Ш. Фельдчер, С. Либерман. «400 способов занять ребенка от 2 до 8

Ш. Фельдчер, С. Либерман. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет»

Воплощение идеи в книгу — очень сложный процесс. Без помощи Марон Ваксман, Роба и Ажошуа Камлан, Барри Ван Лейка и Анны Лангри мы не смогли бы до конца выполнить .эту задачу. Бел содействия Кати Энджел, Мередита Янга. Аженет Мизопалко, доктора Р. Клементе, Мириам Эдельман, а также моей семьи, учителей и детей, тех, кто разделял наши идеи, эта книга получилась бы значительно хуже. Шарла выражает искреннюю благодарность семье Фельдшер—Бобби, Алану, Брайану, Аженни, Эрике, Карле, Шерри, Ажин, Ажеффри и Нейлу, а также семье Ступинэ — папе и Рут, Барри, Сьюзен, Эринс, Ажеффри, Лоран и Берни Роэенберг, Харви, Мэдди и Ажулин Ровински, семьям Хейзенс, Заренбежс, Кляйнберг — за реальную поддержку и понимание. Фринцику Сакли, Бонни Кайе, Ажей Зельдин и Харрит Ровнер — огромная благодарность за их энтузиазм, мудрость и долгие годы дружбы.

Шарла имеет богатый и удачный опыт совместной работы с «Сезам Плейс», «Анхейзер-Буш Тим Парк», основанными детской телевизионной студией, где дети и. их родители веселятся, играют и учатся в самой благоприятной атмосфере.

Сьюзен благодарит компанию «Сезнер Саммер Проджет», которая дала ей возможность основательно поработать над созданием этой детской программы.

Вступление

Время для развлечений

Маленькие дети — очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. Эти любознательные непоседы не останавливаются ни на секунду: ведь все, что их окружает, — так интересно да и к тому ; доставляет массу удовольствий.

И конечно, своими открытиями очень хочется поделиться особенно с теми, кого больше всех любишь. Но, к сожалению папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, любить его и чему-то научить.

Вы даже и не подозреваете, что всякий раз, когда ведете автомобиль, стоите в очереди или купаете малыша, вам выпадает прекрасный случай для приятного времяпрепровождения. Немного чувства юмора или фантазии — и ничем не примечательное занятие может превратиться в запоминающееся событие для ребенка и вам оставить только приятные воспоминания.

«400 способов занять ребенка» — именно та книжка, которая поможет вечно занятым мамам и папам. В этом путеводителе по миру развлечений они найдут сотни советов о том, как превратить довольно нудные дела в занимательные игры, и при этом научить чему-то своего малыша. Представьте, вы застряли на дороге в автомобильной пробке, а вам надо как можно скорее попасть в магазин, добраться до дому и приготовить ужин. И, конечно, подступающий голод выводит вас из себя. Ваше беспокойство передается маленьким пассажирам. А транспорт, как назло, не двигается с места, йот тогда до и делаете попытку поиграть в игры. Например, в игру «Говори, как я». При этом вы начинаете вместе с детьми вслух читать стихотворение, предположим: «Жил-был у бабушки серенький козлик». Но не просто читать стихи, а немного дурачась: повышая и понижая голос, делая ударение на каждом третьем слоге, произнося его скороговоркой, с Придыханием, как любовные стансы, или с французским прононсом. И нет сомнений, что ваше раздражение постепенно перейдет в веселье.

В книге предлагается много вариантов для таких минутных развлечений и подается немало идей, которыми смогут воспользоваться даже самые занятые мамы и папы, дедушки и бабушки или воспитатели. Хоть раз заглянув в эту книгу, они непременно захотят, даже после самого трудного дня, найти время, чтобы доставить радость своим малышам и, конечно же, себе. Такие мгновения надолго остаются в памяти детей.

Родители постоянно сталкиваются с трудными житейскими проблемами. И на вопрос «Как дела?» мы часто слышим ответы: «Очень занят», «Устал», «Тяжко». При составлении этой книги, конечно, имелась в виду чрезмерная занятость родителей, однако учитывалось и их искреннее желание вырастить детей счастливыми и здоровыми, получая удовольствие от процесса воспитания. Ее основная идея — не изменить вашу жизнь, а помочь полноценно использовать то немногое время, которое вы проводите с детьми. Предлагаемые занятия рассчитаны на детей от двух до семи с половиной лет, но многие из этих игр вполне могут заинтересовать детей более стершего возраста. Мы знаем, как малыши тянутся к людям, которых они любят — хоть минуточку, но побыть рядом. Относитесь к этому как к их признанию в любви. Радуйтесь этим мгновеньям, а еще больше — тому удовольствию, которое они получают от общении я с вами. Мы же знаем, что это, увы, ненадолго — дети быстро становятся взрослыми и такими же занятыми, как мы. А пока они маленькие, им так хочется побыть «наедине» с вами «без посторонних глаз». Ведь только вы можете дать своему малышу «настоящее» общение. Когда же они вырастают, у них, как правило, появляются друзья, и тогда мы с огорчением замечаем, что теперь нам не хватает их общества.

Поэтому ловите момент, пока ваши дети, маленькие. Старайтесь не совершать ошибок. Наша забота о малышах длится не вечно, как, впрочем, и их бескорыстная любовь. Так не упускайте этот шанс — получить удовольствие, которым она может вас одарить. Найдите возможность насладиться этим неповторимым временем.

Очень просто и легко

Эта книга адресована тем, кто окружает своей заботой ребенка. Родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, учителя и приходящие няни могут пользоваться этим увлекательным способом без особых усилий. Кроме того, в эти игры дети могут играть между собой.

Книга имеет как бы двойное предназначение: во-первых, в ней предлагается бесценный запас игр на все случаи жизни — когда вам некуда девать свободное время и корда вы. ограничены в нем, когда надо вести себя тихо и когда можно пошуметь, в помещении и на улице, в городе и за городом, для любого времени года дня. Здесь собрано более четырехсот приемов общения с малышами. Поэтому, прочитав книгу, вы узнаете, как многие из нас занимаются со своими детьми, и, может быть, что-нибудь почерпнете для себя, например, на т о случай, когда путешествуете в машине, ожидаете официанта в кафе, стоите в очереди у прилавка, купаете детей и укладываете их вечером спать. Кроме того, вы узнаете как занять ребенка, если он заболеет или просто хандрит «на погоду», или, когда в жару он становиться раздражительным. А еще вы получите совет, что делать с малышом, если он любит «помогать» вам на работе, но не очень то – дома.

Еще одна цель этой книги – показать, как можно с пользой провести время, когда вы остаетесь наедине с ребенком. Предложенные здесь игры помогут вам чему-то обучить детей, создать психологический комфорт в семье, и мы надеемся, что с их помощью ваш дом наполнится радостью. Вы научитесь тому, как это можно все совместить, ибо основная идея

этой книги – сделать вашу жизнь лучше.

И вы и дети можете испытывать радость при общении друг с другом. Это же так прекрасно, когда ребенок воспринимает родителей и других взрослых, как друзей, или любит вспоминать, как им вместе было хорошо и весело.

Участвуя в забавах малыша, вы оцениваете его способности, закладывая тем самым здоровую основу будущего взрослого человека. Однако не только полноценное развитие ребенка служит одной из главных идей книги, мы не должны забывать и о здоровье взрослых: все, что хорошо для детей, хорошо и для родителей.

Упражнения, приведенные в этой книге, как правило, просты, коротки и ясны. Взрослые лишь направляют и стимулируют развитие способностей ребенка в нужном направлении. Вот, например, одна из игр – «невидимый рисунок». В нее можно играть в поликлинике, ожидая приема врача. «Напишите» пальцем печатную букву или нарисуйте что-нибудь замысловатое на руке или ноге ребенка и попросите его угадать, что вы изобразили. Затем позвольте ему сделать то же самое с вами. Этой игрой вы сможете сгладить неприятную ситуацию, в которой находиться ваш ребенок, и он, конечно же, оценит то внимание, которое вы ему оказали, когда он в этом нуждался.

Читайте это как кулинарную книгу

У всех родителей в запасе есть целый арсенал игр и приемов, которыми можно воспользоваться, когда проявляется необходимость занять ребенка, и некоторые из них, предложенные в этой книге, возможно, вам хорошо известны. Правда, будучи сами родителями, мы обнаружили, что взрослые, имея в запасе несколько удачных игр, как правило, не стремятся придумать новые, а используют хорошо известные старые. Поэтому мы рассматриваем обучение через игру как своего рода огромный забавный мир и для родителей. Читайте это как кулинарную книгу, и вы найдете здесь нужный рецепт, как занять малыша и чем увлечь школьника. Пролистайте каждую главу книги и выберете, что вам по вкусу. Приступайте к делу – отмечайте места, которые заинтересовали вас, загибайте углы страниц или скрепляйте их скрепками. Это для вас пособие, и вы можете использовать его как будет угодно вам и вашему ребенку.

Обучение через игру

Образовательная ценность упражнений порой не всегда очевидна, тем не менее, большинство из них направлено на развитие таких важных для вашего ребенка качеств, как наблюдательность, критическое восприятие, воображение, любознательность и умение выражать свои мысли, то есть тех качеств, которые могут пригодиться ему в школе. Когда Шарла работала воспитателем в детском саду, она поняла, что если у детей хорошее настроение, она сможет их научить чему угодно. «Обучение было очень важной частью моей работы, но внешне оно выглядело веселой занимательной игрой. Мои ученики были уверены, что они просто играют, и никогда не подозревали, что их чему-то учат», — рассказывала она.

Вот пример одного из таких занятий. В феврале обычно один день посвящается Джорджу Вашингтону. Дети могут выучить стихотворение, а могут «быть» Джорджем и Мартой (Марта Дэндридж — жена Дж; Вашингтона) и изображать сцены из их жизни. Однажды заведующая, встревоженная шумом в классе Шарлы, зашла туда и спросила детей, чем они занимаются. «Мы маршируем во долине Форджа вместе с Джорджем, — объяснили они, — холодно, и у нас болят ноги, но мы. не остановимся». Вот это урок!

«400 способов занять ребенка» — это сотни вариантов игр, которые будут интересны для всей семьи и поучительны для ребенка. Влияние игр на приобретение таких навыков, как чтение или счет, на расширение словарного запаса очевидно. Готовность к восприятию и познанию окружающего мира, умение рассуждать, улучшение моторики и координации движений приходят как бы исподволь. Но, начав заниматься с ребенком, очень скоро вы увидите, что он стал быстрее развиваться. Малыш начнет лучше ориентироваться в окружаю щей обстановке, научится сосредоточиваться, и у него по явится чувство независимости.

Много полезного дети получают от взрослых, которые могут открыть и объяснить «тайны», привлечь внимание к неизвестному. Ваш ребенок, например, смотрят на лист растения, можно показать ему прожилки, форму и размер листа и какой разный он с каждой, стороны на ощупь. Обращайте внимание ребенка на незначительные особенности каких-либо явлений и предметов. Способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если вы научите его замечать детали окружающей обстановки.

Эта способность очень важна для умственного развития малыша — ведь любознательность ребенка легко увлечь, если он научится внимательно наблюдать и оценивать явления природы. Самые крошечные и, казалось бы, незначительные делали могут поведать об очень многом. Например, возьмите картинку, изображающую дом на фоне деревьев и ребенка на крыльце. Спросите своего малыша, что он думает о картинке: старый ли это дом, много ли людей в нем живет, какое сейчас время года, какое время суток, чего ждет ребенок, кто в доме, долго ли ребенок здесь сидит. Используйте свои способности наблюдать и изобретать, чтобы ответить на эти вопросы, и наслаждайтесь игрой, изображая суперсыщиков. Маленькие дети очень отличаются друг от друга но степени развития и умению говорить. Некоторые малыши тараторят не умолкая и, кажется, не могут остановиться. Другие, наоборот, молчаливые. Очень часто при общении детей и взрослых преимущественно говорят взрослые. Однако крайне важно уметь слушать ребенка и вызывать его на разговор. Какие интересные, неожиданные и бесхитростные бывают порой высказывания детей. Их чистота и непосредственность восприятия может вернуть нам способность удивляться. Беседа с ребенком доставляет большое удовольствие, из нее можно многое узнать о том, как он воспринимает мир.

Еще одна прекрасная возможность обучения — постановка спектаклей. Находясь в домашней обстановке, ребенок, тем не менее, имеет возможность познакомиться с очень разными сторонами жизни и как бы подготовиться к новым ситуациям и обязанностям, которые могут встретиться на его пути. В театральном действии он становится деревом, доктором, слоном, великаном, космонавтом. Такое перевоплощение развивает интеллект, воспитывает способность сопереживать и понимать. Захваченный игрой в спектакле и проявляя активность, ребенок использует физические и умственные способности.

Каждый ребенок временами становится беспокойным. Как правило, вы можете ^метить, когда это наступает. В нашей семье мы называем такое состояние эффектом сжатой пружины, то есть, если ничего не предпринять, чтобы приостановить нагнетание плохого настроения, это может привести к капризам или вспыльчивости ребенка. Когда ваш малыш находится в таком состоянии, попытайтесь развеять его; например, устроив какое-либо представление.

Это не требует специальных приготовлений или приспособлений. Попробуйте таким образом. Возьмите круглую резинку, покрутите ее, растяните и подбросьте в воздух, щелкнув ею. Затем попросите ребенка изобразить эти движения. Ему понравится изогнуться; подпрыгнуть, растянуться; а затем шлепнуться на землю, как подстреленному. Таким образом он может изобразить и прыгающий мячик, и одежду, крутящуюся в стиральной машине, и заводную игрушку. Похвалите его, чтобы у малыша появилось желание придумать еще какой-нибудь предмет для представления. При этому него будет работать мозг, и его неукротимая энергия выйдет в нужное русло. Многие упражнения из этой книги способствуют развитию логического мышления у ребенка. Он учится определять вес предметов, сравнивать их размеры, узнавать назначение, устанавливать причинную связь между явлениями, угадывать мотивы и результаты. Малышам очень нравится изображать «живые весы». При этом ребенок становится, вытянув руки, и в каждой из них держит разные предметы. Опуская руку с более тяжелым предметом, он делает вывод н «создает концепцию». Иногда малыш может заранее отгадывать, какой из двух предметов тяжелее, чтобы затем подтвердить правильность своей догадки. Поинтересуйтесь, как он это определяет. Потом можно использовать настоящие весы, чтобы он проверил себя.

Маленький ребенок в основном познает мир через осязание. Он любит все потрогать, осмотреть, попробовать, понюхать и переставить с места на место. Простые игры помогут развить его способность осязать. Например, можно завязать ребенку глаза и дать ему потрогать различные предметы; пусть он распознает их. Поиграйте в игру со звуками: в соседней комнате издайте какой-нибудь звук и пусть ребенок угадает, что это было. А потом проверит и вас. В этой книге вы найдете упражнения, благодаря который ребенок может выучит цифры и буквы, а также научиться различать фигуры. Для этого неплохо поиграть в «поиски сокровища», пытаясь найти магнитную букву, спрятанную в комнате, или с помощью палочки от мороженого изобразить цифры и геометрические фигуры, или попрыгать по «классам», нарисованным на полу, или найти нужную букву на рекламном стенде.

Для малыша это игра, но, развлекаясь, он приобретает много полезных знаний. Педагоги называют это «подготовкой к чтению», и если вы отнесетесь к упражнениям как к развлечению, не переживая за допущенные ошибки, малыш будет проделывать их с удовольствием.

Когда ваш ребенок познакомится с этими играми, они все больше и больше будут увлекать его, и он станет придумывать свои варианты, добавляя к ним новые детали. Так, в игре на тренировку памяти под названием «Что пропало?» на поднос кладутся мелкие предметы. Через несколько минут их убирают, и участники игры пытаются вспомнить все, что там было. Дошкольникам можно показать четыре-пять предметов, а потом они предлагают увеличить количество этих предметов до восьми-девяти. Эту игру можно усложнять по мере того, как подрастает ваш ребенок.

Каждый ребенок — художник

Упражнения с использованием изобразительных средств встречаются во многих главах книги, поскольку изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие детского ума. Детское творчество как ничто другое передает мироощущение ребенка.

В выборе материала и предмета, изображения раскрывается внутренний мир ребенка. Его мысли — в его рисунках. Как только нам становится понятен этот язык, мы обретаем более тесный, контакт.€ ребенком. Взрослые порой недоумевают при виде листков с каракулями или с абстрактными, пейзажами. Не понимая рисунка, они спрашивают: «Что это?» И тогда художник испытывает разочарование. Чтобы избежать этого, достаточно сказать: «Как красиво! Расскажи мне об этом». Такое отношение к его творчеству дает ребенку

возможность объяснить, что он видит сам, и способствует развитию описательного языка. Однако если взрослый будет задавать слишком много вопросов, не исключено, что ребенок тогда начнет усердно копировать какие-либо определенные предметы и тем самым потеряет способность к творчеству и наслаждению искусством как таковым. Это может привести его к разочарованию и подавлению художественного дарования.

Найдите способ похвалить ребенка, оценить его старания. Обсудите технику исполнения рисунка — цвет, прямые и кривые линии и его композицию.

Маленькие хитрости

Маленькие хитрости помогают поддерживать интерес детей к игре. Попытайтесь в каждую из них внести некоторое разнообразие, например, в процессе игры назначьте ребенка «судьей», который должен устанавливать,, кто победил и время окончания игры, или предложите достать рукой макушку. В процессе занятий с детьми необходимо прибегать к различным уловкам. Ведь их используют и в телевизионной рекламе, чтобы заинтересовать покупателя, и в других рекламных объявлениях – все для того, чтобы овладеть нашим вниманием и побудить интерес. Когда вы предлагаете ребенку изобразить великана и сделать семь гигантских шагов, конечно, прежде всего он изображает великана, но при этом применяет свои математические и лингвистические навыки. Эта хитрость тоже позволяет привлечь его внимание. Если вы хотите, чтобы ребенок проявлял интерес к играм и увлекался ими, он должен действовать. Наблюдая за другими со стороны, малыш никогда не получит такого удовольствия и пользы, как если бы участвовал в событиях. Если вы видите, что ребенок скучает, предложите ему подпрыгнуть пятьдесят раз. Считайте вместе с ним, пока он прыгает. Хлопайте в ладоши, чтобы сохранить ровный темп. Присоединяйтесь к ребенку и затем вместе упадите на пол! Другая уловка, позволяющая избавить его от скуки, это предложить ему какой-нибудь текст произносить шепотом или высоким, а затем низким голосом, быстро или медленно, или пусть он придумает свою манеру речи. Обучение — это увлекательная игра, особенно если учитель — ее активный и заинтересованный участник.

Радость познания

Не забывайте, что игры, предлагаемые в нашей книге,— это только рекомендации, не злоупотребляйте ими. Эти простые упражнения предназначены для малышей:, которые еще не умеют долго концентрировать внимание. Главная цель этих игр в том, чтобы ваш ребенок испытывал радость от них, веселился и развивался творчески. Обучение должно происходить не навязчиво, если ребенку занятия доставляют удовольствие, его интерес к ним будет возрастать. Однако если на неподготовленного ребенка сразу обрушить поток информации, он не сможет ее переварить. И еще надо учитывать то, что как бы родители ни усердствовали, дети не всегда готовы к обучению. Это вовсе не означает, что они несообразительные или слабоумные ученики, просто способность к обучению проявляется у разных детей по-разному, и часто ребенок предпочитает заниматься тем, что представляет для него больший интерес и важность. Когда ваши дети станут взрослыми, никому не будет интересно знать, как долго они учились читать и считать до трех, и были ли они первыми или последними в группе, завязывая шнурки на ботинках.

Как вы увидите в последней главе книги, средством обучения, доставляющим радость, может статьи подарок. Лучший подарок, который вы сможете сделать ребенку, — это тот, который поощряет его творческие способности. Самодельные сумки, наполненные неожиданными вещами, могут выжать бурное веселье я, как бы между прочим, послужат источником званий. Маленький деловой портфель с печатями, штемпельными подушечками, старыми чеками, визитными карточками, квитанциями я ручками захватит воображение ребенка и может оказаться хорошим подарком. Коробка со старыми шляпами, шелковой накидкой и белыми перчатками может превратить обыкновенную маленькую девочку в героиню театральных пьесы; она обрадуется подарку и долго будет пользоваться им. Ваши «дары» должны стать творческим импульсом для ребенка.

Для всех семей

Мы надеемся, что каждая семья захочет воспользоваться возможностью заложить фундамент любви, сопереживания веселья, которые станут источником радости на всю жизнь. Не упускайте случая пообщаться с ребенком и найдите в себе силы сказать ему: «Хорошо, давай поиграем». Ознакомившись с различными вариантами игр, изложенными в этой книге, относитесь к ним как советам, но главный из них – избегайте командного тона с детьми. Если у вас что-то не получается, не настаивайте на своем. Однако, если дела идут хорошо, то вас ожидают прекрасные открытия, и в вашем доме всегда будет раздаваться смех, вы научитесь импровизировать в общении с ребенком, а он, в свою очередь, будет гореть желанием учиться. Мы надеемся, что результат не заставит себя ждать и с каждым днем будет все заметнее.

Важный совет

Предложенные в книге упражнения выполнить легко и просто. Все, что требуется – так это присутствие ребенка, взрослого и желание развлекаться. Правда, иногда необходим и дополнительный материал, чаще всего это пуговицы или резинки, цветные карандаши или подушки, которые всегда есть у вас под рукой. Однако для удобства в конце этой книги дается перечень «ингредиентов», используемых в занятиях. Может быть вам захочется сложить все эти вещи в отдельной коробке и держать их там до тех пор, пока однажды они не пригодятся.

ГЛАВА 1. ИГРЫ В ДОРОГЕ

Запиши рассказ на пленку

Помашите рукой, если вы знамениты

Первая буква

Приметы времени

Сложные слова

Вспомните какой-нибудь случай

Угадай мою песню

Что я вижу?

Быстрая зарисовка

Хор в автомобиле

Говори, как я

Подбери мелодию

Печальный вид

Систематика

Эхо

Бабушкин сундук

«Т» — слова

Сочини стишок

Угадай, что это

Счет в дороге

Я знаменит

Номерной знак

Как мы слышим буквы

Путешествие «куда-нибудь»

Кассета со сказкой

Пицца в машине

Слова по алфавиту

Сладкие бусы

Направления

Пространственные отношения

Кто увидит первым

Пальцы — куклы

Путешествие в автомобиле или на самолете ограничивает маленькому непоседе возможность двигаться; и поскольку «действовать» — естественное состояние малыша, то ему бывает так трудно усидеть в ограниченном пространстве, да еще «смирно». Взрослым приходится быть особенно изобретательными, занимая ум ребенка, когда его тело пристегнуто ремнями безопасности. Поэтому для того, чтобы развлечь малыша, возьмите с собой в дорогу сумку, положите в нее несколько маленьких игрушек, куклу, одевающуюся на пальцы, игрушечный самолет, стеклянную призму (которая предназначена для детей постарше) и кассетный плейер с записями нескольких сказок или песен. Чтобы содержимое сумки вызвало интерес ребенка, положите в нее и необычную игрушку — «волшебную» грифельную доску, маленькую доску для мела или несколько игрушечных персонажей из сказок. А для детей постарше придумайте простые «волшебные» фокусы. Дети часто испытывают голод во время длительных поездок в автомашине. Чтобы они перестали хныкать и капризничать, предложите им еду, которая есть под рукой. Правда, лучше будет если вместо привычных леденцов вы возьмете с собой пакетики изюма, сыра, крекеров и сухих завтраков.

Путешествие в автомобиле (в автобусе, на корабле, в поезде, на самолете) представляет прекрасную возможность для наблюдения за окружающим миром. Предложите детям описать подетально все, что они видят, особенно то, что легко можно пропустить: цвет облаков, птиц, сидящих на столбах, длину тени в зимний день. Придумывайте истории о людях, едущих в других машинах, или о пешеходах. Если вам стало неинтересно наблюдать за тем, что происходит снаружи, займите ребенка играми. Советы, предложенные здесь, — это то, с чего можно начать. Постарайтесь придумать и другие занятия, и, если ребенку будет интересно, дорога покажется более короткой.

Запиши рассказ на пленку

Возьмите с собой в машину магнитофон и пустую кассету, тогда в пути ваш ребенок сможет записать на пленку свой «радиорассказ». А чтобы обеспечить творческий процесс, сначала подскажите место, где может происходить действие, — лес или берег моря. Потом помогите выбрать героев рассказа. Можно начать так: «Однажды, гуляя в лесу, я увидела огромного, большого и пушистого…», а дальше пусть ребенок продолжит сам. При этом не забудьте вовремя включить магнитофон. Когда малыш закончит свою историю, выключите магнитофон и задайте ему вопросы к тому, о чем он уже рассказал. Пусть время от времени рассказчик перематывает пленку и слушает ее сначала. Если в машине несколько детей, они могут создавать одну общую сказку по очереди. Каждому из них надо выделить для рассказа определенное время, но так, чтобы ожидание не стало утомительным.

Продолжайте рассказ в течение нескольких путешествий, или каждый раз можно придумывать новый. Некоторым детям нравится сам процесс — записывать истории на пленку, но потом они теряют к ним интерес. Другие с удовольствием не раз слушают свои сказки перед сном или в какое-нибудь другое подходящее время.

Эта затея семьи Шлессингер может понравиться всем, независимо от возраста. Вам удастся рассмешить своих пассажиров всего лишь одной простой надписью «Помашите рукой, если вы знамениты». Лучше ее написать огромными буквами на картонке или на большом листе бумаги. Пусть дети держат плакат в окне и забавляются тем, как реагируют на него окружающие.

Первая Буква

Во время долгой поездки можно поиграть в «первую букву». Предложите вашему ребенку придумать слова, которые начинаются с той же буквы, что и его имя. Подскажите ему несколько примеров. Если вашего ребенка зовут Мария, то можете спросить ее: «Как ты думаешь, кто такой папа? Он не женщина, а…» Или: «Под капотом автомобиля есть предмет на букву „М», который заставляет машину двигаться. Это…». Спросите ее: «Кто управляет поездом? Что ты добавляешь в сухие завтраки?»

Когда иссякнет запас слов на «М», можно перейти к любой другой букве.

Приметы времени

Детей, еще не умеющих читать, можно занять изображениями на рекламных стендах. Обратите внимание ребенка на эти «картины», когда вы проезжаете мимо, и попросите назвать товар, изображенный на них. Некоторые дети любят напевать рекламные песенки из телереклам. Поговорите о том, какими из рекламируемых товаров пользовался ваш ребенок на этой неделе, и какими — вся семья. Не забудьте про хлеб, хотя его и не рекламируют.

Дети, которые учат буквы, могут находить их в надписях, мимо которых вы проезжаете. Более старших детей можно занять таким упражнением: кто быстрее назовет все буквы алфавита. А если ребенок начнет читать рекламные надписи, у него появится прекрасная возможность продемонстрировать знание букв, звуков и слов.

Сложные слова

Слова — это щедрый дар детям. Чем богаче их словарный запас, тем скорее они научатся воспринимать сложные мысли и чувства. Ограниченное пространство машины может быть удобным местом для игры в слова. Одна из игр, помогающих пополнить словарный запас ребенка, заключается в поиске сложных слов. По пути следования вы непременно встретите бензоколонку, автомашину, молокозавод. Может быть, вы увидите вертолет, самолет, спортплощадку, пароход, самосвал, водопад, автовокзал, аэропорт. При этом можно поговорить о том, как из двух слов образуется одно сложное. Может быть, вы проедете мимо автостоянки, телебашни, небоскреба. Выглянув из окна, обратите внимание детей на телефонную будку, на грузовой фургон, а на перекрестке, притормозив, на вереницу машин. Затем вместе с детьми назовите их сложными словами: телефон-автомат, грузовик, автоколонна.

Кроме сложных слов существуют устойчивые словосочетания, когда два слова обозначают один предмет. Например, телефонная будка, многоквартирный дом, пешеходная дорожка, милицейский пост, рекламная тумба. Постарайтесь объяснить ребенку, что для обозначения этих понятий необходимо именно одновременное употребление двух слов; нельзя, к примеру, сказать только «телефонная», потому что это может быть и станция, и трубка, и служба; если же оставить только слово «будка», то можно подумать и о собачьей. Пусть ребенок сам постарается поиграть словами, дополняя по очереди первую и вторую части подходящими значениями.

Для младших детей упражнение может быть попроще: попробуйте произносить слова по слогам. При этом делайте ударение на каждом слоге. Пусть ребенок повторяет за вами, а затем вместе посчитайте количество слогов. Он узнает, что в слове ав-то-мо-биль больше слогов, чем в слове са-мо-лет или ра-ке-та.

Вспомни какой-нибудь случай

Вспомните какое-нибудь недавнее событие, в котором вы участвовали вместе с ребенком: как вы навещали любимую тетю, как праздновали день рождения или как ходили в магазин за покупками. По очереди рассказывайте, что вы видели и что делали. Ваш ребенок может начать так: «Когда мы были в гостях у тети Джейн, я играл вместе с Крейгом и Тоддом в поезд». Вы добавляете: «А тетя Джейн приготовила французские тосты», и еще ваш сын вспомнит: «А ты пролила сироп на свою блузку».

Припоминайте по очереди как можно больше деталей до тех пор, пока уж совсем нечего будет добавить. После этого выберите другое событие.

Что делать, когда плохое настроение

Если ваш ребенок хочет рассказать о каком-то неприятном случае, выслушайте его до конца, а потом спросите, как ему следовало поступить, чтобы не случилось этой неприятности.

Вспоминайте события, которые произошли совсем недавно. Не стоит углубляться в далекое прошлое, за исключением, конечно, какого-то особенного случая. Не корите ребенка за то, что он забыл моменты, которые вам кажутся важными. Будьте уверены — когда-нибудь он четко будет помнить то, о чем вы совершенно позабыли.

Угодой мою песню

Напойте первую строчку песни, которая наверняка известна вашему ребенку. Если он узнает ее, пусть споет следующую. Если не узнает, продолжайте свое занятие вокалом, пока он не вспомнит. Ребенок поддержит вас, как только поймет, какую песню вы выбрали. Затем наступает его очередь проверить ваш музыкальный слух.

Что я вижу?

Обратите внимание ребенка на то, мимо чего вы проезжаете. Пусть он поможет вам описать городские и загородные пейзажи, проплывающие за окном. Каким-либо возгласом отмечайте появление необычных предметов, таких, как крепление на телефонных столбах, машину с вмятиной, стоящую на обочине, спортивные тапочки, висящие на проволоке, и при этом задавайте вопросы. Например: Давай посчитаем, сколько детей в группе? Здесь больше старых или молодых людей? Посмотри на деревья: они одинаковые? Чем различаются? Сколько церквей (кафе, коров, пожарных станций, библиотек или аптек) ты можешь насчитать?

Старшим детям можно задать вопросы, ответы на которые требуют анализа: «Как ты думаешь, почему машины наносят вред окружающей среде?», «Почему высокие дома строить выгоднее?», «Чем отличаются дома в центре города от домов на окраине?»

Быстрая зарисовка

Предложите вашему ребенку стать художником: пусть он нарисует несколько картинок, изображающих то, что он видит из машины. Дайте ему бумагу и карандаш. Если предстоит долгая поездка, приготовьте несколько цветных карандашей, фломастеров или мелков. Неплохо было бы держать в багажнике не только запасное колесо, но и блокнот с коробкой цветных карандашей, если, конечно, вашего ребенка не тошнит в машине.

Совет путешественника

Неплохо было бы держать в багажнике еще и пластмассовый поднос. Он может пригодиться в том случае, если вашего ребенка осенит что-нибудь написать или нарисовать — поднос может послужить хорошим столом для рисования.

Если ваш ребенок усидчив и любит старательно выводить детали на своем рисунке, расспросите его о каждой из них. Есть ли там деревья у дома? Есть ли на небе облака? Что это за люди изображены на картинке? Однако, когда у вашего ребенка иссякнет терпение или он попросту непоседа, посоветуйте ему во время путешествия делать небольшие зарисовки увиденного: пусть на одном рисунке будут дома, на другом — машины, на третьем — люди, на четвертом — деревья и небо и т. д. Если же ваш ребенок фантазер, предоставьте ему возможность положиться на собственные впечатления и отразить их в рисунках.

Не забудьте

Даже если дорога в путешествии была нелегкой и вы приедете поздно, не забудьте найти время, чтобы взглянуть на рисунки, а затем бережно отложите, сказав ребенку, что потом, дома, вы подробно рассмотрите их.

Хор в автомобиле

Поскольку вы едете в собственной «колеснице», вы можете петь, раскачиваясь в такт мелодии. Каждый выбирает популярную песню, которую могли бы петь все вместе. Если в машине несколько человек, то «хор» можно разделить на две или три группы. Автомобиль — прекрасное место, где можно научить детей песням своего детства или родителям познакомиться с песнями, которые поют в школе. Если вам нравятся песни из музыкальных фильмов, прослушивайте их записи и вместе учите слова. Напевайте мелодии из любимых телепередач. Учите вашего ребенка песням, которые любите вы, и в свою очередь запоминайте его любимые песни.

Совет меломанам.

Если у вас в машине есть магнитофон, поставьте записи детских песен или ваших любимых народных песен и подпевайте им. Конечно, можно обойтись и своими силами, а еще интереснее будет, если вы возьмете в машину пустую кассету и запишите ваше хоровое семейное исполнение.

Говори, как я

Поразительно, какого эффекта можно достигнуть, произнося одно и то же в разной манере. Ребенок, изменяя свой голос, легче усваивает различие звуков. Попробуйте так. Повторите алфавит или прочитайте детские стихи обычным голосом. Затем измените манеру речи: говорите очень быстро или очень медленно, высоким тонким голосом или глубоким басом, постоянно останавливаясь на разных слогах или делая ударение на каждом третьем слове и т. д. Пусть ребенок подражает вам, точно повторяя то, что слышит. Большинству детей нравится’ играть в слова, изменяя голос. Так они познают мир слов и язык. Например, простым изменением интонации можно детский стишок «Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь» читать как лирическое стихотворение, или как страшную историю, или как политическое воззвание. Попробуйте декламировать с французским прононсом, или грассировать по-немецки, или отрывочными слогами подобно китайцам, или же, меняя «е» на «э», как южане.

Подбери мелодию

Попробуйте использовать любимые мелодии для ваших семейных песен. Если вы, например, едете к тете Бонни, у которой есть толстая, пушистая кошка по кличке Далила, можно позаимствовать мелодию из песни «В лесу родилась елочка» со словами:

А у Далилы-кошечки Полоски хороши, Живут в полосках блошечки. Чеши ее, чеши!

Возьмите любую песню и меняйте слова, как хотите, так, чтобы получилась ваша собственная песня. Наверное, некоторые из них вам покажутся забавными и станут любимыми в вашей семье. Наиболее удачные запишите на магнитофон, чтобы не забыть их.

Печальный вид

Выгляните в окно и посмотрите на окружающий мир критическим взглядом. Каждый раз, когда кто-нибудь из вас заметит нечто, портящее красоту пейзажа, или вредное для здоровья, объявляйте: «Загрязнение» — и объясняйте, что именно. Это может быть замусоренная улица, удушающие выхлопные газы грузовика, дымящая фабрика. Обсудите причину загрязнения. Сравните степень загрязненности в районах, через которые вы проезжаете.

Если вы горите желанием помочь природе, неплохо было бы, путешествуя на машине, время от времени делать небольшие остановки, чтобы очистить от мусора хотя бы те места, которые показались вам особенно привлекательными.

Систематика

Предложите всем сидящим в машине наблюдать из окна за объектами одного вида. Это могут быть собаки, деревья, цветы, дорожные знаки, грузовики, учреждения и т.д.

Всякий раз, когда кто-нибудь из вас замечает объект этого вида, он называет и показывает его. Каждый пытается определить его отличительные особенности. Если вы выбрали собак, необходимо установить, какой она породы — пудель, колли или дворняжка. Если это здания, то назовите их назначение — библиотека, почта, больница или школа.

Лучше всего в эту игру играть с детьми старшего возраста, но не менее интересна она и для взрослых. Особенно удобно в нее играть, когда машина движется медленно. Конечно, вам не очень-то захочется разбираться в породах собак или читать надписи на зданиях, если идущая впереди машина постоянно тормозит перед вами.

Чтобы внести разнообразие, можно написать название выбранного объекта на бумаге в верхней части листка, и пусть ваш ребенок нарисует внизу картинку. Предложите ему делать отметки о каждом виде объекта, который вы увидите. Потом можно выбрать другие предметы для наблюдения и нарисовать новую картинку. К концу поездки вы будете знать не только количество, но и многое другое о том, что вам встретилось в пути.

И все эти путешествия останутся в семейной памяти как «поездка с коровами» или «путешествие по церквам».

Эхо

Повторите какой-либо звук несколько раз. Можно слегка постучать по стеклу, пощелкать языком, повторить один слог (ла-ла-ла), потопать ногой и т.д. Пусть ребенок внимательно слушает и считает, сколько раз вы это проделали. Затем он должен повторить звук, подражая вам. Потом его очередь издавать звуки, а вам нужно сосчитать и повторить их. Наберитесь терпения, если ребенок делает что-то неправильно. Помните, что это не экзамен на его способности, а всего лишь игра, и чем больше вы упражняетесь, тем лучше он станет различать звуки.

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» — и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Разновидность этой игры — «дедушкин рассказ». Здесь тоже надо называть предметы, но только по алфавиту. Например: «Когда Джейн пошла на чердак, она нашла антилопу, а я нашел бабочку». Затем следующий игрок повторяет слова на «а» и «б» и добавляет слово на «в».

Совет путешественника

Придумайте сами упражнение для тренировки памяти, где последовательно перечисляются предметы и при каждом повторении добавляется новый. Призовите на помощь свою фантазию. Например, «я попал в странный зоопарк, где увидел крошечного красного слона, змею, одетую в ночные шлепанцы, коротышку-жирафа и т.д».

«Т»-слова

По очереди выбирайте любую букву и, выглядывая из окна машины, ищите объекты, начинающиеся на нее. Если ребенок еще только учит буквы, помогите ему.

Когда в машине есть ребенок постарше, он может записывать названные слова, а дети помладше — рисовать предметы, которые они видели.

Попробуйте начать игру с буквы «Т» и внимательно следите из окна за транспортом, такси, тракторами, телефоном, трубами, трассами, троллейбусами, трамваями. Школьник может заметить также: трейлер, товарный поезд, театр, таксу, талон, толпу. Если иссякли все «Т», встречающиеся вам на пути, то можно называть любые другие слова на эту букву: танец, тапочки, тарелка, творог, телевидение, телега, теленок, телескоп, тело, темп, температура, теннис, тень, теплота, термометр, территория, тесто, тетрадь, тигр, товар, тема, темнота, тина, толчок, тормоз, толстяк, трещина, томат, топор и т.д.

Начните с поиска десяти слов на букву «Т» и попытайтесь побить свой рекорд. Затем попробуйте сделать то же с другими буквами.

Сочини стишок

Начните с простого односложного слова, такого, как, например, «кот» и по очереди добавляйте существительные в рифму: год, рот, крот, мед, лед, свод. Затем попытайтесь сочинить четверостишие, приблизительно такое:

Не кусай меня пчела, Расскажи мне, как дела. На прощанье сделай круг И лети на пестрый луг.

Затем посмотрите, что получится с вашим стихотворением, если скомбинировать те же слова в другом порядке:

Прожужжала мне пчела: «Хороши мои дела: Я кусаться не хочу, Лучше к лугу полечу».

Если даже вы не уверены в поэтическом даре вашего ребенка, все равно надо дать ему шанс. Ведь и взрослые с их большим запасом слов пишут иногда такие глупости.

Угадай, что это

Может быть, и вы играли в эту простую игру со своими родителями, а они со своими. Задумайте какой-нибудь предмет и попросите ребенка угадать, что это такое. Предложите ему одну подсказку. Если он не отгадает, подскажите еще раз. Продолжайте помогать ему до тех пор, пока он не назовет вещь правильно. Чтобы облегчить задачу, можно описывать признаки предмета и то, как его используют. Например, если вы выбрали для загадки руль автомобиля, первой подсказкой может быть: «Это что-то круглое». Затем: «Оно помогает направить машину в нужном направлении». Третья подсказка: «К нему прикасается водитель». Затем: «Мне нужно держать его, когда я веду машину». Сначала ваши описания должны быть простыми и конкретными для того, чтобы ребенок мог легко угадать предмет. Когда он приобретет опыт в этой игре, предмет можно описывать более завуалированно и давать детальные описания только по необходимости. Задавайте такие загадки друг другу по очереди.

Счет в дороге

Если вашему ребенку не терпится поскорее доехать, пусть он считает какие-нибудь предметы по пути следования. Можно подсчитать, сколько встретится светофоров с красным светом, сколько перекрестков находится на расстоянии от дома до поворота на шоссе или от школы до универсама. Предложите ему такую игру: кто досчитает до большего числа пока вы проедете от одного светофора до другого или сколько песен вы сможете пропеть до следующего поста ГАИ.

Я знаменит

Это вариант хорошо известной старой игры «Двадцать вопросов»; разница лишь в том, что все вопросы относятся к выдающейся личности. Кто-то говорит: «Я знаменитый человек. Угадай, кто». Другие участники игры задают наводящие .вопросы, чтобы определить «кто он», причем ответами могут быть только «да» и «нет».

Например, вы не можете спросить: «В каком кинофильме I вас показывали в прошлом году?» По правилам только так: «Вас показывали по телевидению в прошлом году?», «Это было смешно?», «Это было серьезно?» и т.д.

По традиции можно задать только двадцать вопросов, чтобы угадать, о ком идет речь, но можно продолжить игру. Для этого «известная личность» должна дать вам три подсказки, и вы задаете еще двадцать вопросов. Можно придумать и любые другие правила.

Номерной знак

В любой стране дети играют с надписями на номерных знаках автомобилей. Вот варианты этих игр:

‑‑ дуплеты и триплеты — ищите буквы и цифры, которые повторяются на знаке;

‑‑ государства — посмотрите, сколько номерных знаков различных государств вы сможете обнаружить;

‑‑ необычные номерные знаки — ищите знаки с интересным сочетанием букв, выберите из них самые забавные и попытайтесь понять, что они означают;

‑‑ 21 — ищите номера, сумма цифр которых равна двадцати одному или любому другому числу, которое вы при думаете;

‑‑ алфавит — находя буквы на номерных знаках, называйте их в алфавитном порядке.

Как мы слышим Буквы

Пока младшие дети играют в номерные знаки, вы можете с помощью другого упражнения развивать у старших способность различать буквы на слух. Для этого кто-то из вас называет слово, а другой должен назвать слово, которое начинается с последней буквы предыдущего. Например; слон, носорог, гиена, аист. Играйте по кругу против часовой стрелки. Предложите детям назвать 5 слов за 60 секунд или 10 слов за 2 минуты. Затем проверьте себя — получится ли это у вас быстрее.

Путешествие «куда-нибудь»

Вообразите, что вместо работы или магазина вы вместе с ребенком отправляетесь «куда-нибудь». Решите, куда бы вы хотели отправиться, что вам нужно взять с собой и что вы будете там делать. Упакуйте воображаемый багаж для путешествия «куда-нибудь» и представьте, какие развлечения вас там ждут. Вместе придумайте подробности путешествия и что вы там увидите.

Совет путешественнику

Иногда вам приходится ехать по оживленной автомагистрали, что требует спокойствия и полной концентрации вашего внимания. Чтобы занять на это время ребенка, возьмите с собой песочные часы на 2—3 минуты. Если движение на дороге интенсивное или вы утомлены, дайте ребенку эти часы и попросите его сидеть тихо, пока песок пересыпается вниз. Если необходимо, пусть он перевернет их и подождет, пока песок пересыплется снова.

Кассета со сказкой

Поездка в автомашине предоставляет счастливую возможность общения с ребенком, однако бывают моменты, когда ситуация на дороге требует всего вашего внимания. Ребенку трудно усидеть спокойно, пока вы сосредоточенно ведете машину. В такие моменты дайте ему плейер с наушниками. Пусть он слушает записи, которые вы сделали, купили или взяли в фонотеке. Но позднее обязательно найдите время, чтобы поговорить о том, что он слушал.

Пицца в машине

Если вы собираетесь, приехав домой, пообедать или поужинать, а долгая дорога утомила вас, лишив аппетита, то. еще находясь в машине, можно его возбудить. Подумайте, что бы вы хотели съесть; скажем, ваш ребенок выбирает пиццу. Начинайте «готовить» воображаемую пиццу прямо в машине. Спросите его, что для этого надо. Если он скажет, что нужно взять тесто, то поинтересуйтесь, как он собирается приготовить его. Поговорите о том, из чего делают томатную пасту, как тереть сыр и как получить сушеные приправы.

Забота о меню

Поберегите ваши вкусовые рецепторы. Не готовьте в воображении пиццу в тот день, когда вы собираетесь подать на обед рыбу с пюре.

Если ребенку понравилось готовить в машине, доведите дело до конца, и приготовьте настоящую пиццу дома, и конечно, с участием вашего маленького помощника, при этом вспоминая с ним о том, что вы обсуждали в машине.

Слова по алфавиту

Если ваш ребенок начинает читать, то есть уже хорошо знает алфавит, он готов для этой игры. В нее с удовольствием играют и взрослые, и охотно включаются старшие дети, помогая маленьким. Эта игра предназначена для целой команды.

Выберите какой-либо вид предметов, одушевленных или неодушевленных, — это могут быть животные, знакомые люди, предметы одежды или места, куда можно пойти. Затем назовите слова из выбранной категории в алфавитном порядке, например: антилопа, баран, волк, гиена… Маленьким детям можно подсказать. Смысл игры заключается не только в том, чтобы развлечься, но и выучить буквы, звуки, слова. Если в машине есть дети постарше, вы можете играть в эту игру двумя командами. Вначале младший называет антилопу, затем старший назовет других животных на «А», например, акула или аллигатор. Взрослый тоже может играть или помочь каждому из детей. Если не удается быстро найти слово, не задерживайтесь, продолжайте дальше, не заставляя детей скучать.

Домашнее задание

Когда вы вернетесь домой, выберите какой-нибудь предмет или животное, о котором не знает ваш малыш, и почитайте о нем в книжке. Вам тоже будет интересно.

Сладкие Бусы

Полка универсама предлагает больше, чем просто пищу. Это богатый материал для разных занимательных поделок. Например, купите сухой завтрак «Колечки». Из этих вкусных кружочков могут получиться отличные бусы и браслеты. Привяжите конец нитки к столу, и пусть ваш ребенок, соединив потом концы нитки, сделает из этих кружочков длинные бусы. Затем положите бусы в пластиковый пакет до следующей поездки в машине. А тогда наденьте их ребенку на шею, и пусть он грызет их, когда захочет.

Направления

Если ваш ребенок пытается выучить, где право, а где лево, помогите ему, посвятив пять минут игре в «Направления». Заниматься этим можно только на спокойных участках дороги и, конечно, не на середине шоссе. Пусть он управляет движением вашей машины, подавая команды «вправо» и «влево». Если он, подняв левую руку скажет вам повернуть влево, вы так и делаете. Приняв команду, вы тоже можете поднять левую руку и сказать: «Есть, машина поворачивает влево». Если он велит поворачивать направо, а в этом месте нет правого поворота, то подъезжайте к тротуару, останавливайте машину и говорите: «Команда неверная, машина не может двигаться в этом направлении». Проделав несколько упражнений, проверьте, может ли ребенок, мысленно повторив эту ситуацию, дать верную команду.

Пространственные отношения

Когда ваш ребенок станет чуть старше и уже будет знать, где правая, а где левая сторона, вы можете использовать машину, чтобы помочь ему развить чувство дистанции. Для этого вы проезжаете четверть километра, полкилометра, километр, а затем называете расстояние — 250м, 500м и 1000м, то есть то, которое вы проехали.

Кто увидит первым

Пусть дети придумают свои дорожные правила. Например, если вы видите кафе, надо сказать «кофе». Если вы пересекаете железную дорогу — поднять обе ноги, а если увидите собаку — залаять. Смысл в том, что каждый раз надо первым верно выполнить правило. Тот, кто раньше всех наберет десять очков, выигрывает игру. В случае, если все реагируют одновременно, каждый получает очко.

Пальцы-куклы

В часы пик вы с ребенком можете оказаться в потоке быстро движущихся машин и вам необходимо внимательно следить за дорогой. Это одна из игр, которая предназначена для той нетипичной ситуации, когда ребенок хочет поговорить с вами, а вы не можете. Отправляясь в путь, возьмите фломастер, а лучше два, разных цветов, и нарисуйте на пальцах вашего ребенка рожицы — улыбающуюся, недовольную и удивленную с открытым ртом — три на одной руке и две на другой.

Пусть ваш ребенок даст имя каждой «кукле» и познакомит их между собой. Спросите его, может ли он рассказать им сказку, спеть песенку и как-то развлечь их, пока вы будете ехать по оживленному участку дороги.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст