Школьный музей – одна из эффективных форм гражданско- патриотиче

Стороженко О.В.

г. Старый Оскол

МОУ ДПО (ПК) «СОГИУУ»

Школьный музей – одна из эффективных форм

гражданско- патриотического воспитания обучающихся

Воспитание подрастающего поколения – вопрос стратегический. Это вопрос сохранения и преумножения самого главного потенциала страны, более важного, чем все ее материальные богатства. «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие работников образования в решении важнейших общенациональных задач. Концепция определяет характер современного национального воспитательного идеала — высоконравственного, творческого, компетентного гражданин России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Патриотическое воспитание не может рассматриваться вне контекста основных ориентиров общества и государства, вне НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ. Восстановление и осмысление системы и иерархии общенациональных ценностей важно для людей всех возрастов, но прежде всего – для молодежи. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Одной из составляющих системы нравственных ценностей является патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа системы образования.

Патриотическое воспитание молодежи является одним из главных направлений в деятельности образовательных учреждений Старооскольского городского округа. Работа по патриотическому воспитанию молодежи проводится в рамках реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепции патриотического воспитания граждан РФ», государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г.г.».

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

формирование эффективной работы по   патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

передача жизненного опыта от поколения к поколению;

активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Одним из основных и эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа. Важным элементом содержания воспитания является показ героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

В настоящее время школьное историческое краеведение занимает большое место в образовании и воспитании школьников. Историко-краеведческое воспитание закладывает основы нравственности, гражданственности и патриотизма. Становление личности невозможно без осознания преемственности к определенной культурно- исторической общности. Историческое сознание личности помогает ориентироваться в настоящем, определять направлении я в будущем, помогает ощутить себя в историко-культурном процессе, осознать преемственность поколений, свою историческую идентичность. Важную роль в формировании исторического сознания играет историческое краеведение. Краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее значение. Значительные исторические события, рассматриваемые через призму данной конкретной личности, становятся более понятными, приобретают особое воспитательное и образовательное значение.

Особое место в воспитании подрастающего поколения отводится работе школьных музеев. Музей — это не просто особый учебный кабинет образовательного учреждения. Его роль — стать одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства, координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между образовательным учреждением и другими общественными организациями.

Школьный музей – центр воспитательной работы, эффективная форма организации и подачи краеведческого учебного материала, база углубленного изучения истории, жизни школы, города, массового вовлечения учащихся в краеведческую и поисковую деятельность. Главное, музей дает возможность изучать прошлое не только через созерцательное восприятие, но и активно участвовать в историко-краеведческой работе во взаимодействии с музейной образовательной средой. Такое участие школьников может осуществляться на основе диалога как формы межсубъектной коммуникации, при которой каждый участник видит в другом равноправного, свободного, активного в высказываниях собеседника, уважает его позицию, убеждения, интересы и мнения.

Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся. В современной школе проходят обучение учащиеся с новым миропониманием. Естественно, что обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений общеобразовательной школе весьма проблематично. Поэтому сегодня очень важно прибегать к методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение. В школах ведется поиск методических приемов и форм, новейших подходов к учебной и внеурочной деятельности для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. Историко-краеведческое воспитание средствами школьного музея имеет огромное значение в становлении личности, является эффективным методом совершенствования образовательной среды.

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

Музей – это хранитель традиций, которые накапливаются и обновляются. Музей обеспечивает обучающимся создание среды, благоприятной для творческого развития. Его воспитательные и образовательные возможности огромны:

он может быть органом ученического самоуправления;

средством воспитания общественной активности;

серьезным подспорьем в обучении;

средством, повышающим общую культуру обучающихся.

Основная функция школьного музея — образовательно-воспитательная. Школьный музей-это не просто собирание памятников, это не только создание экспозиций, а это еще и многогранная деятельность, направление на повышение образования, нравственное воспитание и формирование исторического сознания, что может быть достигнуто с помощью различных форм музейной деятельности, в том числе массовой научно-просветительной работы. В помещении музея проводятся различные формы занятий: музейные уроки, уроки мужества, уроки-диспуты, уроки памяти, исторические игры, конкурсы и викторины. Большую ценность в музее представляют документы о героях ВОВ, книги, фотоальбомы, макеты памятников, предметы военного времени.

Каждый учитель и классный руководитель может использовать воспитательные возможности школьного музея, начиная с обзорной экскурсии, для своего класса, проводя различные мероприятия, уроки в рамках работы и в условиях музея, занимаясь поисковой деятельностью.

На протяжении многих лет образовательные учреждения Старооскольского городского округа уделяют гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения значимое внимание.

По степени насыщенности музеями Старооскольский городской округ относится к наиболее развитым учебным территориям региона. На сегодняшний день зарегистрировано 54 паспортизированных действующих школьных музея. В 2010-2011 учебном году готовится к паспортизации 10 школьных музеев. Участие в формировании экспозиции и сборе материалов для своего музея воспитывает в школьниках чувство патриотизма. Использование краеведения в системе образования опирается чаще всего на педагогику развития творческих потребностей учащихся. В этом случае дети узнают об истории, культуре, природе своего края не только из книг и лекций педагогов, но и в процессе его изучения активными средствами: походы, путешествия, научные экспедиции, краеведческие наблюдения и т.п.  Средствами музейной работы успешно сохраняются и воссоздаются страницы истории, связанные с Великой Отечественной войной, деятельностью ветеранов труда, что способствует воспитанию у подрастающего поколения патриотических чувств.

PAGE 4