Шешукова Людмила Андреевна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Шешукова Людмила Андреевна

От анализа текста к сочинению.

Художественная публицистика. Практикум по анализу текста.

Художественная публицистика соединяет в себе черты двух стилей – публицистического и художественного. Рассуждение автора отличается логичностью, убедительностью, доходчивостью, вместе с тем субъективностью взглядов и оценок и образностью языка. К художественной публицистике, как правило, обращаются деятели литературы и искусства: писатели, критики, музыканты, актёры.

Стилевые черты:

Лексические:— частая повторяемость ключевых слов, выражений (однотемная лексика);

— книжная лексика;

— оценочно – экспрессивная;

— отсутствие клише и штампов;

— традиционно – поэтические выражения (поэтизмы);

Средства речевой выразительности:

— сравнения, метафоры, олицетворения, эпитеты (в том числе сугубо авторские).

Синтаксические:

— предложения с тире между подлежащим и сказуемым, которые акцентируют внимание читателя на ключевых выражениях и микротемах, синтаксический параллелизм, предложения с однородными и обособленными конструкциями и т.д.

Анализ текста

Словарная работа.

Культура – воспитание, образование, развитие.

1. Система ценностей общества.

2. Интеллектуальная и художественная деятельность, её результат.

3. Оценочное значение: высокая, популярная, массовая культура.

(Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. М.: Астрель, 2003.)

Многозначность этого слова поможет нам сформулировать проблемы текста, ибо все эти три значения отражены в миниатюре Ю.Бондарева. Перечислим эти проблемы.

Проблемы истинного содержания культуры.

Проблемы культуры в обществе, основанном на власти денег.

Проблема назначения человека.

Задание. Сформулируйте проблемы текста, заполните таблицу.

Варианты формулировки проблемы

Формулировка проблемы

1. В вопросно-ответной форме.

2. Предложение-тезис с указанием проблемы.

3. В виде номинации темы.

4. С использованием лексических и стилистических средств выразительности.

5. В виде предложения- цитаты, отражающего основную мысль текста.

Рассмотрим два варианта формулировки проблемы: в виде предложения-тезиса и в вопросно-ответной форме.

Ю.Бондарев в философской миниатюре «Богатство» рассматривает (уделяет пристальное внимание, касается…) проблему культуры.

Что есть культура? Система ценностей общества, не подвластная течению времени? Или это интеллектуальная и художественная деятельность человека? А может быть, процесс духовного изменения общества, его выбор в ту или иную сторону – развития или разрушения? Каково назначение человека в цивилизованном обществе? Эти вопросы, посвящённые проблеме культуры, неизменно возникают при чтении этой удивительной философской миниатюры Ю.Бондарева.

Как видим, второй вариант наиболее удачный, он отражает весь спектр поставленных автором проблем.

Комментарий проблемы.

Вопросы и задания.

Какой главный тезис, связанный с содержанием культуры, выдвигает автор?(«Культура – это богатство, бесценное сокровище». Её надо беречь, она может исчезнуть.)

Как сохранить «бесценное сокровище» в обществе? Что для этого необходимо, по мнению автора, сделать?(Нужны «строгие нравственные таможни»).

Как вы понимаете эту метафору?(Это выбор общества (оценочное значение). По какому пути пойдет общество: по пути сохранения и приумножения духовных ценностей или извлечения выгоды – прагматичный, утилитарный подход к культуре.)

Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать центральный тезис? (1-й аргумент. В Древней Греции не было «технологической цивилизации», каких-либо благи комфортных условий, однако люди жили счастливо, ибо там господствовала культура. Древние греки сделали свой выбор в пользу непреходящих ценностей.2-й аргумент. Что может произойти с культурой «в урбанистической действительности прагматизма», когда миром правит «золотой телец»? Могут наступить времена уродливые, страшные.)

Каково назначение человека в цивилизованном обществе?(«Творить добро, красоту и приносить пользу»)

Культурологический комментарий.

Миниатюра написана в советский период, в 1980-е годы, когда Советский Союз стремился построить коммунизм, своеобразный рай в отдельно взятой стране. Первый секретарь КПСС Н.С.Хрущёв ещё в 1960-е годы объявил миру, что через двадцать лет в СССР наступит коммунизм. И вот это время наступило. Что мы видим? Оказывается, и здесь неблагополучно: когда всё подчинено «мифическому плану», забывают о самом главном – о человеке.

Какой вывод делает автор? Главная мысль текста (авторская позиция).

(Проблема культуры, что является неотъемлемой частью духовного опыта человечества, связана не с обществом в целом, а с отдельной личностью. В погоне за материальными ценностями или подчинённостью мифическому Госплану забывают о человеке.)

Задание. Напишите сочинение по тексту Ю.Бондарева. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения писателя. Свой ответ аргументируйте (приведите два аргумента), опираясь на жизненный или читательский опыт.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

Прочитайте текст медленно, вдумчиво, осознанно. Говорит ли вам о чём-нибудь фамилия автора текста?

Сформулируйте (кратко!) тему : о чём (о ком) этот текст? Запишите тему. Например: текст о милосердии, о бережном отношении к природе, о роли книги в жизни человека. Если текст имеет заглавие, определите, каково соответствие (прямое, переносное, опосредованное) заглавия теме.

Изучите графическое оформление текста: количество абзацев и их объём. Особое внимание обратите на слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом.

Определите главное в каждой микротеме (в абзаце), обратив внимание на ключевые слова (как правило, это повторяющиеся слова).

Определите для себя функциональный стиль и тип речи текста.

1. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Постарайтесь, опираясь на содержание текста, какой-то конкретный случай, рассмотренный в тексте, вписать выделенную вами проблему в ряд «вечных» проблем. Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только данный конкретный факт (или факты), но и многие подобные (типичные) случаи. Формулируйте проблему общо. Например: проблема нравственного выбора человека; проблема смысла жизни; проблема взаимоотношений людей; проблема истинной доброты; милосердия; отцов и детей и т.п.

Сформулировать проблему можно в виде вопроса (вопросов):

Какова роль литературы в жизни общества? Что значит быть современным? Что является главным в жизни человека: духовное или материальное? Кто за нас решит экологические проблемы?

Можно сформулировать проблему одним словом или словосочетанием (проблема чего). Например: проблема войны и мира.

Многие учащиеся испытывают трудности при написании начала сочинения. Можно начать его с формулировки проблемы. Например:

Какова роль литературы в духовном становлении человека? Над этой серьёзной проблемой размышляет лауреат Нобелевской премии И.Бродский.

Д.С. Лихачёв уделяет внимание философской проблеме, актуальной во все времена: в чём смысл человеческого бытия?

Текст В.Солоухина заставил меня задуматься над сложной философской проблемой поиска смысла жизни.

С. Львов, известный публицист и лингвист, коснулся острой проблемы, которая сегодня активно обсуждается в обществе: что значит быть современным?

В.Солоухин размышляет над проблемой, которая волнует каждого из нас: как сохранить этот мир для будущих поколений?

В.Песков приглашает нас к серьёзному разговору о бережном отношении человека к природе.

2. Прокомментируйте сформулированную проблему исходного текста.

Что значит «прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста»? «Комментировать» означает «объяснять, пояснять».

Прокомментировать – значит выбрать из текста эпизоды, примеры, цитаты, которые помогают раскрыть проблему текста, и пересказать своими словами. Проблемы могут быть:

свободно интерпретированы;

представлены при изложении собственной точки зрения;

процитированы (при этом должны быть использованы небольшие цитаты из предложенного текста).

Иначе говоря, комментарий – это выборочный пересказ своими словами исходного текста (допускается выборочное цитирование), подтверждающий, что в тексте рассматривается именно эта проблема.

3. Сформулируйте позицию автора.

Если проблема текста – это вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос.

В тексте публицистического стиля позиция автора, как правило, выражена чётко, повествование ведётся от первого лица. Поскольку особенностью публицистического стиля является передача информации с одновременным воздействием на читателя (слушателя), можно предположить, что в тексте могут быть языковые средства: оценочные слова, риторические фигуры и другие, передающие авторскую позицию.

В тексте художественного стиля при узнавании авторской позиции обратите ваше внимание на лексику и фразеологию, художественные приёмы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение, сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Распространенной ошибкой является отождествление автора и рассказчика в художественной литературе. Выявить авторскую позицию в тексте художественного стиля помогут вам средства выразительности.

4. Напишите согласны или не согласны вы сточкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Своё мнение вы должны высказать корректно. Возможны варианты:

Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

Автор прав в том, что…Однако трудно согласиться с тем, что…

Нельзя не согласиться с автором в том, что…

Кажется спорной мысль автора в том, что…

Текст (Ф..И.О. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны…с другой стороны…

Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п.

С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…

Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…

Интересна позиция автора в тои, что…

Я не могу согласиться с точкой зрения автора, потому что…

Аргументация – это привидение доказательств, примеров, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед слушателями, читателями или собеседниками. Аргументы должны быть правдивыми, доступными, понятными, убедительными, опираться на авторитетные источники.

В качестве доказательства в сочинении можно использовать примеры из художественной литературы; факты, события из личной жизни и жизни окружающих, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений.

Аргументы надо приводить в системе (конечный аргумент должен быть самым сильным).

5. Обратите внимание на то, что сочинение должно быть логически завершено, начало и конец текста должны быть связаны, текст должен быть расчленен на абзацы. В конце сочинения следует сделать вывод.

Варианты начала текста:

Формулировка проблемы исходного текста в виде вопроса (вопросов).

Изречения известных писателей, ученых, деятелей искусств, имеющие отношение к проблеме текста.

Сообщение сведений об авторе текста (если он известен вам) и определение места проблемы в его творчестве.

Использование небольшой цитаты из предложенного текста, где чётко обозначена проблема.

Использование назывного предложения и приема умолчания.

В начале сочинения обязательно назовите имя, фамилию автора.

Не начинайте сочинения со слов: В своём тексте автор…

Прочитайте черновой вариант работы. Части сочинения должны иметь определённое логическое расположение, чёткий порядок следования. Предложения в тексте должны быть связаны по смыслу и грамматически (с помощью последовательной, т.е. цепной, или параллельной связи). Помните: один признаков текста – его завершенность. Подведите итог сказанному, но не повторяйтесь. В качестве обобщения можно использовать афоризмы, пословицы и поговорки.

Отредактируйте сочинение и после этого перепишите его на бланк № 2.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком!