словарь 10 класс


Тема: «Человек и общество»

А

Аграрное (традиционное) общество – это тип общества, основанный в большей мере на сельском хозяйстве и ремесле, с натуральным типом хозяйства и устоявшимися традициями; обобщенная характеристика обществ древности и средневековья.

Антропогенез – процесс развития человека.

Аскетизм – отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

Б

Бытие – философская категория, обозначающая существование, реальность.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им (ошибки, оговорки, забывание, фантазии, мечты, сновидения).

В

Внутренний (духовный) мир человека – это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей (структура: познание, эмоции, чувства, мировоззрение).

Г

Глобализация – процесс формирования единого человечества; процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Глобальные проблемы – проблемы, стоящие перед всем миром, от решения которых зависит дельнейшее поступательное развитие человечества, данные проблемы возникли во второй половине ХХ века.

Гедонизм – теория о процессе наслаждения жизнью.

Д

Деятельность – форма активности человека, направленная на преобразования окружающей действительности.

Деятельность материальная – деятельность, связанная с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей (материально-производственная, социально-преобразовательная).

Деятельность духовная – деятельность, связанная с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей (познавательная, ценностно-ориентировочная, прогностическая).

Девиантное поведение – отклоняющееся от социальных норм поведение.

Демография – наука о закономерностях воспроизводства населения.

Действие – процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

З

Задатки – биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности.

И

Индивидуальность – неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке.

Индивид – отдельно взятый представитель всего человеческого рода; существо биологическое.

Индустриальное (промышленное) общество – этап общественное развития, следующий за аграрным обществом и связанный с развитием промышленности, основанной на машинной технике и разделении труда, распространением массовой грамотности и образования, появлением новых классов: буржуазии и пролетариата, стремлением человека к саморазвитию.

Информационное (постиндустриальное) общество – этап общественного развития, связанный с возникновением информационных технологий, наукоемкого производства; развитием процесса глобализации; производство товаров и услуг существенно зависит от сбора и обработки информации.

Инновация – однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.

Интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.

Игра – это особый вид деятельности, целью которой является сам процесс деятельности – развлечение, отдых.

К

Культура – совокупность всего созданное в процессе преобразовательной деятельности человека;

в широком смысле – исторически обусловленный комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах жизни форм, принципов и способов активной творческой деятельности людей;

в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Культура материальная – производство и освоение предметов и явлений материального мира.

Культура духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению (наука, искусство, религия, мораль, политика, право…)

Л

Личность – устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества; существо социальное.

М

Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между отдельными людьми, возникающие и складывающиеся на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к обществам современным, индустриальным.

Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности; то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях.

Мировоззрение – система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире (обыденное, научное, религиозное, гуманистическое, философское).

Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта, образ мышления, мировосприятие, общая духовная настроенность социальной группы или индивида.

Н

Научно-техническая революция (НТР) – это скачок в развитии производительных сил общества, он связан коренными изменениями в системе научных знаний, превращением науки в середине ХХ века в непосредственную производительную силу общества.

О

Общение – взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми; обмен информацией.

Общество – в широком смысле все человечество в прошлом, настоящем и будущем; все население Земли; обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя все способы взаимодействия людей и формы их объединения;

в узком смысле совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности; определенный этап исторического развития общества;

динамическая, сложноорганизованная, саморазвивающаяся система.

Общественно-экономическая формация – общество, по теории К.Маркса, находящиеся на определенной ступени исторического развития, с присущем ему способом производства, экономическим строем (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая).

Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

П

Потребность – необходимость, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения (биологические или естественные, социальные и духовные).

Потребности разумные – потребности которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить людям добро.

Природа – в широком смысле все сущее, весь мир в многообразии его форм; в узком смысле совокупность естественных условий существования человека;

вторая природа – созданные человеком ранее не существовавшие в природе вещи, процессы, обеспечивающие материальные и духовные условия жизнедеятельности общества.

Прогресс – направленное развитие, для которого характерны переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед.

Прагматизм – учение, основная мысль которого состоит в том, что цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им а относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Р

Революция – коренное качественное изменение, быстрый скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому (кратковременные, долговременные).

Регресс – направленное развитие, для которого характерны изменения к худшему, переход от высшего к низшему, утрата способности к выполнению тех или иных функций.

Реформа – переустройство какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующий социальной структуры (прогрессивные, регрессивные).

Рефлексия – процесс размышления индивида о происходящем в его сознании.

С

Самовоспитание – сознательная деятельность по совершенствованию человеком самого себя, развитию своей личности.

Самообразование – приобретение знаний путем самостоятельных занятий.

Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивом поведения, интересов, своего положения в обществе.

Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Социальная структура общества – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп.

Социальные отношения – определенные устойчивые связи между людьми как представителями социальных групп, возникающие в процессе их взаимодействия друг с другом (сотрудничество, конфликт).

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.

Сферы жизнедеятельности общества – взаимодействующие части общества, главные ее составляющие (экономическая, социальная, политическая, духовная).

Социальный институт – исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых – удовлетворение социальных потребностей.

Самореализация – процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческих потенциал личности.

Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; это возможность действовать на основе собственного выбора, осознавая ответственность за него.

Социум – социальная среда, социальный мир, общество.

Стагнация – остановка в развитии, застой.

Социогенез – процесс становления и развития общества.

Т

Труд – вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Творчество – вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Темперамент – совокупность психологических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в поведении (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).

У

Учение – вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Утилитаризм – учение, в основе которого лежит девиз: жить – значит из всего извлекать пользу.

Урбанизация – процесс перемещения большей части сельского населения в города в связи с процессом индустриализации.

Х

Характер – отличительная особенность, свойство, а также устойчивые индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в ее действиях, поведении, общении с другими людьми.

Ц

Цивилизация – единый процесс, проходящий через определенные стадии (аграрная, индустриальная, постиндустриальная).

Цивилизация локальная – большая социокультурная общность, которая существует длительное время, имеет относительно устойчивые пространственные границы, вырабатывает специфические формы экономической, социально-политической, духовной жизни и осуществляет свой, индивидуальный путь исторического развития (западная, восточная, мусульманская, японская, латиноамериканская).

Цель деятельности – осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.

Ч

Человек – высшая ступень развития живых существ на Земле; целостное биопсихосоциальное существо; создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса.

Э

Эволюция – развитие явлений, процессов в результате постепенных непрерывных количественных и качественных изменений.

Эвдемонизм – учение о жизни, как стремлении к счастью как подлинному назначению человека.

Этика долга – жизнь есть самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

Тема: «Познание».

А

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира и получения достоверных знаний о мире.

Анализ – процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

Абстракция – один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.

В

Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Г

Гипотеза – научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, носит вероятный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

З

Заблуждение – ошибочное мнение, являющееся следствием предубеждений, пристрастий, недостаточной образованности, поспешности в выводах и обобщениях.

Знание – результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики.

И

Интуиция – вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», без опоры на логические обоснования и доказательства.

Истина – знание, соответствующее предмету познания; цель познания.

Истина объективная – такое содержание знания, которое не зависит от человека и развития общества.

Истина относительная – неполное, неточное знание, которое зависит от определенных условий развития общества и может быть опровергнуто со временем.

Истина абсолютная – исчерпывающее знание, которое не может быть опровергнуто со временем.

Критерии истины – оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом.

Л

Ложь – сознательное искажение образа объекта.

М

Моделирование – воспроизведение характеристик некоторого объекта на модели, специально созданной для их изучения.

Математизация – использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.

О

Оптимизм – учение, утверждающее принципиальную познаваемость мира и возможность получения достоверных знаний о мире.

Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

П

Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире.

Познание чувственное – познание, которое осуществляется органами чувств, воспроизводя внешние стороны и свойства предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств (ощущение, восприятие, представление).

Познание рациональное – сложный способ отражения действительности, который осуществляется посредством мышления, рассматривает объекты на основе внутренних закономерных связей и отношений (понятие, суждение, умозаключение).

Представление – чувственно-наглядный обобщенный образ предмета, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.

Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления.

Познание научное – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Р

Рационализм – учение о том, что наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

С

Скептицизм – учение, не отрицающее принципиальную возможность познания мира, но выражают сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер.

Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении.

Синтез – процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Т

Теоретический уровень научного познания – выявление фундаментальных закономерностей, со стороны внутренних, невидимых связей (проблема, гипотеза, теория).

У

Умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.

Ф

Формализация – уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Э

Эмпиризм – учение о том, что единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

Эмпирический уровень научного познания – выявление объективных знаний со стороны их очевидных связей (научный факт, эмпирический закон).

Тема: «Духовная жизнь общества»

А

Анимизм – выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

Г

Гуманизм – совокупность идей, поступков, возвышающих достоинство и ценность человеческой жизни; человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека.

Д

Духовная жизнь общества – область бытия, в которой объективная реальность дается людям не форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Диалог культур – взаимодействие культур, обмен ценностями.

И

Искусство – практическая деятельность человека, направленная на создание и освоение эстетических ценностей.

К

Культура массовая – современное культурное производство и потребление, простая, доступная, направлена на получение коммерческой выгоды.

Культура народная – создается анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки.

Культура элитарная – создается профессиональными творцами, желающими воплотить свои идеи, без коммерческой выгоды.

Контркультура – оппозиционная и альтернативная по отношению к господствующей в обществе культуре.

Конфессия – какая-либо религия, церковь, религиозная организация, имеющее свое разработанное вероучение.

М

Мораль – один из способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм поведения, которые обоснованы идеалами добра и зла, справедливости и т.д.; форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

Монотеизм – религиозные верования, основанные на представлениях о едином Боге.

Н

Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, человеке и обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Нигилизм – отрицание общественных ценностей.

Нравственность – реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни.

Нравственная культура личности – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества.

О

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов (семья, школа, СМИ).

П

Парадигма – господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Р

Религия – вера в сверхъестественное, в Бога; совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворение его духовных потребностей.

С

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе.

Т

Тотемизм – поклонение какого- либо племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику.

Ц

Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый символ веры, определяющий религиозную этику и религиозную деятельность.

Ценности – характеристика определенных идей, принципов, явлений, предметов и их свойств с точки зрения их значения для человека или общества.

Э

Элита – избранный круг людей, наиболее ярко проявивших себя в той или иной сфере.

Эстетика – философская наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и жизни, а также искусство как особый вид человеческой творческой деятельности.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст