политология


1.Основные этапы развития социально-политической мысли.

Политическая мысль в классовых обществах Древнего мира

Современная политология выделяет 5 основных политологических концепций, которые выработало человечество за всю историю своего существования, или точнее, в рамках которых развивалась политическая мысль:

мифологическая;

философско-этическая;

религиозная;

гражданская;

социальная.

Каждой из этих концепций отвечает свой временной отрезок и свой этап в развитии человеческого общества.

Необходимость постоянной организации сложного ирригационного хозяйства обусловила развитие этих обществ путем твердой государственной централизации, которое привело к созданию политических структур деспотического типа. Эти структуры имели основные особенности:

административно-командное управление обществом через крепкий бюрократический аппарат;

поглощение государством собственности и хозяйственных функций низших единиц;

централизованное перераспределение государством ресурсов.

Политическая мысль в период Средневековья

С самого начала христианство несло в себе мечту угнетенных о равенстве и социальной справедливости. Тем не менее, реальность феодальной жизни была совсем не такой, какой она виделась первым христианским пророкам. Церковь активно вмешивалась в политику.

Аврелий Августин (354 — 430 гг.) и Фома Аквинский (1226 — 1274 гг.) — основные творцы христианской политической концепции. В их учениях христианская убедительность, даже фанатизм, соединялись с реализмом и воздержанием.

Аврелий Августин резко противопоставлял церковь и государство. Он утверждал, что государство связано с царством дьявола, но в то же время выдвигал идею обновления «града земного» в русле христианской добропорядочности.

Фома Аквинский пришел к заключению, что государство имеет положительную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является проявлением божьего провидения и воли у людей. Политика по его мнению означает моральную ответственность, направление воли человека во всех социальных действиях. В работе «Сумма теологии» Ф.Аквинский рассматривает вечное право, божественное право, естественное право, положительное право.

Вечное право — мудрость бога, как правителя всего. Из него вытекает божественное право — заповеди, которые всем известные, естественное право — принадлежит людям как сознательным моральным и социальным существам. Существует один стандарт истины и справедливости, он естественный и все его знают.

Положительное право (то, что существует на самом деле) необходимо, чтобы мешать людям делать зло и обеспечивать мир. Если положительное право, которое ввел суверен противоречит естественному — оно незаконное и в этом случае Ф.Аквинский признавал право народа на выступление против монарха в том случае, когда власть выступает против бога и моральных принципов, когда власть превышает свою компетенцию, или когда правитель начинает действовать несправедливо. Но окончательное решение о судьбе власти, по мысли Ф.Аквинского зависит от церкви. Так выглядит учение Фомы о государстве.

Благодаря Христианству политическая мысль поднялась на новый уровень. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало ее ценность. Наряду этим Христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть только как груз ответственности.

Развитие социально-политической мысли в эпоху Возрождения

Теоретиков этого периода больше интересует проблема происхождения и основ государства, а не его целые. Политическая мысль освобождается от бывших пут философии и религии. Ум рассматривается ими как инструмент, делается акцент на мирском характере законов.

Государство рассматривается как уникальная независимая организация, которая необходимая для защиты и безопасности людей. В области политики главное открытие Возрождения: человек, а не Бог — центр Вселенной — высказал Никколо Макиавелли (1469 — 1527гг.)

С Макиавелли начинается формирование буржуазной политической мысли, которая рассматривает политику как самостоятельное явление, свободное от религии. Тем не менее, он вошел в историю как основатель маккиавелизма — политической идеологии, которая пренебрегает нормами морали для достижения политических целей.

Политические идеи Нового времени (XIX – XX вв.)

Дальнейшее развитие политической теории в западных странах проходит на фоне буржуазных революций XVІ — первой половины XІ ст. в Нидерландах (1566 — 1609 гг.), Англии (1640 — 1688 гг.), Франции (1789 — 1794 гг.), Америке (1775 — 1783 гг.).

Политические идеи нового класса — буржуазии, которые рождались в предыдущей эпохе, получат свою всестороннюю разработку в следующее, Новое время. На его начальном этапе основное значение приобретают идеи уничтожения ограничений, которые феодальное государство накладывает на волю индивида.

В последующем общественная концепция политики приобретает свое логическое продолжение в социальной концепции, в которой акцент из индивида переносится на социальные группы как субъекты политики.

2.Политическая мысль Древней Греции и Рима.

Мыслители Греции и Рима трактовали государство философски: государство — наибольшее воплощение ума. А ум для философов того времени — не средство, а цель в самом себе. Мыслители этого периода старались создать модель государства, которое олицетворяет ум.

Высочайшего развития политическая мысль античности достигла в учениях древнегреческих философов Платона и Аристотеля.

Платон (427-347 гг. к. н.э.) подвергал резкой критике общественное и государственное устройство в свое время. Он предлагал выстроить такое государство, в котором будут властвовать мудрость и справедливость. Главными политологическими произведениями Платона есть трактаты «Государство», «Законы», «Политик».

Платон был идеологом афинской рабовладельческой аристократии, что видно из его проекта идеального общественного устройства, которое он разработал в трактате «Государство». Согласно этому проекту, свободные граждане должны быть распределенные на правителей-философов, стражей-воинов и ремесленников-производителей.

Платон одним из первых обращается к характеристике политических форм правления государством. Он считал несовершенными формами тимократию (власть честолюбцев), олигархию (власть немногих), демократию (власть народа), называя последнюю главным бедствием политики. Для Платона демократия — это власть посредственности, которая неизбежно приведет к тирании большинства. Кроме того, Платон предупреждал, что демократии, конечно, кратковременны и толпа очень быстро уступает властью на пользу тирану.

Платон считал правильным типом государства — монархию, а наилучшим государственным устройством — государство ума, в которой объединенно все лучшее от олигархии и демократии, во главе которой стоит элита, аристократия, философы. Главный принцип гражданской жизни — справедливость. Она заключается в том, что каждый гражданин занимается тем делом, которое наиболее отвечает его натуре. Граждане подчиняют свои индивидуальные интересы общественным. В обществе нет богатых и бедных. Цель идеального государства — обеспечение таких условий жизни, в которых большинство граждан действует по принципам высокой нравственности. А наибольшей нравственностью и мудростью владеют философы-правители.

В философии Платона находятся истоки современного тоталитаризма. У низших нет ничего своего — все общее. Но и высшее сословие никакими привилегиями не пользуется. Современная политология расценивает платоновский проект государства как утопию. Платон трижды старался реализовать свой проект на практике, но все больше убеждался в потому, что философа — правителя найти невозможно. Дальнейшее развитие политическое мысль античности приобретает в произведениях ученика Платона — Аристотеля (384 — 322 гг. к н.э.), взгляды которого высказывали интересы средней прослойки класса рабовладельцев.

Как и у Платона, у Аристотеля имеют место тоталитарные тенденции. В его понимании человек – часть государства, а личные интересы должны подчиняться государственным. В отличие от Платона Аристотель считал, что частная собственность — это необходимое условие существования общества как и семьи. Аристотель подвергал критике учение Платона о совершенном государстве. Он считал, что надо искать не «абсолютно совершенное государство», а такое политическое устройство, которое имеет большинство существующих государств.

Аристотель называл граждан свободными людьми, но свободу понимал лишь как противоположность рабству. Граждане занимаются только военными, законотворческими и судебными делами. Аристотелю принадлежит оценка раба, как инструмента, который имеет душу. Сельскохозяйственное и промышленное производство — это судьба рабов. Аристотель считал неравенство — причиной негодования и переворотов, но связывал отмену рабовладения только с развитием техники. Формы государственного устройства Аристотель распределяет по количеству правителей и границы правления на «правильные» и » неправильные». Правильный — это такой государственный порядок, при котором преследуется общее благо независимо от того, правит один, несколько, или много людей. К таким он относил монархию, аристократию, политию (объединение олигархии и демократии).

Неверный — это такой государственный порядок, при котором преследуются частные цели правителей. К таким он относил тиранию, олигархию и демократию. По мнению Аристотеля неверные формы развиваются из верных, когда цель общего блага заменяется частными целями одного, немногих или многих правителей. Он определял два возможных типа идеального государственного устройства — аристократию и политию. При этом для большинства полисов именно полития, так как она обеспечивает наибольшую стабильность общества, так как в нем владычествуют средние слои, а не богатые или бедные. Средние слои обеспечивают равновесие сил в политической жизни. Политический идеал Аристотеля ориентировался не на прошлое, а на современность и будущее. Созданный им категориальный аппарат, в том числе и в политологии, в значительной мере сохранил свою ценность и в наше время.

3.Политическая мысль Средневековья.

С самого начала христианство несло в себе мечту угнетенных о равенстве и социальной справедливости. Тем не менее, реальность феодальной жизни была совсем не такой, какой она виделась первым христианским пророкам. Церковь активно вмешивалась в политику.

Аврелий Августин (354 — 430 гг.) и Фома Аквинский (1226 — 1274 гг.) — основные творцы христианской политической концепции. В их учениях христианская убедительность, даже фанатизм, соединялись с реализмом и воздержанием.

Аврелий Августин резко противопоставлял церковь и государство. Он утверждал, что государство связано с царством дьявола, но в то же время выдвигал идею обновления «града земного» в русле христианской добропорядочности.

Фома Аквинский пришел к заключению, что государство имеет положительную ценность. Оно не только сохраняет мир, но и является проявлением божьего провидения и воли у людей. Политика по его мнению означает моральную ответственность, направление воли человека во всех социальных действиях. В работе «Сумма теологии» Ф.Аквинский рассматривает вечное право, божественное право, естественное право, положительное право.

