социология

1. Социология — учение об обществе. Объект социологии — современное общество и информация о нем, полученная другими науками. Предметом изучения социологии является закономерности функционирования развития общества и взаимодействие общностей разного типа. Социальные общности — это все разновидности социальных образований, которые связаны общими интересами. Социология — это наука, которая изучает современное общество через призму интересов и потребностей тех социальных групп, которые его составляют.

^ О социологии можно сказать, что это социально-гуманитарная наука, ее объектом является современное общество. Объект науки — это определенная часть действительности, которая отражается, исследуется конкретной наукой, находясь за ее пределами. Предмет — это содержание науки, ее основные положения, это система категорий и законов, отражающих объект. В соответствии с этим, под объектом социологии понимается общество в целом и общественные явления, их функционирование и развитие. А предметом социологии выступает понятийная схема социальной реальности, в которой ее главные черты и элементы приведены в систему и логически выводятся друг из друга. Первопричинами предмета социологии являются два понятия — статус и роль. Первое дает статическую, а второе — динамическую картину общества.

Социология, во-первых, глубоко изучает жизнь людей, их потребности и интересы, их мнения; во-вторых, рассматривает общество, общественные явления в аспекте отношений между социальными группами, в аспекте взаимоотношений людей как личностей; в-третьих, имеет эмпирический уровень, включает эмпирические прикладные исследования.

Социология кроме общества в целом и социальных отношений может изучать все общественные явления, экономические, политические, духовные, трудовые, бытовые и другие отношения, анализируя их в социальном аспекте, в аспекте жизнедеятельности человека. Можно определить социологию как науку о закономерностях функционирования и развития общества, общественных явлений, понимаемых через призму социальных отношений, взаимосвязей. Также можно определить социологию как отрасль науки о человеческом поведении, ставящей своей целью рас­крытие причинно-следственных связей, образующихся в процессе социальных отношений между людьми, в процессе взаимодействия и взаимосвязей между индивидами и группами.

Поэтому можно конкретнее отмечать, что объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учебный или трудовой коллектив; неформальная группа, т. е. группа друзей, приятелей), макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения), общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество. Для изучения объекта соответственно рассматриваются поступок, действие, процесс, тенденция и закономерность. Двигаясь от отдельных поступков к социальным действиям, от них — к социальным процессам, можно наблюдать уменьшение разнообразия действий, сокращение вариантов деятельности и получить возможность выявления тенденций, закономерностей.

^ 2. Основные теоретические подходы в социологии.

Макро- и микросоциология.

Социологи используют пять основных подходов при изучении и объяснении различных фактов.

1.Первый подход демографический.

Демография — изучение населения, в особенности рождаемости, смертности, миграции и связанной с этим деятельности людей. Например, демографический анализ наций третьего мира мог бы объяснить их экономическую отсталость тем, что им приходится тратить большую часть средств, чтобы прокормить быстро растущее население.

2.Второй подход психологический.

Он объясняет поведение с точки зрения его значимости для людей как личностей. Изучаются мотивы, мысли, навыки, социальные установки, представления человека о самом себе.

3.Коллективистический подход применяется, когда мы изучаем двух или более людей, образующих группу или организацию.

Когда социологи изучают такие первичные группы, как семья, такие формальные организации, как армия или компания «Дженерал моторз», они считают их коллективами индивидов.

Данный подход можно также применять при изучении групп, бюрократических организаций и различного рода общностей. С его помощью можно анализировать конкуренцию между политическими партиями, конфликты на расовой основе, соперничество между группами. Он также помогает понять, каким образом люди, принадлежащие к одному общественному классу, расе или связанные одинаковым, этническим происхождением, возрастом, полом, образуют группы с целью защиты своих интересов. Кроме того, этот подход важен при изучении коллективного поведения, например действий толпы, реакции аудитории.

4.Четвертый подход выявляет взаимоотношения.

Общественная жизнь рассматривается через их взаимодействие друг с другом, обусловленное их ролями. Ролью называется поведение, которого ожидают от человека, когда он или она занимают определенную позицию в группе. Например, в отделе кадров крупной корпорации вас приветливо встретит сотрудник приемной и возьмет ваше пальто, затем секретарь даст вам анкету и сообщит о вашем приходе. И, наконец, начальник отдела кадров побеседует с вами. Определив роли внутри группы, мы можем выявить также отношения между членами группы и, следовательно, проанализировать ее структуру.

В нашем обществе существуют сотни ролей: политик, избиратель, хозяин, служащий, деловой человек, потребитель, полицейский, заключенный и т.д. Поведение людей в определенной мере формируется на основе этих ролей не только у влюбленных или на семейном уровне, но и в сфере таких основных социальных институтов, как, например, образование и религия.

5.Пятый, последний подход культурологический.

Он применяется при анализе поведения на основе таких элементов культуры, как общественные правила (действительные или подразумеваемые) и общественные ценности (вытекающие из религиозных, политических и социальных интересов). При культурологическом подходе правила поведения, или нормы, рассматриваются как факторы, регулирующие поступки отдельных людей и действия групп. Например, в соответствии с уголовным кодексом убийство, изнасилование или ограбление другого человека считаются неприемлемыми и наказуемыми. Существуют также подразумеваемые нормы, например: не смотри в упор; не указывай пальцем на людей; не жуй с открытым ртом; принеси подарок, если приходишь на день рождения, и т.д.

Идеи, определяющие, какие общественные цели являются желательными, входят в другой аспект культуры. Эти идеи, понятия, которые называются ценностями, служат обоснованием социальных норм. Например, в обществе, в котором человеческая жизнь ценится очень высоко, имеются устойчивые нормы, осуждающие убийство и причинение вреда другим людям.

Структура: макросоцоил (анализ общ-ва как целого и его структ как части – экон и пол устр-ство, религия, постиндустриализм, etc.), микросоциол (взаимод людей в малой соц группе, соображения, кот-ми они руководствуются). Объектом социологии являются: микрогруппа (семья, первичный учеб­ный или трудовой коллектив; неформальная группа, т. е. группа друзей, приятелей), макрогруппа (население города, рабочего поселка, села, коллектив крупной организации, объединения), общность (рабочие, крестьяне, предприниматели, горожане) и, наконец, общество.

^ 3. Общество и культура. + 4 бил (он про культуру)

Общество – это обособившаяся от природы, тесно связанная с ней часть материального мира, который состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Дюркгейм считал общество индивидуальной духовной реальностью, основанной на коллективных представлениях. По Веберу общество это взаимодействие людей, ориентированных на соц. действия людей. Следовательно, все вышеназванные социологи рассматривали общество как систему. Такой подход к обществу называют системным. Структура – это совокупность элементов системы, сложность которой показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное количество связей между ними. Основные элементы: люди (личности), новые группы, нации, этносы, государства и т.п.

^ Признаки общества. Категория “общество” — самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим. 1.это исторический результат естественно складывающихся отношений людей 2.это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей. Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом соц., т.е. ориентированных на других действий. К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.

^ Типология обществ.

Существует множество способов классификации обществ. В социо-логии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, напри-мер, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистич). Согласно марксисткой традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экон. ресурсы.

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество).

Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество

охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное.

Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы — это простые общества.

Общ-во – сис-ма, т.к. это совок-сть эл-тов, находящихся во взаимосвязи и взаимоотнош и образующих единое целое, способное во взаимодействии с внеш условиями изменять свою стр-ру.Общ-во имеет внутр форму орг-ции, т.е. свою стр-уру. Она сложна, и выявление ее компонентов требует аналитического подхода с использованием разных критериев.Под стр-рой общ-ва понимается его внутреннее устр-во.По форме жизнепроявления людей общ-во подразделяется на эконом, полит и дух подсис-мы, именуемые в с-гии соц сис-мами (сферами общ-ной жизни).По субъекту общ-ных отношений в стр-ре общ-ва выявляются демографическая, этническая, классовая, поселенческая, семейная, профессиональная и другие подсис-мы.

^ 4. Культура: определения, элементы и функции. Определение границ культуры.

Культура – это вся система созданных в обществе материальных и духовных ценностей. Материальные ценности общества: жилища, предметы быта, средства производства, храмы, библиотеки и книги, картинные галерей и т.д. Духовные ценности общества: знания и язык, социальные нормы (формальные и неформальные), мифы и религия, искусство. Функции культуры: 1.Образовательная – состоит в том, что, приобщаясь к культуре, человек овладевает накопленными знаниями, языками, учится понимать литературу и искусство, приобретает опыт самостоятельного творчества и эрудицию. 2.Воспитательная – люди учатся жить в обществе, постигают искусство общения и взаимодействия друг с другом, активно усваивают социальные нормы и ценности. 3.Регулирующая – культура определяет рамки приемлемого поведения в обществе, регулируя совместную жизнь людей. 4.Объединяющая – обеспечивает целостность общества, сплачивает людей, создает у них чувство общности, сознание принадлежности к единой нации, к одной социальной группе. Структура культуры: Ценности — социально одобряемые представления о добре , красоте и справедливости. Ценности представляют также разделяемые многими людьми представления относительно целей, к которым нужно стремится. Социальные нормы — образцы правильного, проявляющиеся в привычках, манерах (внешних формах поведения), этикете (культурном комплексе манер, привязанном к определенным действиям и соц. группам и имеющего символический смысл), обычаях (порядке поведения в форме культурного комплекс функционирующего на основе традиции — привычек и обычаев, переходящих из поколения в поколение) и законов (норм или правил оформленных решением властных органов). Примеры: возрастная градация, спорт, календарь, гигиена, ношение одежды, нательные украшения, ухаживание, танцы, гадания, разделение и кооперация труда, запрет кровосмешения, юмор, язык и т.д. Элементы культуры — примеры: стадион, винопитие, университет и т.д.). Культурное наследие — часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями и активно используемая последующими поколениями. Образ жизни — часть культуры, характеризующая жизнь настоящего поколения или социальной группы. Каждая культура может быть понята лишь в собственном контексте, элементы которой неотделимы друг от друга и функционируют как целостность, обуславливая своеобразие данного общества и его общие черты с другими обществами.

^ Основные формы культуры. Субкультура.

В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое искусство, серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура (народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура. Разновидности культуры: 1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества (русский язык). 2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам, отражает особые ценности данной части общества). 3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям).

^ 14. Социальная мобильность.

Мобильность в широком понимании — это перемещение индивидов или групп с одного места в другое или из одного общественного класса в другой, так же как и перемещение ценностей и товаров. Понятие региональной мобильности включает в себя внутреннюю миграцию, эмиграцию и иммиграцию.

^ Социальная мобильность и ее виды.

Соц мобильность – это изменение положения индивида и группы в социальном пространстве. (П. Гурдье) — это перемещение индивида из одной статусной позиции в другую. (Сорокин). Виды социальной мобильности: — горизонтальная, — вертикальная

Горизонтальная: не предполагает перехода из одного слоя в другой. Человек меняет свою принадлежность к соц группе или меняет статус без изменения его иерархии. Вертикальная: это переход из одной страты в другую – восходящая, — нисходящая.

^ Групповая мобильность. Основные факторы, влияющие на мобильность: — структурные изменения в экономике, изменение системы ценностей. Индивидуальная. Специфика мобильности: — индивидуальная мобильность существует только в современном обществе

— на ряду с социальной и мобильностью действуют силы соц воспроизводства

К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят: социальный статус семьи; уровень получения образования; национальность; пол; физические и умственные способности, внешние данные; получение воспитание; место жительства; выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.

Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.

^ 5. Роль культуры в поддержании социального порядка и в социальных изменениях. Культуры и субкультуры. Конфликты культур.

В зависимости от того, кто создает культуру, каков ее характер и кому она адресована выделяют три основные формы: 1.Элитарная (высокое искусство, серьезная литература) адресована узкому кругу любителей. 2.Народная культура (народное творчество, фольклор). 3.Массовая культура. Разновидности культуры: 1.Доминирующая культура (содержит культурные универсалии всего общества (русский язык). 2.Субкультура (часть общей культуры, присущей отдельным социальным группам, отражает особые ценности данной части общества). 3.Контркультура (альтернативная культура, противостоящая господствующим ценностям).

Из конспекта :

геттеизация – способ существования к-ры в среде, которая отличается четкими границами с этой средой, сохраняющей свою самобытность во всех сферах жизни.

ассимиляция

частичная ассимиляция или частичная геттеизация – разделение сфер жизни так, чтобы в некоторых сферах жизни следовать своим нормам, а в некоторых – подстраиваться под другие нормы.

интеграция –синтез культурных х-к и создание на этом основании новой формы культуры.

колонизация – трансляция культурных норм и сравнительно небольшой, внешней культурной группы, ведущее к изменению хар-к культуры, свойственной данной территории.

Маргинал – тот, кто находится на границе.

Субкультура – подходы:

1 – структурный – выделение в общем, культурном массиве группы (стиль жизни, определенные ценности, особые нормы).

2 – семиотический – группа, кот обладает набором специфич кодов, отражающих особое восприятие реальности.

3 – эпидемиологический

— когнитивный – субкул как наличие особой, разделяемой данной группы картины мира.

2 основные формы субк – протестная (ценности и нормы которой основываются на противостоянии ценностям и нормам, существующим в базисной культуре).

Можно выделить по крайне мере три вида конфликтов, связанных с развитием культуры: аномию, культурное запаздывание и чуждое влияние.

^ Конфликты культур.

Термин «аномии», обозначающий нарушение единства культуры в связи с отсутствием ясно сформулированных социальных норм, был впервые введен Эмилем Дюркгеймом. В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и повышением роли торгово-промышленных кругов. Эти перемены повлекли за собой распад системы нравственных ценностей, которая в прошлом отличалась устойчивостью.

Уильям Филдинг Огборн (1922) ввел понятие культурного запаздывания. Оно наблюдается, когда перемены в материальной жизни общества опережают трансформацию нематериальной культуры (обычаи, убеждения, философские системы, законы и формы правления). Как считает Огборн, это приводит к постоянному несоответствию между развитием материальной и нематериальной культуры, и в результате возникает множество нерешенных социальных проблем.

Третий вид культурного конфликта, вызванного господством чуждой культуры, наблюдался в доиндустриальных обществах, которые подверглись колонизации со стороны народов Европы. Социальная жизнь туземцев до колонизации составляла единое целое. На основе племенной организации общества одновременно сформировались система родственных связей, экономический и политический уклад и даже приемы ведения войны. Культура колониальных держав, главным образом Великобритании, возникла в других условиях. Но когда европейские ценности были навязаны туземцам, произошло не объединение двух культур, а их неестественное, чреватое напряженностью смешение. Эта смесь оказалась неустойчивой. Предстоит длительная борьба между этими двумя культурами, которая не прекратится и после того, как колонии обретут независимость. Она будет поддерживаться стремлением африканцев преодолеть напряженность в своей культуре.

^ 6. Подходы к определению обществ и выделению границ обществ. Община и общество.

Общество с т.зр. Платона – базис соц солидарности в том, что людям необходимо решать основные вопросы и желания, кот более эффективно решать совместно. Об-во – исторически определенный комплекс соц отношений взаимодействия людей.

Разделение Маркса – разделение труда и общественно-производственных отношений (первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое)

Д. Бэлл – ему приписывают разработку понятия разделения форм общества, базирующихся на технологиях – доинудстриал, индустриал и постиндустриальное общество.

Также разделяют общество на исторические формы общежития –

— охотники и собиратели (господствует тип кровных связей, наиболее часто присутствует 2 уровня власти, форма разделения труда – возрастная и межполовая, специализация отсутствует)

— садоводческие об-ва (кровнородственное и клановое объединение, 2 или 3 уровня власти, раздел труда – натуральное и специализированное, производство и торговля практич отсутствуют)

— аграрное (наличие специализации, появление развитых форм торговли, разветвленная форма власти, дающая основу гос формам, отношения совместного территор проживания, развитые формы обучения, товарно-денеж отнош-я)

— индустриальное – развитая специализация, все характеристики вышеперечисленных обществ, традиции уходят на второй план в сравнении с рациональной эффективностью, развивается машинное производство, чел-к выполняет обслуживающую функцию, распад клановых семей, муклиарные семьи (семья из 2-3 поколений)

— постиндустр – цивилизация качест-ой трансформации техники, основной ресуср производства – информация.

Фердинандом Теннисом ввел термины «Гемайншафт» и «Гезелыиафт» (они переводятся как «общинность» и «общество»), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «Гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «Гезельшафт» — к городскому промышленному обществу. Каковы основные различия?:

1. «Гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа «Гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.

2. В сфере социального контроля общество типа «Гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как «Гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве.

3. В области разделения труда общество типа «Гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей — обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа «Гезельшафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделением последних от семейных ролей.

4. В обществе типа «Гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «Гезельшафт» — на светских.

5. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «Гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).

^ 7. Личность как результат социальных процессов. Социализация: сущность, виды, этапы. .Социлогия личности:

В соц-ии используется несколько терминов отношения к человеку: индивид, личность, индивидуальность. Индивид – представитель рода человеческого, имеющий качества, присущие всем людям (единица измерения человека). Личность – это человек с такими психологическими характеристиками, которые социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих. Индивидуальность – это сочетание индивидуальных и личностных черт человека, которые отличают его от других людей.

Согласно точке зрения Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии: имитации, или копирования детьми поведения взрослых; игровой стадии, когда дети воспринимают поступки людей как исполнение ролей, и групповой игры, когда дети осмысливают ожидания целой группы людей.

Согласно теории развития личности, предложенной Фрейдом, личность включает три элемента: Ид — источник энергии, питаемой стремлением к удовольствию; Эго, осуществляющее контроль поведения личности на основе «принципа реальности», и Суперэго, выполняющее нравственную и оценочную функцию. Формирование этих трех элементов личности предполагает последовательное прохождение четырех стадий: оральной, анальной, фаллической и стадии половой зрелости. Каждая из них связана с определенным участком тела, называемым эрогенной зоной.

Личность — совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. В человеке слиты воедино биологические, психологические и соц. качества. 1.Направленность личности: потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации); мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации; иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы. 2.Жизненный опыт личности: умения; навыки; привычки. 3.Особенности психический процессов: чувства; восприятие; мышление; память; воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4.Биологические свойства: строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип нервной системы); половые и возрастные свойства.

^ Социал-ция личности.

Социал-ция – это процесс усвоения индивидом норм и правил поведения, принятых в обществе. Это двухсторонний процесс, включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта с помощью вхождения в социальную среду, в систему связей и отношений, с другой стороны – процесс активного воспроизводства принципов системы социальных связей. Основные этапы социализации: дотрудовой (детство, юность), трудовой (зрелый возраст), послетрудовой (пожилой возраст). Составные части процесса социализации: обучение (приобретение новых знаний), воспитание (воздействие духовной сферы на поведение), взросление и возмужание (процессы психического и физиологического становления организма). Проводники социализации: соц. институты, посредники, культура. Агентами являются конкретные люди, отвечающие за обучение культурным нормам и за освоение социальных ролей. Институтами социализации являются учреждения социального образования. Социал-ция бывает первичная (родители,

близкие, родственники, учителя, друзья, сверстники) и вторичная. Десоциал-ция – отучение от старых ролей, норм, ценностей. Ресоциал-ция – обучение новым ролям, нормам взамен утерянных или недостаточно усвоенных.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социал-ция направлена на освоение межличностных ролей и отношений, вторичная — социальных ролей и отношений. Социал-ция проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами, связанными с изменением социальных ролей и приобретением новых статусов — детство, отрочество, юность, зрелость и старость. 1.В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком. 2.В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.. 3.Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности.

^ 8. Основные теории социализации (символический интеракционизм, теория нравственной эволюции Колберга, теория личностных кризисов Эриксона).

Колберг, придававший большое значение нравственному развитию детей.

Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности . Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнетивных навыков и способности к сопереживанию эмпатии. В отличие от Пиаже Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом.

Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что «это правильно».

На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой-стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку.

^ ВОСЕМЬ СТАДИЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПО ЭРИКСОНУ

1. Доверие — недоверие (грудной возраст). Если дети чувствуют себя в достаточной безопасности и больше не плачут, когда уходят те, кто о них заботится, можно считать, что они преодолели первый кризис в своей жизни.

2. Автономия — стыд и сомнение (1-2 года) Ребенок учится говорить и бегать не падая. Расширяются его знания об окружающем мире. Именно в этот период особенно ярко проявляются стремление детей к самостоятельности и неповиновение авторитету. Однако именно на данном этапе родители обычно стараются приучить их садиться на горшок. Когда ребенку предъявляют слишком много требований в такой интимной сфере, он испытывает глубокое чувство стыда и собственной неполноценности; тем самым подрывается его стремление к самостоятельности и умение ориентироваться в окружающем мире.

3. Инициатива — чувство вины (3-5 лет). В этот период у детей наблюдаются подвижность, любознательность, работа фантазии. Ярко проявляются дух соперничества и осознание различий между мальчиками и девочками. В результате ребенок конфликтует с окружающими по поводу того, как далеко может заходить его инициатива в демонстрации своих новых способностей.

4. Трудолюбие — неполноценность (младший школьный возраст). Дети учатся выполнять индивидуальные задания, например, читать, и работать сообща, в группе — участие в действиях, выполняемых всем классом. Они устанавливают отношения с учителями и другими взрослыми людьми. Дети начинают проявлять интерес к реальным жизненным ролям: пожарного, летчика, медицинской сестры. Однако на данном этапе главное значение имеет развитие их уверенности в себе и компетентности, ведь именно в этот период дети начинают усваивать (и воспроизводить в своем воображении) подлинные роли взрослых. Если ребенку не удается преодолеть этот кризис, он чувствует себя неполноценным.

5. Становление индивидуальности (идентификация) — ролевая диффузия (юность). В этот период происходят два основных события. По своему физическому развитию молодые люди становятся взрослыми и испытывают активное сексуальное влечение; и в это же время им приходится также выбирать свое место в жизни. Юноша или девушка должны решить вопрос об учебе в колледже, найти подходящую работу, выбрать спутника Жизни. Неудачи в этих делах могут отрицательно повлиять в дальнейшем на выбор подходящей работы, партнеров, друзей.

6. Интимность — одиночество (начало взрослого периода). На этой стадии основное значение приобретают ухаживание, брак и другие виды интимных отношений. Человек стремится к искренним, доверительным отношениям с постоянным партнером, однако это не всегда удается, и люди расстаются или разводятся. Если конфликт между интимностью и одиночеством не находит разрешения, может случиться, что в дальнейшем человек будет вступать во временные связи, всегда кончающиеся разрывом.

7. Творческая активность — застой (средний возраст). На данном этапе люди главным образом осваивают определенную деятельность и родительские функции. Он дает ответы на следующие вопросы: насколько честолюбив тот или иной человек? Выкладывается ли он на работе и с какого момента он проявляет особый интерес к своей карьере? Может ли он дать обществу новых членов, родив и воспитав детей? Каким образом он преодолевает неудачи, возникающие на работе и в связи с воспитанием детей?

8. Умиротворение — отчаяние (старость). На этой стадии люди подводят итоги своей жизни; некоторые из них спокойно встречают старость, другие испытывают

^ 9. Социализация в трактовке теории символического интеракционизма.

Символический интеракционизм сосредоточивается на анализе символич. аспектов социальных взаимодействий. Символич. интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с т.з. взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Разл. группы вырабатывают разл. миры, к- рые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.

Подлинный основоположник теор. концепции С.и. — Дж.Р.Мид. С позиций философии прагматизма Мид рассматривал реальность как совокупность ситуаций, в к-рых действует субъект.. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» — этапы превращения организма в рефлективное социальное Я, состоящее из двух структурных составляющих — «I» и «mе». Происхождение Я целиком социально, а гл. его характеристика — способность становиться объектом для самого себя. Структура завершенного Я отражает единство и структуру социального процесса. Становление социального индивида, по Миду, опосредствуется языком.

