программа 11 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Стандарты среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне предусматривают достижение следующих целей:

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Реализация этих целей позволяет обеспечить требования

знать и понимать:

— основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

— периодизацию всемирной и отечественной истории;

— современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

— историческую обусловленность современных общественных процессов;

— особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

— проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

— критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

— анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

— различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

— устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

— участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

Базовый уровень изучения истории предполагает не только усвоение основ исторических знаний, но и значительную практическую ориентированность этих знаний, формирование различных умений работать с информацией, социальной и коммуникативной компетентностей. Одним из способов повышения эффективности процесса обучения на базовом уровне и одновременно средством мотивации старшеклассников будет использование деятельностного подхода в преподавании предмета.

Изучение истории направлено на достижение следующих целей:

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин, расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории.

Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.

Освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.

Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.

Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Реализация этих целей позволяет обеспечить требования

знать и понимать:

— факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса;

— принципы и способы периодизации всемирной истории;

— важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу;

— особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого;

— историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения;

— взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории.

уметь:

— проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;

— осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности);

— классифицировать исторические источники по типу информации;

— использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;

— различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;

— использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений

— систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;

— формировать собственный алгоритм решения историко-поз-навательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;

— участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы;

— представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.

Сопоставление целей обучения истории и требований к уровню подготовки выпускников наглядно представляет особенности обучения истории: более высокий уровень оценочной деятельности, освоение элементов философии истории и методологии истории как науки, овладение умениями, которые позволяют решать комплекс исследовательских задач. Перед учителем встают сложные задачи: «оснастить» процесс обучения необходимыми средствами, которые «подчиняют» усвоение фактов, явлений, процессов, понятий творческой исследовательской деятельности учащихся; добиться баланса в изучении теоретического и «прикладного» материала; сформировать необходимые навыки представления результатов групповой или индивидуальной деятельности; развивать самостоятельность учеников.

Особое место в системе исторического образования отводится изучению истории России. Оно формирует у учащихся знания и умения, основной характеристикой которых является научность, фундаментальность и практическая ориентированность (включая исследовательские умения); ценности, среди которых важнейшими

являются патриотизм, гуманизм, уважение прав человека, толерантность; способы мыследеятельности, обеспечивающие присвоение исторического материала



(включая проведение исторического исследования, проектирование моделей различных общественно — политических; самоидентификацию (культурную, этнонациональную, государственную) и самоопределение по отношению

к ключевым событиям отечественной истории. В процессе усвоения исторических знаний курс истории России ХХ века занимает особое место. Он должен быть органично связан с аналогичным курсом, изучаемым в первом концентре, и, вместе

с тем, качественно отличаться от него, раскрывая причинно-следственные связи, внутреннюю логику исторического процесса, мотивы деятельности субъектов

истории – исторических личностей и рядовых людей, различных социальных групп, то есть природу и движущие силы исторического развития Отечества в ХХ веке.

Реализуя цели учебного курса и учебника Н.В.Загладина «История России» , автор программы стремился решить следующие задачи:

включить историю России ХХ века в мировую историю как ее важнейшую составную часть, особенно при рассмотрении таких вопросов, как опыт политической трансформации, опыт модернизации, борьба с фашизмом, роль патриотического и национального факторов в историческом развитии, вклад в развитие мировой культуры, решение глобальных проблем;

последовательно придерживаться принципа историзма и объективности, максимальной взвешенности оценок;

представить альтернативность развития на двух уровнях: выявляя возможные направления развития в точках исторической бифуркации с последующим выяснением причин реализации определенной альтернативы (первый уровень) и включая различные исторические оценки ключевых явлений и событий;

посредством использования документального материала, включенного в основной текст или представленного после параграфов, создать на страницах учебника ситуации, когда учащиеся могут увидеть столкновение различных точек зрения на одни и те же факты, процессы и явления и непосредственно включиться в напряженный исследовательский поиск, определяя свою собственную позицию;

придерживаясь, как было сказано выше, альтернативного подхода к рассмотрению исторических событий, процессов, личностей и, не отказываясь от освещения дискуссионных проблем, например, таких, как Великая российская революция, Гражданская война, модернизация страны в 30-е гг., развитие и кризис советской системы и др., исключить антигосударственные, антисоциальные и конфронтационные трактовки, избегать политизированности, стремиться научить школьников воспринимать факты, не домысливая их и не подгоняя под идеологические схемы;

в целях борьбы с перегрузкой учащихся избегать излишней детализации в освещении ряда вопросов, при этом обеспечить пропорциональное освещение всех основных проблем и аспектов развития России: на каждом этапе общественного развития страны (Российская империя – СССР – Российская Федерация) проследить развитие экономики, социальной структуры, государственно-политической системы, культуры, национальных отношений, внешней политики, место и роль революций и войн, роль различных социальных групп, исторических личностей и рядового человека в истории. При этом при изложении материала, посвященного современной России, уделяется внимание возможностям реализации гражданина России в экономической, социальной и духовной сферах.

(51 урок)

 

Календарно – тематическое планирование.

Номер урока

Название разделов, тем, уроков.

Кол–во час

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1

Введение

1

Глава 1. Российская империя накануне Первой мировой войны.(7ч).

 

2-3

Россия на рубеже XIX – XX веков.

2

4-5

Кризис империи: русско-японская война

2

6

Политическая жизнь страны после Манифеста 17 октября 1905 года.

1

7

Третьиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина

1

8

Культура России в конце XIX — начале XX вв.

1

 

Глава 2. Россия в годы революции и гражданской войны. (6ч).

9-10

Россия в Первой мировой войне: конец империи.

2

11

Февральская революция 1917 года.

1

12

Переход власти к партии большевиков.

1

13-14

Гражданская война и иностранная интервенция. 1918-1922 гг.

2

 

Глава 3. Советское государство и общество в 1920-1930-е гг. ( 9ч).

 

15

Новая экономическая политика.

1

16

Создание СССР и его международное признание.

1

17

Культура и искусство после октября 1917 года.

1

18-19

Модернизация экономики и оборонной системы страны в 1930-е гг. Культурная революция.

2

20

Культ личности И.В.Сталина, массовые репрессии и создание централизованной системы управления обществом.

1

21

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие.

1

22

Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.

1

23

СССР в 1939-1941 гг.

1

 

Глава 4. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (5ч)

24-25

Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941-ноябрь 1942 гг.

2

26

Коренной перелом в Великой отечественной войне. Ноябрь 1942-зима 1943 гг.

1

27

Наступление Красной армии на заключительном этапе Великой Отечественной войны.

1

28

Причины, цена и значение Великой победы.

1

Глава 5. Советский Союз в первые послевоенные десятилетия 1945-1964 гг. (6ч).

29

Внешняя политика СССР и начало «холодной войны».

1

30

СССР в последние годы жизни И.В.Сталина.

1

31

Первые попытки реформ и XX съезд КПСС.

1

32

Противоречия политики мирного сосуществования.

1

33

Советское общество конца 1950-х-начала 1960-х гг.

1

34

Духовная жизнь в СССР в 1940-1960-е гг.

1

Глава 6. СССР в годы «коллективного руководства». (5ч).

35

Политика и экономика: от реформ к «застою».

1

36

СССР на международной арене. 1960-1970-е гг.

1

37

Духовная жизнь в СССР середины 1960-х – середины 1980-х гг.

1

38

Углубление кризисных явлений в СССР.

1

39

Наука, литература и искусство. Спорт. 1960-1980 –е гг.

1

Глава 7. Перестройка и распад Советского общества.(4ч).

40

Политика перестройки в сфере экономики.

1

41

Развитие гласности и демократии в СССР.

1

42

Новое политическое мышление: достижения и проблемы.

1

43

Кризис и распад советского общества.

1

Глава 8. Россия на рубеже XX XXIвв. (7ч).



Страницы: 1 | 2 | Весь текст