зоопсихология v0.4


1. Предмет и задачи зоопсихологии. Прикладное значение зоопсихологии.

Зоопсихология – наука, занимающаяся изучением психической деятельности животных во всей ее проявлениях.

Предмет зоопсихологии

1) проявления, закономерности, эволюция псих. отношения на уровне животного.

2) Происхождение, развитие в отно- и филогенезе психических процессов у животных.

3) Предпосылки и предистория чел. сознания.

Задачи зоопсихологии

теоретические(решение задачи о соотношении бытия и сознания, познание психики человека, изучение псих. процессов и функ. на низших уровнях эвол. развития, на животных можно моделировать определенные условия, кот. влияют на психику человека.

прикладные(использование знаний о психике жив. в хоз. и бытовой деятельности чел — ка, использ. знаний о психике жив. в природоохранной деят. чел. , использ. знаний о психике жив. в развивающих и психотерапевтических целях — анималотерапия).

Зоопсихология в системе наук.

Этология – наука о поведении животных (основатели: К. Лоренц, Н. Тимберген)

Бионика – наука о переносе механизмов из живой природы в область техники.

2. Основные методы зоопсихологических исследований.

1) Наблюдение за животными.

2) Экспериментальные:

Разнообразные методы зоопсихологии в целом сводятся к постановке перед животными определенных задач.

3) Метод лабиринта ( изучение способности животного к научению, проблем пространственной ориентации, памяти, формирования чувственных обобщений и т.д.)

4) Метод обходного пути (для достижения цели животному надо обойти 1 или несколько преград)

5) Метод дифференцировочной дрессировки (выявление способности к различению нескольких объектов или признаков, наказывая за неправильный выбор и награждая за правильный. + вырабатывается рефлекс на стимул)

6) Метод выбора на образец ( используется для изучения сенсорной сферы животных)

7) Метод проблемного ящика ( животное помещают в клетку, где оно может освободиться. Исследуют сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных)

8) Анализ манипулирования различными предметами.

3. Основные понятия зоопсихологии.

ПСИХИКА.

Принципы: эволюционный;

В рамках близких таксонов уровень психического отражения определяет образ жизни животного; существует единство строения и функции (взаимное единство); развитие психики связано с развитием нервной системы, а также с развитием защитных оболочек и механизмов; для живого организма защита от стимула является более важной функцией, чем его ассимиляция; психика животных и их поведение образуют непосредственное единство.

ПОВЕДЕНИЕ — все проявления внешней двигательной активности направлений на установление связей с окружающей средой.

ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — единство поведения и психики.

4. Креационные теории поведения животных.

Картезианство (Декарт): душа вне тела может сущ-ть только у человека. Животные – это автоматы без чувств, разума и знаний. Развитие у животных качеств, превосходящих человеческие, можно объяснить развитием отдельных органов.

Механицизм (более мягкая форма картезианства. Фабр (изучал беспозвоночных и насекомых)): допускал приобретение новых качеств или изменения строения животного.

Метафизические теории (Геккель): поведение берет свое начало от души, т.е. предполагается существование мыслящей субстанции. Душа признавалась не только у человека, но и у животных и неживой природы. Животные могут анализировать и изменять свое поведение.

Гилозоизм: признание души не только у живых, но и у неживых объектов. Физиологическая жизнь не отделяется от психики. Характерен философский умозрительный характер рассуждения.

5. Рациональные теории поведения животных.

Научный подход, естественно-научный и материалистические подходы.

Источник поведения животных – мозг. Поведение складывается из набора врожденных инстинктов, дополняемых индивидуальным опытом, приобретенным в течении жизни и нестандартными адаптивными реакциями. Данные теории базировались на анализе конкретного поведения животных

Античный рационализм – Аристотель.

6. Краткая история развития зоопсихологии. Додарвиновский (донаучный) период.

Основной вопрос: существуют ли различия между сложной деятельностью животных и разумной деятельностью человека?

Эпикур, Лукреций (материалисты). Животные, как и человек, обладают душой.

Платон, Сократ (идеалисты). У животных тоже есть душа, но с душой человека имеет разный характер. Душа человека обладает мыслительной силой. Животным присущи влечение и побуждения.

Аристотель (промежуточная позиция). Души различны. У млекопитающих те же чувства, что и у человека. Первый стал использовать наблюдение за животными. Первый стал разделять врожденные и приобретенные формы поведения.

Хризипп. Дал первое определение инстинкта

Средние века и эпоха возрождения.

Характерен креационизм. Часть – платоническое направление. Весь мир создан Богом. Поведение контролируется душой. У животных души нет.

Картезианство (Декарт): душа только у людей и может жить вне тела. У животных другая душа, которая не может жить вечно.

Изменения в 18 веке:

В основу изучения животных был положен анализ конкретных фактов.

Ламметри: изучал инстинкты и отметил их «вынужденность», а на вершине лестницы – человек.

Кондильян: изучал инстинкты( «Инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения сознания»)

Шарль Леруа: говорил, что никакой потери не происходит при возникновении инстинкта.

Бюффон: один из первых стал критиковать антропоморфные объяснения поведения животных. Животным свойственны разные психической деятельности, но они не понимают смысла своих действий.

7. Краткая история развития зоопсихологии с конца 19 века. История зоопсихологии в России.

Появление теории эволюции Дарвина (2 половина)

Ламарк: теория эволюции до Дарвина. Первый стал говорить об изменчивости инстинктивного поведения животного. Заложил основу сравнительной психологии.

Кювье: первый провел сравнительные изучения млекопитающих разных отрядов (грызуны, слоны, приматы и др.). Опыты с бобрами.

Дарвин: проводил сопоставление инстинктов у животных и человека, пытался сопоставлять инстинкты и результаты научения. «Инстинкты отбираются путем естественного отбора». Работа по проявлению эмоций в животном мире. Он недооценивал индивидуальное научение.

ЛлойдМорган: «Правило экономии» — то или иное действие ни в коем случае нельзя интерпретировать как результат проявления какой-л высшей функции, если его можно объяснить на основе наличия способности, которая занимает более низкое место на психологической шкале.

Сполдинг: метод депривации (лишение возможности удовлетворения потребностей) при изучении поведения птиц.

Икскюль: основоположник классической этологии. «Концепция специфического перцептивного окружения животных» (на животное действует огромное количество стимулов, но лишь некоторые вызывают ответную реакцию)

Торидайк: автор проблемного ящика

Зоопсихология в России.

— Рулье: выступал против представлений о сверхъестественной природе инстинктов, подчеркивал их связь со средой обитания. Полагал, что для понимания инстинктов нужны знания из области физиологии и анатомии. Полагал, что инстинкты могут изменяться в процессе получения индивидуального опыта.

— В. А. Вагнер: изучал инстинкт и научение. Полностью отрицал у животных проявление разума.

— Павлов, Селенов, Орбели, Воронины.

В 40-60х годах спад в зоопсихологии, в середине 60х – возрождение (Ладыгина-Котс).

8. Элементарная сенсорная психика.

По Леонтьеву это стадия, на которой деятельность животных отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно, отражение действительности имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам.

1) Низший уровень сенсорной психики

Простейшие. В процессе эволюции формировались различные формы поведения. В работе жгутиков и ресничек лежит то же, что и в работе мышц человека. Движения простейших осуществляются в виде кинезов ( элементарных инстинктивных движений). 2 типа: ортокинез ( поступательные движения с переменной скоростью, интенсивность двигательного акта определенной пространственной структурой внешнего раздражения) и клинокинез ( движения с изменением направления, изменение случайно).

Также кинезы осуществляются только на биологически значимые факторы.

Ориентация в пространстве: простейшие токсины (генетически фиксированные ориентации двигательной активности в сторону благоприятных или неблагоприятных условий среды)

Пластичность поведения: характерны начальные формы привыкания.

Кишечнополостные. Уникальной является простейшая нервная система диффузного (сетчатого) типа. У них пассивный тип питания. Были показаны простейшие формы научения.

Плоские черви. Нервная система в виде ортогона.

Общая характеристика психической активности:

1) Животным свойственна элементарная форма психического отражения – ощущения.

2) Поисковая фаза инстинктивного поведения крайне недоразвита и лишена сложной многоэтажной структуры.

3) Дистантно распознаются преимущественно отрицательные компоненты среды.

4) Биологически нейтральные признаки, как правило, не воспринимаются.

5) Элементарное научение представлено привыканием

2) Высший уровень сенсорной психики.

Иглокожие, некоторые моллюски, кольчатые черви, некоторые низшие хордовые. Характерно усложнение нервной системы, сводящееся к цефализации (сложение нервных клеток на головном конце с образованием крупных кончиков). Происходит объединение нервных стволов и их смещение: брюшная нервная цепочка.

Движения свободные. Способны активно разыскивать добычу. Некоторые виды способны к разным формам движения всвязи с временем года.

У всех кольчатых червей развитый кожно-мускульный мешок и появляются параподии (боковые парные конечности).

Органы чувств: у кольчатых червей сложные глаза (иногда с хрусталиками). У некоторых улиток есть орган зрения. У всей группы есть кожная светочувствительность, химическая чувств-ть.

Таксисы: обнаруживаются некоторые формы высших таксисов.

Тропотаксис (Животное сравнивает два одновременно действующих раздражителя. Изменение направления движения при этом происходит при разной интенсивности раздражений. Примером тропотаксиса может служить ориентация водных животных при плавании дорсальной стороной вверх.)

Телотаксис (Животное выбирает из двух источников раздражения один и движется к нему. Промежуточное направление не выбирается никогда. Таким образом, влияние одного из раздражителей подавляется. Например, пчелы из двух источников света выбирают один, к которому и двигаются.)

Менотаксис (Животное ориентируется под определенным углом к направлению на источник раздражения. Например, муравьи, возвращаясь в муравейник, частично ориентируются по положению солнца.)

Чаще всего проявляются совместно тело и тропотаксисы.

Появляются зачатки высших форм поведения:

а) «конструктивных действий» (строительство «домиков»)

б) брачного поведения и агрессивности

в) пластичного поведения (господство врожденных стереотипов. Малая роль научения)

Сложность формирования ассоциативных связей и кратковременность сохранения результатов научения.

Общая характеристика:

1) Поведение слагается и движений, ориентированных по отдельным свойствам предметов. Отсутствие предметного восприятия.

2) Активный таксис положительных раздражителей занимает в поведении заметное место.

3) Встречаются зачатки сложных форм инстинктивного поведения и сложные таксисы.

4) Впервые появляются зачатки конструктивной деятельности, агрессивного поведения и общения.

9.Перцептивная психика

«Перцептивная психика характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей».

Ощущения объединяются в образы. Для поведения становится характерная тенденция ориентироваться на предметы и отношения между ними. Появляются более гибкие формы приспособительного поведения. Появляется определённая степень обощения и чувственные представления. Развивается двигательная активность. Движения становятся связанными с изменениями направления и скорости.

Низший уровень перцептивной психики

— высшие беспозвоночные (головоногие молюски)

— низшие позвоночные (рыбы, амфибии)

Происходит усложнение тела.

Насекомые

Для насекомых характерны развитые органы зрения. Насекомые «близоруки», различают цвета. Характерно хорошее обоняние. Способны к распознаванию формы. Для насекомых характерно брачное ритуальное поведение. Обладают химической сигнализацией. Храктерно территориальное поведение. Характерна пластичность поведения, способность к обучению.

Предпосылки сложного поведения насекомых: сложная НС, развитие суставных соединений, развитие ротовых органов, развитие органов чувств.

Головоногие молюски

Обладают развитыми нервными волокнами. Все головоногие хищники. Строят убежища из раковин, хорошо обучаются. Для осминогов характерно «любопытство», забота о потомстве (икре).

Обучение у головоногих молюсков

Осьминоги любят познавать новое, но это подчинено инстинктам.

Опыт с коробками разных цветов и осьминогом: через месяц осьминог выбирает красную коробку, где лежит рыба. Местоположение не имеет значение. Они не видят цвета, он видят насыщенность цвета.

Опыт с лабиринтом: через неделю осьминог способен научиться проходить лабиринт.

Осьминогов можно научить распознавать формы.

Осьминог обладает большим разнообразием двигательной активности. Обладает развитым мозгом, помогающем ему выжить.

Рыбы и амфибии

Способны у обучению, а ассоциативные способности у них низкие. Вырабатываются отрицательные пищевые рефлексы. Зрение позволяет различать движущиеся объекты. Для амфибий характерно обучение в лабиринте.

Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики

Это переходный уровень между сенсорной и развитой психикой. Наряду с прогрессивными присутствуют признаки сенсорной психики: основную роль играют отдельные свойства предметов. Преобладают ригидные формы поведения.

Высший уровень перцептивной психики

Высшие позвоночные (птицы и млекопитающие)

Как правило, различные органы имеют несколько функций.

Особое значение имеют те формы манипулирования, когда животное удерживает предмет на весу и деструктивное воздействие.

Разновидность манипулирования — комфортное поведение (уход за телом).

Категории комфортных движений: очищение тела, почёсывания, катание по субстрату, купание. Комфортные движения имеют инстинктивную природу и обладают видоспецифичностью.

Сенсорные особенности высшего уровня перцептивной психики

У млекопитающих больше развито обоняние (у птиц и приматов — зрение).

1. Степень развития обоняния и других сенсорных способностей определяется биологией вида.

2. Уровни психического отражения и и представления. Млекопитающие и птицы способны узнавать геометрические фигуры не зависимо от размера и положения.

3. Высшие позвоночные способны к экстраполяции (способность ориентироваться на ожидаемый путь перемещения предмета). Наиболее ярко эти способности выражены у хищников и животных, прячущих корм про запас.

— Особой сложности достигают процессы общения. Используются различные средства коммуникации (зрительные, слуховые, обонятельные).

Пластичность поведения.

Инстинктивное поведение достигает максимального уровня выраженности в ритуализованном общении — ригидные формы поведения. Пластичность проявляется в возможности быстрой перестройки навыка (при превращении положительного раздражителя в отрицательный) и в возможности переноса навыка в новые условия. Это даёт возможность адекватного использования полученного опыта при существенных изменениях условий.

10. Стадия интеллекта. Общая характеристика.

А.Н.Леонтьев выделял в развитии психики стадию интеллекта. На этой ступени психического развития, с его точки зрения, находятся высшие млекопитающие, в частности, человекообразные обезьяны и человек.

Обезьяне нужно сначала короткой палкой достать длинную, а потом последней достать плод. Решение данной задачи проходит в два этапа — на первом этапе нужно совершить определенное действие (достать маленькой палкой большую), которое подготавливает совершение действия на втором этапе (достать большой палкой плод). Завершающее действие уже непосредственно связано с удовлетворением биологически важной потребности. Такие задачи А.Н.Леонтьев называл двухфазными задачами. С его точки зрения, животные, которые способны решать такие задачи, находятся уже на следующей стадии развития психики — на стадии интеллекта.

Во-первых, в эту фазу животное совершает различные пробующие движения. Но это не хаотические случайные движения, которые случайным образом приводят к разрешению задачи. Животные производят пробы различных ранее выработанных операций.

Таким образом, стадия интеллекта, с точки зрения А.Н.Леонтьева, характеризуется следующими чертами. Деятельность дифференцируется на две разнокачественные фазы — на фазу подготовления и фазу осуществления. Животные, обладающие интеллектом, отражают не только отдельные вещи, но и их отношения и связи между собой.

Элементарное поведение животных

Мышление (у животных) —сложный процесс, включающий как способность к экстренному решению тех или иных элементарных логических задач, так и способность к обобщению. Элементы мышления могут проявляться у животных в разных формах (обобщение, сравнение и т.д.).

Разумные акты у животных связаны с обработкой различной сенсорной информации в разных функциональных сферах. Мышление животных — это не просто способность к решению задачи — это системное свойство мозга.

Критерии интеллектуального поведения у животных

1) В дополнение к отражению отдельных предметов возникает отражение их отношений и связей;

2) Демонстрируемые навыки должны быть не просто многофазными — фазы решения задачи делятся на подготовительную фазу и фазу осуществления. 1-я (подготовительная) фаза вне связи со следующей фазой лишена биологического смысла. 2-я фаза направлена на удовлетворение потребностей.

3) При решении задачи животное пробует разные способы, т.е. имеют место пробы различных операций.

4) Задача для животного должна быть новой.

Биологическая ограниченность интеллекта животных

1) Интеллектуальное поведение определяется образом жизни и биологическими закономерностями. Обезьяны и другие животные на воле редко пользуются орудиями.

2) Зрительные представления у животных слабее, чем у человека и связаны с компонентами окружающей среды.

3) Мышление животных всегда имеет конкретный чувственно-двигательный характер.

4) Ограниченность интеллектуального поведения, проявляющаяся путём большого количества ошибок и преобладания деструктивного поведения (разрушение).

5) Неспособность мысленно оперировать одними представлениями и, как следствие, неспособность понимать результаты своих действий.

11. Координация и ориентация в пространстве.

При отыскании пути к цели животные могут использовать разные способы, которые по аналогии с прокладыванием морских путей эти способы называют:

— счислением пути;

— использованием ориентиров;

— навигацией по карте.

Животное может одновременно пользоваться всеми тремя способами в разных комбинациях, т.е. они взаимно не исключают друг друга. Вместе с тем эти способы принципиально различаются по природе той информации, на которую животное опирается при выборе того или иного поведения, а также по характеру тех внутренних «представлений», которые у него при этом формируются.

Счисление пути -Животное отслеживает свое перемещение, а интегральная информация о пройденном пути, по-видимому, обеспечивается соотнесением этого пути и затраченного времени. Данный способ неточен, и именно из-за этого у высокоорганизованных животных его практически нельзя наблюдать в изолированном виде.

Использование ориентиров нередко сочетается со «счислением пути». Этот тип ориентации в большой степени близок формированию связей типа «стимул-реакция». Особенность «работы по ориентирам» состоит в том, что животное использует их строго поочередно, «по одному». Путь, который запоминает животное, представляет собой цепь ассоциативных связей.

При ориентации по местности («навигации по карте») животное использует встречающиеся ему предметы и знаки как точки отсчета для определения дальнейшего пути, включая их в интегральную картину представлений о местности.

Каждое животное хранит в своей памяти мысленный план своего участка обитания.

Тропизмы. Первоначально использовался для описания движения растений, поворачивавшихся к солнцу ( направленные ростовые движения). Тропизмы возникают в растущих частях растения и являются следствием более быстрого роста клеток корня, стебля или листа. Связаны с гарсоном роста растений — ауксином.

Кинезы — изменения скорости передвижения или частоты поворотов. Тело не имеет определенной ориентации относительно источника раздражения.

Ортокинез — воздействие на линейную скорость,

Клинокинез — влияние внешней стимуляции на частоту поворотов.

Таксисы — двигательная реакция в ответ на одностороннем действующий стимул. Свойственны свободно передвигающимся организмам, некоторым клеткам и органоидам. Источники раздражения : свет (фототаксис), температура (термотаксис), влага (гидротасис), химические вещества (хемотаксис). Положительный таксис — движение к источнику стимуляции, , отрицательный — движение от источника.

12. Структура инстинктивного поведения.

Особенности инстинктивного поведения

1) наследственная обусловленность;

2) видоспецифичность;

3) соответствие анатомическому строению животного;

4) не требует предварительного научения;

5) приспособленность к естественным условиям жизни вида;

6) проявления инстинкта может изменять весь стереотип жизни животного.

Физиологические основы инстинкта

1) Появление очагов (доминанты — стойкий очаг повышения возбуждаемости, который может «перехватывать» возбуждение соседних центров);

2) гуморальные факторы, которые изменяют возбудимость ЦНС;

3) родительские инстинкты опред.(?);

4) безусловные рефлексы, которые могут являться врождёнными компонентами инстинктивной реакции;

5) гипоталамус;

Инстинкт — сложные и безусловные рефлексы, дополняемые условно-рефлекторными компонентами в результате приспособления животных к конкретным условиям обитания.

Структура инстинктивного поведенческого акта по Лоренцу

Схема инстинкта по Лоренцу: поисковое поведение — ключевые стимулы — завершающий акт.

1-я стадия: поисковое поведение

На данной стадии животное находится в состоянии готовности к какому-то виду деятельности, активно ищет стимулы, при действии которых эта деятельность может осуществиться.

Относится к целенаправленному поведению. Строится на врождённой основе, но в ходе онтогенеза дополняется приобретёнными реакциями. Заканчивается, когда животное достигает ситуации, в которой может осуществить следующее звено данного инстинкта.

2-я стадия: ответная реакция на действие знакового раздражителя

Строго определённый раздражитель, без наличия которого инстинкт не может реализоваться. Подобные раздражители животные опознают при первом предъявлении — индивидуальное научение не требуется.

Ключевой раздражитель позволяет снять блок с дальнейших этапов инстинкта.

Ключевые раздражители: специфические свойства, морфологические признаки (особенности окраски тела, рогов, оперения), звуковые стимулы (пение), видоспецифические комплексные движения (танцы), определённые факторы среды (гнезда).

3-я стадия: завершающая стадия инстинктивного поведения

Лишена приобретения. Может совершенствоваться только за счёт созревания определённых мозговых структур, но не за счёт обучения.

Если инстинктивное действие давно не осуществлялось, оно может произойти спонтанно (без действия ключевого стимула) (снижение порога инстинктивных действий). Наоборот повышение порога инстинктивных действий приводит к тому, что реакция воспроизводится с трудом или вообще не воспроизводится. С точки зрения Лоренца осуществление завершающих актов инстинктов можно объяснить на основе гидродинамической модели.

Иерархическая теория Тинбергена

Модель основана на том, что между стереотипными двигательными реакциями существует ряд закономерных отношений (строгая последовательность). Тинберген выдвинул гипотезу об иерархии центров, которые управляют отдельными поведенческими реакциями.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст