правила для 5 класса

Части речи

Примеры

Что обозначают

Вопросы

Существительное

Стул, радость

предмет

Что?кто?

Прилагательное

прилежный, мамин, высок

признак предмета

какой? чей? Каков?

Глагол

читать, прочитать

действие предмета

что делать? что сделать?

Причастие

Читающий, прочитанный

Признак предмета по действию

Какой? что делающий? Что сделавший?

Деепричастие

Читая, прочитав

Добавочное действие

Что делая? Что сделав? Как?

Наречие

Свежо, вверху, вчера

Признак действия

Как? Где?когда?куда? и др.

Местоимение

Я,ты,он

Указывает на предмет(лицо)

Кто?что?

Мой,наш,ваш

Указывает на признак предмета

Чей?

Там,тогда

Указывает на признак действия

Где? когда?

Числительное

Двести,оба,седьмой

Количество;порядок предметов при счете

Сколько? Который по счету?

Член предложения

Описание

1.подлежащее

-главный член предложения(входит в состав грамматической основы)

-значение-предмет речи(о ком или о чем говорится)

-вопросы ктото?

-обычно выражается сущ. или мест. в форме И.п.(не всегда!!!-Любить-значит верить и надеяться, подлежащее-любить)

2.сказуемое

-главный член предложения(входит в соств грамматической основы)

-значение-то,что говорится о предмете речи

-вопросы: 1.что делает предмет?(Солнце всходит)

2.каков предмет?(Денек сегодня хорош)

3.что такое предмет?кто он такой?(Солнце-яркая звезда)

-обычно выражается глаголом, им.прил, сущ-м

3.определение

-второстепенный член предложения

-значение-признак предмета

-вопросы какой?чей?(красивая девочка,наш дом)

-обычно выражается им.прил и некоторыми мест-ми

4.дополнение

-второстепенный член предложения

-значение-предмет

-вопросы косвенных падежей(все,кроме И.п.)

-обычно выражается им.сущ или мест

5.обстоятельство

-второстепенный член предложения

-значение-признак действия

-вопросы-где?куда?когда?откуда?почему?зачем?как?

-обычно выражается наречиями или сущ.с предлогами

Виды предложений по цели высказывания

Значение

Пример

1.повествовательное

Информация, сообщение

Ребята принесли в школу дневники.

2.вопросительное

вопрос

Вы принесли свои дневники?

3.побудительное

Побуждение: приказ,просьба

Принесите свои дневники в школу

Виды предложений по эмоциональной окраске

Пример

1.восклицательные (есть восклицательный знак)

Говори громче!

2.невосклицательные

Говори громче.

Виды предложений по наличию второстепенных членов

Как определить?

Пример

1.распространенные

Если есть хотя бы один второстепенный член предложения



Он пришёл в школу.

Стучусь в закрытую дверь.

2.нераспространенные

Только грамматическая основа

Он пришёл.

Темно. Жара.

Виды предложений по количеству грамматических основ

Как определить?

Пример

1.простые

одна ГО

Девочки пришли на урок.

2.сложные союзные

-бессоюзные

2 и более ГО

Девочки пришли на урок, а мальчики уехали на соревнования. Когда девочки пришли на урок, мальчики уехали.

Пришла весна, птички запели.

Оглянулся назад — одни спицы лежат.

Название группы вводных слов

Список примеров

Степень реальности, достоверности сообщаемого

конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, подлинно, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и другие

чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.п.) в связи с сообщением

к счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению,

к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к изумлению, к ужасу,

к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, нечего греха таить,

странное дело, удивительное дело

порядок и связь мыслей

итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчеркиваю

указывают на приемы и способы оформления мыслей:

словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту сказать, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и другие; слова собственно, вообще, вернее, точнее, скорее и т.п. являются вводными, если после них можно добавить слово говоря

указывают на источник сообщения:

говорят, сообщают, передают, по словам…, по сообщению…, по сведениям…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать и другие

призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь его внимание

видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), верите (ли), пожалуйста и так далее

указывают оценку меры того, о чем говорится:

самое большее, самое меньшее, по крайней мере и другие;

показ. степень обычности сообщаемого:

бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению и другие;