Программа дисциплины Культура России Нового времени

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет истории

Программа дисциплины «Культура России Нового времени»

для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра

Авторы программы:

Евгений Владимирович Акельев, кандидат исторических наук, доцент

Елена Борисовна Смилянская, д-р исторических наук, профессор

Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки

«__»____________2013 г.

Зав. кафедрой И.Н.Данилевский

Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2013 г.

Председатель Е.Б.Смилянская

Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Культура России Нового времени».

Программа разработана в соответствии

со стандартом НИУ ВШЭ;

с образовательной программой;

с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62«История», обучающихся по программе бакалавриата факультета истории НИУ ВШЭ.

Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Культура России Нового времени» являются:

Формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе культурологии, а также месте дисциплины в общей системе социально-гуманитарных наук о России.

Знакомство студентов с основными направлениями сравнительно-исторического изучения особенностей культуры Нового времени на Западе и в России.

Формирование у студентов представлений об основных достижениях российской культуры XVII-XIX вв. и о многообразии повседневных культурных практик различных этнических и социальных групп.

Совершенствовать умение научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований.

Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Культура России Нового времени» студент должен

Знать основную проблематику работ историков, культурологов, историков искусства, этнологов по истории культуры России Нового времени;

Освоить методологию междисциплинарного изучения истории культуры и уметь применить ее в самостоятельной научно-исследовательской работе;

Иметь первичные навыки использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов, методов истории идей и понятий при работе с источниками по истории русской культуры;

Уметь использовать данные о своеобразии развития российской культуры при решении самостоятельно поставленных задач в исторических исследованиях.

Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «Культура России Нового времени» осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ФГОС/ НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.

Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)

СК-Б3, СК –Б6

демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования, способен самостоятельно вести архивный поиск

Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества

Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде

СК-Б7, СК-Б11

Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления, выступать с представлением результатов своей работы в дискуссиях. Представляет результаты анализа историографии на европейских языках, участвует в дискуссиях на английском языке

Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность

СК-Б10

не допускает ошибок в интерпретации исторической информации, аргументировано проводить исторические сопоставления на материалах различных культур

Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию

СЛК3

На материале истории культуры вырабатывается умение отличить подлинные ценности от мнимых, уникальные культурные явления от массовых, низкопробных

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится блоку дисциплин вариативной части третьего года обучения в и тесно связана с дисциплинами как базовой части («История и социология гуманитарного знания», «История науки и техники»), так и вариативной части образовательной программы и факультативами («Серебряный век и культура русского зарубежья», «Реформы и реформаторы в России и Европе (XVIII — первая четверть XIX в.», «Моральные доктрины и их реализация в истории» и др.).

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах «Моральные доктрины и их реализация в истории», «История искусства и литературы», «Философия истории».

Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями СК-Б3 (Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области), СК-Б6 (Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода), ПК2 (способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках); СЛК-Б9 (Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации).

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин («История и социология гуманитарного знания», «История науки и техники»).

Тематический план учебной дисциплины «Культура России Нового времени» (30 часов лекции, 12 часов семинары, 66 час. самостоятельная работа в 3-4 модулях)

Название раздела

Кафедра, за которой закреплен раздел

Всего часов

Лекции, семинары, практикум

Самостоя-тельная работа

1

Исторический и социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв.

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

2 л.

4

2

Религиозные культуры Российской империи XVII-XIX вв.

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

4 л. + 2 с.

8

3.

Грамотность и становление образовательной системы в России Нового времени

Кафедра политической истории

2 л.

4

4

Культура чтения и книгоиздания в России Нового времени

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

2 л.+ 2 с.

6

5

Визуальная культура: насыщение духа и услаждение зрения. Художественное образование и коллекционирование произведений искусства в России Нового времени.

Кафедра политической истории

2 л.

4

6

«Процесс цивилизации» и правовая культура русского общества Нового времени.

Кафедра политической истории

4 час. л.+ 2 час. с.

10

7.

Русская деревня XVII-XIX в.: крестьянский двор и дворянская усадьба в культурном измерении

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

4 л.

6

8.

Городская культура в России Нового времени

Кафедра политической истории

4 л. + 4 с.

12

9.

Культура приватной сферы: меняющиеся структуры российской повседневности Нового времени.

Кафедра политической истории

Кафедра

истории идей и методологии исторической науки

2 л. + 2 с.

6

10.

Величие культурного прорыва России в XIX веке

Кафедра социальной истории (Давыдов)

4 л.

6

Итого:

108

30 л. + 12 с.

66

12 час. 3 модуль

30 час. 4 модуль

Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля

Модуль, неделя

Параметры оценки

Текущий

Рецензия одной из монографий из списка литературы (по согласованию с преподавателем)

4 модуль: 3 неделя

Рецензия представляет собой самостоятельный анализ монографии, изложение ее структуры, задач и основных выводов автора/авторов, критическое осмысление изложенных в монографии концепций. Объем рецензии: 15 – 20 тыс. знаков (30 %)

Текущий

Посещаемость и активность на занятиях

3-4 модули

Участие в обсуждении тем семинарских и лекционных занятий, подготовка кратких выступлений по тематике семинаров (30 %)

Итоговый

Зачет, неблокирующий

4 модуль

Устный ответ по билетам и собеседование по прочитанной литературе (40 %)

Критерии оценки знаний, навыков

В рецензии объемом 15-20 тыс. знаков студент анализирует одну из монографий из списка основной литературы (п. 10.2 настоящей программы): представляет цели и задачи автора (авторов) научного труда, характеризует источниковую базу и методологию работу, дает оценку содержания монографии, анализирует обоснованность выводов и результатов исследования, характеризует научное значение исследования в контексте изучения культуры России Нового времени (ПК 6; ПК 8; ПК 12; ПК 13).

Зачет – устное испытание, на котором студент должен продемонстрировать владение базовыми знаниями по содержанию учебной дисциплины и освоение рекомендованной литературы (СЛК 1; СЛК 7; ПК 1; ПК 5).

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.

6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине.

Преподаватель оценивает работу студентов на практических занятиях (основанную на выполнении самостоятельной домашней работы, участии в обсуждении тем лекций и семинаров): учитывается правильность и аргументированность ответов на предлагаемые вопросы. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Оаудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов, в частности успешность подготовки рецензии-реферата — Ореферат.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = Ореферат .

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = k1·Озачет + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная

Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета: в пользу студента.

k1 = 40%;

k2 = 30%;

k3 = 30%

В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине.

Содержание дисциплины

Раздел 1. Исторический и социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв.

Содержание тем лекции (2 час.)

Культурная антропологии и культурология в переосмыслении проблем истории и культуры человечества; представление об истории повседневности как составляющей содержания культуры. Исторический, социально-политический контекст культурного развития России XVII-XIX вв. Смута начала XVII в. как «культурный рубеж». Самозванство и утопия в «народной» политической культуре России XVII-XVIII вв. Культурные и политические последствия Церковной реформы сер. XVII в. Культурные преобразования XVIII в.: противостояние и взаимодействие русской старины и европеизированной новой культуры. От барокко к модерну: трансформации европейских стилей на российской почве. Внешняя политика России как фактор культурного трансфера.

Самостоятельная работа студента (4 час.): чтение литературы, выполнение работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Лотман Ю.М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века (в любом издании или HYPERLINK «http://teatr-lib.ru/Library/Lotman/statjy/#_Toc315610768» http://teatr-lib.ru/Library/Lotman/statjy/#_Toc315610768).

Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М., 1986. Введение (с. 33-40); Заключение (с. 593-597); обзор структуры тома.

Гирц К. Интерпретация культур. М., 2004.

Дингес Мартин. Историческая антропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневностей» // Одиссей. Человек в истории. 2000. М., 2000. С. 96 — 124.

Раздел 2. Религиозные культуры Российской империи XVII-XIX вв. (4 час. лекции + 2 час. семинарские занятия)

Содержание тем лекции (4 час.)

Религиозные основания культуры. Конфессиональная карта России XVII-XIX вв. и ее изменение. Конфессиональные составляющие календарной обрядности и праздничной культуры народов России. Нехристианские конфессии в их культурном взаимодействии с христианами.

Культурно-историческое значение религиозного праздника. Конфессиональные традиции и временные ритмы повседневности (время молитвы, время труда, время отдыха). «Благочестие» и «греховность» как исторические категории религиозной культуры. Идеи толерантности и антиклерикализма в России Нового времени, их источники и проводники.

Господствующая православная церковь и ее оппоненты. Феномен русского раскола и религиозного сектантства. Масоны в России. Проблемы изучения «народной веры», «народной религиозности» и «суеверий». Русское православие и старообрядчество. Религия и магическое в повседневной жизни индивида и социума.

Семинар-дискуссия (2 час): Судебно-следственное дело как источник изучения религиозной культуры 1. Что такое судебно-следственное дело? 2. Какие трудности испытывает исследователь при изучении судебно-следственных дел? 3. Какие методы используют историки для изучения народной религиозности на основе судебно-следственных дел (Э. Ле Руа Ладюри, К. Гинзбург, Е.Б. Смилянская и др.)?

Самостоятельная работа студента (8 час.): изучение литературы по теме, по выполнения работы по рецензированию/реферированию.

Литература:

Бергер П., Лукман Т. Повседневная жизнь и религиозный опыт // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии /Сост.В.И. Гараджа, Е.Т. Руткевич. — М., 1996. — С. 535-538.

Флоровский о. Георгий. Пути русского богословия (любое изд.).

Бернштам Т. А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 2005. С. 176-356.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст