Школьников и педагогов


НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ

«ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ»

Особенности использования детского фольклора на уроках музыки.

Предметная область: педагогика

ФИО автора работы: Зенкина Марина Евгеньевна

Возрастная категория: педагог

Образовательное учреждение: МБОУ «Гимназия №2»

Глубокие общественные преобразования в нашей стране актуализировали задачу воспитания детей с гибким мышлением, проявляющих свои возможности и способности в творческой деятельности и готовых позитивно воздействовать на духовность общества. В свою очередь духовность общества немыслима, если человек не ощущает себя частью своего народа и его культуры. Многовековая отечественная культурная традиция выработала свои методы воспитания и обучения человека. В интеллектуальном марафоне, предлагаемом современной школой, душевные качества, которые являются отличительной особенностью русского характера, любовь во взаимоотношениях с людьми, способность к сопереживанию и многое другое остаются за гранью воспитательного и образовательного процессов. Способность же понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным показателем уровня развития школьника. Она выступает стимулом для развития собственных творческих способностей.

90-е годы ХХ столетия характеризуются новой «фольклорной волной»: проникновением в школу широкого фольклорного движения, пристальным интересом к проблемам русской народной музыки и ее педагогической инструментовке в условиях средней школы. Органично репрезентировать народное творчество и применять арсенал педагогических воздействий народного музыкального воспитания позволяет программа предмета «Музыка».

Всё выше изложенное и предопределило выбор темы нашего исследования: особенности использования детского фольклора на уроках музыки. Цель нашего исследования: теоретически обосновать и практически проверить педагогические условия изучения детского фольклора на уроках музыки.

Объектом исследования является процесс изучения детского фольклора на уроках музыки.

Предмет исследования – педагогические условия изучения детского фольклора на уроках музыки.

Гипотеза: реализация изучения русского детского музыкального фольклора в учебно-воспитательном процессе явится эффективным средством музыкально-эстетического воспитания школьников, обогащающим их внутренний мир и дающим знания в области народного творчества.

Детский фольклор – часть народной педагогики, его жанры интуитивно основаны на учете физических и психических особенностей детей разных возрастных групп. Народная педагогика – древнее, сложное, развивающееся и не теряющее своей актуальности явление. Она всегда учитывала роль слова в формировании личности. Детский фольклор сохранил следы мировоззрения разных эпох и выразил тенденции нашего времени. Понятием «народная педагогика» К. Д. Ушинский определил фольклорные произведения, специально предназначенные детям («нарочито составленные»). Вот что сказал великий педагог о детских сказках: «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, я и не думаю, чтобы кто ни будь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Понятие народной педагогики обрело терминологический смысл в работах профессора Г.С. Виноградова. Он писал, что под термином надо понимать «совокупность навыков и приемов, применяемых в целях формирования личности, — не столько система, сколько сумма знаний и умений».

Наиболее часто в современной школе при изучении детского фольклора используются следующие приемы:

А) Эмоциональное воздействие на учащихся. Основная ошибка обучения состоит в том, что народная музыка не становится предметом любви, а превращается в учебный материал. Поэтому необходимо, чтобы ученики не только следили за построением и конструкцией песен, а воспринимали их как часть жизни, ощутили радость совместного пения.

Б) Знание контекста музыкального фольклорного произведения, без которого произведение будет лишено смысла и не понятно ученикам. Например, при изучении песни “Ну-ка, кумушка, мы покумимся” становится ясным, что песня оказывается нелепой вне обряда кумления, к которому она была приурочена, и который совершался в весенне-летний праздник “Семик”. Покумившиеся девушки становились как бы родственницами, обещали дружить всю жизнь. В словах песни перечисляются действия, входящие в обряд: призыв к кумлению, поцелуй, угощение ритуальным киселем.

В) Познание музыкального фольклора как искусства синкретического (единство музыки, слова, движения). В вокальных произведениях определенное внимание уделяется слову, а вот движение выпадает из процесса обучения. Таким образом, текст синкретического произведения разрушается. Неестественной, например, оказывается ситуация, при которой дети старательно выпевают слова: “Со вьюном я хожу” и при этом остаются неподвижными. Слова хороводно-игровой песни побуждают к движению и содержат прямые указания к определенному поведению, обязательной последовательности действий: ходить с платочком в руке, положить платочек на правое плечо, затем на левое и т.д.

Г) Усвоение фольклора устно-слуховым, подражательным способом. Процесс работы над народной песней должен быть не столько разучиванием, сколько передачей с “голоса на голос”, от “сердца к сердцу”. Это напоминает обычную школьную практику усвоения любых песен не по нотам, а с голоса учителя. Конечно, для восприятия фольклорного произведения необходимы еще и впечатления от аутентичного пения как в непосредственном контакте с народными исполнителями (что в наших условиях очень сложно), так и посредством звукозаписей.

Музыкальное воспитание в школе, как известно, наиболее эффективно осуществляется при сочетании урочной и внеклассной деятельности. Для музыкального фольклора это сочетание становится необходимым. С одной стороны, урок – основная форма обучения, где происходит передача подрастающему поколению накопленного человеческого опыта в форме материальной и духовной культуры. С другой стороны, внеклассная работа, которая, будучи необязательной, дополнительной формой обучения, является все же действенной частью работы, направленной на формирование всесторонне развитой личности.

Разумеется, единых “рецептов” того, как вводить детский музыкальный фольклор, не может быть дано. Важно, чтобы учитель всегда помнил о специфических свойствах детского музыкального фольклора, искал ответы на вопросы, возникающие в самом музыкальном фольклоре, в жизни общности людей, породнившей его.

Таким образом, изучение музыкального фольклора на уроках музыки в школе будет эффективным при соблюдении педагогических условий:

Целесообразность проведения таких видов урока музыки при изучении детского музыкального фольклора как: урок – путешествие, урок – концерт, урок – сказка.

Разнообразие видов музыкальной деятельности при изучении фольклорного творчества.

Изучение жанров музыкального фольклора, не связанных с активным движением, ограниченным пространственно – временными условиями класса.

Целесообразность организации во внеклассной работе фольклора: праздников, концертов, спектаклей.

В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека как культурно-исторического субъекта, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции и самореализации. В концепции художественного образования, разработанной в Академии Образования Российской Федерации, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации образовательной школы дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, т.к. обладают невостребованным воспитательным потенциалом.

В обязательном минимуме содержания основных образовательных программ федерального компонента государственного стандарта отдельным пунктом рассматривается народное музыкальное творчество. Государственный стандарт рассматривает фольклор как часть общей культуры народа и предлагает изучать специфику русской народной музыкальной культуры, её основные жанры и в частности детский музыкальный фольклор.

Программа по музыке, разработанная под научным руководством Д. Б. Кабалевского, отвечает цели разностороннего развития личности учащегося, обеспечивает усиление эмоционально-нравственного, воспитательного воздействия музыки.

Авторами программ, среди прочих, являются: Л. В. Школяр, Э. Б. Абдуллин, Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева.

Цель программы: «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всём богатстве её форм и жанров, иначе говоря, воспитывать в учащихся муз культуру как часть всей их духовной культуры».

Д. Б. Кабалевский неоднократно подчёркивал, что программа принципиально вариативна, необходимо творческое отношение учителя в организации и проведении уроков. Поэтому, не смотря на то, что содержание каждой темы указывается, возможно включение в урок внепрограммных произведений, которые рассматриваются с точки зрения критериев художественно-педагогического анализа: художественной ценности и увлекательности для школьников, педагогической целесообразности и воспитательного потенциала. Подобный подход позволяет учителю, работающему по программе под ред. Кабалевского значительно расширить использование детского музыкального фольклора. Особенно это касается начальной школы. Кабалевский в пояснительной записке к своей программе указывал, что изучая музыку, ребята уже с первого класса должны понять и прочувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь. А значит, целесообразно наряду с народными песнями, обязательными для изучения в 1-2 классах («Калинка», «Во поле берёза стояла», «Уж как по мосту-мосточку», «Со вьюном я хожу», «Камаринская» и др.) использовать детский музыкальный фольклор, как наиболее близкую и знакомую детям музыку.

В связи с тем, что важнейшим принципом программы является тематическое построение, отражающее основные закономерности и функции музыкального искусства, в планировании каждый урок имеет свою тему, подчиняющуюся основной. Основных тем в каждом классе 4 или 2, что соответствует делению по четвертям и полугодиям. Тематическое построение помогает отразить различные грани музыки как единого целого.

Однако, максимально использовать детский музыкальный фольклор позволяют следующие темы третьего класса: 1 четверть — «Музыка моего народа»; 2 четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»; 3 четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

Музыкальное воспитание детей — одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Цель программы «Музыка», разработанной Ю. Б. Алиевым, заключается в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве. Основное средство достижения этой цели — постоянные и систематические встречи учащихся с музыкой, развитие у них на этой основе потребности в высоких образцах художественного творчества.

В программе реализуется целостный подход к музыкальной деятельности, включающий: исполнение, слушание и импровизирование музыки. При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность.

Уже в 1 классе при изучении темы «Музыка рассказывает о жизни» происходит знакомство ребят с детским музыкальным фольклором, который музыкальными средствами рассказывает о явлениях окружающей жизни, о доме, детских играх и танцах, о природе и сказке. Предлагаемые Ю. Б. Алиевым произведения детского музыкального фольклора («Заинька», «Как пошли наши подружки», «Здравствуй, гостья зима») способствуют переживанию детьми различных настроений, показывают, что музыка нужна каждому человеку. В 4 классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов». Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному – «Музыкальная жизнь России». Ею открывается новая тематическая линия, которая обогащает запас раннее полученных музыкальных впечатлений. Так в 5 классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров русской народной музыкальной культуры, в том числе и конкретно с детским музыкальным фольклором, что умело подводит их к знакомству с творчеством русских композиторов М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского.

Цель программы, разработанной Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, выражены основные художественно-педагогические идеи. Говоря об аспекте включения детского музыкального фольклора в процесс воспитания школьников, следует выделить следующие из разделов: «Музыка и ты»; «Россия – Родина моя»; «День, полный событий»; «О России петь – что стремиться в храм»; «Гори, гори ясно, чтобы не погасло».

Данная программа не подразумевает жестко регламентированного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческое планирование художественного материала в рамках урока, четверти в зависимости от интерпретации учителем художественно-педагогической идеи позволяет наиболее широко из проанализированных выше программ использовать детский музыкальный фольклор для достижения целей музыкального воспитания школьников.

Факультативная программа Куприяновой Л.Л. «Русский фольклор» познакомит со специфическими приемами развития голоса, координации движений, подскажет, как подготовить и провести фольклорный праздник, даст информацию о народных инструментах, костюме и народных промыслах, ассоциативно увязанных со старинным народным календарем. Прилагается аудиокассета, которая поможет точнее отразить специфику передачи народной песни «из уст в уста».

Познакомить учащихся общеобразовательных школ Брянщины с основными проявлениями музыкальной культуры их родного края, помочь осознать её как малую, но вполне достойную уважения часть национальной (и мировой) культуры – задача программы «Музыкальная культура Брянщины», разработанной кабинетом музыки БИПКРО. Соотношение общего и регионального в той или иной культуре сложны и специфичны в каждом отдельном случае. Общее складывается из частностей, развивается на их основе; с другой стороны, частное развивается на общем фоне и подпитывается им. А потому оценить по достоинству культуру отдельного региона и его вклад в общенародное достояние можно только глубоко зная эту местную культуру.



Таким образом, анализ программ по предмету музыка показал, что народное музыкальное творчество, как часть общей культуры народа достаточно широко представлено в упомянутых выше программах и носит комплексный характер, отражающий синтетическую природу народно-песенного исполнительства, основанного на таких видах деятельности, как пение, танец, игра на народных инструментах и импровизация.

Наша опытно – экспериментальная работа велась на протяжении 2010 – 2011 учебного года в экспериментальном 4 «А», посещающем фольклорный театр «Святки», и контрольном 4 «В» классах на базе МБОУ «Гимназия №2» города Брянска.

Опытно – практическая работа включала в себя несколько этапов: диагностический, собственно экспериментальный (развивающий) и заключительный, на котором проведены повторная диагностика и анализ результатов. Целью её явилось установление степени влияния цикла уроков по изучению музыкального фольклора на становление музыкальных способностей учащихся. Мы использовали стандартизированные характеристики уровня сформированности музыкальных способностей у младших школьников по каждому виду музыкальной деятельности, которые широко используются в практике музыкального воспитания детей: Слушание; Исполнение; Игра на детских музыкальных инструментах; Импровизация; Музыкально – ритмическая деятельность. Описания каждого уровня более подробно можно рассмотреть в приложении 1.

По данным характеристикам мы вели наблюдения за учащимися экспериментального 4 «А» и контрольного 4 «В» классов.

В результате уровень сформированности музыкальных способностей у детей 4 «А» класса на диагностическом этапе можно было определить как средний, но резерв возможностей и желаний творчески работать наблюдался высокий.

Данные таблицы и диаграммы (приложение 2) позволяют говорить о наличии роста уровня сформированности музыкальных способностей в экспериментальном классе. Следовательно, реализуемые нами педагогические условия при изучении фольклорного материала оказались эффективным средством музыкального развития младших школьников. Ученики экспериментального класса демонстрировали высокую активность работы на проведённых нами уроках, большую увлечённость разнообразными видами музицирования на основе фольклорного материала.

Гипотеза нашего исследования, исходящая из предположения о том, что изучение русского детского музыкального фольклора в учебно-воспитательном процессе явится эффективным средством музыкально-эстетического воспитания школьников, обогащающим их внутренний мир и дающим знания в области народного творчества подтвердилась. Это показывают теоретические исследования и диагностика уровня сформированности музыкальных способностей у младших школьников.

В современных условиях значительно повышается роль музыкального воспитания во всестороннем развитии личности. Предмет «Музыка» в общеобразовательной школе призван формировать высокие нравственные качества, что невозможно без знания фольклора, приобщающего ребенка к национальной культуре и истории народа.

Список литературы:

Алиев Ю.Б.. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.

Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Игровые прелюдии. — Иркутск, 1990.

Кабалевский Д.Б. Музыка 1 – 3 классы./Программы средней общеобразовательной школы. – М., 1990

Кабалевский Д.Б. Музыка 5 – 8 классы./Программы средней общеобразовательной школы. – М., 1990

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.. Музыка 1 – 7 классы./Программы общеобразовательных учреждений. – М., 2009

Куприянова Л.Л. Русский фольклор./Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. Начальные классы. – М., 2002.

Фольклор в современном мире: аспекты и пути исследования. / Сост. Э.Ф. Белоусов — М., 2001

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Слушание (восприятие музыки)

Высокий уровень: эмоционально, осознанно слушает музыкальное произведение; разделяет произведение на части (темы); своей речью использует музыкальную терминологию; активно отвечает на вопросы по слушанию; умеет чётко и ясно выражать свои мысли; дополняет ответы детей интересными фактами.

Средний уровень (активно – подражательный): внимательно слушает музыкальное произведение; с помощью учителя вычленяет части (темы) произведения; ответы на вопросы носит репродуктивный характер; ответы неполные, нечёткие, путаются в музыкальных понятиях.

Низкий уровень (пассивно – подражательный): без особого внимания слушает музыкальное произведение; с трудом или с помощью учителя вычленяет части (темы) произведения; нет стройности и ясности в ответах; имеет трудности в построении ответа; путается в понятиях и терминах.

Исполнение (хоровое пение)

Высокий уровень: ярко, эмоционально и выразительно исполняет песню, стараясь включить в пение элемент ритмических движений; быстро и легко запоминает мелодию песни, повторяет без особого труда музыкальную фразу; особых трудностей в ритмическом плане не обнаруживает; различает куплет и припев; при помощи средств музыкальной выразительности добивается раскрытия образа музыкального произведения; голос звучит громко, выразительно.

Средний уровень (активно – подражательный): не всегда эмоционально исполняет песни; не включает в исполнение мимику и движения тела; при многократном повторении запоминает мелодию и текст песни, испытывает незначительное интонационные и ритмические трудности; различает куплет и припев; своим исполнением доходчиво раскрывает образ произведения; голос звучит громко, ясно; рекомендуется пение в хоровом коллективе.

Низкий уровень (пассивно – подражательный): не всегда активно принимает участие в исполнении песен; испытывает некоторые трудности в интонационном, ритмическом и дикционном плане; не всегда различает окончание куплета и припева; своим пением не ярко раскрывает образ и характер произведения.

Игра на ДМИ (детских музыкальных инструментах)

Высокий уровень: знает названия ДМИ, используемых на уроках музыки; определяет на слух звучание каждого, имеет представление о строении и истории создания отдельных инструментов; своей игрой выразительно и доходчиво раскрывает характер произведения, используя при этом средства музыкальной выразительности; хорошо владеет приёмами игры на отдельных ДМИ.

Средний уровень (активно – подражательный): знает названия некоторых ДМИ, используемых на уроках музыки и определяет на слух звучание отдельных из них; имеет общее представление об истории создания некоторых инструментов; своей игрой раскрывает образ и характер произведения с использованием некоторых средств музыкальной выразительности.

Низкий уровень (пассивно – подражательный): испытывает трудности при названии и определении на слух ДМИ, используемых на уроках музыки; путём наводящих вопросов может рассказать об истории создания отдельных инструментов.

Импровизация

Высокий уровень: с интересом выполняет сочинение мелодий или попевок на заданный текст или звуки; ярко выражает настроение и характер; как правило, сочинённые мелодии соответствуют по смыслу и содержанию предложенному тексту; очень нравится сочинять и делиться этим с другими; помогает в импровизации учащимся, испытывающим трудности.

Средний уровень (активно – подражательный): сочиняет попевки на заданный текст или мелодию; ясно выражает настроение или характер; без особого желания исполняет собственную импровизацию.

Низкий уровень (пассивно – подражательный): без особого интереса сочиняет или пытается сочинить ту или иную мелодию или попевку; испытывает трудности при импровизации на заданный текст; не всегда импровизация чётко выражает характер и образ; стесняется при просьбе исполнить свою импровизацию.

Музыкально – ритмическая деятельность

Высокий уровень: с большой заинтересованностью и вниманием выполняет предлагаемые музыкально – ритмические движения (хлопки, прыжки, поднятия рук, воображаемая игра на музыкальных инструментах и т.д.); может по просьбе учителя без особых затруднений придумать движения под музыку; старается исполнять движения в характере, исходя из образа; активно помогает учителю при сочинении ритмических движений под музыку; движения плавные, чёткие.

Средний уровень (активно – подражательный): с интересом выполняет предлагаемые ритмические движения под музыку; по просьбе учителя и под его руководством справляется с задачей придумать собственные движения под музыку; исполняет движения в характере, не всегда соответствующем образу; помогает учителю при сочинении ритмических движений под музыку; движения плавные, не всегда ритмически верные.

Низкий уровень (пассивно – подражательный): выполняет ритмические движения под музыку без особой заинтересованности; только с помощью учителя или одноклассников может придумать движения под музыку; не всегда исполняемое движение соответствует образу и характеру произведения; движения угловатые нечёткие, не всегда соблюдается точный ритмический и темповой рисунок.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1.

Уровень сформированности музыкальных способностей в музыкальной деятельности учащихся экспериментального 4 «А» класса (посещающих занятия фольклорного театра «Святки») на начало года

(имена учащихся изменены)

п/п

Ф.И. учащегося

Виды музыкальной деятельности

Уровень сформированности

музыкальных

способностей

Слушание

(восприятие музыки)

Исполнение

(хоровое пение)

Игра на ДМИ (детских музыкальных инструментах)

Импрови

зация

Музыкально – ритмическая деятельность

1.

Карина А

+1

0

0

+1

+1

высокий

2.

Максим А

-1

0

+1

0

+1

средний

3.

Анастасия Б

-1

-1

0

-1

-1

низкий

4.

Карина Б

+1

+1

+1

+1

0

высокий

5.

Анастасия Б

+1

+1

0

0

+1

высокий

6.

Елизавета Г

-1

0

+1

0

+1

средний

7.

Валерия Г

-1

+1

+1

+1

-1

средний

8.

Ксения Д

-1

-1

0

-1

0

низкий

9.

Кирилл З

+1

-1

0

0

0

средний

10.

Кирилл З

-1

0

0

+1

0

средний

11.

Марина И

0

+1

+1

+1

+1

высокий

12.

Егор К



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст