список чтения на 7 класс


Список летнего чтения для 7 класса

по программе под ред. И.Н. Сухих.

Тема 1. Героизм и патриотизм.

Раздел 1. Героический эпос в мировой литературе.

Изучаемые произведения.

Гомер «Одиссея», «Илиада»

«Калевала»

Для самостоятельного чтения.

Старшая Эдда

Песнь о Нибелунгах

Песнь о Роланде

Былины «Вольга и Микула Селянинович», «Святогор-богатырь»

Армянский эпос «Давид Сасунский»

Ш. Руставели «Витязь в тигровой шкуре»

И.А. Бродский. «Одиссей – Телемаку»

М.Л. Гаспаров «Занимательная Греция»

Раздел 2. Героическое и патриотическое в литературе Древней Руси

Изучаемые произведения.

«Поучение Владимира Мономаха»

Для самостоятельного чтения.

А.О. Ишимова. «История России в рассказах для детей» (т. I, до гл. «Нашествие татар»);

Н.И. Костомаров. «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей» (т. I, гл. IV «Князь Владимир Мономах»).

Раздел 3. Героический характер и подвиг в новой русской литературе

Изучаемые произведения.

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

Н.А. Некрасов «Мороз, красный нос»

М. Горький «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Челкаш».

Для самостоятельного чтения.

Н.А. Некрасов. «Муза», «Русские женщины»;

М. Горький. «Сказки об Италии»;

В.О. Богомолов. «Иван»;

Ф.А. Абрамов. «Дом»;

В.Г. Распутин. «Последний срок»;

В. Скотт. «Айвенго»; А. Дюма. «Королева Марго»;

Р.Л. Стивенсон. «Остров сокровищ», «Черная стрела»;

Р. Джованьолли. «Спартак».

Тема 2. Мир литературных героев

Раздел 1. «Маленький человек» в русской литературе.

Изучаемые произведения.

А.С. Пушкин «Станционный смотритель»

Н.В. Гоголь «Шинель»

А.П. Чехов «Смерть чиновника», «Тоска».

Для самостоятельного чтения.

Н.В. Гоголь. «Портрет»;

А.П. Чехов. «Размазня», «Детвора», «Открытие», «Горе», «Старость»;

А. и Б. Стругацкие. «Трудно быть богом».

Раздел 2. Герой в лирике

Изучаемые произведения.

М.Ю. Лермонтов. «Парус», «Тучи» В.В. Маяковский. «Послушайте!», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Для самостоятельного чтения.

М.Ю. Лермонтов. «Узник», «Портрет», «Кавказский пленник»;

Н.М. Языков «Пловец»;

Д. Байрон. «Еврейские мелодии», «Хочу я быть ребенком вольным…», Стансы к Августе»,

«Из дневника в Кефалонии»;

Д. Китс. Сонеты;

В.В. Маяковский. «Гимн обеду», «Товарищу Нетте — пароходу и человеку».

Раздел 3. Народный характер. Черты, составляющие характер русского народа.

Изучаемые произведения.

И.С. Тургенев. «Бирюк» (из цикла «Записки охотника»)

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Нищий», «Воробей», «Два богача», «Щи», «Русский язык», «Житейское правило», «Разговор».

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

Для самостоятельного чтения.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Коняга», «Орел-меценат», «Кисель»



М.М. Зощенко. Рассказы.

Е.Л. Шварц. «Голый король».

А.П. Чехов. Рассказы.

Тема 3. Герой и нравственный выбор. Понятие нравственного выбора.

Раздел 1. Взросление героя. Становление души

Изучаемые произведения.

Л. Толстой «Детство»

М. Горький «Детство» (с 1 по 13 главы)

А.Н. Толстой «Детство Никиты»

Ф. Искандер. «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»)

И.А. Бунин. «Подснежник»

Для самостоятельного чтения.

Л.Н. Толстой. «Отрочество»;

Л.Н . Андреев. «Петька на даче»;

М. Горький. «В людях»;

В.П. Катаев. «Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи»;

Л. Пантелеев и Г. Г. Белых. «Республика Шкид»;

В.К. Железников. «Чучело»;

А.Г. Алексин. «Безумная Евдокия», «Мой брат играет на кларнете».

Раздел 2. Испытание героев любовью.

Изучаемые произведения.

Ермолай-Еразм «Повесть о Петре и Февронии»

Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»

А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка», «Дубровский»

О. Генри «Дары Волхвов»

Для самостоятельного чтения.

русская народная сказка «Семилетка»

Сказание о Тристане и Изольде;

Данте Алигьери. Сонеты;

Ф. Петрарка. «Сонеты на жизнь мадонны Лауры»;

В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери»;

Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики»;

И.С. Тургенев. «Первая любовь»;

И.А. Бунин. «Грамматика любви»;

А.П. Чехов. «Попрыгунья», «Душечка»;

А. Грин. «Бегущая по волнам»;

Г.Н. Щербакова. «Роман и Юлька»;

М.М. Рощин. «Валентин и Валентина».

Раздел 3. Личность и власть: вечное противостояние.

Изучаемые произведения.

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

А.К. Толстой «Князь Серебряный»

Для самостоятельного чтения.

Домострой.

Е.Л. Шварц. «Дракон»;

М.А. Булгаков. «Иван Васильевич»;

Д.Б. Кедрин. «Зодчие».

Раздел 4. Человек и война

Изучаемые произведения.

Д.С. Самойлов. «Сороковые»;

А.Т. Твардовский. «О войне» (глава из поэмы «Василий Теркин»);

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»;

Ю.В. Друнина. «Я только раз видала рукопашный…»

М.А. Шолохов «Судьба человека»

В.В. Быков «Обелиск»

Для самостоятельного чтения.

А.Т. Твардовский. «Василий Теркин», «Я убит подо Ржевом…»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

Б.Л. Васильев. «Завтра была война», «А зори здесь тихие…»;

Б.Ш. Окуджава. Стихотворения и песни о войне;

Д.С. Самойлов. Стихотворения о войне;

В.С. Высоцкий. Песни о войне;

А.Н. Толстой. «Русский характер»;

В.В. Быков. «Сотников»;

А.П. Платонов. «Иван Великий».

Тема 4. «Странный человек» в движении времени. Значение понятия «странный человек».

Изучаемые произведения.

Мигель де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»

В.М. Гаршин «Красный цветок»

А. Платонов «Юшка»

В.М. Шукшин «Чудик»

Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Для самостоятельного чтения.

Д.С. Мережковский. «Дон Кихот»;

Ю.В. Друнина. «Кто говорит, что умер Дон Кихот?..»;

С.Я. Маршак. «Пора в постель, но спать нам неохота…»

В.С. Высоцкий. Песни «Еще — ни холодов, ни льдин…», «Канатоходец»

Б.Ш. Окуджава. Песня «Бумажный солдатик»

М.А. Булгаков. «Дон Кихот»;

Е.Л. Шварц. «Дон Кихот»;

А.П. Платонов. «Епифанские шлюзы», «Усомнившийся Макар»;

В.М. Шукшин «Обида», «Мастер», «Срезал!», «Крепкий мужик», «Верую!», «Алеша Бесконвой-ный», «Микроскоп»;

А.И. Солженицын. «Матренин двор».