Школьный тест умственнного развития (штур)


Приложение 6

ШКОЛЬНЫЙ ТЕСТ УМСТВЕНННОГО РАЗВИТИЯ (ШТУР)

Школьний тест умственного развития (ШТУР) предназначен для диагностики умственного развития учащихся подросткового к юношеского возраста, контроля за процессом умственного развития в период школьного обучения.

Сфера применения: профконсультации, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития у учащегося.

Тест включает шесть наборов заданий (субтестов): «осведомленность» (два субтеста), «аналогии», «классификация», «обобщение», «числовые ряды». Тест имеет две эквивалентные формы А и Б.

Процедура проведения теста.

Для правильного проведения тестирования необходимо строго

соблюдать инструкции, контролировать время выполнения субтестов с помощью секундомера, не помогать испытуемым при выполнении ими заданий.

Общая инструкция испытуемым по всему тесту дается экспериментатором в устной форме. Для этого он обращается к ним со следующими словами: «Сейчас вам будут предложены задания, которые предназначены для выявления вашего умения рассуждать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, находить в них общее и различное. Эти задания отличаются от того, что вам приходится выполнять на уроках. Для выполнения заданий понадобятся ручки и бланки, которые мы вам раздадим.

Вы будете выполнять разные наборы заданий. Перед началом предъявления каждого набора заданий дается списание этого типа заданий и на примерах объясняется способ их решения.

На выполнение каждого набора заданий дается ограниченное время. Начинать и заканчивать работу надо по нашей команде. Все задания следует решать строго по порядку. Не задерживайтесь слишком долго на одном задании. Старайтесь работать быстро и без ошибок! «

После прочтения этой инструкции экспериментатор раздает бланки и просит заполнить в них графы, в которых должны содержаться сведения о фамилии учащегося, дате проведения эксперимента, классе и школе, где учится испытуемый. Проконтролировав правильность заполнения этих граф, экспериментатор просит учащихся отложить в сторону ручки и внимательно его выслушать. Затем экспериментатор зачитывает инструкцию первого субтеста и разбирает примеры. После этого даётся указание перевернуть страницу и

приступить к выполнению задания. При этом экспериментатор незаметно включает секундомер. По истечении времени, отведенного на выполнении первого субтеста, экспериментатор решительно прерывает работу испытуемых, предлагал им положить ручки, и начинает читать инструкцию к следующему субтесту.

При проведении теста необходим периодический контроль правильности выполнения испытуемым процедуры тестирования.

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов выбрать то, которое по вашему мнению, правильно дополняет данное предложение. Вы пишите номер вопроса и выбираете букву а), б), в), г) или д), которая соответствует правильному ответу.

Пример: Одинаковыми по смыслу являются слова биография и …?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель

Начальные буквы имени и отчества называются…?

а) вензель, б) инициалы, в) автограф, г) индекс, д) анаграмма.

Гуманный – это …?

а) общественный, б) человечный, в) профессиональный, г) агрессивный, д) пренебрежительный.

Система взглядов на природу и общество есть — …?

а) мечта, б) оценка, в) мировоззрение, г) кругозор, д) иллюзия.

Одинаковыми по смыслу являются слова «демократия» и …?

а) анархия, б) абсолютизм, в) народовластие, г) династия, д) классы.

Наука о выведении лучших пород животных растений называется …?

а) бионика, б) химия, в) селекция, г) ботаника, д) физиология

Краткая запись, сжатое изложение содержания книги, лекции, доклада – это…?

а) абзац, б) цитата, в) рубрика, г) отрывок, д) конспект.

Начитанность, глубокие и широкие познания – это…?

а) интеллигентность, б) опытность, в) эрудиция, г) талант, д) самомнение.

Отсутствие интереса и живого активного участия к окружающему – это…?

а) рациональность. б) пассивность, в) чуткость, г) противоречие, д) черствость.

9. Свод законов, относящихся к какой-либо области человеческой жизни и деятельности, называется?

а) резолюцией, б) постановлением, в) традицией, г) кодексом, д) проектом.

10. Противоположностью понятию «лицемерный» будет…?

а) искренний, б) противоречивый, в) фальшивый, г) вежливый, д) решительный.

11.Если спор заканчивается взаимными уступками, тогда говорят о…?

а) компромиссе, б) общении, в) объединении, г) переговорах, д) противоречии.

12.Этика – это учение о…?

а) психике, б) морали, в) природе, г) обществе, д) искусстве.

13.Противоположностью понятию «идентичный» будет…?

а) тождественный, б) единственный, в) внушительный, г) различный, д) изолированный.

14.Освобождение от зависимости, предрассудков, уравнение в правах – это …?

а) закон, б) эмиграция, в) воззрение, г) действие, д) эмансипация.

15.Оппозиция – это…?

а) противодействие, б) согласие, в) мнение, г) политика, д) действие.

16.Цивилизация – это…?

а) формация, б) древность, в) производство, г) культура, д) обращение

17.Одинаковыми по смыслу являются слова «приоритет» и…?

а) изобретение, б) идея, в) выбор, г)первенство, д) руководство.

18.Коалиция – это …?

а) конкуренция, б) политика, в) вражда, г) разрыв, д) объединение.

19.Одинаковыми по смыслу являются слова «альтруизм» и…?

а) человеколюбие, б) взаимоотношение, в) вежливость, г) эгоизм, д) нравственность

20.Человек, который скептически относится к прогрессу, является…?

а) демократом, б) радикалом, в) консерватором, г) либералом, д) анархистом.

Задания состоят из предложений вопросительного характера. В каждом из них не хватает одного слова. Вы должны из пяти приведенных слов выбрать то, которое по вашему мнению, правильно дополняет данное предложение. Вы пишите номер вопроса и выбираете букву а), б), в), г) или д), которая соответствует правильному ответу.

Пример: Одинаковыми по смыслу являются слова биография и …?

а) случай, б) подвиг, в) жизнеописание, г) книга, д) писатель

Эволюция – это…?

а) порядок, б) время, в) постоянство, г) случайность, д) развитие.

Бодрое и радостное восприятие мира – это…?

а) грусть, б) стойкость, в) оптимизм, г) сентиментальность, д) равнодушие.

Одинаковыми по смыслу являются слова «антипатия» и …?

а) окружение, б) симпатия, в) отношение, г) расположение, д) неприязнь.

Государство, не находящееся в зависимости от других государств, является…?

а) суверенным, б) малоразвитым, в) миролюбивым, г) процветающим, д) единым.

Систематизированный перечень каких-либо предметов (книг, картин и пр.) – это…?

а) аннотация, б) словарь, в) пособие, г) каталог, д) абонемент.

Предельно краткий и четкий ответ называется…?

а) красноречивым, б) лаконичным, в) детальным, г) многословным, д) спонтанным.

Миграция – это…?

а) развитие, б) условие, в) изменение, г) переселение, д) жизнь.

Человек, который обладает чувством меры, умением вести себя подобающим образом, является…?

а) общительным, б) объективным, в) тактичным, г) компетентным, д) скромным.

Интересная и законченная мысль, выраженная коротко и метко, называется…?

а) афоризмом, б) отрывком, в) рассказом, г) эпосом, д) диалогом

Универсальный – это…?

а) целенаправленный, б) единый, в) распространенный, г) полезный, д) разносторонний

Противоположностью понятия «уникальный» будет…?

а) прозрачный, б) распространенный, в) хрупкий, г) редкий, д) точный

Отрезок времени, равный десяти дням, называется…?

а) декадой, б) каникулами, в) неделей, г) семестром, д) кварталом

Одинаковыми по смыслу являются слова «самоуправление» и …?

а) автономия, б) закон, в) право, г) прогресс, д) зависимость

Противоположностью понятия «стабильность» будет…?

а) постоянный, б) знающий, в) непрерывный, г) изменчивый, д) редкий

Совокупность наук, изучающих язык и литературу – это…?

а) логика, б) социология, в) физиология, г) эстетика, д) философия

Высказывание, которое еще полностью не проверено, обозначается как…?

а) парадоксальное, б) правдивое, в) двусмысленное, г) гипотетическое, д) ошибочное

Одинаковыми по смыслу являются слова «гегемония» и …?

а) равноправие, б) господство, в) революция, г) союз, д) отставание

Тотальный – это…?

а) частичный, б) редкий, в) всеохватывающий, г) победоносный, д) быстрый

Равноценный заменитель чего-либо – это…?

а) сырье, б) эквивалент, в) ценность, г) суррогат, д) подделка

Конфронтация – это…?

а) солидарность, б) переговоры, в) сотрудничество, г) агрессия, д) противоборство.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Этот вариант необходимо выписать (номер и букву). Выбрать можно только один вариант ответа.

Прогрессивный – а) интеллектуальный, б) передовой, в) ловкий, г) отсталый.

Аннулирование – а) подписание, б) отмена, в) сообщение, г) отсрочка.

Идеал – а) фантазия, б) будущее, в) мудрость, г) совершенство.

Миф – а) древность, б) творчество, в) предание, г) наука.

Аморальный – а) устойчивый, б) трудный, в) неприятный, г) безнравственный.

Аргумент – а) довод, б) согласование, в) спор, г) фраза.

Анализ – а) факты, б) разбор, в) критика, г) умение.

Эталон – а) копия, б) форма, в) основа, г) образец.

Сферический – а) продолговатый, б) шаровидный, в) пустой, г)объемный.

Социальный – а) приятный, б) свободный, в) запланированный, г) общественный.

Гравитация – а) притяжение, б) отталкивание, в) невесомость, г) подъем.

Сентиментальный – а) поэтический, б) чувствительный, в) радостный, г) странный.

Экспорт – а) продажа, б) товары. в) вывоз. г) торговля.

Эффективный – а) необходимый, б) действенный, в) решительный, г) острый.

Мораль – а) этика, б) развитие, в) способность, г) право.

Модифицировать – а) работать, б) наблюдать, в) изучать, г) видоизменять.

Радикальный – а) коренной, б) ответный, в) последний, г) отсталый.

Субъективный – а) практический, б) общественный, в) личный, г) скрытый.

Негативный – а) неудачный, б) ложный, в) отрицательный, г) неосторожный.

Аграрный – а) местный, б) хозяйственный, в) земельный, г) крестьянский.

Вам даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Его надо найти и выписать. Лишним может быть только одно слово.

Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.

Прямая, ромб, прямоугольник, квадрат, треугольник.

Барометр, флюгер, термометр, компас, азимут.

Рабовладелец, раб, крестьянин, рабочий, ремесленник.

Пословица, стихотворение, поэма, рассказ, повесть.

Цитоплазма, питание, рост, раздражимость, размножение.

Дождь, снег, осадки, иней, град.

Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.

Пейзаж, мозаика, икона, фреска, кисть.

Очерк, роман, рассказ, сюжет, повесть.

Параллель, карта, меридиан, экватор, полюс.

Литература, наука, живопись, зодчество, художественное ремесло.

Длина, метр, масса, объем, скорость.

Углекислый газ, свет, вода, крахмал, хлорофилл.

Пролог, кульминация, информация, развязка, эпилог.

Скорость, колебание, сила, вес, плотность.

Куба, Япония, Вьетнам, Великобритания, Исландия.

Товар, город, ярмарка, натуральное хозяйство.

Описание, сравнение, характеристика, сказка, иносказание.

Аорта, вена, сердце, артерия, капилляр.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Этот вариант необходимо выписать (номер и букву). Выбрать можно только один вариант ответа.

Аналогия – а) случай, б) явление, в) свойство, г) сходство.

Интернациональный – а) многочисленный, б) международный, в) нерушимый, г) известный.



Адаптироваться – а) приспосабливаться, б) научиться, в) двигаться, г) присмотреться.

Ироничный – а) мягкий, б) насмешливый, в) веселый, г) настоящий.

Симптом – а) характер, б) системный, в) желание, г) признак.

Импорт – а) собственность, б) товары, в) ввоз, г) фирма.

Надменность – а) чуткость, б) скрытность, в) высокомерие, г) торжественность.

Компенсировать – а) терять, б) истратить, в) увеличивать, г) возместить.

Антагонистический – а) враждебный, б) убежденный, в) чужой, г) классовый.

Интеллектуальный – а) опытный, б) умственный, в) деловой, г) хороший.

Абсолютный – а) властный, б) спорный, в)

Порицание – а) равнодушие, б) осуждение, в) внушение, г) преступление.

Дискуссия – а) мнение, б) спор, в) убеждение, г) беседа.

Утопический – а) невыполнимый, б) идеальный, в) жизненный, г) неопытный.

консерватизм – а) косность, б) самостоятельность, в) героизм, г) повседневность.

Интерпретация – а) толкование, б) чтение, в) беседа, г) сообщение.

Нюанс – а) образ, б) чувство, в) оттенок, г) слух.

Сентиментальный – а) поэтический, б) радостный, в) чувствительный, г) странный.

Абстрактный – а) практический, б) опытный, в) несущественный, г) отвлеченный.

Объективный – а) беспристрастный, б) полезный, в) сознательный, г) верный.

К слову, которое стоит в левой части бланка, надо подобрать из четырех предложенных слов такое, которое совпадало бы с ним по смыслу, т.е. слово-синоним. Этот вариант необходимо выписать (номер и букву). Выбрать можно только один вариант ответа.

Запятая, точка, двоеточие, тире, союз.

Глобус, меридиан, полюс, параллель, экватор.

Морфология, синтаксис, пунктуация, орфография, терминология.

Движение, инерция, вес, колебание, деформация.

Круг, треугольник, трапеция, квадрат, прямоугольник.

Картина, мозаика, икона, скульптура, фреска.

Рабочий, крестьянин, раб, феодал, ремесленник.

Легенда, драма, комедия, трагедия, пьеса.

Аорта, пищевод, вена, сердце, артерия.

Канада, Бразилия, Вьетнам, Испания, Норвегия.

Тело, площадь, объем, вес, скорость.

Направление, курс, маршрут, азимут, компас.

Корень, стебель, лист, тычинка, цветок.

Землетрясение, цунами, стихия, ураган, смерч.

Метафора, монолог, эпитет, аллегория, преувеличение.

Товар, город, ярмарка, натуральное хозяйство, деньги.

Цилиндр, куб, многоугольник, шар, параллелепипед.

Пословица, басня, поговорка, сказка, былина.

История, астрология, биология, астрономия, медицина.

питание, дыхание, раздражимость. рост, сознание.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст