вопросы к экзамену. 1 курс


Направленные отрезки на оси. Линейные операции над ними.

Декартовы координаты на прямой, плоскости и в пространстве.

Проекция направленного отрезка на ось.

Расстояние между точками.

Деление отрезка в данном отношение.

Полярная система координат. Связь с декартовой.

Цилиндрическая система координат.

Сферическая система координат.

Св-ва определителей.

Понятие вектора. Линейные операции над векторами (определения и теоремы).

Понятие зависимости и независимости векторов (определения и теоремы).

Линейные комбинации двух, трех, четырех векторов. Теоремы, следствия.

Понятие базиса. Единственность разложения по базису.

Скалярное пр-ие векторов. Определения. Геометрические и алгебраические св-ва.

Выражение скалярного пр-ия в декартовых координатах.

Векторное пр-ие векторов (определения, геометрические и алгебраические св-ва).

Выражение векторного пр-ия в декартовых координатах.



Вопросы к экзамену 1 курс


ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (1ПОБ НАЧ-О-Д + 1ПОБ НАЧА-О-Д)

Теоретические вопросы

Понятие о теории обучения

Сущность и функции обучения

Процесс обучения как педагогическая система

Двусторонний характер процесса обучения

Психолого-педагогическое изучение личности школьника в процессе обучения в различные возрастные периоды

Обучение в условиях поликультурной и полиэтнической образовательной среды

Закономерности обучения

Система дидактических принципов

Основные мировые тенденции в обучении

Понятие о содержании образования

Принципы формирования содержания общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт

Типология общеобразовательных учреждений в России

Основные формы получения общего образования

Учебный план школы

Структура учебных программ и пособий

Понятие о методе обучения

Классификация методов обучения

Применение методов обучения

Понятие о формах обучения

Классификация форм организации обучения

Тенденции развития форм обучения

Становление классно-урочной системы

Урок как целостная учебно-воспитательная система

Типы и структура урока

Взаимодействие учителя и учащихся на уроке

Подготовка учителя к уроку

Нестандартные уроки

Анализ и самоанализ урока

Понятие о средствах обучения

Классификация средств обучения

Технические средства обучения

Сущность дидактических инноваций

Классификация дидактических инноваций

Дидактические инновации в дошкольном образовании

Дидактические инновации в образовании школьников

Дидактические инновации в высшем образовании

Практикоориентированные вопросы

Изучите по разным источникам и обоснуйте подходы разных авторов к определению дидактики.

Изучите психолого-педагогические подходы разных авторов к определению процесса обучения и его роли в развитии личности. Сравните концепции развивающего обучения Л.С.Выготского, Л.В.Занкова, З.И.Калмыковой, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

Обоснуйте роль самостоятельной учебной деятельности в формировании личности учащегося. Какие современные формы и средства используются при организации самостоятельной работы?

Изучите теорию вопроса мотивации учения. Составьте тест для оценки мотивов учения школьников.

Раскройте суть основных трудов отечественных и зарубежных педагогов, внесших большой вклад в развитии дидактики (В.Ратке, Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский и др.).

Подготовьте презентацию на тему: «Становление дидактики как науки»

Составьте таблицу: «Процесс обучения как целостная система». Обоснуйте наиболее перспективные направления современных дидактических исследований.

Проанализируйте частные закономерности процесса обучения. Приведите примеры собственно дидактических, гносеологических, психологических, социологических и организационных закономерностей.

Изучите принципы системы развивающего обучения Л.В. Занкова и др. Сравните традиционные принципы и принципы системы развивающего обучения. Составьте таблицу: «Принципы обучения».

Перечислите законы обучения и раскройте их основные характеристики по классификации А.В. Хуторского.

Приготовьте презентацию на тему: «Современная система образования в ____________________» (стране по выбору студента).

Составьте таблицу по теме: «Правила реализации принципов обучения».

Предложите варианты повышения качества образования за счет ученического компонента стандарта. Какие предметы и виды деятельности в него можно включить?

Охарактеризуйте основные теории формирования содержания образования.

Проанализируйте учебный план конкретной школы (учебные планы школ можно найти на сайтах учебных заведений, размещенных в Интернете). Какие предметы входят в базовую часть? Какими предметами представлен школьный компонент? Присутствует ли в нем ученический компонент? Что в него входит?



В чем заключаются отличия авторской учебной программы от типовой? Докажите конкретными примерами.

Охарактеризуйте принципы формирования содержания образования и подтвердите их примерами.

Подтвердите примерами из школьной практики, как качество обучения зависит от качества учебной литературы.

Проанализируйте учебные программы факультативных и элективных курсов, используемых в общеобразовательной школе. Отвечает ли содержание данных курсов целям и задачам, поставленным в пояснительной записке? Какие контрольно-оценочные средства предлагают использовать авторы программ?

Спроектируйте собственную учебную программу для факультативного или элективного курса.

Напишите пояснительную записку к учебному курсу любого предмета на ваш выбор, указав в ней основные целевые направления его изучения, задачи, воспитательные возможности, ведущие научные идеи, лежащие в основе построения курса.

Опираясь на исследования разных авторов, составьте сравнительную таблицу классификаций методов обучения. Из педагогических произведений разных авторов подберите примеры эффективной и неэффективной реализации методов обучения.

Проанализируйте влияние дидактических игр на эффективность усвоения учебного материала детьми. Предложите 2-3 дидактические игры для младших школьников.

Используя педагогическую литературу и Интернет-ресурсы, сделайте презентацию по теме: «Методы обучения».

Посетите в школе урок. Назовите методы, которыми пользовался учитель. Насколько, на ваш взгляд, они были целесообразно и методически грамотно применены? Вы выбрали бы те же методы или другие? Почему? Приведите примеры использования интерактивных методов обучения на уроках.

Из школьной практики или из литературы приведите примеры целесообразного и педагогически грамотного применения методов поощрения и наказания.

Подберите моделирующие ситуации использования интерактивных методов обучения.

Разработайте рекомендации для школьников по грамотному конспектированию текста.

Изучите функции форм обучения. Раскройте содержание основных функций форм обучения.

Охарактеризуйте классификации форм обучения, предложенные разными авторами (Андреев В.И., Онищук В.А., Хуторской А.В. и др.).

Сделайте доклад об одной из систем обучения: индивидуальное обучение; индивидуально-групповое обучение; классно-урочная; белл-ланкастерская; мангеймская; Дальтон-план; бригадно-лабораторная; проектная система; план Трампа. Проанализируйте в сопоставительном плане описанные выше системы обучения. Выделите схожее и особенное в данных системах.

Выделите характерные черты классно-урочной системы обучения. Обоснуйте причины распространения данной системы в ведущих странах мира и ее эффективное применение на протяжении нескольких веков.

Изучите требования к домашней самостоятельной работе. Приведите пример организации данной формы организации обучения с учетом требований дифференцированного подхода к учащимся (предмет и тему студент выбирает самостоятельно).

Разработайте по своей дисциплине конспект урока. Какие проблемы вы испытывали при его написании? Проанализируйте сформулированные вами цели и задачи урока. Насколько реалистично их выполнение? Какой тип урока вы выбрали? Почему?

Обоснуйте необходимость использования нестандартных уроков в современной школе. Охарактеризуйте основные типы нестандартных уроков. Какие виды нестандартных уроков вы рекомендуете использовать по своему предмету? Обоснуйте выбор.

Проанализируйте возможность участия родителей в подготовке к уроку и в его проведении. Для каких классов это может быть целесообразным?

Проанализируйте возможность проведения «межпредметных» уроков (например, литературы и истории, биологии и географии и т.п.). Для каких классов это может быть целесообразным?