рабочая программа по русскому языку 5 класс


Пояснительная записка

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Задачи преподавания русского языка

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с двумя главными членами) – синтаксически. Составлять простые и сложные предложения изученных видов;

разъяснять значения известных слов и правильно употреблять их. Пользоваться орфографическим и толковым словарями;

соблюдать произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах с изученными орфограммами ошибки и исправлять их.

Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.

По развитию речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту, по картине.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Правильно в смысловом и стилистическом отношении использовать языковые средства в текстах разного содержания.

Грамотно пользоваться известными лексическими и грамматическими средствами в устной и письменной речи.

Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Пользоваться орфографическими, орфоэпическими, морфемными и толковыми словарями.

За основу рабочей программы по русскому языку для 5 класса взята Программа по русскому языку к учебникам Ладыженской Т. А. для 5-9 классов Авторы: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М. М.: Дрофа, 2007 г.

Рабочая программа по русскому языку в V классе рассчитана на 204 учебных часа (6 часов в неделю); из них на развитие речи отводится всего 51 час.

В программе выделены часы на развитие устной и письменной речи. Как обязательная составная часть работы по развитию речи и формированию навыков по орфографии и пунктуации, даются уроки, посвященные работе над ошибками. Учитывая возрастные особенности учащихся, в начале и в конце года выделены уроки для повторения и закрепления материала. В программе указаны темы по развитию речи и виды контроля знаний и умений учащихся, определены контрольные диктанты по каждому разделу.

Контрольно-измерительные материалы

Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.

Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.

Список рекомендованной литературы для учителя

Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс.- М.: «Вако», 2006 г.

Беляева О. В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5-ый класс. – М.: ВАКО, 2007

Влодавская Е.А., «Поурочные разработки по русскому языку», 2006г.

Богданова А., «Уроки русского языка в 5 классе», 2007г.

Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.: Издательский Дом «Генжер», 2007. – 64с.

Текучёва И.В. Тесты по русскому языку: 5-й кл.: М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 93 с.

Список рекомендованной литературы для учащихся

Баранов М.Т., Ладыженская Т, А. Тростенцова Л.А.. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2007.

Никитина Е.И. Уроки развития речи. К учебнику « Русская речь. Развитие речи» 5-7 класс.- М.: «Дрофа», 2002.

Рабочая тетрадь на печатной основе. Комплексный анализ текста 5 класс.

Таблицы по русскому языку для 5 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г.

Учебно – тематический план

Тема раздела

Количество часов

Виды контроля

Введение. Язык – важнейшее средство общения.

1 + 1 РР

Повторение пройденного в 1 – 3 классах.

17 + 5 РР

Обучающее изложение, входной контрольный диктант, контрольный словарный диктант, контрольный диктант с грамматическим заданием, устное сочинение по картине, проверочные работы, тестирование.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

26 + 8 РР

Сжатое изложение, контрольный словарный диктант, сочинение-описание картины, контрольный словарный диктант, выборочное изложение, проверочные работы, тестирование.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

12 + 8 РР

Обучающее изложение, сочинение – описание предмета, контрольное сочинение – описание картины, контрольный диктант с грамматическим заданием, тестирование.

Лексика. Культура речи.

9 + 5 РР

Контрольный словарный диктант, сочинение — описание по картине, сочинение – рассуждение, выборочное изложение, устное сочинение – описание картины, контрольный диктант с грамматическим заданием, проверочные работы, тестирование.

Морфология. Орфография. Культура речи.

— Имя существительное.

— Имя прилагательное.

— Глагол.

55 + 17 РР

18 + 5 РР

11 + 6 РР

26 + 6 РР

Контрольный словарный диктант, сжатое изложение, контрольное подробное изложение с изменением лица, контрольный диктант с грамматическим заданием, тестирование.

Подробное изложение с описанием животного, сочинение – описание по картине, контрольный диктант с грамматическим заданием, тестирование.

Контрольный словарный диктант, сжатое изложение, итоговый контрольный диктант, урок – зачёт, устное сочинение по картине, проверочные работы, тестирование.

Повторение и систематизация изученного.

12

Контрольный словарный диктант, итоговое тестирование.

п/п

Последовательность тем

К-во

час.

Обязательный минимум

содержания

Дополнительный материал для углубления

Виды контроля за уровнем усвоения

Межпредметные

связи

Методы и приёмы

Язык – важнейшее средство общения (1+1 РР)

1

Язык – важнейшее средство общения.

1

Познакомить с учебником и его структурой. Дать представление 1) о ведущей роли языка как средства общения и получения знаний в жизни человека, 2) об основных единицах языка (звуке, слове, предложении) и их роли в языке. Формировать навыки нахождения единиц языка.

Разделы лингвистики.

Устное высказывание

История. Первобытное общество.

Беседа, комментирование, работа по рисункам, анализ языкового материала.

2

РР. Стили речи.

1

Дать представление о стилях речи (разговорном, научном, художественном). Формировать навык определения принадлежности теста к стилю речи по ситуации цели высказывания.

карточки

Литература. Стихотворения В.Левина.

Стихотворная игра, конструирование, анализ текста, редактирование.

Повторение пройденного в 1-4 классах ( 17+5 РР)

3

Состав слова.

1

Изучить понятие морфемы (значимая часть слова), научить определять значение приставки и суффикса, формировать навыки разбора по составу и правописания безударных гласных в корне слова.

Отличие слов с одинаковыми по звучанию корнями от однокоренных.

Карточки

Литература. Отрывки из произведений К.Паустовского, И.Никитина.

Орфографический, графический диктанты, анализ текста, морфемный разбор, работа со словарём, решение грамматических задач, групповая работа.

4

Орфограмма.

1

Изучить понятие орфограммы и опознавательных признаков орфограмм.

Формирование навыков 1) нахождения орфограмм-гласных и орфограмм-согласных в разных морфемах, 2) орфографического анализа слов.

Пять основных разделов русской орфографии (П.А.Лекант)

Контрольное списывание

Литература. Л. Кэрролл

«Алиса в стране чудес»

Индивидуальная и дифференцированная работы, анализ 1)слов с выбором букв,

2)лингвистического текста, выборочно-распределительная и самостоятельная работы

5

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Повторить проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова, умение учитывать значение корня при нахождении однокоренных слов. Формировать навыки проверки правописания безударных гласных в корне слова, графического обозначения условий выбора правильных написаний.

Способы проверки безударной гласной в корне.

Словарный диктант

Индивидуальная, дифференци рованная работы, выборочно-распределительный диктант, составление «Словаря корней», игра «Словесный мяч», словарная работа, объяснительный диктант.

6

Правописание согласных в корне слова.

1

Рассмотреть сомнительные, непроверяемые и непроизносимые согласные. Учить определять вид орфограммы (согласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный её выбор.

Распределительный диктант

Литература. УНТ. Пословицы.

Отрывки из произведений А.С.Пушкина, Т.Волжиной, И.Крылова

Коллективная работа по составлению таблицы с анализом языкового материала, объяснительный, выборочно-распределитель -ный диктанты, проверочная работа, словарная работа.

7

Буквы и, у, а после шипящих.

1

Повторить правило написания гласных и, у, а после шипящих. Формировать навык правильного написания слов с данной орфограммой и слов-исключений.

Значения букв и, у, а.

Осложнённое списывание

Литература. Отрывки из произведений А.Милна, М.Познанской, Д.Мамина-Сибиряка

Работа с этимологическим словарём, поисковая деятельность, распределитель- ная работа

8

Разделительные ъ и ь.

1

Изучить условия выбора разделительных ъ и ь. Формировать умение разграничивать ь разделительный и ь как показатель мягкости предшествующего согласного. Развивать навык правильного употребления на письме разделительных ъ и ь.

Значения букв ъ,ь.

Распределительный диктант

Орфографический диктант, групповая работа, анализ слов, словарная работа, морфемный разбор.

9

Отличие предлога от приставки.

1

Повторить отличие предлога от приставки. Познакомить с понятием орфограммы-пробела, орфограммы-дефиса. Формировать умение различать совпадающие по звучанию предлоги, которые пишутся раздельно, и приставки.

Игра «Четвёртое лишнее»

Орфографический диктант, редактирование предложений,

выборочно-распределитель- ная работа, индивидуальная и

проверочная работы, словарная работа.

10

РР. Текст.

1

Познакомить с основными признаками текста (главной мыслью, смысловой законченностью. Порядком следования предложений в тексте). Формировать навык составления текста из отдельных предложений. Развивать навык составления простого и сложного планов

Работа с текстом

Литература. Отрывки из произведений Г.Скребицкого, Н.Осипова, И.Соколова-Микитова.

Сопоставительный анализ, анализ языкового материала, беседа, наблюдение, составление текста.

11

РР. Основная мысль текста. Тема текста.

1

Сформировать знания о теме текста (широкие и узкие темы, микротемы), формировать знания об основной мысли текста и способах раскрытия основной мысли текста. Развивать умения определять тему и основную мысль текста, подбирать к нему заголовок, выделять микротемы, находить предложения, выражающие основную мысль текста.

Официально-деловой стиль.

Карточки

Литература. Отрывки из произведений И.Тургенева, В.Бианки, И.Соколова-Микитова.

Наблюдение, составление текста, анализ текста, беседа, индивидуальная и групповая работы, редактирование.

12,

13

РР. Обучающее изложение и его анализ.

2

Отработка умений составлять план заданного текста, находить его основную мысль, опорные слова, логично и последовательно излагать текст. Анализ ошибок, допущенных в изложении.

Изложение

Беседа, самостоятельная работа. Статистический.

14,

15

Входной контрольный диктант и его анализ.

2

Проверить качество усвоения правописных умений учащихся. Анализ

допущенных ошибок.

Диктант

Слово учителя, самостоятельная работа, статистический.

16



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст