упражнения для 2 курса


Упражнения

Определите род следующих аббревиатур (расшифруйте их), объясните свой выбор:

КЗоТ, НИИ, ЖЭК, КГБ, ВТЭК, ФРГ, МПС, ЛЭП, РАПП, КАМАЗ, ВТО, ЦРУ, МАА, ОПО, ЭВМ, ЭКГ, СПС, ЕС, СБСЕ, БАМ, ДОСААФ, ЦСК, МВД, ОРТ, ФСБ, ООН, АСУ, НЭП, НАТО, ЮНЕСКО, НТВ, МЧС, ЗАГС.

Образуйте сущ-ные общего рода с данными определениями по следующей модели: тот, кто зазнается – зазнайка.

Все знает; любит спать; не любит работать; невежливый; необразованный; любит сладкое; любит лакомиться; неаккуратный; пишет левой рукой; не любит долго сидеть на месте; сам себя научил.

Определите род и лексическое значение слов. Составьте с ними словосочетания по типу существительное + прилагательное:

Буржуа, домино, кенгуру, фламинго, кашне, миледи, купе, сопрано, банджо, арго, бюро, гетто, боржоми, бренди, импресарио, кабальеро, пони, салями, кольраби, хинди, контральто, мадам, протеже, мадемуазель, янки, конферансье, шимпанзе, интервью, жалюзи, жюри, драже, алоэ, харакири, досье, денди, пани, кабаре, кимоно, какао, коммюнике, клише, кюре, мисс, пенальти, попурри, рагу, резюме, реноме, табу, факсимиле, фиаско, харчо, шоссе, эскимо, эсперанто, безе, алиби, авеню, иваси, атташе, кофе, бюллетень, рояль, бандероль, лебедь, маэстро.



Образуйте множественное число:

Адрес, берег, век, город, директор, доктор, желоб, жернов, инспектор, катер, корм, номер, округ, остров, отпуск, паспорт, повар, профессор, сорт, стог, фельдшер, штемпель, якорь, автор, аптекарь, агитатор, бухгалтер, выбор, договор, инженер, лектор, лидер, конструктор, оратор, офицер, приговор, ревизор, редактор, стажёр, торт, шофёр.

Объясните различия в образовании форм множественного числа:

Меха – мехи, пояса – поясы, провода – проводы, пропуска – пропуски, счета – счёты, тормоза – тормозы, учителя – учители, хлеба – хлебы, цвета – цветы, зубы – зубья, корни – коренья, листы – листья, сыны – сыновья, ветры – ветра, годы – года, цехи – цеха.