пед.практ.1 курс


Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

_________________________________________________________________

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С.ПУШКИНА»

Лужский институт (филиал)

Межфакультетская кафедра гуманитарных и естественнонаучных

дисциплин

ПРОГРАММА

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

НАПРАВЛЕНИЕ 050100

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Информация для студентов:

Ознакомиться с программой пед .практики, изучить предъявляемые требования

Определить место прохождения практики.

Сроки практики – любые 2 недели с 01.07.2013 по 01.08.2013.

Распечатать дневник практики, заполнить его , сдать методисту кафедры в срок до 10.09.2013.

Луга

2013

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая практика выступает мощным преобразующим фактором мотивационной сферы будущего учителя, импульсом дальнейшего профессионального становления, этапом личностного осмысления содержания педагогического труда и оценивания своих возможностей.

Организация педагогической практики позволяет целенаправленно и последовательно соединять теоретическую подготовку студентов с их практической деятельностью. Объективная необходимость этой интеграции теоретической и практической подготовки обусловлена тем, что сама педагогическая деятельность представляет собой единство теоретического и практического компонентов, синтез теории и опыта.

Ведущей идеей педагогической практики является создание условий для развития современного педагогического мышления, творческого потенциала будущих учителей, становления индивидуального стиля педагогической деятельности. Реализацию этой идеи обеспечивают следующие принципы организации педагогической практики:

взаимопроникновение теоретической подготовки и практической деятельности студентов, опора на уже имеющиеся знания и повышение статуса их значимости в глазах будущих педагогов;

комплексный характер практики как единство блоков ее содержания (интеграция психологических, общепедагогических, теоретических, методических, специальных знаний) и основных видов педагогической деятельности (наблюдение педагогических явлений, практическое моделирование, анализ);

целенаправленность, непрерывность, преемственность, систематичность практической подготовки студентов, посильность и постепенное усложнение ее содержания;

творческий характер и вариативность выбора содержания и форм деятельности практикантов;

целостность педагогического руководства практикой студентов, единство требований при организации и оценивании деятельности, сочетание педагогического контроля, коллективного анализа деятельности студентов и их самоконтроля, самоанализа и самооценки.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ:

формирование педагогической направленности личности будущего учителя, гуманистической позиции в отношении к детям;

развитие потребности в творческом исследовательском подходе к профессиональной деятельности;

становление профессионально значимых качеств педагога;

овладение методикой практической воспитательной деятельности в условиях летнего отдыха с временным детским коллективом, творческое использование технологий воспитания личности ребенка.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ

В период педагогической практики студент является членом педагогического коллектива образовательного учреждения – базы практики. Он имеет право по всем вопросам обращаться к руководителю практики, администрации и преподавателям, может пользоваться библиотекой, кабинетами, учебно-методическими пособиями образовательного учреждения.

Студент-практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка и распоряжениям администрации образовательного учреждения. В случае невыполнения требований администрации и других нарушений студент может быть отстранен от прохождения педагогической практики. Студенту, не вышедшему на педагогическую практику или работа которого признана неудовлетворительной, по решению деканата факультета назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий в институте.

На период практики студент под руководством преподавателя – руководителя педагогической практикой от образовательного учреждения составляет индивидуальный план работы, который утверждается преподавателем – руководителем педагогической практикой от межфакультетской кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Студент-практикант обязан ежедневно приходить в образовательное учреждение – базу практики.

Во время практики студент ежедневно ведет записи в дневнике педагогической практики. Дневник является обязательным рабочим документом практиканта, в котором отражается его педагогическая деятельность в соответствии с индивидуальным планом работы. Студент использует дневник для отчета по педагогической практике.

В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранен от прохождения практики. Студент, отстраненный от практики, считается не выполнившим учебный план данного семестра.

3. Функции руководителЕЙ педагогической практики

3.1 Руководитель педагогической практики от межфакультетской кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин:

принимает участие в установочной конференции студентов;

прорабатывает с руководимыми им студентами программу практики, требования к ведению дневников и оформлению отчетов, напоминает о необходимости соблюдения дисциплины в период практики;

оказывает учебно-методическую помощь студентам-практикантам;

посещает занятия, проводимые студентами-практикантами в образовательных учреждениях;

проверяет отчетную документацию по практике;

присутствует на конференции по итогам педагогической практики

выставляет итоговую оценку за педагогическую практику.

3.2 Руководитель педагогической практики с базы практики (преподаватель учебного учреждения):

знакомит прикрепленных студентов с планом воспитательной работы летнего лагеря,

режимом работы, правилами техники безопасности;

проводит открытое воспитательное мероприятие и организует его обсуждение;

консультирует студентов при подготовке к воспитательному мероприятию;

утверждает планы-конспекты предстоящих мероприятий;

анализирует и оценивает проведенное мероприятие;

составляет характеристику студента с выставлением рекомендуемой оценки.

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ

Практическая воспитательная деятельность в период практики:

изучение программы работы лагеря на смену, знакомство с планом;

изучение режима дня школьников в летнем лагере;

ознакомление с видами, формами, методами работы педагогов в летнем лагере;

подбор коллективных игр в соответствии с возрастными особенностями детей (не менее 5 игр);

планирование воспитательных мероприятий на смену с учетом возраста детей;

разработка и проведение КТД (коллективного творческого дела), его анализ;

оформительская деятельность в течение всей лагерной смены( оформление стендов, методических разработок игр);

систематическая работа в дневнике практики, самоанализ собственной воспитательной и психолого-педагогической деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Оформительская работа (оформление массового праздника, оформление уголка, оформление стенной газеты).

Подбор игр или авторская разработка игры. Подчинение игры концепции программы воспитательной работы, модификация игры в соответствии со спецификой конкретного детского коллектива.

КТД (коллективное творческое дело). Цели и задачи, этапы КТД. Оценка результатов, совместный анализ проведенного КТД.

Воспитательное мероприятие. Цели и задачи, этапы, роль педагога. Оценка результатов, совместный анализ (в соответствии с предложенной схемой).

Критерии оценки деятельности студентов на педагогической практике

Форма контроля прохождения педагогической практики – дифференцированный зачет. Оценку за педагогическую практику ставит руководитель с кафедры МКГ и ЕД с учетом отзыва руководителя с базы практики, оценки комиссии на итоговой конференции и корректности оформления отчетных документов.

При оценке педагогической практики руководитель ориентируется на следующие критерии:

1. Качество проведения воспитательных мероприятий.

2. Своевременное предоставление руководителю методических разработок мероприятий.

3. Регулярное посещение консультаций руководителя на факультете

4. Степень активности студента во время педагогической практики

5. Наличие открытых мероприятий, их количество.

7. Своевременность и качество оформления документов (срок сдачи — за неделю до итоговой конференции).

8. Степень выполнения задач, поставленных в начале практики

На итоговой конференции каждый студент должен выступить с отчетом о прохождении педагогической практики. На конференции обязательным является наличие всех отчетных документов.

При выставлении оценки комиссия ориентируется на следующие критерии:

Предварительную оценку непосредственным руководителем качества проведения студентом мероприятий.

Наличие и качество оформления отчетной документации.



Количество проведенных занятий

Качество доклада

Умение отвечать на вопросы комиссии.

Оценка за практику снижается, если:

студент во время прохождения практики проявлял неоднократно недисциплинированность (не являлся на консультации к руководителю; заблаговременно не предъявлял конспекты уроков, лекций, семинаров и воспитательных мероприятий; отсутствовал в образовательном учреждении без уважительной причины);

студентом нарушались этические нормы поведения;

студент не сдал в установленные сроки необходимую документацию;

студент не посещал консультации руководителя на факультете;

студент не посещал установочную, промежуточную и итоговую конференции.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схема анализа воспитательного мероприятия

I. Подготовленность.

1. Какова роль воспитателя при подготовке мероприятия: его умение владеть коллективом, настроить учащихся на предстоящую работу, организовать их, поддержать активность.

2. В чем и как проявились самостоятельность и инициатива школьников при подготовке мероприятия.

3.Удалось ли в подготовительный период вызвать понимание необходимости и значимости предстоящего мероприятия.

II. Целенаправленность.

1. Какое место в системе воспитательной деятельности занимает данное мероприятие.

2. Соответствие мероприятия общим воспитательным задачам, уровню развития коллектива, возрастным особенностям учащихся.

III. Познавательная ценность.

1.Какие новые знания мероприятие дает детям или какие известные им знания расширяет, закрепляет.

2. Какие новые умения дает мероприятие или какие стороны умений и навыков совершенствует.

IV. Воспитательная эффективность.

1.Какие возможности представляет содержание мероприятия для решения задач нравственного, патриотического, правового, эстетического, экономического воспитания.

2. Какие социальные установки, чувства и убеждения сформировались у ребят.

3. Как сказалось мероприятие на формировании общественного мнения отдельных детей, их взаимоотношениях.

4.Какова степень организованности, сплоченности, активности и дисциплинированности учащихся в мероприятии.

V. Эмоциональная насыщенность.

1. Насколько содержательно, интересно, убедительно, логически стройно, эмоционально проходило мероприятие.

2. Как осуществлен принцип интереса, игры, романтики.

3. Как оформление, наглядность, использование технических средств воздействовало на эмоциональную сторону мероприятия.

4. Как взаимоотношения между воспитателем и учащимися влияли на ход мероприятия.

5.Как создается эмоциональный контакт и деловое взаимоотношение учителя и учащихся на протяжении всего мероприятия.

VI. Результативность.

1. Достигнуты ли поставленные цели и задачи. Укажите причины успехов, неудач, ошибок.

2.Удалось ли воспитателю скоординировать все средства воспитания в период подготовки и проведения мероприятия.

3.Достаточно ли эффективна оказалась конструкция воспитательного мероприятия.

4. Влияние личности воспитателя на успешность достижения цели мероприятия: общая эрудиция, любовь к педагогической профессии и убежденность в силе воспитания, авторитетность у учащихся, педагогическое мастерство.

5.Какова общая оценка ценности мероприятия со стороны учителя, учащихся.

Приложение 2

Схема анализа игры

1. Место, время, обстоятельства проведения.

2. Место данной игры в системе воспитательной работы с детьми.

3. Тема игры, ее соответствие возрастным особенностям детей.

4. Цель игры.

5. Содержание игры.

6. Подведение итогов: логическое завершение игры, выделение

педагогом проявлений личности ребенка.

7. Педагогическое мастерство воспитателя (умение организовывать,

направить деятельность детей, тактичность, четкость, грамотность,

последовательность, эмоциональность). Место и роль воспитателя в игре.

8. Общие выводы, предложения по совершенствованию деятельности

детей в игре.

Приложение 3

Примерная схема отчета студента-практиканта о прохождении педагогической практики

Титульный лист с указанием необходимых сведений.

Дневник практики.

Место прохождения педагогической практики (школа или лагерь, отряд).

Список отряда с указанием возраста детей.

План работы лагеря, отряда на смену.

Режим дня в лагере.

Содержание деятельности в период педагогической практики (см. п.4, 5):

формы, виды, методы работы, определение наиболее эффективных.

Анализ воспитательного мероприятия.

Анализ игры.

Характеристика с оценкой деятельности, выданная педагогом-воспитателем.

Литература:

Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. — М., 1992.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. — М., 1996.

Воспитание младших школьников. — М., 1998.

Гаврилин А.В. Управление школой как воспитательной системой. — Владимир, 1999.

Гуревич П.С.Психология личности: учебное пособие. — М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

Кулакова Н.Е., Лупоядова Л.Ю, Мельникова НА., Якимович ИХ. Дневник педагогической практики. — Брянск: Курсив, 1999;

Кулакова Н.Е., Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Дневник педагогической практики. — Брянск: Курсив, 1999.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. — М., 1999.

Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.

Лещинский В.М. и др. Учимся управлять собой и детьми. — М., 1995.

Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М., Академия, 2008.

Начальная школа. Научно-методический журнал. №№ 1-12, 2012.

Система педагогической практики студентов факультета педагогики и методики начального образования / Под ред. Ерыгина Ю.А., Ромашковой Е.И. – Владимир: ВГПУ, 2002.-70 с.

Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. — М, 1994.

Периодические издания: журналы «Начальная школа», «Воспитание школьников».

Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

_________________________________________________________________

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А.С.ПУШКИНА»

Лужский институт (филиал)

Межфакультетская кафедра гуманитарных и естественнонаучных

дисциплин

Дневник педагогической практики

Ф.И.О. студента(полностью)______________________________________________

учебной группыкурса___направления подготовки___________________

Практика проводилась в школе ___________________________________________

______________________________________________________________________

спо года

Староста группы студентов-практикантов____________________________



Страницы: 1 | 2 | Весь текст