второй вариант пожтуш

2.2.6. Современные технологии и средства пожаротушения

Развитие современных технологий и средств пожаротушения предусматривает:

анализ результатов эксплуатации высокотехнологичной пожарно-спасательной техники и разработку рекомендаций по её использованию в различных условиях;

разработку методических документов по совершенствованию деятельности РСЧС в части её технического обеспечения;

оказание практической помощи личному составу в освоении новых образцов пожарно-спасательной техники, совершенствовании методов её использования, повышения её эффективности;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию новых образцов пожарно-спасательной техники;

разработку нормативных документов и нормативно-правовых актов по пожарной безопасности.

В настоящее время отечественными производителями освоены основные виды пожарных автомобилей согласно действующему «Типажу пожарных автомобилей на 2006-2010 гг.», в том числе автомобиль тушения высокократной пеной АТВП 1000-150.

 

Разработан и производится универсальный ручной комбинированный (водопенный) пожарный ствол РСКУ-50А с регулируемым расходом и с изменяемой геометрией струи. В 2009 г. планируется закупка для нужд МЧС России около 1000 шт. указанных стволов.

В 2009 г. предусматривается проведение следующих наиболее перспективных опытно-конструкторских работ:

создание пожарно-спасательного автомобиля в климатическом исполнении ХЛ;

разработка пожарного автомобиля с повышенной дальностью подачи огнетушащих веществ для подразделений федеральной противопожарной службы на критически важных объектах Российской Федерации;

разработка модульной установки пожаротушения для получения и подачи газонаполненной пены с использованием сжатого воздуха;

создание роботизированного пожарного комплекса для защиты коммуникационных коллекторов, автотранспортных и железнодорожных тоннелей, протяженных сооружений, стеллажных складов, ангаров и др. объектов с применением пожарных роботов на болидах.

Основополагающим документом, определяющим основные направления развития робототехники в МЧС России, является принятая в 1997 г. Программа создания и внедрения РТС для решения задач МЧС России на 1997 — 2000 гг. Приказом МЧС России от 04.12.2003 г. №719 указанная Программа была пролонгирована до 2010 г. с учетом изменений и дополнений, отражающих потребности Министерства в оснащении робототехническими средствами (РТС), в том числе противопожарными и воздушными системами. Руководствуясь этой программой, а также Федеральной целевой программой по обеспечению пожарной безопасности на 2009-2012 гг. в настоящее проводятся работы по созданию и внедрению робототехнических комплексов различного назначения:

· наземные РТС для ведения разведки, аварийных, противопожарных, неотложно-восстановительных и других специальных работ внутри помещений и на местности в ЧС, связанных с радиационным и химическим загрязнением, а также выполнения операций по гуманитарному разминированию;

· воздушные РТС с применением дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (ДПЛА) для ведения оперативной разведки в условиях ЧС, в том числе при радиоактивном и химическом загрязнении;

· воздушные аэростатические летательные аппараты для проведения мониторинга и организации системы наблюдения и связи в местах проведения спасательных операций.

МЧС России разрабатывает концепцию использования группировки роботизированных мобильных средств, работающей в непосредственном контакте с наземными и воздушными средствами.

 

В настоящее время Министерство располагает группировкой мобильных роботизированных наземных комплексов для проведения аварийно-спасательных и противопожарных операций в составе уже известных РТС легкого МРК-РП (рис.2.20) и среднего класса ЕЛЬ-4 (рис.2.21), а также робототехнического комплекса среднего класса LUF-60 (рис.2.22) и тяжелого класса ЕЛЬ-10 (рис. 2.23). Все эти комплексы приняты в опытную эксплуатацию в 2008 году. По результатам опытной эксплуатации в 2009 — 2010 гг. будут подготовлены практические руководства по их применению в условиях повышенного риска, в том числе при проведении совместных работ с аварийными подразделениями Росатома, что позволит сформировать наземную составляющую роботизированной группировки для проведения аварийно-спасательных операций.

 

 

Рис.2.20 Комплекс легкого класса МРК-РП Рис.2.21 Комплекс среднего класса ЕЛЬ-4

Рис.2.22 Комплекс среднего класса LUF-60

 

Рис. 2.23 Комплекс тяжелого класса ЕЛЬ-10

Начиная с 2009 г., МЧС России планируется начать работы по созданию универсального наземного РТС среднего класса с навесным сменным вооружением, предназначенным для проведения разведки, аварийно-спасательных работ, пожаротушения и эвакуации пострадавших. В качестве системы управления предполагается использовать не только дистанционное управление, но и оснастить РТС элементами автоматического ориентирования на месте, поиска траектории движения к цели и возврата в исходную точку.

В настоящее время осуществляется мониторинг проведения пожарно-спасательных операций и доставки полезных грузов с использованием БПЛА вертолетного и аэростатного типов.

 

Обзор современных средств и технологий в пожаротушении

Пожарная безопасность \\ 05.03.2013 09:10

Современные технологии никогда не стоят на месте, и такая сфере, как защита от пожаров также пополняется новой специализированной техникой, отвечающей последним разработкам.

 

В последнее время довольно большое количество научных и научно-популярных статей посвящено роботизированной, «умной» технике, которая позволяет сэкономить время и человеческие силы, а также повысить эффективность борьбы с пожаром. Начнём наш обзор именно с подобной техники.

 

Пожарные роботы

 

Роботизированная техника имеет ряд неоспоримых преимуществ в области пожаротушения, поскольку она не только позволяем эффективно локализовать и ликвидировать возгорание, но и обеспечить безопасность самих пожарных.

Случаи гибели сотрудников пожарной охраны при исполнении своего профессионального долга, к сожалению, не редки. Это очевидно, поскольку деятельность пожарного напрямую связана с опасностью для жизни. В особо тяжёлых случаях, в частности, при угрозе взрыва, в условиях радиоактивной атаки на помощь приходит именно пожарный робот.

 

Разработки и внедрение робототехники в практическую сферу МЧС активно начались в конце 90-х — начале 2000-х годов. Основные тенденции шли на создание роботизированных комплексов. Одним из первых был создан РТК – мобильный робототехнический комплекс. Он был призван тушить пожары при помощи пены. Подача вещества производилась оператором дистанционно.

Затем, учёные занялись созданием более совершенных модификаций РТК. В начале 2000-х годов появились модели, способные тушить пожары не только на земле, но и в воздухе и под водой.

 

«Умный Пожарный» наделён массой необходимых возможностей и функций:

 

мониторинг и оценка пожарной ситуации;

контроль обстановки 7 дней/нед., 24 ч/сут.;

ликвидация возгорания;

эвакуация людей;

проливка конструкций после тушения.

 

К настоящему времени созданы беспилотные, подводные, воздушные, дистанционно управляемые пожарные роботы. Современные противопожарные комплексы обладают также возможностью контроля расхода огнетушащего вещества. В качестве последнего, кстати, используются: вода, водопенный раствор, порошок и др.

 

Одним из главных преимуществ робота является высокий уровень точности обнаружения возгорания за минимальный срок. Такойробот-пожарный работает по принципу инфракрасной чувствительности, улавливая таким образом тепловое излучение на самой ранней стадии возгорания.

Как правило, с роботом непосредственно связан оператор, который может задавать настройки по своему усмотрению, управлять системой на расстоянии.

 

Помимо роботов для оперативного и эффективного тушения пожаров разрабатываются и другие средства пожаротушения нового поколения, обзор которых приводится ниже.

 

Современные средства пожаротушения

 

Поговорка «всё новое – это хорошо забытое старое» полностью применима и к нашей теме, поскольку многие современные установки пожаротушения созданы на базе ранних разработок. Мобильность и охват большой территории – ещё несколько важных критериев, которым должны соответствовать продукты современных технологий создания средств пожаротушения. В частности, таким требованиям отвечают установки автоматического пожаротушения. Эффективность таких установок варьируется в зависимости от конкретной модификации, в частности, от мощности подачи струи, от типа распрыскивателя.

 

Установки могут применяться на больших площадях пожара в целях локализации и оперативной ликвидации огня. Они характеризуются сравнительно малым весом, удобны в транспортировке, имеют значительный срок эксплуатации (не менее 10 лет).

 

 

Новые модификации пожарных автомобилей также пользуются сегодня высокой популярностью у подразделений по борьбе с ЧС, поскольку показали свою эффективность на практике. Хорошим примером является АПП – автомобиль первой помощи – передвижной комплекс пожаротушения.

Запас огнетушащего вещества для такого автомобиля достигает примерно 450 литров. Могут использоваться в тушении пожаров различного происхождения, даже при наличии горючих материалов и веществ.  Огнетушащее вещество может подаваться струёй на расстояние до 30 метров. Такие автомобили созданы на базе, так называемой, «Газели».

 

Более мощной современной модификацией пожарного автомобиля является АЦ- автоцистерна, созданная на базе КАМАЗа или Урала. Машина используется в целях ликвидации огня, способом вертикальной подачи вещества, и проведения спасательных мероприятий. Автомобиль характеризуется большей вместительностью: бак заполняется примерно на 5-6 тонн воды.

 

                                                                                                     

 

Для ликвидации пожаров на большой высоте, куда с земли добраться крайне сложно, наиболее эффективна современная модификация противопожарного вертолёта. Такие установки имеют довольно большой запас огнетушащего вещества, около 700 литров.

 

Пожарный вертолёт на базе Ка-32 нашёл успешное применение в случаях возгорания на последних этажах высотных зданий и городских небоскрёбов. Примечательно, что расстояние, на которое может подаваться струя, составляет от 60 до 80 метров, что позволяет вертолёту оперативно локализовать пламя и подбираться ближе к очагу пожара.