Вечное право — мудрость бога, как правителя всего. Из него вытекает божественное право — заповеди, которые всем известные, естественное право — принадлежит людям как сознательным моральным и социальным существам. Существует один стандарт истины и справедливости, он естественный и все его знают.

Положительное право (то, что существует на самом деле) необходимо, чтобы мешать людям делать зло и обеспечивать мир. Если положительное право, которое ввел суверен противоречит естественному — оно незаконное и в этом случае Ф.Аквинский признавал право народа на выступление против монарха в том случае, когда власть выступает против бога и моральных принципов, когда власть превышает свою компетенцию, или когда правитель начинает действовать несправедливо. Но окончательное решение о судьбе власти, по мысли Ф.Аквинского зависит от церкви. Так выглядит учение Фомы о государстве.

Благодаря Христианству политическая мысль поднялась на новый уровень. Оно утверждало, что человеку от Бога дан индивидуальный способ существования и подчеркивало ее ценность. Наряду этим Христианство учило человека не видеть в подчиненности ненавистного бремени, а воспринимать власть только как груз ответственности.

Социально-политические воззрения представителей Возрождения и Нового времени.

Государство рассматривается как уникальная независимая организация, которая необходимая для защиты и безопасности людей. В области политики главное открытие Возрождения: человек, а не Бог — центр Вселенной — высказал Никколо Макиавелли (1469 — 1527гг.)

Он является автором нового научного метода «доктрины моральной целесообразности», теории политического республиканизма, которые оказали большое влияние на английскую и американскую политическую мысль ХV и XVІІІ вв.

В политических трактатах «Государь», «Размышления к первой декаде Тита Ливия» он сформулировал основные положения своей политической концепции:

политика должна рассматриваться как самостоятельное явление, которое не зависит от морали и религии;

государство является высшим проявлением человеческого духа, а служение государству — содержанием, целью и счастьем человеческой жизни;

наилучшая форма правления — республика, демократия, которая обеспечивает свободу человека и его ответственность за свои действия;

у граждан должны быть развиты гражданские добродетели, а если их нет, то создать сильное государство возможно с помощью идеального монарха, причем для достижения политической цели он может использовать все средства, не считаясь с требованиями морали.

С Макиавелли начинается формирование буржуазной политической мысли, которая рассматривает политику как самостоятельное явление, свободное от религии. Тем не менее он вошел в историю как основатель маккиавелизма — политической идеологии, которая пренебрегает нормами морали для достижения политических целей.

Политическая наука Нового времени связана с именами величайших мыслителей ряда стран, она будто перемещается с одной страны в другую, следуя за бушующими общественными событиями.

Одним из таких мыслителей есть Томас Гоббс (1588 — 1679гг.), которого считают отцом современной политологии. Свое политическое учение он изложил в философской работе «О гражданине» и трактате «Левиафан».

Государство Гоббс рассматривал как человеческое, а не божественное оборудование. По его мнению, оно возникло на основе общественного договора из догосударственного состояния. В своей работе «Левиафан» Т. Гоббс описывает хаос догосударственного общества, в котором была война всех против всех. Люди искали мира и нашли его путем общественного договора. Первым общественным договором, по мысли Гоббса, был договор между Богом и патриархом Авраамом, согласно которому Бог обещал Аврааму свою защиту, а Авраам обязал себя и свое потомство подчиниться велением, уставам и законам Бог.

Концепция общественного договора была также центром построений Джона Локка (1632 — 1704гг.), которого считают основателем либерализма. Либерализм — это учение и общественно-политическое течение, которое содержит в себе учреждение на обеспечение воли личности и других гражданских и политических прав индивида и ограничение сферы деятельности государства.

Согласно идеям Дж.Локка, человек от рождения имеет важные неотъемлемые права (жизнь, воля, собственность). Бесспорной заслугой Локка есть выдвижения идеи распределения власти в государстве между разными органами для того, чтобы оградить ее от деспотического использования и злоупотребление ею.

Кроме того, Локк считал, что государство и общество — не одно и тоже, и падение государства не означает конца общества. Общество может создать новое государство, если существующее его не удовлетворяет, так как лицо создано для государства, а не государство — для лица.

Существенное развитие политические идеи приобрели в работах мыслителей французской Просвещения, одним из которых был Шарль Луи Монтескье (1689 — 1755 гг.). Главным достижением Ш.-Л.Монтескье постоянная теория распределения власти.

Анализируя британскую политическую систему, где вследствие стихийного развития был создан механизм распределения власти, Монтескье теоретически обосновал его. Согласно теории Монтескье господство права может быть обеспечено только распределением власти на законодательную, исполнительную и судебную с тем, чтобы они взаимно сдерживали друг друга.

Еще одно достижение Монтескье — теория социального и исторического детерминизма. Он считал, что много вещей управляют людьми: климат, религии, законы, принципы, нравы. И как результат этого образовывается общий дух народа.

Идеи Монтескье о распределении власти приобрели свое развитие в работах «отцов-основателей» США. Они пошли далеко вперед в разработке проблем политического равенства и демократии сравнительно с их предшественниками. Один из них — Джордж Медисон (1751 — 1836 гг.) — величайший из теоретиков республиканизма. Он считал, что народ — единый источник власти, а выборы — характерная особенность республиканского правления. Медисон творчески подошел к теории распределения власти. Он разработал такую систему сдерживания и противовесов, согласно которой каждая с трех властей есть относительно равной.

Наиболее известным представителем радикального, революционно-демократического направления в рамках социальной концепции политики был Жан-Жак Руссо (1712 — 1778 гг.).

Главное в концепции Руссо — эгалитаризм, идея имущественного, социального и политического равенства. Причины неравенства между людьми он видел в частной собственности. Считал, что путь к ликвидации неравенства, к образованию справедливого общественного устройства — наделение всех людей относительно равной частной собственностью, уравнение в гражданских и политических правах всех граждан. По его мнению — наилучшее государственное устройство — республика, в которой верховный властитель — народ, участие в управлении — гражданский долг каждого, общая воля выражается решением большинства граждан, верховная власть — неделима.

Идеи Руссо имели исключительное влияние на деятелей Великой французской революции, а также его приверженцев в России и Америке.

4.Функции политики. Методы и средства политики.

В современных обществах политика выполняет следующие наиболее значимые функции, без которых они не могут развиваться нормально:

функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Она осуществляется благодаря тому, что политика определяет проекты будущего, социальные ориентиры и направленность развития, обеспечивает их ресурсами;

функцию мобилизации и эффективности общей деятельности. Формулируя ценностно-значимые цели поступательного развития, политика обеспечивает их реализацию путем создания развитого мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности удовлетворения социальных потребностей, изменения социального статуса с помощью власти;

управленческую и регулятивную функции. Выражая властно значимые интересы и потребности различных групп общества, политика обеспечивает их взаимодействие и осуществляет влияния на них путем принятия политических решений. Воздействуя на интересы групп, политика управляет и регулирует социальные процессы, используя социальное принуждение и насилие;

функцию рационализации. Зримо представляя групповые и индивидуальные интересы, политика вырабатывает общие правила и механизмы их представительства и реализации. Тем самым политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает и цивилизованно улаживает их.

функцию политической социализации. Открывая широкие возможности для реализации групповых и индивидуальных интересов, политика включает личность в социальные отношения, наделяет его опытом и навыками преобразовательной деятельности, эффективного выполнения ролей и функций.

гуманитарная функция. Эта функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности.

Методы политики:

по направленности и степени радикальности:

революционные

реформистские

консервативные

по степени принуждения

насильственные

ненасильственные

по форме осуществления

диктаторские

авторитарные

демократические

Средства в политике – это особые инструменты, методы, ресурсы, с помощью которых достигаются намеченные политические цели. В качестве средств в политике могут быть использованы законодательные акты, выборы, массовые выступления граждан, вооруженное восстание, военный переворот, массовые репрессии, вооруженные силы, финансы, идеология, демагогия, подкуп, шантаж и др.В современной политике большое значение имеют средства массовой информации (СМИ). Они дают политикам огромные возможности для того, чтобы манипулировать общественным сознанием и достигать своих целей.

5.Соотношение морали и политики.

Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу. Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения несимметричными. Политика организует совместную жизнь людей и их деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества. Мораль также является регулятором моральных отношений, осуществляет оценку политики, в то время как политика не может быть критерием оценки морали.

Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но она как бы присутствует во всех проявлениях политики. И, к сожалению, нравственный прогресс не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. В политике действуют жестокие законы и правила, борьба различных сил. Но и в этой борьбе есть граница, переступать которую никому не позволено. Ведь в борьбе за власть действуют люди, несущие в себе приобретенные за тысячелетия законы и нравственные правила.

Итак, возможны следующие варианты взаимодействий между политикой и моралью:

Этическое обоснование политики, провозглашение первенства морали перед политикой вплоть до полного подчинения моралью политики.

Обоснование автономности морали и политики до полного разрыва между ними.

Обоснование права политики в необходимых случаях действовать, не согласуясь с нормами морали.

Оправдание аморализма политики, игнорирование ею морали.

Взаимодействие политики и морали в процессе их взаимного влияния друг на друга.

Возникновение политики и морали обусловлены различными причинами, формы отражения политической идеологии и морального сознания также различны. Политическая идеология вырабатывается отдельными идеологами класса, нормы же морали – всем обществом, в том числе представителями существующих классов. То, что делает политика, не делает мораль, поэтому их соединение оказывается столь сложным и нестойким.

6.Никколо Макиавелли и Макс Вебер.

Никколо Макиавелли (3 мая 1469Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель (занимал во Флоренции пост государственного секретаря), автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели.

В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

Макиавелли один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии.

Макиавелли противопоставлял античную доблесть христианскому смирению. В последнем он видел зло, делающее мир слабым и отдающее его во власть не встречающим сопротивления негодяям.

Максимилиан (Макс) Карл Эмиль Вебер (21 апреля 1864ЭрфуртПруссия — 14 июня 1920МюнхенГермания) — немецкий социологисторикэкономист. Старший брат Альфреда Вебера. Внёс существенный научный вклад в социальные науки, создатель «понимающей социологии» и теории социальных действий.

В социологии власти Вебер следует своему методу социологии. В соответствии с ним выделяется три типа легитимации власти (господства):

рациональный, основанный на вере в законность существующих порядков и законное право властвующих на отдачу приказаний;

традиционный, основанный на вере в святость традиций и право властвовать тех, кто получил власть в соответствии с этой традицией;

харизматический, основанный на вере в сверхъестественную святость, героизм, гениальность. или какое-то иное достоинство властителя и его власти, не подлежащее точному определению или понятному объяснению.

В этом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной с первым типом власти. В своём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебисцитной вождистской демократии» и разнообразные формы «демократии без вождя», цель которой — сведение к минимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности и разграничения полномочий.

Труды Вебера оказали существеннейшее влияние на социологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня.

7.Понятие власти как таковой

Власть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т.д.

Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.

8.Субъект и объект власти.

Основными компонентами власти являются объект и субъект, т.к. власть всегда ассиметричное двухстороннее взаимодействие властителя и исполнителя (подчиняющегося).

Субъект – это воплощение активного, направляющего начала власти (актор), т.е. это источник целенаправленной деятельности, направленной на объект. Субъект политической власти имеет сложный многоуровневый характер. Первичными действующими лицами выступают индивидуумы, социальные группы, нации. Вторичными являются созданные ими политические институты – государства, партии, гражданские объединения-носители, механизмы осуществления власти. Субъекты наиболее высокого уровня — политические элиты и лидеры, непосредственно представляющие во властных отношениях различные группы и организации. Важен, но все еще мало изучен вопрос о народе как субъекте власти. В демократическом обществе принцип “народ не только объект, но и субъект власти” реализуется через определение народа единственным источником власти, сувереном государства.

Второй важнейший компонент власти – объект, исполнитель власти, т.к. власть никогда не может быть отношением лишь одной действующей особы, а обязательно предполагает исполнителя воли властвующего: если подчинения нет, то нет и власти. Объектами власти являются все те, на кого направлена властная воля: индивиды, социальная группа, класс и т.п. Главным объектом власти в государстве являются его граждане. Современная история дает многочисленные примеры неподчинения, мирного неповиновения как способа ненасильственной борьбы, отображающей зависимость власти от покорности населения (провозглашение независимости Индии в 1947году в результате широких компаний неповиновения британским властям, массовые выступления в Донбассе, Приднепровье, приведшие к досрочным выборам парламента и президента в Украине в середине 90-х годов, “Революция роз” смела остатки тоталитарного режима в Грузии, “Оранжевая революция” в Украине в 2004г. привела к падению кучмистского режима и др.).

Диапазон отношений объекта к субъекту власти очень широк: от упорного сопротивления власти и в результате – ее исчезновение до добровольного подчинения. Мотивация подчинения имеет в своей основе разные причины: страх, привычка, заинтересованность, убежденность в необходимости подчинения, авторитет и др. Наиболее благоприятной для власти мотивацией является авторитет: он создается на основе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях представителей власти. Следует подчеркнуть, что деление людей на субъекты и объекты является относительным: в одних случаях человек выступает начальником, а в других – подчиненным, а иногда они могут меняться местами.

9.Политическая власть.

Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Данное определение будет справедливо лишь в том случае, если считать понятия «государственная власть» и «политическая власть» тождественными.

Основные черты политической власти

Наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на:

первичные — крупные социальные группы со своими интересами

вторичные — органы государственной властиполитические партии и организации, лидеры, политическая элита

закрепление в законах полномочий субъекта правления

чёткий механизм реализации решений политической власти на практике

принцип (функционального) разделения власти

легитимность власти

легальность (законное основание для власти)

легитимность (поддержка власти обществом)

Функции

управленческая

интегрирующая (интеграция общественных интересов)

мотивационная

мобилизационная

контролирующая (обеспечение правопорядка)

культурная

Функции политической власти напрямую связаны с функциями государства во внутренней и внешней политике.

10.Государственная власть.

Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом, для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).

Государственная власть:

является властью публичной (официально управляет делами всего общества в целом) и политической, т.е. она регулирует отношения между большими и малыми социальными группами и, будучи относительно обособлена от общества (социально неоднородного в лице классов, этносов, наций, национальных меньшинств и т.п.), руководит им в интересах той его части, большей или меньшей, которая овладела этой властью (служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти);

является суверенной властью, т.е. в сфере государственных дел обладает верховенством, самостоятельностью и независимостью по отношению к какой-либо иной власти как внутри государства ,так и за его пределами;

осуществляется на постоянной основе специальным аппаратом власти (государственным аппаратом);

обладает монопольным правом применять принуждение на территории своего действия (территории государства);

обладает монопольным правом налогообложения определенных лиц, находящихся на территории государства (для формирования бюджета — казны государства );

распространяется на всех лиц (физических, юридических),находящихся на территории государства (исключение: например, иностранные дипломаты);

издает нормативно-правовые акты.

Государственную власть и государство нельзя отождествлять, это не одно и то же (в литературе термин «публичная власть» иногда используется как синоним «государства»). Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом, а государство — способ (форма) организации общества. Государственная власть — это атрибутивный признак государства, его необходимый элемент как системного образования, поскольку фундаментальные признаки государственно организованного общества (государства) : государственная власть (управленческая основа государства), государственный народ (социальная основа государства), государственная территория (материальная основа государства). Государство — это организация общества как единого целого, управляемого специальным аппаратом власти, распространяющейся на все население страны и ее территорию.

11.Принцип разделения властей.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующими друг друга) ветвями: законодательнойисполнительной и судебной. Предложена Джоном Локком

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов». Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

12.Соотношение ветвей государственной власти Российской Федерации.

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции Российской Федерации, одним из конституционных принципов федеративного устройства страны) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФФедеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — законодательный и представительный орган.

Правительство Российской Федерации возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды Российской Федерации — Конституционный СудВерховный СудВысший Арбитражный Суд и другие федеральные суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе федеральных органов власти поставлен на первое место и формально не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

Хотя формально Президент Российской Федерации не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, следовательно, не являются ни законами, ни судебными решениями, а носят исполнительный характер. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Государственной Думы, назначает председателя правительства. А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти — «президентской». Но это противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента — назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами — являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства.»

По закону «О Правительстве» правительство — высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

13.Субъекты и объекты политики.

 Субъекты политики — это индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации политической власти или влияния на нее. Субъектами политики могут быть: а) социальные общности (классы, нации и др.); б) различные организации и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.); в) политические элиты (привилегированные группы, занимающие руководящие позиции во властных структурах, непосредственно участвующие в принятии властных решений); г) отдельные личности (в том числе и политические лидеры). Степень и границы политической деятельности субъектов политики зависят от существующей в стране политической системы, которая определяет пределы и нормы политической активности; от социальной структуры общества, наличия или отсутствия социальных барьеров (цензов, кастовых, национальных, религиозных, сословных и прочих ограничений); от общественного положения того или иного слоя, личности, социального института; от субъективных факторов (личных качеств человека, численности и системы ценностей политических движений и партий и т. д.) и ряда других обстоятельств (например, от политической ситуации в стране).

Объекты политики (т. е. общественные отношения, сферы общественной жизни, на которые направлена политика) разнообразны. Внутренняя политика регулирует отношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя — отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внутренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, военную, экологическую политику и др.

14.Социальная структура общества и ее срезы.

Структура общества — это совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними.

Социальной группой называют общность (объединение) людей, выделяемую на основе определенного признака (например, характер совместной деятельности, общность интересов и ценностей).

Большие социальные группы выделяют по положению в обществе, величине доходов, способам получения средств к существованию, уровню образования, профессии и др.

Некоторые исследователи называют большие группы «стратами», другие употребляют понятия «слой», «прослойка», «класс» и др. Единого мнения по этому вопросу не существует.

Своеобразным типом социальных групп являются касты.

Примером социальной группы являются сословия, сложившиеся в средневековой Европе. Сословное деление отличают значительные имущественные и социальные различия между отдельными группами. Сословные привилегии, права и обязанности складывались в первую очередь политическим путем и закреплялись законодательным.

Примечательно, что общество не просто разделено на группы, но и имеет четко выраженную иерархическую структуру. В науке для обозначения данного явления используется термин «стратификация». Социальная стратификация проявляется во всех областях общественной жизни — политической, профессиональной, культурной.

Формы социальной стратификации изменяются по мере развития общества Так, в средневековой Европе наиболее высоким статусом обладали духовенство и аристократия. Обедневший представитель знатного рода был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в буржуазном обществе капитал стал определяющим фактором положения человека в обществе, открывал путь вверх по социальной лестнице.

Стратификация общества неразрывно связана с социальной мобильностью, то есть с переходом из одной группы в другую. Социальную мобильность делят на два типа: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность — это переход из одной социальной группы в другую, находящуюся на том же уровне (например, переход с одной работы на аналогичную работу). Под вертикальной мобильностью понимается перемещение индивидов по социальной лестнице вверх или вниз (например, человек, в силу своего финансового положения не принадлежавший даже к средним экономическим кругам, вдруг оказывается в высшей политике).

В процессе подобных перемещений может сложиться ситуация, когда субъект — группа или отдельный человек — находится вне какой-либо группы и, следовательно, не имеет определенного социального статуса. Такое состояние называется маргинальностью.

В результате социальной стратификации группы занимают различное положение в обществе, имеют неравный доступ к таким социальным благам, как деньги, власть, престиж. Здесь ярко проявляется социальное неравенство. Наиболее отчетливо оно проявляется в имущественном неравенстве. Неравенство — характерная черта любого общества. Неравенство порождается даже естественными различиями между людьми, но наиболее отчетливо оно проявляется как следствие социальных факторов. В итоге одни личности, группы или слои обладают большими возможностями или ресурсами, чем другие.

Существует несколько теорий, объясняющих причины социального неравенства. Например, марксизм объяснял это в первую очередь неравным отношением к средствам производства, к собственности, в результате чего возникают и иные формы неравенства.

Согласно теории функционализма разделение происходит по функциям, которые выполняют различные группы в обществе. Так, древнегреческий философ Платон считал, что в государстве существуют три сословия: правителей, воинов и земледельцев, каждое из которых должно заниматься своим делом.

Существует еще одна теория, в соответствии с которой высший класс образуют наиболее талантливые и умелые люди, на которых возлагаются важнейшие виды общественной деятельности. Социальное неравенство рассматривается в качестве естественной черты общественного развития, в процессе которого на самые высокие ступени выдвигаются наиболее способные.

15.Социальные конфликты и проблемы их разрешения.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


«Политология»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

Утверждено

решением кафедры

политических наук

протокол №4 от 18.11.2010 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ

специальность 030201.65 «Политология»

Набережные Челны

2010г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Курсовая работа по специальности «Политология» – самостоятельная учебно-научная работа студента, выполняемая под руководством преподавателя по общепрофессиональным и специальным дисциплинам учебного плана. Имеет целью развитие у студентов навыков самостоятельной творческой работы, овладение методами современных научных исследований, углублённое изучение какого-либо вопроса, темы, раздела учебной дисциплины. (включая изучение литературы и источников). Научность исследования выражается в решении некоторой познавательной проблемы, соотнесении теоретических положений с фактами, систематичности изложения, оперировании современной специальной терминологией и т.д.

Курсовая работа по специальности «Политология» является одной из форм отчетности студента по итогам обучения за соответствующий курс (семестр).

Курсовых работ по специальности «Политология» может быть не более 5-х для очной формы обучения за весь период обучения. Темы курсовых работ по специальности «Политология» разрабатываются и утверждаются кафедрой политических наук филиала КФУ в г. Набережные Челны. Защита работ проводится на кафедре политических наук филиала КФУ в г. Набережные Челны.

1.2. Кафедра политических наук ежегодно разрабатывает примерный список тем курсовых работ по специальности «Политология» отдельно для каждого курса с указанием предполагаемых научных руководителей по каждой теме. При разработке тематики курсовых работ кафедра должна учитывать теоретическое и практическое значение включения в неё проблем, по возможности предусматривать написание студентами работ по научным проблемам или вопросам.

Тематика курсовых работ по специальности «Политология» доводится до сведения студентов в течение 2 недель с начала семестра.

1.3. Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложенного списка курсовых работ. Изменение темы курсовой работы по специальности допускается по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой политических наук. Выбор темы курсовой работы по специальности «Политология» на текущий учебный год осуществляется студентами в течение одного месяца после начала учебного семестра.

1.4. Темы курсовых работ и научные руководители утверждаются на заседании кафедры в течение 1 месяца с начала семестра.

1.5. Руководство курсовыми работами по специальности включается в учебную нагрузку и рассчитывается в соответствии с действующими нормативами. Курсовая работа по дисциплине учебного плана выполняется в пределах часов, отводимых на её изучение.

1.6. Полные названия курсовых работ вносятся в зачетные книжки студентов и в приложения к диплому (с указанием оценки).

1.7. Курсовые работы хранятся в течение двух лет на кафедре политических наук.

2. ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОМ

2.1. Подбор литературы по теме курсовой работы осуществляется студентом самостоятельно. Научный руководитель лишь помогает ему определить основные направления работы, указывает наиболее важные научные источники, которые следует использовать при ее написании, разъясняет, где их можно отыскать. При подборе литературы рекомендуется использовать фонды научных библиотек, электронных каталогов и сети Интернет.

2.2. План выполнения курсовой работы составляется студентом самостоятельно и согласовывается с научным руководителем. Содержание курсовой работы должно соответствовать ее теме и плану.

2.3. Курсовая работа должна включать следующие основные разделы:

Титульный лист. Оформляется по образцу приведенному в приложении 1.

Содержание. Включает порядок расположения отдельных частей курсовой работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

Введение. В нем автор обосновывает научную актуальность, практическую значимость, новизну темы, а также указывает цель и задачи проводимого исследования. Объем введения, как правило, должен составлять до 10% от всего объема курсовой работы.

Основная часть. Структура и состав основной части может меняться в зависимости от специфики и направления выполняемой работы. Структура основной части устанавливается научными руководителями и кафедрами самостоятельно. Основная часть состоит из глав (главы в случае необходимости могут подразделяться на параграфы). Каждая глава и каждый параграф в главе должны быть четко сформулированы, логически связаны друг с другом и отражать содержание темы исследования. В конце каждой главы должны быть сформулированы выводы. Все положения других авторов, факты, цифровые данные должны быть подтверждены ссылками на источники и литературу.



Заключение. В заключении подводится общий итог проведенному исследованию, формулируются предложения и выводы автора, вытекающие из всей работы. Объем заключения обычно составляет 2-3 страницы.

Список источников и литературы. В список литературы включаются только те работы, на которые сделаны ссылки в тексте курсовой работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.

Приложения. Приводятся используемые в работе документы, таблицы, графики, схемы и др.

Объем курсовой работы должен составлять 25-40 страниц, без учета приложений.

2.4 Курсовая работа должна быть оформлена следующим образом: шрифт –Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5; поля: левое – 25 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Нумерация страниц сквозная: первая страница – титульный лист, вторая – содержание, на титульном листе и листе содержания номер страницы не ставится. Нумерация начинается с введения, и номер страницы указывается наверху в центре страницы. Курсовая работа должна быть сброшюрована.

2.5. В ходе выполнения курсовой работы студент по мере необходимости обращается за консультацией к научному руководителю. В отдельных случаях научный руководитель сам назначает студенту встречу для отчета о ходе выполнения курсовой работы.

2.6. Выполненная и оформленная курсовая работа по специальности в сброшюрованном виде сдается на кафедру политических наук, где она регистрируется и передается научному руководителю. Научный руководитель принимает решение о допуске курсовой работы к защите и рекомендует оценку выполнения студентом курсовой работы. В случае отрицательного отзыва научного руководителя решение о допуске к защите по заявлению студента может принять заведующий кафедрой политических наук.

3. ФОРМА И ПОРЯДОК АТТЕСТАЦИИ ПО КУРСОВЫМ РАБОТАМ

3.1. Аттестация курсовых работ должна быть проведена до начала экзаменационной сессии.

3.2. Не аттестованные по курсовым работам студенты не могут быть допущены к экзаменационной сессии.

3.4. Аттестация по курсовым работам по специальности «Политология» производится в виде ее защиты на заседании комиссии, назначенной заведующим кафедрой политических наук, в составе не менее трех преподавателей кафедры политических наук и, как правило, в присутствии руководителя курсовой работы.

3.5. Состав комиссии и порядок ее работы определяются заведующим кафедрой политических наук и доводятся до сведения студентов, руководителей курсовых работ и членов комиссии не позднее, чем за неделю до защиты.

3.6. Курсовая работа по специальности «Политология» допускается к защите при условии законченного оформления, положительного заключения научного руководителя. В случае недопуска курсовой работы к защите (отрицательного заключение научного руководителя), заведующий кафедрой политических наук проставляет в экзаменационной ведомости студенту неудовлетворительную оценку.

3.7. При защите курсовой работы по специальности «Политология» студенту предоставляется время для выступления, в котором студент докладывает об основных результатах курсовой работы. После выступления студент отвечает на вопросы комиссии, выступает руководитель (в случае присутствия).

3.9. Формой аттестации студента по курсовым работам по специальности «Политология» является дифференцированный зачет.

3.10. Оценка по курсовой работе по специальности «Политология» объявляется после защиты и выставляется в ведомости и зачетной книжке.

3.11. В случае получения неудовлетворительной оценки по итогам защиты курсовой работы по специальности студент должен представить исправленную работу в установленный комиссией срок, но не позднее начала экзаменационной сессии.

Приложение 1

Образец оформления титульного листа курсовой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» В Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ

ГУМАНИТАРНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Кафедра политических наук

Специальность 030201.65 «Политология»

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА

Студент _____курса

Группы ________

«____» _________20__г. ________________(И.О. Фамилия)

«Работа допускается / не допускается к публичной защите.

Рекомендуемая оценка _____________»

Научный руководитель

ученая степень, ученое звание,

должность

«____» ___________20___г. ________________(И.О. Фамилия)

Набережные Челны — год