В идеале социолог должен включаться в социальную ситуацию самих субъектов, наблюдать их поведение, «понимать» интерпретации и практики их повседневной жизни, отражая это в своих социол. отчетах. Эти описания должны составлять как бы «портреты» отд. социальных «миров», такие как мир профессий, мир преступности, мир мед. деятельности и т.п. Адекватность портретов должна проверяться не путем применения к ним стандартных методов, процедур, а путем консультаций с самими заинтересованными субъектами. Сторонники С.и. полагают, что социология должна «делаться» путем исследования, а не путем сочинения теор. трактатов. интеракционисты вполне последовательно считают свою собств. дисциплину — социологию — частью об-ва, на к-рую распространяются те же принципы исследования, что и на об-во вообще.

^ 10. Социальная структура: понятие, виды, динамика.

Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства. В соответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии статус. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности. Наиболее характерный статус человека, выделяющий его от других людей — называется главным статусом. Статус человека, в котором он рожден — называют приписываемым статусом. Биологические характеристики — отражаются в понятии прирожденный статус.

Совокупность функционально однородных статусов образуют социальную группу.

В социологии понятия «социальная структура» и «социальная система» тесно связаны между собой . Социальная система — это совокупность социальных явлений и процессов , находящихся в отношениях и связях между собой и образующих некоторый целостный социальный объект . Понятие «социальная структура» есть часть понятия социальной системы и объединяет два компонента — социальный состав и социальные связи . Социальный состав — это набор элементов, составляющих данную структуру . Вторым компонентом выступает набор связей этих элементов.

Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы, различные по их социальному положению, по их отношению к способу производства. Это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементами социальной структуры являются такие социальные общности, как классы и классоподобные группы, этнические, профессиональные, социально- демографические группы, социально- территориальные общности (город, село, регион). Каждый из этих элементов в свою очередь является сложной социальной системой со своими подсистемами и связями. Понятие социальной структуры подразумевает, что люди не пол­ностью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом. Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения — регулярные и повторяющиеся аспекты взаимодействий между членами данного социального целого. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов: базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности.



^ 11. Социальные роли и социальные статусы.

Социальные статусы возникают и существуют только в рамках социальных институтов. Соц функции – это специализируемый род занятий в рамках соц институтов. Для выполнения социальных функций индивид наделяется определенными правами и выполняет определенные обязанности.

Соц статус = соц функции + права и обязанности (соц позиции). Соц статус – это фиксация соц функций и вытекающих из нее прав и обязанностей. Формально статус фиксируется в виде названий должности, профессии, рода занятий в рамках соц института. Или в виде положения индивида в группе.

Исторические типы статусов: — аскрептивные (предписанные, они не зависят от усилий человека, приобретаются при рождении. Доминируют в традиционном обществе) и достигаемые. Генеральные или всеобщие статусы: статус человека и статус гражданина.

Иерархия статусов Гл статус – в первую очередь определяет положение личности. Главный статус тот, который более значим для общества. Главный статус зависит от доминирующей культуры. Для обобщения статуса необходимы 4 статусных признака:

— доход, — власть, — образование, — престиж. Взаимоотношение личности и статуса показывает различную реакцию представителей разных статусов на один и тот же статусный показатель (статусная дифракция)

Соц роли – это ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом. (Р. Линтон)

Основные характеристики соц роли.

это не только ожидание, но и указание, требование.

роль- это ожидание логически сопряженных действий.

в соц роли взаимодействуют 2 аспекта:

а) функциональная целесообразность

Соц роль задает такой образец поведения, который является целесообразным с точки зрения выполняемых функций. (дисциплина в военных силах)

б) социокультурный аспект

Соц роль задает образцы поведения, приемлемые с точки зрения культуры данного общества. В ролевых ожиданиях могут быть различия в зависимости от общества.

Роль — это модель или тип поведения, ожидаемые в социальной группе от людей, занимающих разные позиции. Можно также сказать, что роль — это совокупность ожиданий, прав и обязательств, направленных на человека как обладателя определенной социальной позиции.

У каждого человека широкая сеть социальных отношений. Часть из них временные, часть — дол­госрочные и важные, Обладатель позиции вынужден вести себя сообразно ожиданиям, правам и обязательствам, исполнять требуемую ими роль.

Роль довольно стабильна: человек меняется, но его социальная роль остается. «Исполнению» социальной роли обучаются, ориентируясь на те ожидания, которые выставляет социум. Роль можно понимать как «ответ» на совокупность ожиданий, устремленных на человека в обществе. Этот «ответ» детерминирован его позицией, профессией, должностью, полом и другими факторами.

Роль ставит своему исполнителю поведенческие пределы. Если поведение, свойственное данной роли, не выходит за эти пределы, то оно удовлетворяет и индивида и его окружение, т. е. отвечает требуемым нормам.

Каждый индивид осуществляет много разных ролей. Едва выйдя из дома (а точнее, уже и дома), человек попадает в круговорот социальных ролей. Например в течение дня: покупатель, пешеход, водитель, отец, директор — один и тот же человек.

^ 12. Социальные институты: функции, виды, особенности.

Условием существования общ-ва являются наличие социальных связей и взаимодействий. Особое значение имеют отношения, обеспечивающие удовлетворение самых насущных потребностей общ-ва или индивида. В рамках соц жизни общ-ва они приобретают характер специфических образований, обеспечивающих относительную устойчивость соц связей. Их называют соц институтами. Соц институт обозначает устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих соц систему. С помощью соц институтов упорядочиваются отношения между людьми, их деятельность и поведение, обеспечивается стабильность общеной жизни. Институты делятся на формальные и неформальные. В формальных институтах объем их функций, средств и методов действия регулируется предписаниями законов. Причем, проц формирования стабильных образцов соц взаимод-вия, основанных на формализованных правилах, законах, обычаях, ритуалах (инстит-зация) происходит постоянно. Основой этого процесса является правовое и организационное закрепление сложившихся в обще-ве отношений, норм поведения и т.д. С изменением соц среды меняются соответственно и соц институты и характер их соотношения. В случае несоответствия соц института своему предназначению в общве или если его деятельность тормозит общ-ное развитие(падение престижа, неясность целей и т.п.), в общ-ве может возникнуть образование, к которому переходят ф-ции данного института. Если ф-ции соц института, его средства и методы не нашли выражения в формальных правилах, имеющих за собой гарантии устойчивой организации, мы имеем дело с институтом неформальным. Неформальные соц институты основаны на тесных связях, взаимных симпатиях, не непосредственном общении, общности действия, стремлении, чувств, интересов. Соцй институт и соц контроль здесь осуществляется с помощью неформальных санкций – моральных норм, обычаев, традиций. По осн ф-циям, осуществляемым общностями, можно выделить следующие институты:1)Экономические, складывающиеся на материальном базисе общ-ва;2)Полит, или связанные с установлением, исполнением и поддержкой власти.Полит-ми являются такие институты как гос-во, правит-во, парламент, полиция, полит партии, суд и т.п.;3) Воспит и куль-ные.К ним относятся: семья, школа, научные институты, худ учреждения и т.п.;4)Соц или общные.В широком значении слова общ-ными являются все виды институтов.Под соц «мы подразумеваем все те, которые образуются добровольным объединением, местные общества, клубы и товарищеские учреждения, и, наконец, институты, контролирующие поведение членов группы».5)Религиозные.Эта классификация, разумеется, не полная, но она включает «осн» институты регулирующие общные ф-ции, выступающее во всех типах цивилизации.

Наконец, более современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества.

1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.

2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.

3. Распределение этих товаров и услуг.

4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.

5. Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.

6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами.

Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества.

^ 13. Социальная стратификация.

Понятие стратификации пришло в социологию из геологии, где оно обозначает расположение пластов различных пород по вертикали. Современные социологи сходятся во мнении, что стратификация представляет собой олицетворение социального и экономического неравенства больших групп людей, но расходятся в трактовке причин ее возникновения, критериев расчленения и взаимоотношения составляющих ее компонентов. Социальная стратификация — это то же самое, что социальное расслоение. Стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление на бедных и богатых, привилегированных и непривилегированных. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже — классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) запрещен, в других он ограничен, а в третьих — полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество — закрытым или открытым. Системы стратификации — это одновременно и причина, и следствие неравенства. Для общества одни задачи в рамках общественного разделения труда важнее других, и люди, выполняющие разные виды работ, по-разному (неравно) вознаграждаются. Разделение труда также базируется на возрасте и поле. Чем сложнее общество, тем больше у него способов по-разному оценивать людей — в зависимости от того, кто они есть или что они делают. Социальная стратификация — совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев: бедных, зажиточных, богатых. Социальные слои расположены здесь по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу. Страта — социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Формирование социальных страт в обществе называется стратификацией, и их появление сигнализирует переход от вождества к государству. Наличие в обществе развитой системы стратификации является одной из ключевых, определяющих черт государства. Основными видами социальной стратификации являются: экономическая, политическая и профессиональная. Виды стратификации. Рабство, каста — социальная группа (страта), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением, сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Классовый тип социальной стратификации более подвижен по сравнению с другими, границы между классами никогда не бывают ясно очерченными.

^ 15. Теория социального действия Толкотта Парсонса.

Парсонс долго разрабатывал свою «теорию социального действия», на которую оказали влияние идеи Вебера, Зиммеля и Дюркгейма, и стремился применять ее в различных областях науки. Его теория описывает основы индивидуального и социального действий, которые Парсонс объединяет в теоретически единую систематическую рамку взаимодействия.

Социальное действие заключает в себе: 1) субъект действия (агент), 2) цель действия, 3) ситуацию действия, к которой относятся условия и контролируемые субъектом средства, 4) нормативную ориентацию субъекта, т. е. выбор между теми средствами, которые пригодны по отношению к цели в каждой данной ситуации . Согласно Парсонсу, все эти четыре структурных элемента необходимы для того, чтобы вообще рационально описывать действие как таковое.

По основной концепции Парсонса, человеческое действие всегда образует системы. Парсонс считает, что социальные науки могут быть научными лишь в той мере, в какой они учитывают анализ систем. Действие всегда взаимосвязано с другими действиями и составляет вместе с ними более широкую совокупность действий.

Для изучения и понимания социального действия Парсонс разработал специальные модусные переменные. Эти модусные переменные, данные им в виде альтернатив, реализуются субъектом дея­тельности в разных ситуациях. Такими переменными являются:

1. Эмоциональность — нейтральность. Работа судьи предполагает нейтральность, зато многие другие роли допускают эмоциональность или даже требуют ее.

2. Всеобщность — специализация. Определенные роли заключают в себе неисчислимое множество обязанностей и прав. Отношение матери и ребенка бесконечно многоаспектно и всеобъемлюще. Зато от банковского служащего ожидается специализированное отношение к клиентам.

3. Общепринятость — специфичность. От учителя ожидается преимущественно одинаковое и бес­пристрастное отношение ко всем ученикам, а от родителей, нормативно, — специальное внимание к своим детям.

4. Оценка качеств — оценка результатов. В отношениях «работник — работодатель» предполагается нацеленность на результат, но в отношении «мать — ребенок», очевидно, дело обстоит значительно сложнее.

5. Ориентация на себя — ориентация на общность. Предполагается, что коммерсант работает в свою пользу, а священник — на благо всего прихода.

Модусные переменные являются наиболее удачными из разработанных Парсонсом отвлеченных понятий и потому широко используемыми в эмпирических целях.

Согласно Парсонсу, функционирование и сохранение общества всегда обусловлено определенными предпосылками. Основные из них таковы:

1. Адаптация. Воспроизводство, координация и сбор ресурсов и средств (например, налоги) — необходимы, чтобы общество могло сохраняться и приспосабливаться к внешней среде.

2. Целедостижение. Постановка целей и целедостижение, принятие решений по использованию ресурсов (например, тех же налогов) внутри системы.

3. Интеграция. Поддержание сплоченности и снятие напряжения при взаимодействии частей системы, что является ее внутренними проблемами.

4. Непрерывность системы. Также одна из важнейших внутренних проблем системы.

Система должна уметь «заботиться о себе» и выполнять эти четыре функциональные задачи, чтобы она вообще могла существовать как система. Столь различными функциональными задачами занимаются и различные подсистемы: система культуры специализируется на поддержании непрерывности, социальная система — на интеграции, личностная система — на целедостижении, политическая система — на адаптации.

^ 16. Социальный контроль и социальные изменения.

Тот факт, что 99 процентов опрошенных (в исследовании, о котором мы уже упоминали) признались, что хотя бы раз в жизни нарушили закон, свидетельствует о значительной напряженности, вызванной конфликтом между желаниями людей и давлением на них со стороны общества, принуждающего соблюдать социальные нормы. Термин социальный контроль относится к совокупности норм и ценностей общества, а также к санкциям, применяемым для их осуществления.

Несмотря на то, что люди часто нарушают социальные стандарты, по большей части они конформны. Более того, все желают соблюдать нормы и считают это само собой разумеющимся. Это поразительное явление стало результатом социализации. Вероятно, вы помните, что основная цель социализации — способствовать стремлению человека к конформности. В большинстве случаев дети становятся благовоспитанными взрослыми, которые поступают в соответствии с общепринятыми стандартами без всякого принуждения. Однако, поскольку социализация никогда не бывает идеальной, социальный контроль также призван регулировать выполнение стандартов, сложившихся в обществе.

Парсонс (1951) проанализировал три метода социального контроля.

Изоляция применяется с целью отлучения девианта от других, она даже не предусматривает попытки реабилитации. Именно так в тюрьмах содержатся закоренелые преступники.

Обособление предусматривает ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полную изоляцию от общества Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы. Речь идет о таких методах, когда, например, человека помещают в психиатрическую больницу на ограниченный срок. Наконец, благодаря реабилитации девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и исполнению своих ролей в обществе. Во многих тюрьмах имеются программы реабилитации, а группы вроде «анонимных алкоголиков» осуществляют реабилитацию девиантов, которые не являются преступниками. Для того, чтобы помочь девиантам найти свое место в жизни и адаптироваться, применяется также психотерапия.

Существуют формальные и неформальные методы социального контроля. Неформальный контроль предполагает «неофициальность» и обычно применяется в небольших группах. Формальный контроль ассоциируется с «официальностью», обычно он осуществляется в крупных организациях, например полицейскими службами.

^ 17. Социальный конфликт: подходы к исследованию и основные теории.

Теории социального конфликта создавались на основе критики метафизических элементов структурного функционализма Парсонса, которого обвиняли в чрезмерном акцентировании внимания на комфортности, в забвении социального конфликта, в неумении учесть центральное место матери­альных интересов в человеческих делах, в неоправданном оптимизме, в подчеркивании значения интеграции и согласия за счет радикального изменения и нестабильности.Обосновывая главные положения теории социального конфликта, Ральф Дарендорф утверждает, что все сложные организации основываются на перераспределении власти, что люди, обладающие властью, способны с помощью различных средств, среди которых главным является принуждение, добиваться выгоды от людей, обладающих меньшей властью. Возможности распределения власти и авторитета крайне ограниченны, и поэтому члены любого общества борются за их перераспределение. Картина социаль­ного мира, с точки зрения Р. Дарендорфа, представляет собой поле битвы: множество групп, борющихся друг с другом, возникающих, исчезающих, создающих и разрушающих альянсы.

Конфликт – это серьезное разногласие или острый спор, вызывающий борьбу интересов, взглядов, ценностей и целей. Социальный конфликт вызван объективными противоречиями в одной из подсистем общества: экономической, политической, духовной, социальной. Основными причинами конфликтов являются: социальное неравенство людей, ограниченность материальных и других жизненных благ, борьба за лучшее положение в обществе. Социальные конфликты могут быть глобальными и региональными. По сферам развития конфликты могут быть экономические, политические, межнациональные, религиозные, семейно-бытовые и т.п. По характеру: 1.Подлинные – возникающие из-за действительно существующих противоречий, несовместимости взглядов, идей и т.п. 2.Случайные – возникающие по недоразумению из-за недостатка информации и эмоциональной несдержанности. 3.Мнимые – надуманные, ложные или специально сфабрикованные. По участникам: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой (обществом), межгрупповые, межгосударственные, региональные и глобальные. Структура конфликта: субъект (участник конфликта, оппоненты), объект (то, за что борются), повод или инцидент (пусковой механизм конфликта), позиции сторон, причины конфликта, развитие конфликта и способы его разрешения. Конфликты играют двоякую роль в обществе. Положительная: вскрывают назревшие проблемы, стимулируют разрешение спорной ситуации, способствуют обновлению жизненной ситуации, снижают напряженность в обществе, способствуют объединению в группы. Отрицательная: создают стрессовые ситуации, неуправляемые конфликты дезорганизуют жизнь людей, могут разрушить социальные связи и отношения, могут вызвать раскол общества.

Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Противоречия пронизывают все сферы жизни: соц.-экон., политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих противоречий создает кризис общества. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Некоторые социологи марксистского направления считают конфликт временным состоянием общества, которое может быть преодолено рациональными способами, т.е. существует такой уровень общественного развития когда конфликты исчезнут. Большинство социологов немарксистской ориентации считают, что существование общества без конфликта невозможно.

Чтобы конфликт возник и стал развертываться необходимо 3 его составляющие:

1.наличие объективных предпосылок, заключенных в более или менее значимых

ущемлениях интересов, потребностей или прав индивида, социальной группы. Социального слоя, класса, нации, со стороны других индивидов, групп, слоев, классов, наций, сосредоточивших в своих руках основные богатства общества, полит. власти, рычаги распределения, идеологического давления и т.д.

2.осознание неимущими, обездоленными политически или духовно ущемленными со стороны противника;

3.активное социальное действие обездоленных, ущемленных, угнетенных, направленное на претворение своих коренных интересов.

Соц. конфликты выполняют в обществе разные функции:

1.функцию «выхлопного клапана» в конфликте высказываются претензии и требования, порождающие неудовлетворенность;

2.конфликт — источник инноваций, т.к. конфликтующие в ходе конфликта находят идею, решение, которое удовлетворить решению, разрешает противоречия;

3.конфликт позволяет четче или резче размежеваться обществу, узнать специфику каждого участника конфликта.

По Козыру, суть конфликта заключается в идеологических явлениях, отражающих чувства людей недовольных распределением власти, доходов, комфорта, недовольных своим статусом, своей ролью в обществе, и это чувство неудовлетворенности заставляет формулировать аргументы, теории, объясняющие, что мир устроен несправедливо. Козыр говорил, что в закрытом обществе нормально выразить свои интересы можно только объединившись с другими недовольными и объявив войну другой части общества. Результат — жестокая война частей общества. В открытых обществах этого не случается, поскольку, интересы разные реализуются в наборе демократических соц. институтов.

^ 18. Социологическое исследование: основные этапы.

Соц исследование – это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде шагов, направленных на обеспечение максимальной объективности в изучении проблемы. В идеальном варианте социологическое исследование следует подобной поэтапной процедуре, хотя на практике это не всегда представляется возможным. Даже при таких обстоятельствах описанные ниже этапы обеспечивают полезные вехи проведения научного исследования. Выбор исследуемой проблемы. Диапазон вопросов, открытых для социальных исследований, столь же обширен, как и диапазон моделей человеческого поведения. Следовательно, необходимо найти проблему, заслуживающую внимания и поддающаяся исследованию с помощью научных методов. Обзор литературы. Построение гипотезы. Завершив обзор литературы, исследователи обычно приходят к экспериментальному предположению, касающемуся взаимосвязи, которая, по их мнению, существует между двумя переменными. Они выстраивают эту взаимосвязь в форме гипотезы.Выбор проги ис-ний. После того как исследователи сформулировали свою рабочую гипотезу, им предстоит определить, каким образом будет осуществляться сбор данных для дальнейшего их анализа и проверки гипотезы. В зависимости от характера гипотезы ученые могут составить план проведения эксперимента, брать интервью, наблюдать поведение людей в определенных ситуациях, изучать имеющиеся результаты и исторические свидетельства или использовать все эти процедуры в различных сочетаниях. Анализ результатов. После того как исследователи получат в свое распоряжение необходимые данные, им предстоит проанализировать их для нахождения ответов на вопросы, заложенные в их исследовательский проект. Анализ предполагает поиск значимых связей между фактами, выяснившимися в ходе исследования.

Выводы. После анализа данных исследователям предстоит сделать определенные выводы. Обычно они принимают, отвергают первоначальную гипотезу или вносят в нее какие-то изменения. Кроме того, ученые обычно стремятся связать полученные ими данные с другими данными и теориями.

^ 19. Методы социологического исследования: виды, особенности и границы применения.

В распоряжении социологов имеются четыре основных метода сбора данных: эксперименты, опросы общественного мнения, наблюдение и архивное исследование. Эксперимент – метод сбора и анализа эмпирических данных с целью проверки гипотез относительно причинных связей между явлениями. В социальных науках наиболее часто проводят эксперимент, состоящий в сравнении двух сложных явлений, факторов, различающихся лишь тем, что на первый из них оказывают в соответствии с рабочей гипотезой определенное воздействие, а другой оставляют без изменений. Гипотеза считается доказанной, если в первой системе под воздействием экспериментального фактора (независимой переменной) произошло изменение, которое во второй отсутствует. Опросы. Методы, основанные на наблюдениях, используются для описания и характеристики непосредственно наблюдаемого поведения людей в разных ситуациях. Однако для наблюдения недоступны системы ценностей, убеждения, взгляды, представления, мотивировки и чувства. В таких случаях ведущим методом социологического исследования становится опрос. Опросы, как правило, проводятся методами интервьюирования и анкетирования. В основе интервью – беседа по предварительно разработанному подробному плану, однако чаще социологи проводят интервью на основе заранее подготовленного опросного листа с вопросами. Анкетирование – метод опроса, при котором социолог-исследователь общается с респондентом (участником социологического опроса) с помощью анкеты. Как при интервьюировании, так и при анкетировании исследователи должны уделять особое внимание процедурам выборки: 1) определить слои и группы населения, на которые предполагается распространить полученные результаты опроса (генеральная совокупность); 2) определить численность опрашиваемых, необходимую и достаточную для репрезентации генеральной совокупности; 3) определить правила поиска и отбора респондентов на последней стадии выбора. Наблюдение – один из самых распространенных способов познания. В социологических исследованиях наблюдение является методом сбора первичных эмпирических данных и предполагает: четко поставленную исследовательскую цель, систематичность, аккуратное документирование результатов наблюдения, связь с теориями и социологическими знаниями, проверку и контроль. Архивное исследование – исследование существующих исторических свидетельств и документов, составленных или хранимых другими лицами или организациями. Этим методом исследуют: данные переписи, правительственные статистические отчеты, газетные материалы, книги, журналы, личную переписку, речи, фольклор, судебные архивы, произведения искусства и результаты исследований других ученых-социологов.

^ 20. Метод наблюдения.

21. Методы анкетирования и интервью.

22. Метод эксперимента.

23. Метод анализа документов.

Социолог использует в своих исследованиях информацию, приобретенную различными способами. Он должен обращаться к своим наблюдениям, догадке или здравому смыслу, но собственно научных знаний он может достичь только с помощью обоснованной методологии исследования. Под ме­тодологией понимается система различных правил, принципов и мер, управляющих научным исследо­ванием.

Наряду со своей собственной методологией социология руководствуется также следующими общими критериями научного исследования.

— Систематичность при проведении наблюдений, обработке материала и рассмотрении результатов.

— Всеобъемлемость: исследователь стремится выявить общие закономерности, инвариантности, а не довольствуется описанием однократных и единичных случаев. Чем более всеобъемлюще объяснение какого-либо явления, тем вероятнее прогнозирование его проявления.

— Точность в измерении признаков, а также в использовании и определении понятий. От методов и результатов измерения требуются надежность и валидность.

— Требование простоты, т.е. экономичности научного исследования. Стремление к достижению целей с возможно малым количеством основных понятий и связей. Результаты исследования должны быть четки и определенны.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст