тренировка олимпиада 10-11 класс


10-11 класс

Задание 1

Выбери один из ответов и занеси его в бланк ответа.

1. Экологическая ниша:

Территория, которую занимает популяция;

Сообщество живых организмов, с которыми взаимодействует популяция;

Природное сообщество, в котором существует популяция;

Комплекс факторов среды, в которых существует популяция.

2. Характерный пример информационного экологического фактора для зайца – это:

Скорость ветра;

Запах хищника;

Влажность воздуха;

Температура почвы.

3. Многие пресмыкающиеся для повышения температуры тела выбирают каменистые склоны южной экспозиции – это пример:

Этологической адаптации;

Физиологической адаптации;

Популяционной адаптации;

Морфологической адаптации.

4. Рельеф, климат, почва, воздух относятся к:

Биотическим факторам;

Абиотическим факторам;

Антропогенным факторам;

Географическим факторам.

5. Наиболее эффективно проявляется действие экологического фактора на организм при его значениях:

Минимальных;

Максимальных;

Оптимальных;

Минимальных и максимальных.

6. Экологические факторы воздействуют на живые организмы:

Одновременно и совместно друг с другом;

Одновременно и изолированно друг от друга;

Совместно друг с другом, но в определенной последовательности;

Изолированно друг от друга и в определенной последовательности.

7. У земноводных, живущих в умеренном климате, в результате эволюции сформировалась приспособленность к перенесению неблагоприятных условий:

Оцепенение;

Запасание корма;

Перемещение в теплые районы;

Изменение окраски.

Экология популяций

8. Наиболее опасным для существования популяции птиц является:

Появление нового паразита;

Уменьшение количества корма на данной территории;

Увеличения численности хищника;

Наводнение.

9. В большей степени вымирание популяции амфибий может зависеть от:

Чрезмерного перенаселения

Повышения гетерозиготности популяции;

Слишком малой численности и родственных скрещиваний;

Снижение численности насекомых.

10. Процессы притока, вселения особей называют:

Конкуренцией;

Эмиграцией;

Иммиграцией;

Трансплантацией.

11. Графически ситуацию нелимитируемого роста популяции можно представить в виде:

Экспоненциальной кривой;

Логистической кривой;

Прямой линии;

Синусоиды.

12. Выберите показатель, который характеризует плотность населения популяции:

10 особей;

10 штук●год-1

10 особей/м2

10 тонн/га в год

13.Возрастная структура популяции характеризуется:

Соотношением женских и мужских особей;

Численностью особей;

Соотношением молодых и половозрелых особей;

Ее плотностью.

14.Увеличению численности популяции жертв способствует:

Сокращение численности хищников;

Увеличение численности паразитов;

увеличение численности конкурентов;

уменьшение численности симбиотов.

Организация и функционирование сообществ

15. Популяции лосей и синиц в лесу напрямую не влияют друг на друга. Данный тип взаимодействия называется:

Нейтрализм

Аменсализм

Мутуализм

Протокооперация

16. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое –либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, например, взаимоотношения между акулой и рыбой-прилипалой – называется:

Протокооперация

Мутуализм

Комменсализм

Аменсализм

17. Примером биотических межпопуляционных взаимоотношений по типу хищничества является совместное существование:

Росянки и насекомых;

Вороны и галки;

Муравьев и божьих коровок;

Рыжего и черного тараканов.

18. Сообщество живых организмов, обитающих совместно:

Биогеоценоз;

Биотоп;

Биоценоз;

Экосистема.

19. Способны к фиксации азота атмосферы:

Цианобактерии

Нитрифицирующие бактерии

Аммонифицирующие бактерии

Денитрифицирующие бактерии

20. Наиболее интенсивный круговорот веществ характерен для экосистемы:

Дубравы

Тайги

Пустыни

Степи.

21. Продуктивность экосистемы при смене одного биогеоценоза другим (экологическая сукцессия):

Уменьшается;

Увеличивается;

Не изменяется;

В одних случаях уменьшается, в других – увеличивается.

22. Правильно составленная вторичная экологическая сукцессия:

пожарище→ лишайники и водоросли→ травы и кустарники→ельник→березняк→дубрава;

скалы→лишайники и водоросли→мхи и папоротники→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;

вырубка→травы и кустарники→березняк→смешанный лес→ельник;

пустошь→мхи и папоротники→травы и кустарники→смешанный лес→березняк→дубрава.

23. Жизнь можно обнаружить:

В любой точке биосферы;

В любой точке Земли;

В любой точке биосферы, кроме Антарктиды и Арктики;

В биосфере и за её пределами.

24. Представители этой группы организмов могут выполнять функции продуцентов водных экосистемах:

Бактерий;

Моллюсков;

Грибов;

Рыб.

Антропогенное воздействие на биосферу

25. Пестициды не рекомендуются сейчас для уничтожения вредителей сельского хозяйства, потому что они:

Очень дорогостоящие;

Разрушают структуру почвы;

Обладают малой избирательностью действия;

Снижают продукцию агроценоза.

26. Накопление в атмосфере углекислого газа в результате антропогенного воздействия может вызвать:

Образование озоновых дыр;

Климатические сдвиги;

Усиление образования органических веществ фотосинтезирующими организмами;

Образование ископаемых форм углерода: угля, нефти и природного газа.

27. К каким негативным экологическим последствиям может привести орошение пустынь?



Засоление почв;

Распространение ветровой эрозии;

Образование глеевого горизонта в почве;

Образование глубоких оврагов.

28. Основателем международной неправительственной организации «Римский клуб» является:

Д. Медоуз;

Ю.Одум;

Д. Перотти;

А. Печчеи

29. Наиболее опасной причиной обеднения биологического разнообразия – важнейшего фактора устойчивости биосферы – является:

Прямое истребление;

Химическое загрязнение среды;

Физическое загрязнение среды;

Разрушение мест обитания

30. Комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов называется:

Экологическим консалтингом;

Экологической биоиндикацией;

Экологическим мониторингом;

Экологическим аудитом.

31. По В.И. Вернадскому «совокупность организмов, сведенная к весу, к элементарному составу и к энергии»- это:

Биосфера;

Ноосфера;

Биокостное вещество;

Живое вещество.

Окружающая среда и здоровье человека

32. Рациональное питание предполагает соблюдение человеком некоторых требований. Укажите рекомендацию, которая таким требованием НЕ является.

Энергетическая ценность пищи должна соответствовать энергетическим затратам организма;

Растительная пища должна приниматься отдельно от животной;

Должна соблюдаться определенная пропорция при дробном (3-4 кратном) приеме пищи;

Должна обеспечиваться потребность организма в ненасыщенных жирных кислотах.

33. Молоко коров, пасущихся на пастбище, богаче витамином D, чем молоко коров, постоянно находящихся в коровнике. Объясните почему.

Животные получают более сочную и свежую траву;

Животные питаются на воздухе, содержащем больше кислорода и меньше углекислого газа;

Кожа получает большую дозу ультрафиолетовых лучей;

Животные испытывают больше положительных эмоций.

34. При интенсивном потоотделении в условиях повышенной температуры во внешней среде и большой физической нагрузки необходимо возмещение потерянной жидкости. Для этого следует:

Пить воду, лучше дистиллированную;

Употреблять напитки: подсоленный чай, минеральную воду, фруктовые и овощные соки;

Терпеть жажду;

Употреблять энергетические напитки.

35. Объясните, почему курорты для некоторых категорий почечных больных устраиваются в местностях с жарким климатом:

Высокая температура обеспечивает прогревание больного органа;

В связи с обильным выделением пота уменьшается нагрузка на почки;

Обильное питье при жаре «промывает» почки;

Повышение температуры ускоряет мочеобразование.

36. Емкость мозгового отдела черепа составляет у мужчин в среднем 1450 см3, а у женщин– 1300см3. Назовите причину разницы.

Разная степень развития головного мозга;

Разная степень двигательной активности, связанной с речью;

Разный уровень интеллекта;

Разные общие размеры тела.

37.Термин «Экология человека» предложили:

М. Соре

Р.Е. Парк и Э.В. Берджес

В.И. Вернадский

Дж. Уотсон, Ф. Крик

38. Внешние факторы, способствующие нарушению осанки у школьников:

Несоответствие парты длине тела;

Неправильное положение тела при сидении за партой;

Длительные ассиметричные движения тела при выполнении физической работы;

Всё верно.

Экология для устойчивого развития.

39. Индекс живой планеты – показатель, который количественно характеризует тенденции изменения биологического разнообразия Земли. За период 1970-2009 гг. индекс живой планеты снизился примерно на:

10%



Страницы: 1 | 2 | Весь текст