шпоры 11 классы


1. Результатом экспедиции Г.Ф.Миллера во второй половине XVIII в. явился труд «Сибирская история», которая заключает в себе ценные данные о казахах Среднего жуза

2. Благодаря своим многочисленным трудам о Казахстане стал членом-корреспондентом Российской Академии наук и пользовался уважением М.В.Ломоносова Рычков

3. Поэты – свидетели трагических событий первой трети XVIII в. в своих произведениях отразили последствия Ойратской агрессии

4. Серьезным источником в изучении эпохи Аблая являются произведения поэта XVIII в. Татикара

5. Аблаи, Богенбай и другие яркие личности XVIII в. занимают центральное место в произведениях поэта Татикара

6. Политическую историю казахской государственности XVIII в. воссоздает поэтическое наследие Бухар-жирау

7. Содержание многочисленного поэтического наследия выдающегося литератора XVIII в. Бухар-жирау, в основном историко-философские.

8. Один из лучших вариантов «Козы Корпеш – Баян Сулу» принадлежит акыну XVIII в. Жанаку

9. Акыну XVIII в. Жанаку принадлежит один из лучших вариантов «Козы Корпеш – Баян Сулу».

10. Петр I рассматривал Казахскую Степь в качестве «Ключа и ворот» в Центральную Азию

11. Казахскую Степь рассматривал в качестве «Ключа и ворот» в Центральную Азию Петр I.

12. Размещение на территории Казахстана центров торговых связей со Средней Азией и Восточным Туркестаном, потребовало создания специальных Учебных заведений по подготовке толмачей(переводчиков).

13. 1789 г. открыта «Азиатская школа», которая готовила для колониальной администрации края Переводчиков и чиновников из коренного населения.

14. Для подготовки переводчиков и чиновников из коренного населения в 1789 г была открыта «Азиатская школа».

15. В 1841г. в Ханской ставке Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа, где преподавание велось на языке татарском и русском.

16. В 1841г. в Ханской ставке, Жангир-ханом была открыта русско-казахская школа.

17. Основная цель открытия в Казахстане в первой половине ХIХв. русско-казахских школ и училищ — подготовить служащих для колониальной администрации.

18. В первой половине ХIХ в. в деле образования учитывались интересы империи, что привело к игнорированию потребностей казахского населения в светском образовании на родном языке

19. Будучи чиновником Оренбургского губернаторства, сочувствие руководителям восстания И. Тайманову и М. Утемисову выражал В.И.Даль.

20. В Повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль описал жизнь казахов Оренбургского края.

21. Жизнь казахов Оренбургского края В.И. Даль описал в повести «Бикей и Мауляна».

22. Жизнь казахов Оренбургского края описал в повести «Бикей и Мауляна» В.И. Даль.

23. В 1833 г. А.С.Пушкин был в Оренбурге, для сбора материалов о Пугачевском восстании.

24. Сведения об участии казахов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. содержится в произведении А.С.Пушкина «История Пугачевского бунта»

25. В 1833 г. А.С.Пушкин в городе Уральске сделал записи казахской поэмы « Козы-Корпеш — Баян Сулу».

26. В 1833 г. в городе Уральске сделал записи казахской поэмы« Козы-Корпеш — Баян Сулу» А.С.Пушкин.

27. Интерес общественности и передовых демократических кругов России к жизни и истории казахов вызвал труд А.С.Пушкина «Пугачевский бунт».

28. 1848-1849 гг. для изучения Аральского моря, была направлена экспедиция под командованием капитан-лейтенанта Бутакова.

29. В 40-х гг. Х1Хв. в изучение водного бассейна Каспия и Арала большой вклад внесли экспедиции Бутакова и Карелина.

30. Трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей» принадлежит русскому ученому первой половины ХIХ в. Левшину

31. В первой половине ХIХ в. русским ученым А.Левшиным было написано трехтомное исследование «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей»

32. По силе таланта среди казахских поэтов первой половине ХIХ в. на первом месте стоит имя поэта-воина Махамбета.

33. Активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт Махамбет призывает жить в дружбе с Русским народом.

34. Жить в дружбе с русским народом призывал активный участник восстания 1836-1838 гг. поэт — Махамбет.

35. Махамбет Утемисов в 1824-1829 гг. проживал в Оренбурге — в качестве воспитателя ханского наследника.

36. Стихи Махамбета Утемисова являются летописью восстания и помогают увидеть причины и цели движения 1836-1838 гг.

37. Своеобразной летописью восстания 1836-1838 гг. являются Стихи Махамбета Утемисова.

Лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы-Корпеш – Баян Сулу» был записан Шоже Каржаубайулы.

38. В ХIХ в. воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы самый популярный поэт Семиречья Суинбай.

39. Во второй половине XIX века на ход изучения Казахстана русскими учеными повлияли Потребности освоения богатств края.

40. Востоковед, академик В.В.Радлов, владея казахским языком, собирал произведения казахской народной литературы и опубликовал «Образцы народной литературы тюркских племен».

41. Владел казахским языком, собирал произведения народной литературы и опубликовал труд «Образцы народной литературы тюркских племен» академик В.В.Радлов.

42. Историю Казахского ханства в XV-XVI вв. и историю Младшего жуза в середине ХVIII в. написал русский ученый востоковед В.В.Вельяминов-Зернов.

43. Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в 1847-1857 гг. отбывал ссылку на полуострове Мангышлак.

44. Украинский кобзарь Т.Г.Шевченко в стихотворений «Мои думы» сравнивает жизнь казаха и украинца.

45. Годы жизни великого казахского ученого Шокана Уалиханова 1835-1865 гг.

46. Имя, данное Шокану Уалиханову при рождении Мухаммед-Канапия.

47. В 1847 г. 12-летний Шокан Уалиханов поступил учиться в Сибирский кадетский корпус.

48. Лучшее учебное заведение Сибири — Сибирский кадетский корпус, где учился Шокан Уалиханов, находился в городе Омске.

49. Труды известного востоковеда Н.И.Березина побудили заняться изучением восточных средневековых хроник Шокана Уалиханова.

50. Труды крупного востоковеда Н.И.Березина побудили Шокана Уалиханова заняться изучением Восточных средневековых хроник.

51. В 1853г. в офицерском звании корнета закончил Омский кадетский корпус 18-летний Шокан Уалиханов.

52. Записал эпический цикл «Манас» и тем самым сохранил его для киргизов Ш.Уалиханов.

53. Анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана содержится в фундаментальном труде Шокана Уалиханова «О состоянии Алтышара…»

54. Фундаментальный научный труд «О состоянии Алтышара…» является результатом путешествия Шокана Уалиханова в Кашгарию.

55. В фундаментальном труде Шокана Уалиханова «О состоянии Алтышара…» содержится анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана.

56. Последний труд Ш.Уалиханова опубликованный в 1865 г. посвящен Восстанию дунган в Цинской империи.

57. За огромный вклад в исследовании народов Центральной Азии, заслужил мировое признание казахский ученый второй половины XIX века Шокан Уалиханов.

58. В 1883г. в Казахстане была открыта первая общественная библиотека в городе Семипалатинске.

59. Ограничения, наложенные правительством на получение образования в мектебах и медресе в Казахстане было проявлением борьбы с Распространением исламской религии.

60. Для борьбы с распространением исламской религии в Казахстане правительством были наложены ограничения на получение образования в Мектебах и медресе.

61. Представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления для открытия мектебов при мечетях.

62. Для открытия при мечетях мектебов представителям мусульманского духовенства необходимо было получить особое разрешение от уездного правления.

63. Первая казахская учительская школа открылась в 1883 г. в городе Орске Оренбургской губернии.

64. Специальным «Положением» от 26 марта 1870 г. было признано обязательным преподавание русского языка в Мектебах при мечетях.

65. В конце XIX века от 5,5 до 19,5 копеек на душу населения в Казахстане правительство тратило на Просвещение.

66. Примером давления на исламские школы являются «Меры по борьбе с мусульманством в восточной части России» 1867 г. принятый Оренбургским губернатором.

67. Концепция о двух процентной грамотности казахского народа в конце XIX в. учитывала лишь грамотных лиц получивших образование в Русских и русско-казахских школах.

68. До административно-территориальной реформы 1867-1868 гг. мектебы и медресе функционировали Без ограничений.

69. Правительственное решение от 26 марта 1870 г. «Об особых правилах относительно инородцев-христиан и татар-магометан» внесла изменения в деятельности Религиозных школ.

70. В конце XIX в. в Казахстане открытие конфессиональных школ, в частности мектебов и медресе санкционировалось Генерал-губернатором.

71. В конце XIX в. правительство следило за преподавательским составом мектебов и медресе, усматривая в них рассадников «Пантюркизма и панисламизма».

72. В конце XIX в. правительство видело рассадников «пантюркизма и панисламизма» в преподавательском составе Мектебов и медресе.

73. В конце XIX в. при инспектировании религиозных школ (мектебов и медресе) внимание чиновников уделялось, прежде всего на Преподавание русского языка.

74. В конце XIX в., прежде всего на преподавание русского языка уделялось внимание чиновников при инспектировании религиозных школ

75. В конце XIX в. распоряжениями военных губернаторов закрывались мектебы и медресе, где не было налажено преподавание Русского языка.

76. В конце XIX в. мектебы и медресе, где не было налажено преподавание русского языка, закрывались распоряжениями Военных губернаторов.

77. В начале XX в. пойти на уступки в расширении сети просветительских, в том числе и мусульманских учреждений в Казахстане правительство вынудила Революция 1905-1907 гг.

78. В 1896 г. в различных учебных заведениях России обучались 50 казахских стипендиатов только от Тургайской области.

79. В 1857 г. Ыбырай Алтынсарин окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии с Золотой медалью.

80. В 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии Ыбырай Алтынсарин

81. На страницах местной печати Ыбырай Алтынсарин осуждал Аграрную политику царизма.

82. В 1879 году Ыбрай Алтынсарин бал назначен инспектором школ Тургайской области.

83. В 1879 г. Ыбырай Алтынсарин был назначен в Тургайской области Инспектором школ.



84. Ыбырай Алтынсарин в своем завещании оставил принадлежащие ему земли в пользование Сельскохозяйственной школы Тургая.

85. В пользование сельскохозяйственной школы Тургая свои земли по завещанию оставил Ы.Алтынсарин.

86. Основоположником женского образования в Казахстане является Ыбырай Алтынсарин.

87. Организация ремесленных и сельскохозяйственных школ в Казахстане во второй половине XIX в. является одним из направлений деятельности Ыбырая Алтынсарина.

88. Достижением Ыбрая Алтынсарина в развитии женского образования в Казахстане является открытие школы-интернат для казахских девочек в городе Иргизе.

89. Достижением Ыбрая Алтынсарина в развитии женского образования в Казахстане является открытие в городе Иргизе для казахских девочек Школы-интернат.

90. Открытие в городе Иргизе школы-интернат для казахских девочек, является одним из достижений основоположника женского образования в Казахстане Ыбырая Алтынсарина.

91. Вытеснению арабской графики из казахской письменности способствовало учебное пособие Ыбырая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия».

92. Учебное пособие Ыбрая Алтынсарина «Киргизская хрестоматия» была предназначенная для казахских детей обучающихся в Русско-казахских школах.

93. Годы жизни основателя письменной казахской литературы, поэта-просветителя Абая Кунанбаева 1845-1904 гг.

94. Одной из заслуг Абая Кунанбаева в развитии казахской литературы является то, что он был основоположником Письменной казахской литературы.

95. Замечательным памятником художественно-философской прозы Абая Кунанбаева является «Гаклие».

96. Художник Н.Хлудов все свои значительные произведения посвятил Казахской тематике.

97. Казахской тематике посвятил все свои значительные произведения художник Н.Хлудов.

98. Гениальный кюйши-композитор, классик казахской инструментальной музыки второй половины ХIХ века Курмангазы Сагырбайулы.

99. Из произведений классика казахской инструментальной музыки Курмангазы Сагырбайулы сохранились 60 кюев.

100. Мотивы несгибаемой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи слышатся в кюе Курмангазы «Сары арка».

101. Свой первый кюй «Кишкентай» Курмангазы посвятил руководителю восстания 1836-1838 гг. Исатаю Тайманулы.

102. Руководителю восстания 1836-1838 гг. Исатаю Тайманулы Курмангазы посвятил свой первый кюй «Кишкентай».

103. Кюйши-композитор второй половины ХIХ века, основоположник лирического направления в домбровой музыке Даулеткерей Шыгайулы.

104. На формирование взглядов композитора Даулеткерея Шыгай-улы повлияло восстание 1836-1838 гг.

105. На становление композиторского таланта выдающегося композитора и поэта Биржан-сал Кожагулулы оказала встреча с Абаем.

106. Ссыльные декабристы и петрашевцы оказали влияние на формирование мировоззрения композитора, поэта-публициста Жаяу Муса.

107. На формирование мировоззрения композитора, поэта-публициста второй половины ХIХ в., Жаяу Муса оказали влияние ссыльные декабристы и петрашевцы.

108. Композитор, поэт-публицист второй половины ХIХ в., автор текстов и музыки 70 песен Жаяу Муса.

109. На стихотворение Алтынсарина «Кел, балалар, окылык» музыку сочинил Жаяу Муса.

110. Жаяу Муса сочинил музыку на стихотворение Алтынсарина «Кел, балалар, окылык».

111. Автором песен «Балхадиша», «Манмангер», «Кулагер» является великий композитор Ахан серэ Корамсаулы.

112. Кюйши-композитор, кобызист второй половины ХIХ в., возродил традиции кобыза от музыки Коркута Ыкылас Дукенулы.

113. После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь в том числе в крепости По Иртышу и на Оренбургскую линию.

114. После поражения восстания 1825 г. в России декабристы были сосланы в Сибирь, в том числе и в города Северного Казахстана.

115. Участник восстания 1825 г. в России декабрист М.Муравьев-Апостол получил разрешение от коменданта Бухтормы Лечить местных жителей.

116. Получил разрешение от коменданта Бухтормы лечить местных жителей участник восстания 1825 г. в России декабрист М.Муравьев-Апостол.

117. В собрании экспонатов музея при Неплюевском кадетском корпусе, открытом в 1831 г., активное участие принимал Хан Жангир.

118. Музей при Неплюевском кадетском корпусе, открытый в 1831 г., в городе Оренбурге демонстрировал Историю края и быт населения.

119. Музей при Неплюевском кадетском корпусе, который демонстрировал историю края и быт населения, открыт в 1831 г., в городе Оренбурге.

120. Писатель Достоевский после 4-х лет каторжных работ был переведен в качестве солдата в город Семипалатинск.

121. Ф.М.Достоевский находясь в Семипалатинске встретился и высоко оценил научные поиски молодого ученого Уалиханова.

122. Находясь в ссылке в г.Семипалатинске встретился и высоко оценил научные поиски молодого ученого Уалиханова Ф.М.Достоевский.

123. В первой половине XIX века распространению идеи русского демократического движения среди представителей казахского народа способствовали петрашевцы.

124. Одна из особенностей общественной жизни Казахстана второй половины XIX века Приток участников освободительных движений.

125. Во второй половине XIX века большой вклад в организацию дела просвещения в Казахстане внесли Политические ссыльные.

126. Во второй половине XIX века на территорию Казахстана были сосланы участники национально-освободительного движения 1863-1864 гг. в Польше.

127. В 40-х гг. XIX века написана и переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки поэма «Киргиз»(«Казах»), польского революционера Г. Зелинского.

128. В 40-х гг. XIX века написана и переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки поэма польского революционера Г. Зелинского. «Киргиз»(«Казах»).

129. Представитель польского освободительного движения, друг великого Абая, автор исследования: «Материалы по юридическим обычаям киргизов» С.Гросс.

130. Представитель польского освободительного движения, автор исследования: «Материалы по юридическим обычаям киргизов» С.Гросс был другом Абая.

131. Друг великого Абая, автор исследования: «Материалы по юридическим обычаям киргизов» С.Гросс был представителем польского освободительного движения.

132. Друг великого Абая, польский революционер С.Гросс, сведения для своего исследования: «Материалы по юридическим обычаям киргизов» собирал в Семипалатинской области.

133. Увеличению притока ссыльных революционеров способствовало принятое в 1881 г. решение правительства о распространении политической ссылки на Степное генерал-губернаторство.

134. В 80-х гг. XIX века на общественную жизнь Казахстана благотворно повлияла ссылка на территорию Акмолинской и Семипалатинской областей народовольцев.

135. В 80-х гг. XIX века в городах Казахстана, невзирая на полицейский надзор организовывались народовольческие кружки.

136. В конце XIX века наибольшая концентрация политических ссыльных в Казахстане наблюдалась в областях Акмолинская и Семипалатинская.

137. По предложению политических ссыльных в 1884г. членом Семипалатинского областного статистического комитета был избран А.Кунанбайулы.

138. По предложению политических ссыльных в 1884г. А.Кунанбайулы был избран членом Семипалатинского областного статистического комитета

139. В сборе и систематизации материалов общественно-политической, экономической жизни казахского народа, весомой была роль созданных в 80-х гг. XIX века областных статистических комитетов.

140. Автор «Заметок о происхождении родов Средней киргизской орды» опубликованный в издании статистического комитета в 1900 г. А.Кунанбаев

141. В 90-х гг. XIX века в крупных городах Казахстана открылись несколько публичных библиотек по инициативе Ссыльных революционеров.

142. На становление периодической печати в Казахстане в конце XIX века оказали влияние Политические ссыльные.

143. В сборе, систематизации материалов и в написании многотомного исследования «Материалы по киргизскому землепользованию» участвовал казахский ученый А.Букейханов.

144. В начале XX века делу развития книгоиздательских центров в Казахстане оказывали содействие отделы Русского географического общества.

145. Труды выдающихся представителей национально-демократической культуры М.Дулатова, Ш.Кудайбердыева и других, впервые были изданы в начале XX века.

146. В начале XX века в Казахстане развивается книгоиздательское дело, в 1909 г. впервые вышли избранные произведения великого мыслителя А.Кунанбаева.

147. Первый сборник произведений Ахмета Байтурсынова вышел в 1911 г. в г.Оренбурге под названием «Маса».

148. В 1911 г. в городе Оренбурге под названием «Маса» вышел первый сборник произведений А. Байтурсынова.

149. С 1913 г. редактором газеты «Казах», публиковавшей статьи о насущных нуждах и задачах казахского народа был А. Байтурсынов.

150. С 1913 по 1917 гг. А. Байтурсынов был редактором газеты «Казах».

151. Под редакцией А. Байтурсынова газета «Казах», публиковавшая статьи о насущных нуждах и задачах казахского народа начала издаваться с 1913 г.

152. С 1917 г. официальным печатным органом организации «Алаш» становится газета «Казах».

153. Шакарим Кудайбердыев был среди наиболее талантливых учеников Абая.

154. Среди наиболее талантливых учеников Абая был Ш.Кудайбердыев.

155. Автор поэмы «Калкаман-Мамыр», «Енлик-Кебек» Ш.Кудайбердыев.

156. В пропаганде идей просвещения и образования среди населения Казахстана в начале XX в. велика заслуга Журнала «Айкап».

157. Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г. создавал ограничения и препятствовал деятельности в Казахстане Конфессиональных учебных заведений.

158. Закон о развитии просвещения, принятый в 1906 г. положил начало открытию в Казахстане смешанных Русско-казахских школ.

159. Являясь «рупором» царизма начала XX в., затрагивал проблемы и казахского народа — официальный печатный орган областных губернаторов «Областные ведомости».

160. В начале XX в., готовила преподавательские кадры, одно из самых крупных учебных заведений Туркестанская учительская семинария.

161. Поэт начала XX в., пропагандист народных сказаний – дастанов и героических преданий о народных батырах Н.Байганин.

162. Казахская культура начала XX в. развивалась как часть мирового культурного процесса, имела специфические черты, обусловленные своеобразием Кочевой жизни.