п.20 10 класс


План урока 10 класс

§ 18. Луговая, болотная и водная растительность

Цель: Способствовать формированию знаний о луговой, болотной и водной растительности; закономерностях ее распространения, использования и мерах охраны.

Оборудование: учебные пособия, атласы, настенная карта «Физическая карта Беларуси»

Тип урока: Комбинированный

Структура урока: 1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

2. Актуализация знаний

3. Изучение нового материала

4. Обобщение и закрепление нового материала

5. Домашнее задание

Ход урока

Этапы урока

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

1.Орг. момент

Приветствие учеников, проверка готовности их к уроку и отсутствующих по списку;

Ученики приветствуют учителя

2.Проверка домашнего задания

В какой зоне расположена территория Беларуси? (смешанные леса)

— Какие подзоны согласно геоботаническому районированию выделяют в пределах страны? (дубово-темнохвойных, грабово-дубово-темнохвойных, широколиственно-сосновых лесов)

Сколько видов насчитывает растительный мир страны? (12 тыс.) Какие преобладают? (грибы)

Какие растения называются интродуцированными?

— Какие выделяют основные типы растительности?

Какова средняя лесистость Беларуси? (39%)

Какие выделяются группы лесов? Какие породы в них преобладают?

Отвечают на вопросы учителя

2.Актуализация знаний

Тема: Луговая, болотная и водная растительность

Давайте с вами вспомним:

Какие виды растений характерны для лугов, болот и водоемов?

Ученики отвечают на вопрос учителя

3.Изучение нового материала

Особенности луговой растительности.

Вторым по распространению типом природной растительности Беларуси являются луга. Они занимают 16% территории страны.

Что такое луг?

Луга — открытые растительные сообществами с преобладанием многолетних трав.

Луговые сообщества включают более 1500 видов растений. Давайте вспомним, сколько всего видов насчитывается в растительном мире Беларуси? (12 тыс.)

Луговую растительность по происхождения можно разделить на: — коренную (в поймах рек)

вторичную (в рез-те хоз. деятельности – вырубки лесов, выработки торфяников, осушения болот, зарастании с/х угодий). Их существование возможно только при постоянном влиянии хозяйственной деятельности (сенокошение, выпас скота).

Луга делятся на пойменные и внепойменные

Пойменные луга (заливные), 5% от площади лугов.

Приурочены к поймам рек, которые ежегодно затапливаются талыми водами.

Откройте атласы на стр. 21. Где наиболее широко распр-ны пойменные луга?

Наиболее широко представлены в Полесье.

Характеризуются однообразной по видовому составу растительностью. В центральной части поймы в составе преобладают злаки и разнотравье. Наиболее продуктивные. Эти луга – ценные сенокосы. В пониженных частях пойм в составе растительности появляются болотные виды: осоки и разнотравье (незабудка болотная). К травяной растительности примешиваются кустарники: ивы, можжевельник.

Внепойменные луга (материковые), (95%) Образовались на месте пожаров и лесосек. В отсутствии хоз. деят-ти – зарастают. Приурочены к междуречьям и водоразделам.

В зависимости от положения в рельефе делятся на суходольные и низинные

Суходольные.

Занимают выпуклые части водоразделов, с умеренным увлажнением. Питаются атмосферными осадками Распространены на севере.

Травостои низкие, представлены мелкими злаками и разнотравьем. По видовому составу богаче, чем пойменные, но продуктивность их низкая. Используются как пастбища.

Злаки (ценный кормовой ресурс)- тимофеевка луговая, ежа сборная.

Бобовые (ценные корма) – разные виды клевера, люцерна.

Разнотравье- цмин песчаный, василек луговой и т. д.

Низинные.

В понижениях рельефа вне пойм, с достаточным или избыточным увлажнением.

Питание – грунтовыми водами.В травостое – злаки (канареечник тростниковидный, полевица), осоки, разнотравье (лютики). Отличаются большим видовым разнообразием, продуктивность выше суходольных



Болотная растительность.

Что такое болото? Участок суши с избыточным увлажнением, без сплошного зеркала воды на поверхности

Как образуются болота?(в результате зарастания озер и заболачивания почв в понижениях)

Обратите внимание на рис. 56, стр.100 (какие выделяются типы болот?)

Что лежит в основе данной классификации?(характер минерального питанияи сотав растительного покрова)

Низинные. 62%

Расположены в понижениях рельефа, местах, где грунтовые воды подходят близко к поверхности – характерен грунтовый тип питания с высоким содержанием минеральных веществ. Характеризуются богатым видовым составом. Сочетаются элементы луга, водоема и леса.

Где получили большее распространение низинные болота? (карта атласа на стр. 21)

Преимущественно травяные. Преобладают осоки.

Древесные породы – сосна обыкн., береза пушистая, ольха черная

Кустарники – ивы, можжевельник, крушина ломкая

Кустарнички – брусника, черника, вереск

Травы – осоки, пушица, сабельник, вахта, калужница болотная

Мхи — гипновые

Верховые.

Образуются в рез-те застаивания поверхностных вод. Питание – атмосферными осадками. Часто размещаются на местах бывщих озер. Характеризуются низким содержанием минеральных элементов, бедным видовым составом. На севере.

Деревья – сосна обыкн.

Кустарники – багульник бол., мирт

Кустарнички – голубика, клюква, морошка, вороника

Травы – пушица, росянки

Мхи – Сфагновые (угнетает рост других растений).

Переходные

Смешанное питание. Характеризуются большим видовым разнообразием. Имеют черты верховых и низинных. Бывают лесные, кустарниковые, травяные, моховые. Распространены в центре Беларуси

Растительность водоемов. Полностью зависит от наличия водной акватории. Растительный мир представлен высшими растениями и водорослями.

Особенности: преобладают многолетние, теневыносливые, размножение вегетативное, имеют воздухоносные полости, слабо развита корневая система.

Растительные пояса:

— земноводные растения, до глубины 0,5 м – осоки, аир, вех ядовитый, хвощ

— полупогруженные, (прибрежно-водные), 1-2 м, тростник, рогоз, камыш

— зона растений с плавающими листьями, до 3 м, кувшинка,

— зона погруженных растений, 3-5 м, рдест, роголистник, пузырчатка обыкновенная

— зона мхов и водорослей, более 5 м.

Многие водоемы являются индикаторами чистоты воды.

Хозяйственное использование растительности

Функции: — сырьевая (древесина, ягоды грибы, лекарственные растения; луга как сенокосы и пастбища; в хоз-ве используется 500 видов растений)

— экологическая (охрана почв, воздуха от загрязнения, сохранения мест обитаний животных, выработка кислорода)

— социальная (использование в рекреационных целях)

Охрана растительности

Хозяйственная деятельность человека приводит к сильному изменению растительности. Довольно остро стоит проблема сохранения биологического разнообразия.

На государственном уровне охраняется 274 вида растений, которые занесены в Красную книгу РБ

Категории охраны:

Виды, находящиеся на грани исчезновения, имеющие низкую и быстро сокращающуюся численность

Исчезающие виды, имеющие низкую численность и тенденцию к сокращению

Уязвимые виды с невысокой степенью риска исчезновения

Потенциально уязвимые с невысокой степенью риска исчезновения

вида – в списке профилактической охраны.

Ученики записывают тему урока в рабочие тетради;

Ученики слушают, записывают в тетради классификацию лугов.

Ученики, пользуясь картой атласа, отвечают на вопрос учителя

Пользуясь учебником, отвечают на вопрос учителя

Пользуясь картой атласа. Отвечают на вопрос учителя

Записывают в тетрадь растительные пояса водоемов

4.Закрепление нового материала

Фронтальный опрос по изложенному материалу.

— На какие типы делятся луга Беларуси?

-Какие луга относятся к коренным, какие – к вторичным?

— Как используются луга?

— Какие выделяют типы болот?

— Что лежит в основе этой классификации?

— Как они распределены по территории страны?

— Как используются болота Беларуси?

— В чем особенности растительности водоемов?

Ученики устно отвечают на вопросы учителя;

5.Домашнее задание

§ 20; повторить § 21

Запись домашнего задания дневник;