темы экзамен 10 класс

1. Восточные славяне в древности.

Иметь представление о предках славян и районе их расселения. Уметь составлять связный рассказ об основных занятиях, быте, верованиях, общественном устройстве восточных славян.

2. Древняя Русь в IX – начале XII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.

Уметь представлять связный рассказ о предпосылках, процессе формирования государства у восточных славян. Знать основные точки зрения о норманнской теории в исторической науке. Иметь представление об основных направления внутренней и внешней политики первых русских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)

3. Владимир I и принятие христианства.

Уметь вычленять особенности принятия христианства по сравнению с язычеством.

4. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская, правда».

Знать деятельность Ярослава Мудрого в деле укрепления государственности на Руси.

5. Начало распада Древнерусского государства. Главные политические центры Руси.

Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности. Знать причины обособления княжеств и уметь объяснять последствия этого процесса. Иметь представление об особенностях развития крупных русских княжеств.

Культура Древней Руси

6. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.( монголо-татары).

Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами и последствия монголо–татарского ига. Развивать умения работать с картой и историческими документами.

7. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке ( западные завоеватели).

Иметь представление о полководческом искусстве Александра Ярославича. Знать основные события борьбы русских войск с западными завоевателями, походы крестоносцев на Русь, Невская битва, ледовое побоище.

8. Культура русских земель в XIIXIII вв.

Знать особенности русской культуры в XII – XIII вв. Уметь объяснять основные научные знания в изучаемый период. Знать основные каноны русского зодчества и храмового искусства. Иметь представление об основных жанрах русской литературы, церковном искусстве и храмовом зодчестве.

9. Объединение русских земель вокруг Москвы.

Иметь представление о причинах возвышения Москвы и закономерностях образования древнерусского государства. Борьба Москвы и Твери. Внутренняя и внешняя политика Василия I московская усобица.

10. Создание единого Русского государства в XIV–XV вв.

Характеризовать развитие Российского государства в конце ХV века; определять основные направления внутренней и внешней политики Ивана III.

11. Русская культура в XVXVI вв.

Особенности развития русской культуры в этот период, просвещение, начало книгопечатания, фольклор, новые литературные жанры. Особенности архитектуры данного периода, русская живопись, иконопись, деятельность Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия.

12. Русское государство в правление Ивана Грозного.

Личность Ивана IV, внутренняя политика (опричнина, причины создания опричнины, урочные лета), внешняя политика, Судебник 1550г.

13. Смута в Российском государстве.

Политическая борьба, народные движения, иностранная интервенция, заповедные лета, семибоярщина, ликвидация последствий смуты)

14. Государство первых Романовых.

Утверждение абсолютизма, Соборное уложение 1649г., деятельность Михаила Федоровича, деятельность Алексея Михайловича, деятельность Федора Алексеевича)

15. Церковный раскол

Характеризовать сущность церковного раскола и личности исторических деятелей. Знать основные понятия. Уметь приводить примеры подтверждающие, что раскол Православной церкви глубоко затронул духовенство и мирян, объяснять причины конфликта власти и Церкви.

16. «Бунташный век»

определять особенности народных выступлений; делать выводы. Уметь определять причины выступлений, обосновывать понятие «Бунташный век», знать важнейшие персоналии, показывать на карте территории, охваченные волнениями.

Народные движения: Болотникова, Булавина, Разина.

17. Преобразования Петра I: цели, содержание, итоги.

Внутренняя и внешняя политика Петра, экономическое развитие, оценка преобразований, изменения в быту и культуре.

18. Дворцовые перевороты.

Сравнивать исторические явления. Знать основные понятия и объяснять их значение. Деятельность Анны Иоановны, Елизаветы, Петра III.

19. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

Анализировать политику Екатерины II (выделять цели, подводить итоги). Экономическое развитие. Социальная политика.

20. Внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.: задачи, основные направления, итоги.

Определять основные направления внешней политики России.

21. Век Просвещения в России.

22. Культура России в XVIII в

24. Внутренняя политика Александра I. Деятельность М.М. Сперанского

Знать основные понятия, голы правления Александра I; называть характерные черты его внутренней политики, определять предпосылки и содержание реформаторских проектов М.М.Сперанского, причины их неполной реализации и последствия принятых решений.

25. Внешняя политика в 1800-1812 гг.

Знать понятия. Называть и показывать по карте направления внешней политики страны, оценивать её

26. Отечественная война 1812 г. Заграничный поход русской армии.

Причины, расстановка сил. Основные сражения, командный состав. Венский конгресс, Священный союз.

25. Внутренняя политика после Отечественной войны.

Умение объяснять понятия, проекты А.А.Аракчеева и Н.Н.Новосильцева, причины противоречивости реформ. Конституция Польше.

26. Движение декабристов: предпосылки возникновения, участники, цели, основные выступления, значение.

Сравнивать программы тайных обществ. Личности

27. Внутренняя политика Николая I.

Крестьянский вопрос, социально-экономическое положение.

28. Общественное движение в 30 — 50-х гг.

организации, участники, деятельность. Либералы, консерваторы, западники, славянофилы, общинный социализм.

29. Внешняя политика Николая I

Крымская война, восточный вопрос

30. Художественная культура народов России.

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, русский ампир, русско-византийский стиль

31. Наука и образование в I половине XIX в.

32. Крестьянская реформа 1861 г.

Накануне отмены крепостного права, причины, противоречия,

33. Либеральные реформы 60 — 70-х гг.

34. Общественные движения в России в 70–90-е гг. XIX в.: организации, участники, деятельность.

Народничество, революционеры, анархисты, революционный террор, «хождение в народ», марксизм.

35. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

36. Деятельность Александра III

Переселенческая политика, контрреформа, полицейское государство, реакция. Перемены в экономике и социальном строе. Религиозная и национальная политика Александра III. Внешняя политика Александра III

37. Наука и образование во второй половине XIX в.

38. Художественная культура народов России во второй половине XIX в.