-9

Рис. 1.1. Компоненты «черного ящика» системного подхода к принятию решения

Рассмотрим содержание компонентов представленного на рис. 1.1. «черного ящика».

«Вход» системы характеризуется параметрами проблемы, которые необходимо решить по конкретным рынкам (требования потребителей, результаты сегментации, качество объекта, объемы продаж, сроки поставок, цены и т.п.).

На выходе системы — решение, выраженное количественно или качественно, имеющее определенную степень адекватности и вероятность реализации, степень риска достижения запланированного результата.

К компонентам «внешней среды » системы относятся факторы макро- и микросреды фирмы, инфраструктуры региона, влияющие на качество управленческого решения. К этим факторам относятся международная интеграция, политическая ситуация в стране, экономика, техническое состояние, социально-демографические, природ-но-климатические, культурные и другие факторы страны, факторы инфраструктуры региона (рыночная инфраструктура, мониторинг окружающей среды, социальная инфраструктура, промышленность, транспорт, связь и др.), факторы, характеризующие конкретные связи фирмы (лица, принимающего решение) с другими фирмами, организациями, посредниками, конкурентами и т.д.

Обратная связь характеризует различную информацию, поступающую от потребителей к лицу, принявшему решение (к «процессу»), или к лицу, от которого поступила информация по решению проблемы («вход»). Поступление информации обратной связи может быть связано с некачественным решением, дополнительными требованиями потребителей об уточнении или доработки решения, появлением нововведений, «ноу-хау» и другими факторами.

Процесс принятия решения включает в себя следующие операции: подготовка к работе; выявление проблемы и формулирование целей; поиск информации; ее обработка; выявление возможностей ресурсного обеспечения; ранжирование целей; формулирование заданий; оформление необходимых документов; реализация заданий. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в теме № 3.

Применение системного подхода к процессу принятия управленческого решения позволяет определить структуру проблемы, систему ее решения, взаимосвязи компонентов системы и очередность их совершенствования.

С целью экономии времени и средств на разработку управленческого решения рекомендуется следующая очередность совершенствования (формирования, отработки) компонентов «черного ящика» (см. рис. 1.1.).

Сначала необходимо четко сформулировать, что нам следует получить, какими параметрами должно обладать решение.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

• показатель энтропии, т.е. количественной неупорядоченности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

• степень риска вложения инвестиций (подробнее будет рассмотрен в п. 1.5.);

• вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

• степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры «входа» системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

После уточнения требований «выхода», уточнения факторов «внешней среды», влияющих на качество и эффективность решения, отработки «входа» системы следует смоделировать технологию принятия решения, проанализировать параметры процесса, принять меры по их улучшению и приступить непосредственно к разработке решения. Если качество «входа» оценивается на «удовлетворительно», то при любом уровне качества «процесса» в системе качество «выхода», т.е. качество решения будет «удовлетворительным».

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:

• применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

• изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения (см. тему 2);

• обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, характеризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения (см. тему 3);

• применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения (см. темы 3; 4 и 5);

• структуризация проблемы и построение дерева целей (см. п. 2.5.);

• обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений (см. п. 1.4.);

• обеспечение многовариантности решений;

• правовая обоснованность принимаемого решения;

• автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

• разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

• наличие механизма реализации решения.

Выполнить перечисленные условия повышения качества и эффективности управленческого решения довольно трудно и это дорого стоит. Речь о выполнении полного набора перечисленных условий может идти только для рациональных управленческих решений по дорогим объектам (проектам). Вместе с тем конкуренция объективно вынуждает каждого инвестора повышать качество и эффективность управленческого решения. Поэтому в настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества учитываемых условий повышения качества и эффективности решений на основе автоматизации системы менеджмента.

Поскольку данный курс изучается студентами одним из последних, многие из перечисленных условий повышения качества и эффективности управленческих решений изучались ранее в других курсах и здесь они не будут рассматриваться. Например, вопросы правового, ресурсного обеспечения разработки и реализации управленческого решения, автоматизации процессов управления, компоненты внешней среды системы изучались в курсах «Основы менеджмента», «Информационный менеджмент» (или «Информационные технологии»), «Маркетинг».

Альтернативные варианты управленческих решений должны приводиться в сопоставимый вид по следующим факторам:

1) фактор времени (время осуществления проектов или вложения инвестиций);

2) фактор качества объекта;

3) фактор масштаба (объема) производства объекта;

4) уровень освоенности объекта в производстве;

5) метод получения информации для принятия управленческого решения;

6) условия применения (эксплуатации) объекта;

7) фактор инфляции;

8) фактор риска и неопределенности.

Сопоставимость альтернативных вариантов по перечисленным восьми факторам обеспечивается, как правило, при обосновании технических, организационных или экономических мероприятий, направленных на улучшение частных показателей целевой подсистемы системы менеджмента (показателей качества и ресурсоемкости продукции, организационно-технического уровня производства, уровня социального развития коллектива, проблем экологии), а также развитие обеспечивающей, функциональной или управляющей подсистем, улучшение связей с внешней средой системы.

В каждом конкретном случае альтернативные варианты управленческого решения могут отличаться не по всем факторам. Задача специалиста, менеджера или лица, принимающего решение, заключается в проведении комплексного анализа конкретных ситуаций с целью обеспечения сопоставимости по максимальному количеству факторов. Чем меньше учтенных факторов, тем меньше точность прогноза эффективности инвестиций.

Основные правила обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения:

1) количество альтернативных вариантов должно быть не менее трех;

2) в качестве базового варианта решения должен приниматься наиболее новый по времени вариант. Остальные альтернативные варианты приводятся к базовому при помощи корректирующих коэффициентов;

3) формирование альтернативных вариантов должно осуществляться на основе изложенных в п. 1.3. условий обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения;

4) для сокращения времени, повышения качества решения и снижения затрат рекомендуется шире применять методы кодирования и современные технические средства информационного обеспечения процесса принятия решения.

Рассмотрим технологию обеспечения сопоставимости вариантов по перечисленным выше 8 факторам. Количество учитываемых факторов определяется конкретной ситуацией.

Обеспечение сопоставимости альтернативных вариантов по фактору времени осуществляется исходя из посылки, что «сегодняшний рубль дороже завтрашнего». Владея сегодня, например, 100 условными единицами валюты и положив их в банк на депозит, через год вкладчик будет иметь при процентной ставке (ставке накопления), равной 10% годовых, 110 условных единиц, через два года — 121, через три — 133,1 и т.д. (по сложным процентам).

Для учета фактора времени прошлые затраты приводятся к будущему году пуска объекта в эксплуатацию (или к году реализации мероприятия, к расчетному году) при помощи умножения номинальных прошлых затрат (ЗН на коэффициент накопления (КН), который определяется по формуле

КН =(1+а)t, (1.1)

где а — ставка накопления, доли единицы;

t — количество лет между годом вложения инвестиций и годом пуска объекта в эксплуатацию (годом реализации мероприятия, расчетным годом).

Приведенные к будущему периоду текущие затраты (З) определяются по формуле

З= ЗН · КН. (1.2)

Приведенные к текущему периоду будущие затраты (Зц) определяются по формуле

(1.3)

где Кд — коэффициент дисконтирования.

, (1.4)

где d — ставка дисконта, доли единицы.

Сумма накопления по сложным процентам (Эн) рассчитывается по формуле

Эн = З– ЗН. (1.5)

Сумма дисконтирования (Эд) рассчитывается по формуле

. (1.6)

Схема действия фактора времени показана на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Схема действия фактора времени

Фактор качества объекта при разработке управленческого решения учитывается по следующей формуле:

, (1.7)

где УП — приведенное по качеству к новому варианту значение функции старого варианта объекта (инвестиции, цена, себестоимость, трудоемкость, затраты в сфере потребления и т.д.);

УН — то же, номинальное значение функции;

КК — коэффициент, учитывающий фактор качества объекта;

а1 — коэффициент весомости анализируемого показателя качества объекта.

. (1.8)

где ПСТ — значение полезного эффекта или анализируемого показателя качества старого варианта объекта, по которому объекты приводятся в сравнимый вид;

ПНОВ то же по новому варианту.

Фактор качества проявляется также в снижении годовой производительности (полезного эффекта) объекта и росте затрат на его эксплуатацию, ремонты. Например, по металлорежущему оборудованию коэффициент ежегодного снижения производительности и увеличения затрат в сфере потребления составляет 0,02 … 0,05.

Схема учета фактора качества альтернативных вариантов показана на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Схема учета фактора качества

Допустим, полезный эффект (анализируемый показатель качества) объектов в 1998 г. равен: 1-го — 150 единицам, 2-го — 130 единицам. Коэффициент К к в 1998 г. будет равен 150 : 130 = 1,154, то есть 1-й объект качественнее второго на 15,4%. Вместе с тем в динамике за 2 года полезный эффект 1-го объекта снизился на 5% (точка С), а второго — на 2% (точка Д). Тогда коэффициент КК в 2000 г. будет равен

Фактор масштаба (объема) производства объекта при разработке управленческого решения учитывается по следующей формуле:

УП = УН · КN. (1.9)

где УП — приведенное к новым условиям по масштабу производства значение функции объекта (инвестиции, цена, себестоимость, трудоемкость, затраты в сфере потребления и т.д.);

УН — то же, номинальное (фактическое или приведенное по масштабу производства) значение функции;

КN — коэффициент, учитывающий фактор масштаба производства.

Рис. 1.4. Зависимость между себестоимостью (трудоемкостью) изготовления объекта и масштабом (годовой программой) его производства

Рис. 1.5. Зависимость между себестоимостью объекта и его порядковым номером с начала серийного выпуска

Рис. 1.6. Кривая освоения объекта в серийном производстве

Условия применения (потребления, эксплуатации) объекта для обеспечения сопоставимости альтернативных вариантов управленческого решения включают:

⎫      режим работы потребителя анализируемого объекта;

⎫      тип производства у потребителя (единичный, мелкосерийный, серийный, крупносерийный, массовый);

⎫      особенности выпускаемой с применением данного объекта продукции (габариты, масса, сложность, количество, качество и т.п.);

⎫      организационно-технический и социальный уровень производства у потребителя (уровень автоматизации производства, прогрессивность технологии, условия труда и отдыха работников и т.п.);

⎫      имидж потребителя и культуру производства у него, географическое расположение.

Фактор инфляции при обеспечении сопоставимости альтернативных вариантов управленческих решений рекомендуется учитывать по формуле

УП = УН , (1.10)

где УП — приведенное к новым условиям по уровню инфляции значение функции (цена, инвестиции и т.п.);

УН — то же, номинальное значение функции;

Ju — индекс инфляции за анализируемый период.

Под неопределенностью понимается неполнота или неточность информации об условиях реализации проекта (решения), в том числе связанных с ними затратах и результатах. Неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации проекта неблагоприятных ситуаций и последствий, характеризуется понятием риска.

Факторы риска и неопределенности подлежат учету в расчетах эффективности, если при разных возможных условиях реализации затраты и результаты по проекту различны.

При оценивании проектов наиболее существенными представляются следующие виды неопределенности инвестиционных рисков:

• риск, связанный с нестабильностью экономического законодательства и текущей экономической ситуации, условий инвестирования и использования прибыли;

• внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на торговлю и поставки, закрытия границ и т.п.);

• неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических изменений в стране или регионе;

• неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;

• колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;

• неопределенность природно-климатических условий, возможность стихийных бедствий;

• производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.);

• неопределенность целей, интересов и поведения участников;

• неполнота или неточность информации о финансовом положении и деловой репутации предприятий-участников (возможность неплатежей, банкротств, срывов договорных обязательств).

Организационно-экономический механизм реализации проекта, сопряженного с риском, должен включать специфические элементы, позволяющие снизить риск или уменьшить связанные с ним неблагоприятные последствия.

В этих целях используются:

• разработанные заранее правила поведения участников в определенных «нештатных» ситуациях (например, сценарии, предусматривающие соответствующие действия участников при тех или иных изменениях условий реализации проекта);



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст