вопросы к экзамену по ИЗЛ

1.Античная цивилизация (экономика, политика, идеология, культура). Ее открытия в области художественного творчества. Гегель о культуре древней Греции.

2.Периодизация древнегреческой литературы (краткая характеристика каждого периода).

3.Миф как жанр дописьменной литературы: истоки, познавательная, эстетическая и социальная функции мифа.

4.Легенды, сказания и мифы древней Греции – классификация, типологические особенности, роль в становлении и развитии литературы античного общества.

5.Особенности поэтики героического эпоса (значительность тематики и идеи, торжественность стиля, развернутые сравнения, постоянные эпитеты, гиперболизация и др.).

6.«Гомеровский вопрос» – история возникновения и развития, суть различных гипотез, современное состояние.

7.Лирика древней Греции, ее жанровые разновидности (декламационная, сольная, хоровая), ведущие авторы.

8.Театр в древней Греции, его массовость и демократизм, социальная роль, организация театральных состязаний.

9.Античная драма как род литературы, ее истоки, особенности композиционного построения, тематическая и жанровая эволюции в V–III вв. до н. э.

10.Древнегреческая трагедия – источники сюжетов, темы, суть трагических конфликтов, роль хора.

11.Комедия в древней Греции – этапы развития, тематика, конфликты, характерные приемы создания комического эффекта.

12.Поэма Гесиода «Труды и дни» – гимн труду земледельца, поэтизация его житейского опыта, философско-дидактические мотивы.

13.«Илиада» Гомера – сюжет, основной конфликт и герои.

14.«Одиссея» Гомера – основная тема, характер главного героя.

15.Общая характеристика римской литературы, ее периодизация, особая роль в развитии литературы западноевропейской.

16.Доклассический период литературы древнего Рима, господствующее влияние эллинизма, ее подражательность и оригинальность, основные жанры.

17.Римская литература периода кризиса и гибели республики, актуализация тематики, новые жанры прозы и поэзии.

18.Античный роман, его тематические, композиционные и стилистические особенности.

19.Эстетические теории античности (Платон, Аристотель, Гораций). «Поэтика» Аристотеля – учение о сути творчества, о жанрах, понятие катарсиса.

20.Человек и золото в комедии Плавта «Клад»; осмеяние римской военной аристократии в «Хвастливом воине».

21.Кружок поэтов-неотериков, их общественная позиция и литературная программа. Любовная лирика Валерия Катулла.

22.Значение культуры античного общества для развития искусства Западной Европы в последующие эпохи.

23.Римский театр. Творчество Плавта: тематика, черты заимствования у греков и оригинальность его комедий, приемы создания комического эффекта.

24.Исторические труды античности («Музы» Геродота, «История» Фукидида, «Параллельные жизнеописания» Плутарха и «Анналы» Тацита) как художественные произведения.

25.Усиление сатирических тенденций в римской литературе послеклассического периода. Творчество Петрония, Марциала, Ювенала.

26.Изображение римской жизни в романе Апулея «Метаморфозы» («Золотой осел»), философско-дидактические мотивы в нем.

27.«Век Августа» как классицистическая реакция в римской культуре; стремление к содержательности, простоте и ясности формы в искусстве. Литературная политика Августа, кружки Мецената и Мессалы.

28.Римский «серебряный век». «Новый стиль» в литературе, его приверженцы и противники. Возрождение трагедии (Сенека) и эпической поэмы (Стаций, Флакк).

29.Пародия как основной прием создания комического эффекта в «Лягушках» Аристофана.

30.Суть конфликта, боги и смертные в комедии Аристофана «Мир» («Тишина»).

31.«Облака» Аристофана: сюжет, герои, суть комического конфликта.

32.«Семеро против Фив» Эсхила – сюжет, трагический конфликт, авторская позиция и трагический герой.

33.Новое понимание сути трагического конфликта и героя, протест против несправедливости богов к смертным в «Ипполите» Еврипида.

34.Рок и свободная воля человека в трагедии Софокла «Царь Эдип».

35.Креонт и Антигона как антагонисты в трагическом столкновении личности и государства (по трагедии Софокла «Антигона»).

36.Трилогия Эсхила «Орестея» – сюжет, проблема рока и справедливости, боги в трилогии как блюстители моральных и правовых основ полиса.

37.Трагедия Эсхила «Прометей прикованный» – протест против насилия и призыв к мудрому согласию человека и власти. Особенности характера главного героя.

38.Тяжелое бремя власти, Агамемнон-отец и Агамемнон-военачальник (по трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде»).

39.Проблема самопожертвования в трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде».

40.Искусство Еврипида в психологической разработке характеров («Медея», «Ифигения в Авлиде», «Ипполит»).

41.Тема мести и возмездия в трагедии Еврипида «Медея».

42.Эволюция характера трагического героя в античной драме (от Эсхила до Сенеки).

43.Хор как третья сторона трагического конфликта у Софокла («Антигона») и Еврипида («Медея»).

44.Общая характеристика эллинистического и эллинистическо-римского периодов древнегреческой литературы. Поэзия Феокрита и Каллимаха. Аполлоний Родосский и его поэма «Аргонавтика». Сатира Лукиана.

45.«Новоаттическая» комедия Менандра – особенности тематики и формы, художественные приемы.

46.Религиозно-социальные мотивы и психологизм романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

47.Творчество Теренция, тематические, композиционные и стилистические особенности, гуманистические мотивы его комедий.

48.Критика крайних проявлений индивидуализма в «Метаморфозах» Овидия (мифы об Арахне, Нарцисе, Фаэтоне и др.).

49.«Скорбные песни», «Письма с Понта» – третий период творчества Овидия: тематика, пафос, средства поэтического выражения.

50.Изменение и углубление содержания поэзии Овидия во второй период творчества (поэмы «Метаморфозы» и «Фасты»).

51.Лирика Горация второго периода творчества (три сборника «Од», книга «Посланий»), ее тематическое и жанровое разнообразие, морально-философские мотивы.

52.Первый период творчества Горация – сборник стихотворений «Эподы», два сборника сатир, их гражданская, философская и моральная тематика.

53.Поэма Вергилия «Энеида» – сюжет, основные герои, подражательство Гомеру и оригинальность ее. Идея долга и величия Римской империи.

54.«Буколики» и «Георгики» Вергилия – прославление трудовой жизни земледельцев и пастухов, поэтическая поддержка внутренней политики Августа, элементы подражания греческому поэту Феокриту. Четвертая эклога «Буколик».

55.Поэма Лукреция «О природе вещей»: замысел композиция, целостная картина мира, художественные достоинства, этический пафос.

56.Первый период творчества Овидия (сборники элегий «Любовные стихотворения», «Наука любви», «Лекарства от любви») – картины современной поэту жизни римского общества, скрытая оппозиция нововведениям Августа в области семьи и брака.