протоиерей Евгений Шестун


 протоиерей Евгений Шестун

По благославению блаженнейшего Владимира митрополита Киевского

и Всея Украины

Ответы настоятеля самарского храма в честь преподобного Сергия Радонежского, кандидата педагогических наук протоиерея Евгения Шестуна на вопросы

Содержание

Предисловие

О воспитании

О необходимости семейной жизни

О любви

О семейной иерархии

О венчании

О разводе

О домашних обязанностях

О размолвках

О бесплодном браке

Об интимных супружеских отношениях

Об абортах

О крещении

Об авторитете старших

О детских болезнях

О молитве за родных

О детской исповеди и причастии

О детских капризах

О наказании и поощрении

О самостоятельности детей

Об отношениях детей со сверстниками

О школьной жизни

О досуге

О хранении родственных отношений

Об отношениях юношей и девушек

О проблемах «молодых семей»

О воспитании внуков

О старости

О хранении семейных традиций

Святительские наставления

Выдержки из сочинений святителя Иоанна Златоустого

Совет желающим вступить в брак

Необходимые условия любви к ближнему

Об уступчивости и кротости

О любви и согласии в супружеской жизни

О любви и свойствах ее

Домашняя война бывает за грехи

Увещание к целомудренной супружеской жизни

О почтении к родителям

Грехи ближних должно прикрывать, а не разглашать

О взаимной любви

О воспитании детей

О пользе для детей слушания слова Божия

О том, что неправильный взгляд на воспитание бывает причиной величайшего зла

О воспитании детей

О воспитании юношей в целомудрии

Опыт благочестия

Примеры из жизни прославленных отцових советы и наставления

афонский старец Силуан

О любви к Богу

Об умении прощать

афонский старец Паисий

О ценности семьи

О необходимости терпения

О супружеских разногласиях

О религиозном воспитании детей

О важности родительской молитвы

Об умении пользоваться опытом старших

афонский старец Иосиф

О необходимости венчания

О терпении

О целомудрии

афонский старец Тихон

Утешение любовью

афонский иеромонах Арсений

О необходимости занимать детей делом

Утешение в скорби осиротевшим родителям

О подготовке к вечной жизни

старец Иаков Эвбейский

Об ответственности предков перед потомками

О непослушных детях

О неполезности детских компаний

О вреде телевизора

старец Арсений Каппадокийский

Обличение жестоких родителей

старец Варсонофий Оптинский

О спасении в монастыре и в семейной жизни

старец Иона Киевский

Об ответственности главы семьи перед Богом

Об ответственности создающих семью

схиигумен Савва

О вреде раздражительности

О вреде развлечений

О служении ближним

О важности благословения на брак

архимандрит Софроний

О пользе сочувствия

из воспоминаний священника Сергия Дурылина

О необходимости быть как дети

Поучение Владимира Мономаха чадам своим

Молитвы ко Пресвятой Богородице

Молитвы преподобным Кириллу и Марии

протоиерей Евгений Шестун

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сейчас семья переживает тяжелые времена, испытывает особое давление мира, сатанинских сил. Стараясь, чтобы люди нарушили одну из первых заповедей Божиих, лукавый сеет раздор между ближними, каковыми являются члены семьи. Мы способствуем этому, когда забываем, что законы, которые Бог дал, должны исполняться человеком. В Священном Писании сказано, что главой семьи является муж, он должен почитать Бога, предстоять перед Богом, жена должна смиряться перед мужем, а дети должны почитать своих родителей. Мы же видим, что отпадение людей от веры привело к тому, что муж перестал чтить Бога и поклоняться Ему, слушаться Его, жить по Его воле и стал проявлять непослушание. Следствием этого стало то, что жена оказывает непослушание своему мужу. А у двух непослушных людей вырастает третий непослушный — ребенок. Сейчас очень много проблем и трагедий оттого, что дети не почитают, не уважают, не хотят слушать родителей, которых Бог дал, чтобы они сохранили чадо, привели к благочестивому духовному житию. Поэтому надо понимать, что разговор о воспитании, о семье — это разговор о возвращении человека к Богу. Создать полноценную семью, каковой и является христианская семья, может человек благочестивый, живущий полноценной жизнью, помнящий, что каждый из нас состоит не только из плоти, но еще и из души и духа. В этом случае и плотская жизнь полноценная у него, и духовная, и душевная; и эта полноценность позволяет ему жить именно на основе духовных представлений во всех сферах, и особенно в семейной жизни. То есть семейная жизнь — это в первую очередь духовная жизнь. Только человек духовный может правильно строить отношения с другим человеком, воспитывать своих детей. Воспитатьхристианина может только христианин. И суть православного воспитания заключается в том, что родители должны прежде всего воспитывать себя. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи». Часто мы считаем, что ребенку не по силам нести такой великий подвиг — молиться, поститься, жить христианской жизнью. Но если он родился в христианской семье, если он от чрева матери своей естественно живет этой жизнью, то она не является подвигом, ребенок быстро к ней привыкает. В основе христианского воспитания лежит христианская жизнь семьи — отца и матери. То есть воспитание детей — это создание условий, в которых бы родилась, процветала, умножалась духовная жизнь ребенка.

СОВЕТЫ СТАРЦА ПАИСИЯ АФОНСКОГО

Старец сказал: «Единственная ценность жизни — это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье». И в другой раз он сказал: «Когда разрушится семья, будет разрушено все: и духовенство, и монашество».

Из книги священника Дионисия Тациса «Архондарик под открытым небом», М., 1998.

СОВЕТ СВЯЩЕННИКА

О воспитании. Надо научить человека угождать Богу, своей жизнью Бога радовать, точно так же, как ребенок старается родителей своих радовать.

— Может ли человек человека воспитать и тем более перевоспитать?

 Давайте подумаем, что нам дал Бог и что мы сами приобрели в мире. Родился каждый из нас по Божией воле, то есть никто из людей не выбирал, родиться или не родиться. Господь даровал каждому великий дар жизни, жизнь вечной, бессмертной души. То же можно сказать о месте рождения, о народе, в котором мы родились. Поэтому чувство патриотизма может быть только у верующего человека, который понимает, что родина дарована Богом, ее следует почитать, любить. То же самое можно сказать про пол — мужской или женский, — который мы не выбираем. Семью, родителей тоже должны принимать как дар Божий. И если внимательно посмотреть на нашу жизнь, то на самом деле все вокруг нас есть дар Божий. Но тот дар, который Бог дал, можно ли переделывать по собственному усмотрению? Следует смиряться, радоваться и принимать с покорностью то, что получил. Родителей должен почитать, народ свой любить, родину свою хранить, защищать. Поэтому когда мы пытаемся все переделать, когда не соглашаемся с тем, что даровано Богом, то это одно из греховных наших настроений. Мы вообще часто ропщем на свою жизнь, бываем недовольны. Когда на людей ропщем, то забываем, что каждый человек — носитель образа Божия. Христос, Спаситель мира, дал пример, когда к Нему привели блудницу, которую по закону иудейскому следовало побить камнями. Так как Его искушали фарисеи, пытались доказать, что Он нарушает закон, то Иисус не стал никого отговаривать. Он просто сказал: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин. 8, 7). И все потихонечку положили свои камни и разошлись.

Если говорить об отношениях между взрослыми людьми, то когда мы начинаем переделывать, судить других людей, мы идем не по православному пути, потому что православный путь — это путь зрения своих грехов, а не чужих. Перед каждым другим человеком нужно смиряться, любить его, чтить, и если есть какое-то недовольство этим человеком, то следовать Евангельским заповедям и за этого человека молиться, потому что переделать друг друга практически невозможно. Каждый человек хранит как дар Божий свою свободу, неповторимость, свою особую исключительность, которую Господь каждому из нас даровал от рождения нашего. Можно вспомнить советы Амвросия Оптинского, которые он дал своей духовной дочери. Она его спросила, с чего начинать спасение души. Первый совет: перестань всех учить. Второй: зри свои грехи и кайся. Это путь православного отношения к человеку, к миру. А все попытки переделать друг друга являются порождением нашей невоцерковленности, нашего нехристианского отношения к миру, друг к другу.

Люди живут не по нашим законам, но это не значит, что они живут неправильно. Если я человек православный, я должен понимать, что нет случайных людей в моей жизни и каждый человек, которого Бог ко мне посылает, — это человек, нужный мне, пусть даже он раздражительный, гневливый, злой, но моя реакция на него показывает, что я мало чем от него отличаюсь. Как говорят святые отцы, самое главное — я должен смотреть, что внутри меня происходит. И тогда становится ясно, что самый главный враг сидит у меня внутри — это мои страсти, моя раздражительность, моя гневливость, дух злобы, который я часто не замечаю. А тот человек, которого Бог посылает, будит эти скрытые во мне качества, то есть он показывает мне мои грехи. Но это же великое счастье, потому что видеть свои грехи — значит видеть начало своего спасения, начало своего исправления, начало своего очищения. Поэтому святые отцы и заповедали молиться за своих врагов, которые помогают нам видеть нашу собственную внутреннюю нечистоту. У святителя Тихона Задонского был такой обычай: кто его обижал, он тому в знак благодарности 15 копеек давал за то, что внутри себя замечал греховные движения, греховные реакции, и очень благодарил, что Господь при помощи этого человека помогал ему каяться. Таким образом мы, возможно, друг друга и переделываем.

Мир на нас оказывает постоянное влияние, силы демонические и люди, живущие не по Божиему закону, а по закону мира сего, воздействуют на нас. А наша задача вопреки всему следовать воле Божией, следовать спасительным путем, путем стяжания благодати, путем Богоугождения, потому что у нас тоже есть своя воля, свой разум, мы знаем закон Божий, Божественное Откровение. Мир пытается влиять на нас губительно, греховно, но есть ведь мир Божий, благодать, которая помогает нам устоять. Поэтому когда мы говорим о воспитании, то должны понимать, что воспитание — это питание, а не только влияние.

Часто мы путаем, считая, что воспитывать — это влиять. А воспитывать — это питать и душу, и плоть, и дух. Дух питает душу, душа преображает плоть. Когда мы забываем о духе, заботимся только о плоти и душе, тогда воспитание сводится к росту и развитию, особенно когда дело касается ребенка: мы считаем, что он должен вырасти здоровым и развитым. А он должен еще быть духовным.

Большинство людей, живущих в миру, считает, что ребенок рождается здоровым, нормальным существом. С точки же зрения православия человек рождается с поврежденной природой, с печатью первородного греха. И прежде чем его воспитывать, развивать, необходимо сначала исцелить и исправить. Если это не происходит, то мы развиваем искаженную человеческую природу. Правильное понимание человека исходит из того, что у него должна быть исправленная человеческая природа, а это происходит в таинстве крещения, в таинстве Благодатного посещения, когда именно духовное начало обретает первенство в жизни. Главное, мы должны помнить, что все хорошее в человеке — от Бога, поэтому воспитать — привести ребенка к Богу — и есть основная обязанность родителей.

— Какова цель христианского воспитания?

 Цель христианского воспитания — привести ребенка ко Христу, сделать из него христианина, чтобы когда он придет в разум, то сам себя исповедовал бы как христианина, понимая, что такая жизнь — правильная, полноценная. В основе жизни должен быть дух; дух питает душу, а душа преображает плоть. Если плотское начинает подавлять духовное и душевное, то проявляется искаженность человеческой природы. При этом радость истинного бытия не приобретается. Душа скорбит, места себе не находит и, как в Священном Писании сказано: «Что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить?» (Лк. 9, 25). Это происходит, когда нарушается иерархичность личности человека и он начинает жить противоестественной для себя жизнью. Это мучительная жизнь, не приносящая радости, а доводящая до уныния и до трагических последствий, что мы наблюдаем в существовании многих людей, даже благополучных, на первый взгляд, — и образованных, и материально обеспеченных, — которые скорбят, испытывая духовную несостоятельность и неполноценность. Человек должен реализоваться именно как существо духовное, имеющее образ и подобие Бога в себе. Поэтому целью христианского воспитания является обретение полноты духовного бытия, радости духовного бытия, потому что, когда у человека душа радуется, ему мало что нужно в этом мире; а когда душа скорбит, ничего ему радости в этом мире не может принести.

Христианское воспитание состоит в том, чтобы научить человека угождать Богу, своей жизнью Бога радовать, точно так же, как ребенок старается родителей своих радовать.

БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ СТАРЦА СИЛУАНА АФОНСКОГО

Милые дети бегают по лугам, рвут цветы, поют и радуются, потому что их веселит благодать Божия. Но вот увидели они монаха и говорят ему:

— Смотри: Господь украсил небо звездами и землю реками и садами; орлы высоко под облаками летают и наслаждаются красотою природы; птицы весело поют в рощах и полях, а ты, монах, сидишь в келий и не видишь всей Красоты Божией. Сидишь и плачешь. О чем ты плачешь в своей маленькой келий, когда солнце светит, весь мир в красоте, и всюду радость на земле?

Так спрашивали дети монаха, но он отвечал им:

 Дети, вы не понимаете моего плача. Душа моя плачет о вас, что вы не знаете Бога, Который создал всю эту красоту. Душа моя знает Его, и всем вам я хочу этого знания, и поэтому скорблю и слезно молю Бога о вас, чтобы и вы познали Господа Духом Святым.

— Что значит познать Господа Духом Святым?

— Умом, дети, познать Господа нельзя. Но вы читайте Божественное Писание, в нем живет благодать, которая будет услаждать вас, и так вы познаете Господа и будете с радостью работать Ему день и ночь. Когда же познаете Господа, тогда уйдет желание смо треть на этот мир, но душа будет стремиться видеть славу Господню на небесах.

— А нам нравятся цветы, и мы любим гулять и веселиться.

— Вы любите гулять по полям и рвать цветы; вы любите петь и слушать пение птиц, но есть на небе прекраснее всего этого -рай, где живет Господь со ангелами и святыми. Там тоже есть веселие и поются песни, но иные, лучшие, и когда душа услышит те песни, то не может забыть их никогда и уже не влекут ее песни земные.

— Но мы любим петь.

— Пойте, дети, Господу Духом Святым; пойте во смирении и любви.

— А почему ты плачешь, мы не понимаем?

— Я плачу о вас, детки. Глядя на вас, жалею вас и прошу Господа, чтобы хранил Он вас, чтобы познали вы Творца и Господа своего. Я смотрю на вас, и вот, вы похожи на отрока Христа, и хочу, чтобы вы не потеряли благодать Божию и не стали бы, когда вырастете, похожи на врага за плохие мысли. Я хочу, чтобы вы всегда были похожи на Сына Пречистой Матери Божией. Этого желает душа моя вам. Об этом я и молюсь. Мне жалко всех детей на земле, и потому я плачу за всех невинных детей и сирот. Я плачу, дети, за мир и сетую о всем народе Божием: «Господи, пошли милость Твою на детей земли, которых Ты любишь, и дай им познать Тебя Духом Святым, и научи их славить Тебя. Слезно прошу Тебя, услышь молитву мою, и всем дай познать славу Твою Духом Святым». Дети, любите Бога, как любят Его Ангелы на небесах.

— Мы никогда не видали Бога, как можем мы Его любить?

— Детки мои возлюбленные, вы думайте о Боге всегда, что Он вас любит, и дал вам жизнь для того, чтобы вы вечно с Ним жили и наслаждались Его любовью.

— Как можем мы знать, что Бог нас любит?

— По плодам, детки, познается любовь: когда мы в любви Божией, то боимся греха, и на душе покойно и весело, и хочется помнить Бога все время, и хочется молиться, и в душе хорошие мысли.

— Как узнать, какие мысли в нас живут, и какие из них хорошие или плохие?

— Чтобы распознать мысли добрые от злых, нужно держать ум свой чистым в Боге.

— Не понимаем, как можем мы держать ум в Боге, когда мы не видели Бога и не знаем Его; и что значит — чистый ум?

— Детки, вы помышляйте, что Бог вас видит, хотя вы Его не видите. Так вы будете ходить всегда пред лицом Господа. Хотя это малая любовь, но если сохраните слово мое, то оно приведет вас к большой любви, и тогда Духом Святым вы познаете все то, что я вам говорю и чего сейчас вы еще не разумеете.

Из книги архимандрита Софрония (Сахарова) «Старец Силуан Афонский», М., 1996.

— Чем отличается светская семья от христианской?

 Христиане понимают, что человек рождается с поврежденной природой и в нем нужно сеять семена новой жизни. Церковные таинства — те благодатные семена, которые сеются в человеке. Ими исправляется человеческая природа, и преобладающими становятся не плоть и кровь — то устроение, которое дети получают от родителей, а то устроение, которое они от Христа получают, от вечной жизни. А если ребенок живет вне Церкви, то первично, конечно, плотское, генетическое наследство. То есть наши недостатки и наклонности детей суммируются, а новых семян нет. Поэтому главное -чтобы ребенок стал христианином, чтобы родители не свое в нем искали, а Божие и старались не на себя похожим вырастить его, а на Христа. Многие родители хотят по-своему воспитать, но, не имея высокого идеала, заботятся лишь о том, чтобы был ребенок не хуже других, чтобы образован был, одевался хорошо, то есть на незначительные вещи обращают внимание, а главное упускают. А главное — посеять духовные семена, приучить ребенка к тому, чтобы он вкушал радости именно духовной жизни. То есть надо стараться привести ребенка к Богу. Нужно понимать, что без Церкви это невозможно сделать. Когда человек пытается воспитывать ребенка вне Церкви, он лишает его многих будущих радостей, не полностью позволяет раскрыться ему, а значит полноты бытия не дает. Поэтому главная забота родителей — воцерковить ребенка, чтобы он с детства полюбил Церковь, остался в ней и чтобы она благословляла его, хранила, наставляла и в дальнейшей жизни.

— Говорят, что самое важное, когда растишь ребенка, — это правильно его воспитать. Но когда же заниматься воспитанием, если целый день — на работе, вечером — масса домашних дел и усталость валит с ног?

 Воспитание — это еще и умение организовать жизнь ребенка. Надо, чтобы у него были обязанности по дому. Надо сделать так, чтобы он тоже был занят весь день; все трудятся — и ребенок должен трудиться. Беда в том, что родители уходят на весь день -и ребенок брошенный, не имеет своего дела. Он начинает скитаться, маяться и в искушения всевозможные попадает. И, конечно же, самое охранительное средство — благочестивая жизнь родителей. Они должны все время воспитывать себя, понимать, что существует духовная связь, а значит, должны бояться через собственный грех повредить своему чаду. И если уберегут себя от греха, то и ребенка уберегут от искушений. Следовательно, надо заботиться о занятости ребенка и о сохранении собственной чистоты.

— Довелось прочитать в одной книге, что спасение души родителей более всего зависит от детей. Каким же образом? То, что будущее детей зависит от жизни родителей, — понятно. А как же дети могут определить спасение родителей?

 Воспитание детей для родителей является послушанием Богу, потому чторебенок — это дар Божий. Поэтому от того, как выполняется послушание, как человек несет крест, возложенный на него Богом, зависит спасение души. Является ли жизнь супругов Богоугодной? Как раз в детях это больше всего и проявляется. Дети — это плод нашей жизни. Воспитывая их в любви Божией, приводя к Богу, родители выполняют послушание, возложенное на них Господом, и тем самым спасают свою душу.

— Должна быть разница в воспитании мальчиков и девочек?

 Конечно, должны быть отличия. Мальчик должен расти мужчиной, человеком ответственным, умеющим что-то делать, а женщина должна расти смиренной, заботливой. Половое воспитание — это знание и выполнение своих мужских и женских обязанностей. И учить этому надо с рождения.

СОВЕТ СВЯЩЕННИКА

О необходимости семейной жизни. Этот союз — ради спасения души своей, ради выполнения заповедей Божиих и, самое главное, ради умножения жизни, то есть ради чадорождения.

— Почему люди стремятся к семейной жизни? Что она дает человеку?

 Когда Бог сотворил человека, создал из его ребра жену ему, то повелел: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1, 28). И эта заповедь должна естественным образом исполняться в семейной жизни.

Человечество разделено пополам: есть мужчины и есть женщины, и само слово «пол» означает «половина». Бытие полноценное, которого каждый человек жаждет, ищет, обретается или в союзе с Богом при восстановлении своей полноты монашеством — принятием ангельского образа, или же через благодатный союз мужчины и женщины, когда «будут два одна плоть» (Быт. 2, 24). Этот союз — ради спасения души своей, ради выполнения заповедей Божиих и, самое главное, ради умножения жизни, то есть ради чадорождения.

Человек предназначен от сотворения своего жить семейной жизнью для того, чтобы растить детей. Семья — то средство спасения, без которого большинство людей, живущих на земле, целомудренно провести свою жизнь не могут. Семья для православного человека — особый, спасительный ковчег. Мы говорим, что Церковь — это новый Ноев ковчег, а ведь семья — малая Церковь и поэтому тоже спасительный ковчег для человека, охраняющий от греха. В этом благодатном союзе появляется новая жизнь — ребенок, который, с точки зрения православия, есть дар Божий и Его благословение.

— Но не всем удается создать семью… А некоторые сознательно выбирают жизнь иноческую. Отчего так происходит?

 Из Божественного Откровения, из творений святых отцов известно, что у человека два основных предназначения. Человек может выбрать путь иноческого служения Богу или же создает семью, чтобы через выполнение заповедей Божиих тоже идти к Богу.

Иногда начинают сравнивать, какой путь легче, какой — сложнее. Надо понимать, что и тот, и другой — путь крестоношения. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в одном письме называл себя человеком слабым, объясняя это тем, что он не мог бы понести подвиг семейной жизни. А семейный человек, наоборот, думает, что путь монашеской жизни — великий, трудный и что он-то сам попроще выбрал. Оба пути — Богом благословленные. Поэтому в зависимости от предназначения человек, испытав себя, должен выбрать свой путь. Если путь монашества избрал — надо искус в монастыре пройти; он может быть многолетним, и совет старцев уже решает, принимать ли тебе монашество, потому что монахом надо родиться. Это — особое призвание, особый жизненный путь. И если человек видит полноту своего бытия в общении только с Богом, то это есть призвание монашеского пути. Другой же путь через создание семьи, когда человек, вступая в отношения, благословленные и Богом, и родителями, и духовником, сохраняет целомудрие, чистоту своей души, уберегается от грехопадения в плотской жизни и получает особую полноту бытия, потому что семья, согласно Священному Писанию, — это когда «будут двое одна плоть» (Еф. 5, 31). То есть человек расширяет свое бытие и смотрит на мир уже не только своими глазами, но и глазами своей супруги, своего супруга, своей семьи. К его интересам прибавляются еще интересы супруги, а к радостям — ее радости. В народе нашем хорошо говорили, что разделенная радость — это двойная радость, а разделенное горе — это полгоря. Так что семья -тот корабль, который помогает человеку спастись в бушующем море житейском.

БЕСЕДЫ СТАРЦА ВАРСОНОФИЯ ОПТИНСКОГО

В житиях святых рассказывается про двух женщин, двух сестер, из которых одна пошла в монастырь, а другая вышла замуж, и обе они спаслись.

Правда, та которая пошла в монастырь, получила высшую награду от Господа, но спасение получили обе. Но как нам спастись в миру, когда так много соблазнов? Апостол говорит: «Не любите мира, ни яже в мире». Впрочем, здесь надо оговориться. Под словом «мир» подразумевается не вселенная, а низменное, пошлое, греховное.

Из книги «Беседы старца Варсонофия Оптинского с духовными детьми. Воспоминания духовных детей о старце Варсонофии», М. — Рига, 1995.

— В чем счастье семейной жизни?

 Через семью человек имеет возможность спастись, духовно расцвести, достигнуть Небесных высот. Человек живет для угождения Богу, и через семью он должен Богу угождать, то есть жить так, чтобы воссоединиться с Богом, а в идеале — воссоединиться с Богом всей семьей. Семья — тот прямой путь, через который научаешься Богоугождать, не только себя радовать, а Бога прежде всего и ближних своих.

СВЯТИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ

Совет желающим вступить в брак.

Увещеваю вас, чтобы желающие вступить в брак приступали к этому делу с великою осмотрительностью. Советую тем, которые намереваются взять жен, обратиться к блаженному Павлу, прочитать написанные им законы о браках и, узнав наперед, что повелевает он делать, когда случится жена злобная, коварная, преданная пьянству, злословная, безумная или имеющая какой-нибудь другой подобный недостаток, потом и рассуждать о браке. Если же это тяжело и трудно, то сделай все и прими все меры, чтобы взять жену добрую, благонравную и послушную, зная, что должно быть одно из двух: или, взяв дурную жену, переносить ее злобу, или, не желая этого и отвергнув ее, быть виновным в прелюбодеянии. «Всяк, — говорит Господь, — отпущаяй жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати, и иже пущеницу поймет, прелюбодействует» (Мф. 5, 32). Обсудив это хорошо прежде брака и узнав эти законы, будем всячески стараться, чтобы вначале брать жену с добрым настроением и соответствующую нашим нравам; взяв такую, мы получим не только ту пользу, что никогда не отвергнем ее, но и будем любить ее с великою силою — так, как повелел Павел. Он, сказав: «Мужие, любите своя жены», — не остановился только на этом, но показал нам и меру любви: «якоже и Христос возлюби Церковь» (Еф. 5, 25). А как, скажи мне, Христос возлюбил Церковь? Так, что предал Себя за нее. Ему подражай и ты. Хотя бы и множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблагонравною, исправь ее добротою и кротостью, как и Христос — Церковь. «Да представит ю Себе славну Церковь, не имущу скверны или порока» (Еф. 5, 27). И впоследствии, видя ее часто оскверняющеюся и получающею нечистоту, Он не отвергает и не отстраняет ее от Себя, но постоянно врачует и исправляет. Если будет в жене какой-нибудь порок, то не ее отвергай, но истребляй этот порок. Хотя бы она не получила никакой пользы от нашего наставления, мы получим от Бога великую награду за терпение, за то, что по страху перед Ним мы оказывали такое терпение, кротко переносили злобу ее и держали ее, как член своего тела. Но не потому только нужно любить жену, что она член наш и от нас получила начало своего существования но и потому, что об этом самом Бог постановил закон, сказав так: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину» (Быт. 2, 24). Посему и Павел изрек нам такой же закон, чтобы всеми мерами побудить нас к этой любви. И, прочитав этот закон, говорит: «Тайна сия велика есть» (Еф. 5, 32). Почему, скажи мне, она велика? Потому, что девица, находившаяся все время внутри дома, никогда не видавшая жениха, с первого дня так привязывается и начинает любить его как собственное тело; равно и муж ту, которой он никогда не видал, с которою никогда не разговаривал, с первого дня предпочитает всем, и друзьям, и родственникам, и самим родителям. Также и родители, когда отнимают у них деньги по другому случаю, негодуют, сетуют и влекут отнявших в судилище; а человеку, часто такому, которого они никогда не видали и не знали, вручают и дочь свою, и богатое приданое; притом делают это с радостью и не считают отданного убытком, но, видя дочь отводимою, не помнят о своей привычке к ней, не сетуют, не терзаются, а еще благодарят и считают вожделенным делом, видя увозимою из дома дочь и вместе с нею много богатства. Все это представляя, то есть как оставляющие родителей оба прилепляются друг к другу и тогдашний союз их бывает сильнее столь долговременной привычки, и сознавая, что это не дело человеческое, но Бог внедрил такую любовь и устроил, что и отдающие, и отдаваемые делают это с радостью, Павел говорит: «Тайна сия велика есть». И как рожденное дитя при взгляде на родителей тотчас узнает их, еще не умея говорить, так точно и жених, и невеста, без всякого посредника, без чьего-нибудь увещевания и совета, при одном взгляде прилепляются друг к другу.

Будем одного только искать в избираемой невесте — душевной добродетели и благородства нравов, чтобы наслаждаться миром, чтобы утешаться взаимным согласием и постоянною любовью. Кто взял богатую жену, тот взял себе более госпожу, нежели жену. А кто взял жену, равную по состоянию или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу и внес в дом все блага; потому что нужда бедности располагает ее беречь своего мужа и во всем слушаться его и повиноваться ему и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, а напротив, делается союзом мира, единодушия, любви и согласия.

Брак не для того, чтобы мы наполняли домы враждою и ненавистью, чтобы имели ссоры и распри, чтобы заводили несогласия друг с другом и делали жизнь не в жизнь, но для того, чтобы нам пользоваться помощью, иметь пристань, прибежище и утешение в случающихся бедствиях, чтобы находить удовольствие в беседе с женою. Сколько богатых, взявших богатых жен, увеличивали свое состояние, лишились и удовольствия, и согласия, имея ежедневные ссоры за столом, вступая в состязания? Сколько бедных, которые взяли беднейших жен, и наслаждаются миром, и с великою радостью взирают на это солнце; а богатые, при всей окружающей их роскоши, из-за жен молят себе смерти и освобождения от настоящей жизни. Так, нет никакой пользы от богатства, если мы не найдем доброй души.

Брать жену надобно только для того одного, чтобы избегать греха, чтобы избавиться от всякого блудодеяния; для того нужно вступать в брак, чтобы он помог нам вести жизнь целомудренную; а это будет в таком случае, если мы будем брать таких невест, которые могут принести к нам великое благочестие, великое целомудрие, великую скромность. И когда намереваешься взять жену, не прибегай к людям или к женщинам, торгующим чужими несчастьями и ищущим только одного, как бы им самим получить награду, но прибегай к Богу. Он не постыдится быть устроителем твоего брака. Он Сам дал такое обещание: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33). Вступайте в брак с великою благопристойностью, устраняя пляски, смех, срамные речи, свирели, флейты, дьявольские изобретения и все прочее, но всегда призывая Бога быть посредником во всех делах ваших. Если мы так станем устроять дела свои, то никогда не будет ни развода, ни подозрения в прелюбодеянии, ни повода к ревности, ни ссоры, ни вражды, но будем наслаждаться великим миром и полным согласием; а за этим, конечно, последуют и другие добродетели.

«Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константина града, Златоустаго избранные творения. Собрание поучений в двух томах», Троице-Сергиева лавра, 1993.

— Какая самая поучительная сказка о семейной жизни, на ваш взгляд?

 «О рыбаке и рыбке» — о гордости женской. Семья может оказаться у разбитого корыта, если неразумно относится к тому, что Бог дает.

— Почему семью называют «малой Церковью»?

 Потому что союз мужчины и женщины в Священном Писании всегда сравнивается с союзом Христа и Церкви. Так должен любить муж жену, как Христос возлюбил Церковь. Высочайшее духовное предназначение этого союза подтверждается тем, что благодать объединяет двух людей в единую плоть. То же происходит в Церкви, где люди объединяются Духом Святым, Плотью и Кровью Христовыми в единое тело Христово. Поэтому мы и говорим о семье как о малой Церкви. Это союз людей, которые в семье живут благодатью, христианскими идеалами и церковной жизнью.

— Что в семье самое важное?

 Самое важное — научиться хранить семью, потому что сатанинские силы, демонические обрушиваются именно на благодатный союз, союз любви, союз Божественный. Прежде всего они пытаются разлучить человека с Богом, нарушить первую Божественную заповедь: «Возлюби Бога своего». А затем и вторую: «Возлюби ближнего своего». Самый великий подвиг супружеской жизни — это вопреки всему семью сохранить. Это самое главное. Даже народная мудрость говорит: «Стерпится — слюбится». То есть прежде чем научиться любить, нужно научиться немощи друг друга переносить и так исполнять закон Христов. Нужно научиться терпеть, смиряться, нужно научиться хранить мир. Вот что составляет основу семейного бытия. Если этого нет, то, конечно, семью сохранить бывает трудно.

Известный старец Псково-Печерского монастыря архимандрит Иоанн (Крестьянкин) за всю многолетнюю жизнь духовного окормления чад своих, как мне говорили в монастыре, ни разу никому не дал благословения на развод. Он говорил своим чадам, что семья не должна распадаться по их вине ни в коем случае. То есть нужно хранить семью до последнего. Нужно смиряться, терпеть, прощать. Самое главное в семейной жизни — нужно научиться воспринимать семью как одно из самых великих дарований, как драгоценность, которую Бог каждому из нас вручил. Поэтому не должно быть колебаний, не должно быть сомнений: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает», — говорится в Священном Писании. И когда в тяжелые моменты мысли о разводе возникают, то мы должны понимать, что вдвоем бывает тяжело, но друг без друга будет еще хуже. Потому что это единый организм, который разорвать нельзя — все равно кровоточить, болеть будет. Этот путь решения семейных проблем нужно просто исключить. Бывают всякие падения, бывают искушения и слабости, но все же нужно стараться семью сохранять. Вот это, я думаю, самое главное.

Но без благодати Божией это сделать почти невозможно. Поэтому надо стараться жить всей семьей церковной жизнью, не отрываться от Церкви Христовой, которая спасительным покровом всегда будет хранить нас и наших деток. Надо исповедоваться, причащаться, ходить в храм Божий, быт устроить спасительный, чтобы дети наши, да и мы сами не забывали о Боге и о любви Божией. Священные предметы, которые есть у нас в доме: иконы, лампады, священные книги, священные изображения, фотографии родных наших, святых мест, — служат напоминанием о нашей ответственности перед родом, это благодарность предкам, которые позволили нам в продолжение рода нашего благочестиво жить, традиции сохранять. Все в доме должно напоминать и давать пищу для сердца именно святую, чистую, духовную. Мы должны весь быт наш устроить, чтобы он напоминал нам о главном предназначении — о предстоянии человека перед Богом, о Богоугождении и вечном нашем бытии. Потому что все остальное — то, что происходит в мире, — временно, это есть наша юность человеческая, и мы перейдем в мир вечный. А как святые отцы говорят: если ты в жизни временной был с Богом, то и в жизни вечной будешь с Ним, а если в жизни временной был без Него, то и в жизни вечной будешь без Бога. Будешь мучиться о несостоявшейся своей жизни, будешь видеть возможность, которую Бог тебе предоставил и которую ты не использовал. Жить церковной жизнью — это значит не только сохранить семью, но скрепить и взрастить в семье самое главное: Божественную любовь жены к мужу, мужа к жене и обоих — к деткам своим.

ПИСЬМО СТАРЦА ИОНЫ КИЕВСКОГО

Христос посреде нас!

Любезный брат о Господе и по плоти Егор Павлович. Прошу и умоляю тебя, брат, напоминай братьям Иоанну и Терентию быть хорошими и честными людьми, и да проходят жизнь свою нескверно, чисто пред Богом и людьми, удаляются всякого лукавства, коварства, обмана и лжи. Пусть они пустяками не занимаются: табаку, папирос, сигар и трубок отнюдь не позволяй им иметь, этою дуростью пусть себя не заражают. За водку, воровство и нечистую жизнь наказывай розгами, это лучшее лекарство от всех шалостей, пусть чрез это научатся исполнять заповеди Господа.

Сам ты старайся вести себя, как достойно отцу и главе семейства: будь примерным христианином, образцом благочестия, чтобы всем быть полезным только добром, ибо лишь это достойно подражания и славы. Хмельных напитков не употребляй, ибо какая польза в винных парах и удовольствиях в бессознательном состоянии? Кого вино сделало честным? Не наоборот ли? Старайся буйности и невежества, часто присущих людям, не выказывать пред другими, чтобы кого-нибудь не прельстить и не соблазнить. Бойся Бога, [бойся] дать какой-либо повод к соблазну — ответишь за погибшего ты, как соблазнитель. Старайся быть ко всем уважительным, придерживайся старинной простоты, а не новой напыщенности; будь чистосердечен и приветлив. Всем желай только доброго, во имя Бога люби всех. Ведь все мы братья. Знайся же и посещай тех, в которых нет никакого соблазна, где можешь себе почерпнуть пользу, с теми имей содружество, ибо это поддержит в жизни. Теперь ты немолод, старайся же быть мужем Богоугодным, а я как монах обязан был напомнить тебе обо всем, что ты, возможно, и знал, но или по безпечности, или же по нерадению и незнанию пропускал без должного внимания. Бог даст тебе благая Его. Сестре Анне почаще напоминай, чтобы она; была кротка и смиренна, с мужем почтительна и не забывала, что она имеет брата своего в чине монашеском. Это должно приводить ее в размышление и покорность. Пребывайте же все вы в любви, которая многоценна пред Богом. Василию же Ивановичу передай мое почтение. Скажи ему, что я не забыл его и до смерти люблю. Об одном сожалею, что он, живя в миру, проводит свои дни в одиночестве, так опасном — особенно для него. Боюсь, что сатана через Божие попущение посмеется над ним, и он погрязнет в плотской нечистоте, и через это лишится Божией благодати, а потом и Бога забудет, ибо говорит Священное Писание: «Парение похоти променяет ум незлобив» (Прем. 4, 12).

Предлагаю ему свой добрый совет, хочет послушает или нет -его воля: пусть женится, ибо Апостол говорит: «Лучше бо есть женится, нежели разжизатися» (1 Кор. 7, 9). Трудно жить в мире небрачно, разве только особая благодать Божия покроет душу и защитит от терзания страстей. Кроме же благодати, неудобно победить огонь страсти.

Скажи ему от меня, как я люблю его, и он это знает, что страсти не долговечны в наслаждениях и в конце приносят страдания и терзания, но Господь пребывает в истине и чистоте.

Пребывая в одиночестве, холостяк велик есть; пребывающий же в супружестве, и оберегающий честь семейной, обоюдной жизни, и оставшийся до гроба в ненарушимой ограде, хранящий тайну и святыню этой супружеской жизни и соблюдающий заповеди Божий праведен пред Господом. Как иная слава — солнцу, иная — луне, иная — звездам, а звезды разнствуют между собою в славе, красоте и блеске, так и в Царстве Небесном каждый будет иметь по своим делам награду от Всеправедного Судии Бога.

Спаси тебя Господи, любезный брат, и всех с тобою. Шлю тебе священную просфору. Всех вас да спасет Господь и помилует.

Ваш богомолец иеродиакон Иона. 1855 года, 2-го октября. Киев. «Духовный собеседник», №3, 1998.

— Нормальна ли эта ситуация, когда мужчина или женщина сознательно или по стечению обстоятельств остаются «старыми холостяками»? Многие даже подчеркивают свое нежелание жить семейной жизнью.

 Вопрос этот непростой. Общество настолько разное, люди настолько разные, представления разные. Если человек неверующий, то трудно объяснить причины. Самая главная, наверное, заключается в недоверии, в отсутствии веры в Бога, когда человек просто страшится свою семью создавать. Когда мы говорим о верующих людях, то, как потом открывается, многие «старые холостяки» имели тайный монашеский постриг или жили в подражание монашествующим, хранили целомудрие ради Бога.

— Как относится Церковь к тому, что одинокая женщина решила родить ребенка и воспитывать его сама?

 Блуд, он и есть блуд. Грех, он и есть грех. Человек смирился с тем, что семью невозможно создать, нужно смириться и с тем, что ребенка вне семьи нельзя рожать. Бывают случаи, конечно, искушения и падений. Тогда рождение ребенка вне брака — это покаянная ситуация. Но если человек осознанно идет на рождение ребенка вне брака, нужно понимать, что он осознанно идет на грех. Конечно, никому запретить ничего нельзя, потому что человек свободен в своем выборе, но заповедь Божия известна: «Не прелюбы сотвори», то есть не прелюбодействуй. Сожительство вне брака — прелюбодейство, блуд. И об этом говорит Божие откровение.

 СОВЕТ СВЯЩЕННИКА

О стяжании любви. Когда человек живет в браке целомудренной чистой жизнью, то это путь стяжания благодати и путь возрастания любви.

— Народная мудрость говорит: «Стерпится — слюбится». Но как же можно вступать в брак без любви?

 Полноценной любви человек добивается всю свою жизнь. Это дар Божий, который дается по благодати. Чтобы достичь такой любви, нужно стяжать благодать и хранить ее. И когда человек живет в браке целомудренной чистой жизнью, то это путь стяжания благодати и путь возрастания любви. Конечно же, такие браки, когда один человек противен другому, — ненормальные. Но и горячая страсть — это тоже ненормальность; страсть проходит, а то, что останется, когда страсть пройдет, — это и есть основание для семейной жизни. Поэтому должны быть симпатия друг к другу, наличие общих интересов, желателен близкий уровень образования, социального положения. Должна быть небольшая разница в возрасте. А до любви нужно дожить, заслужить ее нужно. И тогда через 10-15 лет муж смотрит на жену, а жена — на мужа, и он думает: «Какое счастье, что я женился на ней», а она: «Какое счастье, что я вышла замуж за него». Понимание того, что это — избранник единственный, другого человека рядом представить себе невозможно, и есть любовь. Но она приходит, когда корабль семейной жизни преодолел многие бури и сохранился, вопреки всему.

СВЯТИТЕЛЬСКОЕ НАСТАВЛЕНИЕ

Необходимые условия любви к ближнему.

Господь предложил нам такие условия касательно ближних, которые не представляют ничего трудного. «Елика аще хощете, -говорит Он, — да творят вам человецы, тако и вы творите им» (Мф. 7, 12). Видишь ли, что Он не предписал ничего чуждого, но то же, что и прежде требовал закон естественный? Как ты хочешь, говорит Он, чтобы поступали с тобой ближние, так и сам поступай. Хочешь, чтобы хвалили тебя? Хвали сам. Хочешь, чтобы у тебя не похищали? Не похищай сам. Хочешь быть в чести? Почитай других сам. Хочешь быть любимым? Люби сам. Хочешь не слышать о себе худого? Не говори ничего такого сам. И заметь, какая точность в выражениях. Он не сказал: «Елика аще не хощете, да творят вам, и вы не творите», но: «Елика хощете». Так как к добродетели ведут два пути, из которых один состоит в удалении от пороков, а другой в совершении добродетелей, то Он предлагает последний. Первый путь Он открыл, когда сказал: «Еже ненавидиши, да никому же твориши» (Тов. 4, 15); а последний Он ясно указал, сказав: «Елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им». Есть и другое условие. Какое же именно? Любить ближнего, как самого себя (Мф. 22, 39).Что может быть легче этого? Ненавидеть — тяжело и сопряжено с беспокойством; а любить — легко и удобно. Подлинно, если бы Господь сказал: «Вы, люди, любите зверей», — такая заповедь была бы трудна; но когда Он заповедал людям любить людей же, к чему и однородность, и единство происхождения, и естественное влечение служат великим побуждением, то какая может быть здесь трудность? Это бывает и у львов, и у волков; и их сродство природы располагает к взаимной приязни. Посему какое мы можем иметь оправдание, если не станем привлекать к себе любовью однородных с нами, тогда как укрощаем львов и приучаем их к своему дому?

Об уступчивости и кротости.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст