Школьная библиотека как единый электронный репозитарий обязатель

ШКОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА КАК ЕДИНЫЙ ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕПОЗИТАРИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И УЧАЩИХСЯ С УДАЛЕННЫМ ДОСТУПОМ И АССОЦИАТИВНОЙ НАВИГАЦИЕЙ НА НЕЙРОСЕТЕВОЙ ОСНОВЕ

Харламов Александр Александрович

Крюкова Ольга Павловна

Федеральный институт развития образования (ФИРО), г. Москва

Аннотация

В докладе предлагается технология создания персональной библиотеки педагога/учащегося с ассоциативной нейросетевой навигацией и удаленным доступом, а также методика ее использования как интеллектуального репозитария с аналитическими функциями, позволяющего реализовать новую автоматизированную модель умственного труда школьника.

Социальная значимость

В современном обществе, где, с одной стороны, иммобилизованы самые массовые средства обмена информацией, а, с другой, в силу отсутствия необходимых средств, самая массовая аудитория учащихся сельских и периферийных городских школ лишена или почти лишена доступа к указанной информации, разработка и внедрение дешевой, стандартной, удобной среды для получения, хранения, доступа и обмена информацией в виде школьной библиотеки, включающей весь стандартный учебный ресурс, и при необходимости, легко пополняемой любой доступной информацией, имеющей разграничение доступа, удаленный доступ к информации и удобную навигацию, было бы разрешением указанного противоречия.

Определение

Под школьной библиотекой понимается клиент-серверная система, реализующая функциональность хранения, создания и использования текстовых и медийных документов, обеспечивающих информационную компоненту образовательного процесса, организации удобного удаленного доступа к элетронному репозитарию (далее ЭР), использующего нейросетевые средства для ассоциативной навигации по репозитарию и анализа текстовых документов, организации единой информационной среды для поддержки образовательного процесса.

Технология обработки текстов

Для реализации указанного хранилища предполагается использование известной нейросетевой технологии автоматической обработки и хранения текстовой информации TextAnalyst. Эта технология позволяет автоматически и независимо от предметной области анализировать текстовую информацию с выявлением ключевых понятий (слов и словосочетаний) в их взаимосвязях в тексте, что дает возможность автоматически формировать семантическую сеть как структурный портрет текста, создавать на основе исходного текста и сформированной семантической сети гипертекстовую структуру, обеспечивающую удобный (ассоциативный), легко контролируемый и интерпретируемый доступ к нужной информации, автоматически формировать реферат текста, сравнивать тексты по смыслу, и, следовательно, автоматически их классифицировать по тематическим областям.

Технология поддержана разработчиками российской фирмы ООО НПИЦ «Микросистемы», г. Москва, а также лаборатории Электронных образовательных ресурсов ФИРО, г. Москва.

Что предлагается

Разработка инновационной модели электронного ЭР образовательных и социокультурных ресурсов из разных источников на основе единого принципа семантической организации ключевых слов, а также единых принципов обработки текстов и представления знаний.

Цель и задачи проекта:

— разработка модели школьной библиотеки как ЭР;

— разработка инструментария учителя и учащихся для образовательного процесса, реализующего такое использование ЭР;

— разработка технологии образовательного процесса, использующего ЭР;

— обучение преподавателей и администраторов электронных библиотек работе с инструментарием.

Что требуется достичь на практике и почему это требуется

Требуется решение задачи организации ЭР для повышения доступности информации и знаний и организации творческого процесса обучения, управляемого знаниями, с учетом существующих негативных процессов в информационном обеспечении образовательного процесса: увеличение объемов и количества источников поступающей информации, а также различных подходов к принципам ее обработки и представления.

Как это будет достигнуто

Работа будет реализована в два этапа.

Первый этап:

— разработка концепции единого системного подхода к решению задачи.

Второй этап:

— разработка действующего макета школьной электронной библиотеки, обеспечивающей образовательный процесс творческого обучения с использованием электронных образовательных ресурсов;

— разработка технологии работы с ЭР на основе этого подхода ;

— разработка учебно-методических и библиотечных информационных ресурсов для практической апробации и внедрения на экспериментальной площадке.

Что будет получено в результате

В практику обучения, наряду с существующей, будет внедрена интуитивно понятная технология работы с информацией и представления знаний, а также простой инструментарий для реализации новой парадигмы и модели обучения и новой автоматизированной модели умственного труда.

Система образования со временем может перейти на новую модель творческого обучения. Будут накапливаться продукты интеллектуального труда образовательных коллективов, что неизбежно должно дать синергетический эффект для построения информационного общества в России.