переход в 5 класс


Сценарий тренинга

Занятие 1. Создание группы

Цели: — сформировать группу участников;- способствовать созданию доброжелательной обстановки и атмосферы поддержки в группе;— выяснить ожидания детей;— развивать умение видеть ситуацию с разных сторон, находить позитивные моменты в происходящем, конструктивно реагировать на школьные проблемы.Материалы: — небольшие листочки бумаги для изготовления визиток; фломастеры; стакан, наполовину наполненный водой.Знакомство Представьтесь, коротко расскажите о целях и особенностях предстоящих занятий.Упражнение «Представление имени» Группа встает в круг. Поочередно каждый участник выходит в центр круга и называет свое имя, сопровождая его каким-либо жестом или движением. Все остальные участники копируют жест и интонацию. Упражнение заканчивается, когда каждый из участников представится.Представление имени в группе детей младшего подросткового возраста обычно проходит очень увлеченно и эмоционально, поэтому после его завершения можно предложить детям подвижную, активную игру.Разминка Упражнение «Если весело живется, делай так» Вся группа сидит на стульях по кругу, водящий (им может быть по очереди каждый из учащихся) задает какое-либо веселое движение (хлопки, притопы, щелканье языком), остальные все вместе повторяют его, произнося при этом: «Если весело живется, делай так». Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побудет ведущим. В конце можно повторить все действия по порядку, точно и ритмично.Не всегда получается согласованно воспроизводить действия каждого участника, поэтому сначала ведущий может подавать группе специальный знак, по которому дети начнут повторять движение. На последующих занятиях эта игра становится одной из любимых, и ребята начинают действовать все более согласованно.Работа по теме занятия Принятие правил Ведущий предлагает принять свод правил. Правила должны быть такими, чтобы всем было:1. Интересно! Для этого необходимо быть активным, правдивым и уметь слушать каждого.2. Комфортно! Запрещаются оскорбления, упреки, обвинения. А вот внимание к положительным сторонам каждого приветствуется и даже поощряется.3. Безопасно! Все, что происходит на занятиях, — для всех, кроме нас, секрет.4. Полезно! Выполняем задания добросовестно.Ведущий говорит о добровольности участия в работа группы. Если кто-нибудь из участников не захочет выполнять какое-либо упражнение, он может отказаться.Перед тем как принять правила, следует обсудить их с детьми, а также продумать санкции за их нарушение. Санкции должны соответствовать проступку и быть выполнимыми, например, нарушивший правило выходит за круг и пропускает следующее упражнение. Дети могут предложить свои правила, и если группа согласится, они включаются в основной список.Если дети согласны с предложенными правилами, они вслед за ведущим торжественно принимают правила под аплодисменты группы. После этого все участники заполняют и прикрепляют к одежде свои именные карточки.Упражнение «Твоя школа такая, какой ты ее видишь» Выполняя это упражнение, каждый ребенок получает возможность высказать свое мнение о школе и увидеть положительное в новой ситуации, научиться конструктивно относиться к школьным проблемам.Скажите следующее: «В жизни нам постоянно приходится привыкать к чему-то новому. В этом году вы стал пятиклассниками, взрослыми и самостоятельными учениками средней школы. Вы уже почувствовали, что обучение отличается от того, что было раньше: у вас появилось много новых учителей, новые предметы, новые одноклассники. Наверняка у вас возникли вопросы. Давайте поговорим о том, что вам нравится в школе в этом году, а что — нет».Запишите ответы детей на доске. Желательно, чтобы высказался каждый ребенок.Вот что говорили дети одной из московских школ:- учиться стало сложнее;- неизвестно куда идти, поэтому страшно опоздать;- разные учителя;- некогда отдохнуть;- короткие перемены — мы не успеваем найти кабинет;- в классе много незнакомых ребят, а друзья попали в другой класс, и это обидно;- праздники проходят до-другому, не так, как в начальной школе;- много домашних заданий;- завтраком и обедом никто не кормит, каждый сам в столовой должен покупать себе еду;- появилась возможность прогуливать;- можно «беситься» на перемене, никто за нами не следит так, как в начальной школе.Очевидно, что негативных высказываний оказалось больше, чем позитивных.Какие же пожелания высказывают дети? Им хотелось бы, чтобы:- их классный руководитель оказался таким же заботливым и внимательным, как первая учительница;— кабинет был такой же уютный, как в начальной школе;— было много праздников;— поменьше примеров задавали;— не ставили «2» за то, что не принес на урок учебные принадлежности.Дискуссия на тему занятия 1. Как вы думаете, все ли люди испытывают одинаковые чувства по отношению к школе?2. Почему впечатления одних людей сильно отличаются от впечатлений других?3. Как вы думаете, какие проблемы могут возникнуть вас в пятом классе?4. О чем вы хотели бы узнать, что хотели бы обсудить за время наших занятий?Упражнение «Пустой или полный» Покажите детям, что один и тот же факт, одно и то событие кто-то может посчитать хорошим, позитивным, а кто-то — негативным. Люди разные, поэтому они по-разному относятся к происходящему.Скажите следующее: «Сейчас я покажу вам стакан, наполненный водой до середины. Одни люди скажут, что о наполовину пустой, а другие — что наполовину полный, то, и другое — правда, однако эти высказывания виража ют разное отношение к происходящему. Позитивное отношение к фактам и людям лучше, чем критическое. Каждом из нас приятнее, когда в конкретной ситуации (даже в наших ошибках) люди видят хоть что-то положительное. Пусть возникают сложности, но всегда можно найти что то хорошее. Давайте попробуем увидеть положительны стороны в новой ситуации обучения».ходе упражнения дети стараются увидеть плюсы в негативных проявлениях школьной жизни. Например:• У нас появились новые учителя, у них новые требования, к ним трудно привыкать. — Зато интересно, узнаешь новых людей,• Задают много домашних заданий. — Учишься быть более организованным.Принятие ритуалов приветствия и прощания Предложите детям выбрать какое-нибудь несложное приветствие, с которого будет начинаться каждое занятие, и прощание, которым оно будет завершаться.Обсуждение итогов занятия Обязательно обсудите чувства участников группы. Пусть они скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными,Домашнее задание Постарайтесь найти как можно больше положительных сторон в новой школьной жизни.Прощание

Занятие 2. Здравствуй, пятый класс!

Цели: — дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности;- помочь детям прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.Материалы: — таблички с ответами «да»©, «нет»©, «иногда»© (для упражнения «Найди того, кто…»);— мяч (для упражнения «Игра с мячом»);— бланки «Мои цели» (Приложение 5) — по количеству участников;— бланки «Солнышко» (Приложение 6) — по количеству участников.Приветствие Разминка Упражнение «Прошепчи имя» Скажите следующее: «Все вы стали учениками средней школы. В классе появились новые ребята. Предлагаю вам познакомиться поближе, лучше узнать друг друга. Уберите в сторону стулья, чтобы в классе было достаточно свободного места. Начните бродить по классу… При этом подходите к разным детям и шепчите им на ушко сначала свое, а затем их имя… Теперь остановитесь, пожалуйста. Когда по моей команде вы снова начнете ходить по классу, прошепчите другому на ушко самое приятное, что случилось с вами вчера. Начали!».Упражнение заканчивается, после того как каждый ребенок пообщается со всеми участниками.Работа по теме занятия Упражнение «Найди того, кто…» Развесьте таблички с ответами на разные стены классной комнаты.Скажите следующее: «Сейчас я буду зачитывать разные утверждения. Если вы согласитесь с услышанным утверждением, то должны будете подойти к табличке, на которой написан ответ «да» и нарисована веселая рожица, если не согласитесь, подойдете к табличке с ответом «нет» (на ней изображена грустная рожица). Есть еще третий вариант ответа — «иногда, не всегда» (на табличке нарисована недоумевающая рожица), если он подходит вам больше всего, то встаньте около этой таблички».Зачитайте следующие утверждения:Я люблю путешествовать.Мое настроение похоже сегодня на осенний теплый, солнечный денек.Я регулярно чищу зубы.Я плачу, когда смотрю печальные фильмы.Я верю в равные права мальчиков и девочек.Мне нравится слушать музыку.В прошлом месяце я прочел новую книгу.Я играю на музыкальном инструменте.Я говорю на иностранном языке.Я — учащийся 5 «А» класса. «Я не люблю учиться.Я не люблю домашние задания.Я умею постоять за себя.Я — добрый (веселый).Я надеюсь навести порядок в своем столе.Мне здесь нравится.У меня есть друзья в классе.После каждого утверждения оставляйте достаточно времени, чтобы ребята успели переместиться к нужной табличке, посмотреть, кто ответил на вопрос так же как они, а кто — по-другому. Спрашивайте детей, почему они выбрали тот или иной ответ.Упражнение «Прощание с начальной школой» В ходе выполнения этого упражнения дети вспоминают приятные моменты учебы в начальной школе, свои успехи и достижения.Скажите следующее: «Сегодня я предлагаю вспомнить все то, что ярко запомнилось вам в начальной школе. Что из прошлого вы хотели бы «взять с собой», чтобы чувствовать себя уютно и комфортно? Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию.Вспомни свой самый первый день в школе: ты нарядный и красивый, в руках у тебя цветы, на душе радостно и немного тревожно, но зато чувствуешь себя по-настоящему взрослым. Звенит первый звонок. Ты входишь в класс, в котором тебе предстоит учиться три года. Что это за кабинет? Вспомни его в мельчайших подробностях. Кругом новые ребята — среди них твои будущие друзья. Вспомни, как ты выбрал себе место за партой, где в классе находилась твоя парта? Вспомни свою первую тетрадь и «Букварь» и, конечно, первую похвалу, полученную от учителя. Кто был первым другом, кто так часто помогал тебе? Вспомни любую ситуацию успеха за три года учебы в начальной школе. Когда ты чувствовал себя уверенно, смело?.. Когда тебе было радостно, интересно? Может, это был какой-то праздник, утренник, или поход, или дело, которое тебе удалось выполнить очень хорошо? А может быть, мама после родительского собрания похвалила тебя за успехи, за отличные оценки. Что ты тогда чувствовал? Вспомнил?А теперь постепенно возвращайся обратно. Ты снова здесь, в нашем классе. Как только будешь готов, открой глаза… Кто хочет поделиться с нами своими впечатлениями, тем, что вспомнилось? ». Дайте возможность высказаться каждому ребенку, а затем скажите: ^Запомните чувства успеха и уверенности, радости от учебы, все хорошее, что было в начальной школе, и пусть эти чувства помогают вам учиться в пятом классе».Упражнение «Игра с мячом» Упражнение способствует прояснению личной мотивации обучения в средней школе, осознанию своих целей.Предложите детям, передавая мяч друг другу в произвольном порядке, продолжить фразу: «Я хочу, чтобы в пятом классе я…». Ответы могут быть самыми разными.После выполнения упражнения раздайте детям бланки «Мои цели» (Приложение 5). Предложите им написать на своем листочке четыре главных желания или цели («Я хочу…»), учитывая свои возможности. Скажите: «Прежде чем написать, про свою цель, пусть каждый подумает про себя: «А что я могу сделать, чтобы исполнилось то, что я хочу… «».Бланки остаются у детей. В ходе работы группы, по мере Достижения своих целей, каждый ребенок будет раскрашивать радугу, изображенную на бланке.Обсуждение итогов занятия Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.Домашнее задание 1. Найдите свою фотографию, где вы изображены в раннем детстве. Наверняка вы были чудесными малышами. Сейчас я раздам вам листы, на которых нарисовано солнышко (см. Приложение 6). Приклейте эту фотографию в серединку листа, в солнечный круг, получится «портрет в лучах солнца» (в крайнем случае, если дети не найдут фотографии, они могут нарисовать «автопортрет»). Не показывайте фотографию до следующего занятия никому из ребят своего класса. Задумка состоит в том, что каждый из вас должен будет угадать того, кто изображен на том или ином солнышке.Убедитесь, что дети правильно поняли задание, и раздайте заготовки.2. Понаблюдайте за собой: чувствуете ли вы себя увереннее в настоящем, когда вспоминаете ощущение успеха, который вы пережили в прошлом.Прощание

Занятие 3. Находим друзей

Цели: — способствовать формированию навыков взаимодействия в группе;- помочь детям осознать, какие качества важны в дружбе;— повысить самооценку детей.Материалы: — мяч (для упражнений «Что я люблю делать» и «Настоящий друг»);— «портреты в лучах солнца» с фотографиями или автопортретами детей;- плакаты, на которых крупно написаны пословицы и поговорки о дружбе (для оформления помещения).Приветствие Разминка Упражнение «Что я люблю делать» Скажите следующее: «В школе мы все собираемся вместе, здесь нас ждут друзья, учителя. Каждый из вас — интересная личность, достойная уважения, каждый вносит собственный вклад в наши отношения, в дела класса.Передавая мяч друг другу, назовите свое имя и скажет о том, что каждый из вас любит делать и что у вас хорошо получается. Можно также сказать о том, чему вы могли бы обучить других ребят». После того как все участники выскажутся, они могут сказать друг другу о том, чему каждый из них хотел бы научиться у других.Работа по теме занятия Упражнение «Найди меня» Соберите и развесьте на школьной доске принесенные детьми «солнышки» с фотографиями. Попросите детей определить, кто есть кто. Выберите любую фотографию, и пусть каждый участник даст свой вариант ответа. После этого изображенный на фотографии ребенок называет себя. Затем по очереди покажите остальные фотографии. В конце упражнения дети подписывают свои «солнышки». Обязательно произнесите добрые слова в адрес каждого ребенка.Упражнение «Настоящий друг» Это упражнение поможет детям осознать, какие качества ценятся в дружбе.Скажите следующее: «Каждый человек в течение своей жизни приобретает и теряет друзей. Дружба доставляет много радости, но иногда она может приносить страдания. Дружеские отношения постоянно меняются по мере того как растем и меняемся мы сами, появляются новые друзья, иногда исчезают старые. Друзей не бывает много; хотя отношения могут быть добрыми и теплыми со всеми одноклассниками, лишь некоторым мы доверяем свои проблемы и переживания».Попросите каждого ребенка, передавая мяч другому, закончить предложение: «Друг — это тот, кто…». Выпишите на доску качества, которые предлагают дети, и спросите, почему они считают важными именно эти качества.Попросите желающих рассказать о своем настоящем друге и представить его группе, например:Привет! Я бы хотел познакомить вас со своим другом — Светланой. Она наша соседка, и я знаю ее очень давно. Она готовит самое лучшее печенье в мире и приглашает меня в гости. Мы с ней много разговариваем, а еще ходим вместе гулять. Она очень добрая и веселая.Дискуссия на тему занятия 1. Как вы думаете, что важнее всего в дружбе?2. Если бы твой лучший друг (подруга) сказал о том, ему (ей) больше всего в тебе нравится, как ты думаешь, что именно он сказал бы?2. А если бы этот человек захотел сказать о том, чтоему не нравится в тебе, как ты думаешь, о чем он сказал бы?3. Что мешает дружбе?3. Каким образом дружба может изменяться в зависимости от времени, при различных обстоятельствах?4. Как можно познакомиться с новыми детьми и улучшить отношения с давними друзьями?Эта тема особенно актуальна для классов, где дети находятся в конкурентных отношениях (например, для гимназических классов, в которые дети попадают в результате жесткого отбора). В таких случаях дети обычно борются за внимание со стороны учителя, за оценку. Соперничество друг с другом, особенно в учебной деятельности, приводит к обидам, ссорам, вспышкам гнева. В таких классах следует уделять особое внимание формированию навыков взаимодействия, развитию способности понимать себя и другого.Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Это упражнение поможет детям научиться принимать другого человека и находить в нем положительные качества.Попросите детей взять свои «портреты в лучах солнца»: и написать на двух-трех лучиках солнышка свои достоинства и положительные качества. После этого попросите их передать свои портреты соседу слева. Он, а затем и каждый последующий в круге, должен дополнить список хороших качеств изображенного на фотографии ученика, записывая эти качества на оставшихся лучиках.Необходимо учесть, что сильные стороны в другом ребенке дети находят быстро, иногда труднее обстоит дело с поиском собственных достоинств. Бывает, что дети пишут что-то обидное, в этом случае следует еще раз напомнить инструкцию и оказать поддержку ребенку, на портрете которого появилась задевающая надпись. Поскольку дети пишут медленно, следует отвести на выполнение этого упражнения достаточно времени.Обсуждение итогов занятия Обсудите действия и чувства всей группы. Пусть участники скажут о том, что им понравилось, что удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными.Домашнее задание 1. В течение недели попробуйте, воспользовавшись знаниями, полученными на этом занятии, найти новых друзей и улучшить отношения со старыми знакомыми. На следующем занятии желающие смогут рассказать о том, как им удалось сделать это.2. Подумайте, какое название и какой девиз можно дать нашей группе.3. Придумайте и напишите на «портрете в лучах солнца» свой личный девиз.Прощание

Занятие 4. Узнай свою школу

Цели: — помочь учащимся ознакомиться со школьными правилами и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.Материалы: — несколько больших листов ватмана, фломастеры, маркеры.Приветствие Разминка Упражнение «Передай ритм по кругу» Ведущий хлопает в ладоши, задавая определенный ритм, дети последовательно передают этот ритм по кругу.Обсуждение домашнего заданияУпражнение «Портрет группы» Начните занятие с обсуждения домашнего задания: пусть желающие расскажут о том, как им удалось познакомиться с кем-либо, затем выберите название группы и ее девиз. Например, команда «Солнце», с девизом: «Светло, тепло, всем отлично, хорошо!»Обсудите предложения детей по поводу названия группы и постарайтесь помочь им прийти к согласию.После этого дети (с помощью ведущего) пишут название и девиз группы на большом листе, а под ним размещают свои «портреты в лучах солнца» с личными девизами. (Ведущий может сделать это самостоятельно после урока.) Повесьте «Портрет группы» на стене классной комнаты. Пусть он всегда находится там во время занятий.Работа по теме занятия Упражнение «Узнай свою школу» Упражнение поможет учащимся ознакомиться с правилами школы и осознать особенности своего поведения в разных школьных ситуациях.Скажите следующее: «Сейчас мы выполним упражнение которое поможет нам лучше понять, какие правила поведения приняты в нашей школе. Я буду задавать вам вопросы, а вы, хорошо подумав, отвечайте на них».Вы можете предлагать для обсуждения любые ситуации, задавать любые вопросы, которые помогут ввести определенные правила и нормы поведения, принятые в вашей школе и актуальные для класса, с которым вы работаете. Примерные вопросы:Что я делаю, когда опаздываю в школу или на урок?Сколько раз нужно опоздать в школу, чтобы попасть к директору?Как я могу быть наказан за опоздание?Если надо уйти с занятий на прием к врачу, с кем мне договориться об этом?Что мне делать, если я плохо себя почувствую?Я потерял учебник. Что мне делать?У меня пропала куртка из раздевалки. Что мне делать?Что мне делать, если мне угрожает другой ученик?Как я могу попасть на встречу со школьным психологом?Назовите три основных правила поведения во время перемены.Какие вещи нельзя приносить в школу?Что такое «плохое поведение в школе»? Подумайте, за какое поведение ученика могут выгнать из школы.Дискуссия на тему занятия В ходе обсуждения помогите детям выделить оптимальные варианты поведения в разных ситуациях. Поговорите о разных видах поведения: уверенном, неуверенном, грубом, агрессивном. Предложите детям разыграть некоторые из предложенных во время обсуждения ситуаций. Важно, чтобы все школьники поучаствовали в этом.Задайте детям следующие вопросы:1. Вспомните, когда вы себя чувствовали уверенно или неуверенно в школе. Почему вам запомнились эти ситуации? Что чувствовали в этих ситуациях люди, находящиеся вместе с вами?2. Были ли ситуации, когда вы вели себя грубо, может быть даже агрессивно?3. Какие правила поведения обязательны для соблюдения в школе?Запишите на доске основные правила вашей школы.Следует специально подготовиться к этому занятию, составить предварительный список правил и традиций школы после совместного обсуждения с администрацией учителями школы. Если эта тема никогда раньше не обсуждалась, можно посвятить отдельное занятие выработке правил класса, собрав всех детей и пригласив классного руководителя.Обсуждение итогов занятия Пусть участники расскажут о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем недовольны, какие вопросы остались неразрешенными.Домашнее задание Понаблюдайте за собой и окружающими, постарайтесь отметить, в чем проявляется уверенность, неуверенность, грубость. Подумайте, существуют ли какие-либо различия в правилах начальной и средней школы?Прощание

Занятие 5. Что поможет мне учиться?

Цели: — помочь участникам группы осознать правила работы на уроке;— способствовать формированию учебных навыков;- способствовать самораскрытию детей и развитию эмпатии.Материалы: — большие листы бумаги (формат АЗ) — по количеству участников, цветные карандаши (для упражнения «Нарисуй свое настроение»);— таблички с ответами «да», «нет», «иногда», плакат с правилами (для упражнения «Правила поведения на уроке»).Приветствие Разминка Упражнение «Нарисуй свое настроение» Попросите детей подумать о себе и попытаться понять, какое у них сейчас настроение, а затем нарисовать свое настроение на листе бумаги.Для того чтобы участники могли проявить себя, предложите им прокомментировать свои рисунки. Группа может принимать участие в обсуждении каждого рисунка, ответив на следующие вопросы: «Какой рисунок вам ближе по его по настроению?»; «Что вы чувствуете, глядя на этот рисунок?»Обсуждение домашнего задания Спросите детей о том, какие новые правила появились с их точки зрения, в пятом классе. Какие правила помогли бы улучшить жизнь класса?Работа по теме занятия Упражнение «Что поможет мне учиться» Скажите, что сегодня вы все вместе попробуете ответить на вопрос «Что поможет мне учиться?». Предложите детям для «голосования» (большой палец, поднятый вверх, означает «согласен», опущенный вниз — «не согласен») со следующим утверждением:Я умею находить плюсы даже в трудной ситуации.Я точно знаю, что мне по силам.Я знаю, что я уже умею делать, а чему мне еще нал учиться.Я умею планировать свое время и быть организованныйЯ знаю и стараюсь соблюдать школьные правила.Я представляю, где и у кого могу получить помощиЯ умею внимательно слушать в классе.Я знаю, что могу рассчитывать на помощь друга.умею заботиться о своем здоровье.Обсудите, что из перечисленного дети считают особенно важным. Пусть желающие расскажут о том, что еще помогает им в учебе.Упражнение «Правила поведения на уроке» Это упражнение поможет осознать, что понятные и четкие правила класса помогут эффективнее учиться в школе.Перед началом занятия повесьте на видное место плакат с правилами, развесьте таблички с ответами «да», «нет», «иногда» на разные стены классной комнаты.Скажите следующее: «Предлагаю вам ознакомиться с правилами, которые помогут эффективно усваивать школьные знания. Их всего три: «Будь подготовленным», «Работай на уроке», «Уважай окружающих». Сейчас я объясню вам, что значат эти правила. Например, я подготовленный, если сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок; приношу все, что нужно для урока; успеваю сделать задание в классе; выполняю домашние задания.Я буду читать вам разные утверждения, а вы должны будете решить, согласны вы с ними, не согласны, или они верны только иногда. Вы уже знаете, что каждому ответу соответствует свой знак. После того как я прочитаю утверждение, каждый из вас, оценив, как он поступает в разных школьных ситуациях, выберет ответ и встанет рядом с соответствующим рисунком. Ответив на эти вопросы, вы сможете самостоятельно определить, насколько хорошо вам удается соблюдать правила». 1. Будь подготовленным:я сижу на своем месте, когда звенит звонок на урок;я приношу все необходимое к уроку;я успеваю выполнить задание в классе;у меня нет проблем с выполнением домашней работы.2. Работай на уроке:я внимательно слушаю учителя, отвечаю на вопросы на уроке;я работаю вместе с классом;я хорошо выполняю работу в классе.3. Уважай окружающих:я не разговариваю на посторонние темы на уроке;я бережно обращаюсь со школьным имуществом: не рисую на парте, не качаюсь на стуле и т.п.;я прислушиваюсь к мнению окружающих о себе;я не мешаю учиться другим: не дергаю соседку за косичку, не тычу карандашом в соседа и т.д.Дискуссия на тему занятия Обсудите с ребятами следующие вопросы:— Какие правила трудно выполнять лично вам? (Следует оказать поддержку детям, которым трудно выполнять многие правила).— Все ли эти правила обязательны для выполнения?— Зависит ли необходимость выполнения того или иного правила от конкретного предмета?— Как бы изменилась обстановка в школе, если бы все соблюдали правила?— Влияет ли выполнение всех школьных требований на вашу уверенность или неуверенность? Как?— Можно ли все эти правила соблюдать постоянно? Почему?— Чему вы научились уже в начальной школе?По результатам двух последних занятий можно провести семинар с учителями, на котором еще раз поговорить о том, как важно выработать по возможности единую систему требований, четко сформулировать для детей основные требования к ним и критерии оцени их работы.Обсуждение итогов занятия Пусть участники скажут о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.Домашнее задание Поучитесь соблюдать правила, которые мы обсуждали сегодня, и подумайте над тем, какие из них необходимы именно вам. Совпадают ли правила, действующие на разных уроках?Прощание

Коррекционная работа психолога в школе — Программы

ИНДЕКС МАТЕРИАЛА

Основные направления работы психологической службы в период адаптации детей к 5 классу

Занятие 6-13

Приложения

Все страницы

Страница 2 из 3

Занятие 6. Легко ли быть учеником?

Цель:

— помочь детям осознать, какие качества необходимы хорошему ученику;

— способствовать развитию воображения и навыков совместной деятельности.

Материалы:

бумага, кисти и краски (гуашь или акварель) для каждого ребенка (для упражнения «Кляксы»).

Приветствие

Обсуждение домашнего задания

Попросите детей рассказать об основных правилах работы на уроках.

В ходе обсуждения часто выясняется, что разные учителя требуют соблюдения разных правил. Например, на уроке математики на устном счете надо обязательно включаться в работу одновременно, а для урока русского языка нужно заранее, еще дома записать в тетради дату следующего дня. Постарайтесь, чтобы дети поняли смысл соблюдения тех или иных правил.

О том, как важно уметь рационально планировать время, готовиться к работе заранее, говорится в притче о башмачника.

Притча о башмачнике

Однажды старый башмачник обнаружил, что если вечером перед сном он вырежет из кожи заготовки для обуви и разложит их на столе, то утром на столе будут стоять башмаки. Пока спал, кто-то выполнял за него часть работы. И это случалось только тогда, когда мастер вечером подготавливал выкройки из кожи для завтрашнего дня. Ему стало очень любопытно, как же происходит, что к утру у него уже есть несколько пар готовой обуви, И однажды ночью он, как обычно, разложил заготовки на столе и спрятался. Когда часы пробили полночь, откуда ни возьмись на столе появились маленькие человечки — гномы, которые быстро сшили из подготовленных кусочков новые башмаки. На следующее утро пришел подмастерье и удивился, что мастер успел уже сделать столько отличных башмаков. И тогда мастер сказал ему: «Все дело в заготовках. Сделай их сегодня, и завтра дела твои пойдут успешнее». Говорят, что многие творческие люди пользуются рецептом старого башмачника.

Работа по теме занятия

Игра «Идеальный ученик»

Каждый учащийся садится на специальный «стул идеального ученика» и говорит о том, каким в его представлении должен быть идеальный ученик. Например, он никогда не делает ошибок, выполняет все задания на «отлично» и т.д.

Выпишите все предлагаемые детьми качества на доску.

Дискуссия на тему занятия

1. Как я отношусь к роли идеального ученика?

2. Какие есть преимущества в позиции идеального ученика?

3. Можно ли соответствовать всем перечисленным требованиям к ученику?

4. Что может случиться, если человек сверхтребователен к себе?

5. Каков будет результат, если ученик, наоборот, несерьезно относится к требованиям школы и учителей?

6. Для чего учусь я?

Важно, чтобы к концу дискуссии дети поняли: идеальных Учеников не существует. Ошибаются все, и каждый человек имеет право на ошибку. Но можно стремиться стать настоящимучеником, улучшать свои качества, оставаясь при этом самим собой.

Прочитайте детям отрывок из повести М. Вильямс «Вельветовый кролик».

—Что значит быть настоящим? — спросил однажды Кролик. – Это когда внутри тебя звенят всякие штуки, а сбоку торчит ручка?

— То, из чего ты сделан, не имеет значения, — ответила Кожаная Лошадь. — С тобой что-то происходит… Ребенок любит тебя долго-долго, не просто играет с тобой, а по-настоящему любит тебя, вот тогда-то ты и становишься настоящим. Но помни, это не происходит сразу. На то, чтобы стать настоящим, уходит порой очень много времени… Но когда ты настоящий, ты не сможешь быть неприятным или неинтересным, разве только для людей, которые вообще ничего не понимают.

Упражнение «Незнайка»

Скажите следующее: «В жизни у всех нас бывают удачные дни и денечки «так себе». В некоторых ситуациях ми чувствуем себя уверенно, «на высоте», а в других — теряемся. Я предлагаю вам игру, в которой вы свободно сможете почувствовать себя человеком, который может чего-то не знать. Кто хочет побыть им? «Незнайка» на все вопросы других детей должен отвечать: «Не знаю», подтверждая свой ответ интонацией, голосом, мимикой, жестом».



Это одно из самых любимых упражнений детей. В некоторых группах желание играть в «Незнайку» возникает и на следующих занятиях. В этом случае, особенно если в группе есть гиперответственные дети, можно несколько раз повторить.

Упражнение «Кляксы»

Упражнение выполняется в парах. Один из детей берет немного краски того цвета, какого ему хочется, и капает на лист бумаги. Его партнер дорисовывает «кляксу» до какого-либо образа, затем участники меняются ролями. Это упражнение способствует налаживанию взаимодействия между детьми, кроме того, оно обладает некоторой диагностической ценностью. Агрессивные и подавленные дети часто выбирают краски темных цветов. Они «видят» в «кляксах» агрессивные сюжеты (драку, страшное чудовище и др.). К агрессивному ребенку полезно посадить спокойного. Последний будет брать для рисунков светлые краски и видеть приятные, спокойные сюжеты.

Дети, предрасположенные к гневу, выбирают преимущественно черную или красную краску. Дети с пониженным настроением предпочитают лиловые и сиреневые тона. Серые и коричневые тона выбираются детьми напряженными, конфликтными. Однако нередко невозможно проследить четкую связь между выбранным цветом и психическим состоянием ребенка, поэтому на основе рисунков нельзя делать серьезных диагностических выводов, можно говорить лишь об общих тенденциях, которые помогут выбрать верное направление работы при более глубокой диагностике.

Обсуждение итогов занятия

Все участники говорят о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Подумайте о том, какие качества помогают вам учиться и какие качества вы хотели бы в себе развить.

Прощание

Занятие 7. Чего я боюсь?

Цели:

— научить детей распознавать свои школьные страхи помочь найти способы их преодоления;

— снизить школьную тревожность.

Материалы:

— таблички с ответами «да», «нет», «иногда» (для упражнения «Чего я боюсь?»);

— бумага, цветные карандаши и краски для каждого ребенка (для упражнений «На ошибках учатся», «Рисуем слово»).

Приветствие

Разминка

Упражнение «Если весело живется, делай так»

(см. Занятие 1)

Работа по теме занятия

Упражнение «Чего я боюсь?»

Развесьте таблички с ответами «да», «нет», «иногда» на разные стены комнаты. Предложите детям послушать утверждения, которые вы будете читать, подумать, выбрать ответ и встать рядом с нужной табличкой.

Прочитайте следующие утверждения:

Я волнуюсь по поводу своей учебы.

Я сильно нервничаю перед контрольной работой и во время ее выполнения.

У меня часто болит голова или живот.

Мне трудно сосредоточится.

Мне трудно принимать решения.

Иногда мне немного стране знакомиться с новыми людьми.

Я чувствую, что на меня давят другие люди.

Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.

Думаю, я слишком много волнуюсь.

Взрослые слишком многого от меня ждут.

Я боюсь ошибаться и прорывать.

Спросите детей, похожи ли их проблемы. Многие ли отвечали на вопросы одинаково:

Скажите следующее: « Человеку свойственно тревожиться в ситуациях, когда есть какая-то неопределенность, например, неожиданная контрольная работа, или вы не выполнили домашнее задание и не знаем, как к этому отнесется учитель.

Вы можете начать пережить неудачу заранее, еще даже не отдавая себе отчета в том, что вас конкретно беспокоит. Бывают ли у вас такие ситуации, что вы выучили стихотворение, но боитесь, что не сможете рассказать его без ошибки? Вспомните. такие случаи.

Волноваться перед контрольной работой или перед ответом у доски — это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить материал, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тревожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что знаем хорошо. Можно научиться справляться со своим страхом, стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки».

Упражнение «На ошибках учатся»

Это упражнение поможет детям осознать неизбежности ошибок и научиться извлекать из них пользу, снизив таким образом страх перед ошибками. Дети смогут поговорить друг с другом о том, как они обычно реагируют на свои ошибки,

Скажите следующее: «Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то учиться. Каждый из вас знает, что он время от времени ошибается. Можете ли вы вспомнить сейчас какую-нибудь свою крупную ошибку?

Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым разом они учатся и не делают больших проблем из своих неудач. А кал вы реагируете на свои ошибки?

Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если хотите, можете еще и нарисовать небольшие иллюстрации к своему рассказу.

Теперь объединитесь по двое-трое и обсудите, что же вы думаете по этому поводу.

А сейчас возьмите новый лист бумаги и напишите на нем очень крупно: «Делать ошибки — это нормально. На своих ошибках мы учимся». Украсьте свои листы, чтобы вам было приятно на них смотреть. Потом вы можете взять эти плакаты себе домой на память».

После завершения работы задайте следующие вопросы:

— Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?

— Пытаешься ли ты снова и снова совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать правильно?

— Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что-то получается?

Упражнение «Рисуем слово»

Это необычное упражнение помогает ослабить негативные эмоции и тревогу детей.

Скажите следующее: «Иногда одно имя, без реального присутствия человека, или название предмета, которого мы боимся, может вызвать страх. При словах математика и учитель у некоторых школьников даже дома опускаются руки и портится настроение. Таким образом, слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскрешает переживания прошлого опыта. Одно и то же слово может вызывать у разных людей разные чувства.

Например, я произношу слово «контрольная». Все реагируют на него по-разному:

Дима расцветает, приободряется, радуется, что точно знает тему и уверен в отличной оценке, а Кирюша готов уже что-то придумать, чтобы школу прогулять, и грустно ему, и стыдно, и тоскливо, и вспоминается, как огорчалась мама из-за очередной его двойки.

Что это слово значит для тебя? Какие чувства и воспоминания приходят?

Какие возникают ассоциации?

Представь себе это слово написанным на листе бумаги. Как оно выглядит?

Как звучит слово «контрольная»?

(Пусть каждый ребенок коротко ответит на эти вопросы.)

Сегодня мы, как волшебники, научимся заряжать слова волшебной силой, превращать их в «магические», менять свое отношение к ним. Итак, начнем.

1. Предлагаю для начала определить проблему, которая вас тревожит.

2. Теперь составьте список слов, относящихся к данной проблеме.

Продолжите предложение: «Стоит мне услышать слово…»

Какое это слово для вас? Какое слово заставляет вас волноваться сильнее всего?

3. Каждый из вас будет работать со своим словом. Пожалуйста, закройте глаза и вообразите, что это слово написано на бумаге…

Как оно выглядит? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные? Обращайте внимание только на те представления, которые возникают у вас легко, будто сами по себе. Ваше слово может навеять впечатления, о которых я вас не спрошу. Обращайте внимание и на них тоже».

Задавая детям вопросы, придерживайтесь следующего порядка:

Анализ структуры слова

Зрительные особенности

Способ написания слова:

— печатные буквы или рукописные;

— если печатные — только заглавные или и заглавные, и строчные;

— если рукописные — собственный почерк или кого-то другого (если другого, то чей);

— если почерк собственный — нынешний или «более ранний» (например, как в первом классе).

Характер изображения букв:

— изображены в цвете;

— сделаны из чего-либо (например, высечены из камня; с подсветкой; выведены кремом на торте и т.д.).

Величина букв:

— большие (как, например, на рекламном щите) или маленькие (как в книге).

Цвет букв:

— цветные или черно-белые; если цветные, то каким цветом написаны.

Фон:

— светлый; темный; цветной.

Особенности формы:

— буквы острые; округлые; жирные; «каракули» и т.д.

Особенности начертания:

— прямое; наклонное; несимметричное (то так, то эдак) и т.д.;

— нестандартные буквы — например, одна из букв слишком большая (кривая) и т.д.

Где размещены (относится к представлению);

— надо мной; передо мной; подо мной; сбоку от меня.

Звуковые особенности

Чей голос произносит слово:

— мой собственный;

— голос женщины; мужчины; ребенка; чей конкретно;

— несколько голосов;

Громкость:

— громко; тихо.

Высота тона:

— высокий, средний или низкий.

Акустические особенности:

— например, эффект «эха».

Темп:

— быстро; медленно.

Мелодия слов:

— раскатисто; монотонно; напевно.

Как произносится слово:

— негативно: жалобно, угрожающе, по-военному, тревожно

— позитивно: дружески, ободряюще, воодушевляюще, радостно, многообещающе и т.д.

Источники звука в пространстве:

— слово звучит сзади; спереди; сверху;

— стереоэффект.

Другие особенности

Материал, из которого сделано слово:

— мягкий или твердый;

— колющийся или гладкий;

— теплый или холодный;

— легкий или тяжелый;

— какая поверхность?

Запах:

— ассоциируется ли изображение с запахом? Какой это запах?

Вкус:

— ассоциируется ли изображение со вкусом? Какой это вкус?

4. Представили? Если вы хотите научиться спокойно и уверенно реагировать на мысли о каком-то событии, то уже само слово, обозначающее это событие, должно вызывать у вас чувство уверенности и спокойствия. Я хотела бы сделать так, чтобы это слово вызывало у вас хорошее настроение.

Итак, теперь давайте мысленно изобразим слово по-другому, чтобы оно стало для нас приятным, привлекательным.

— Как должно быть написано слово?

— Как должно оно звучать?

– Как вы должны его ощущать?

– Какие другие особенности имеются у этого слова?

– Приукрасьте ваше слово, пусть оно станет «безобидным»

— А сейчас возьмите карандаши, маркеры, гуашь и нарисуйте, как преображается слово».

После окончания работы дети показывают свои рисунки, делятся впечатлениями.

Обсуждение итогов встречи

Все участники высказываются о том, что понравилось, удивило, обрадовало на занятии, что получилось, чем довольны, какие чувства испытывали, какие вопросы остались неразрешенными.

Домашнее задание

Ежедневно, например, с 18.00 до 18.30 превращайте слово, с которым работали в классе (или другое), в магическое.

Проследите, изменились ли в результате «колдовства» чувства, связанные с этим словом, в лучшую сторону.

Прощание

Занятие 8-9. Трудно ли быть настоящим учителем?

Цели:

— расширение и обогащение навыков общения с учителями;

— формирование у детей правильного отношения к оценке, помощь в осознании критериев оценки;

— коррекция мотивации избегания неудачи в школьных ситуациях.

Материалы:

— бумага, карандаши, карточка с изображением геометрических фигур для упражнения «Слушаем внимательно» (см. Приложение 7).

Приветствие

Обсуждение домашнего задания

Попросите детей рассказать о «магическом превращении слова ».

Работа по теме занятия

Игра «Идеальный учитель»

Проводится аналогично игре «Идеальный ученик» (См Занятие 6).



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст