ответы по истории эко учений(не все 2 курс)


Предмет и функции курса «История экономических учений

Предметом изучения данной науки является исторический процесс возникновения, развития, борьбы и смены систем экономических взглядов различных социальных слоев, классов, представленных в теориях отдельных экономистов, экономических школах, течениях и направлениях в различных государствах на различных этапах развития человеческого общества.

История экономических учений – это самостоятельная научная дисциплина, основное содержание которой заключается в выяснении истории развитияполитической экономии, начиная с зарождения экономических идей в работах древних мыслителей и кончая экономической мыслью современных экономических школ.

Свое начало история экономических учений берет со времен Древнего мира, и появления первых государств. Поэтому история развития экономической теории – это история развития политической экономии, производительных сил и производственных отношений общества.

По мере происходящих изменений в системе производства, экономике, науке, технике и культуры постоянно обновляется и совершенствуется экономическая теория. Сущность любой науки проявляется в их функциях. История экономических учений выполняет следующие функции: 1)познавательную, 2) теоретическую, 3) методологическую, 4)идеологическую, 5) практическую.

1) Познавательная функция – общая функция для всех наук. Это обобщенная информация по проблемам данной науки, необходимые сведения от изучаемом предмете, повышение общей образованности, осведомленности углубление знаний об экономических процессах и явлениях.

2) Теоретическая функция состоит в том, что экономическая теория не ограничивается простой констатацией фактов, а выясняет суть процессов и явлений, раскрывает историю их явлений, условия, влияющие на них, выявляет тенденции дальнейшего их изменения, обобщает закономерности и формулирует законы, управляющие экономическими процессами.

3) Методологическая функция состоит в выработке совокупности общих принципов, приемов и методов исследования, общие подходы к изучению какой-либо науки, чтобы получить достоверную систему знаний.

4) Идеологическая функция. История экономических учений является общественной наукой и не может развиваться вне общества и, следовательно, всегда выражает интересы какого-либо класса, социальной группы людей, различных слоев общества. В любом обществе существуют различные  системы взглядов, идей, интересов. И прогрессивной наукой может быть лишь такая, которая выражает интересы прогрессивного, передового класса или слоев общества и которые совпадают с развитием общественного прогресса и общества в целом. Такая теория является носителем научной идеологии.

5) Практическая функция любой науки, тем более общественной, не может развиваться в отрыве от реальной действительности, замыкаться в узких рамках теоретических исследований. Завершением теоретических исследований являются практические рекомендации по совершенствованию экономических процессов. Это относится и к историческим наукам, которые обобщают как положительный, так отрицательный исторический опыт и делают конкретные научные выводы. Это и разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической политики государства.  

1.2. Задачи курса «История экономических учений” 

Целью курса истории экономический учений является изучение истории становления современной экономической науки, анализ основных ее направлений во взаимосвязи с практикой современного экономического развития.

Теоретической основой изучения данного предмета является курс политической экономии. В то же время, приобретение знаний об истории развития общественного производства и сопоставление различных трактовок экономических концепций и категорий, сформулированных и взятых на вооружение различными экономическими школами, позволяет глубже усвоить и сопоставить основные из них, выделив наиболее прогрессивные.

Кроме того, знания в области эволюции экономической мысли формируют у экономиста необходимую эрудицию и творческие навыки, которые позволяют ему свободно ориентироваться в проблемах экономической теории, принимать самостоятельно решения по практической реализации актуальных хозяйственных задач.

При изучении курса «История экономических учений” необходимо обращать внимание, прежде всего, на основные экономические категории, проследить последовательность развития представлений о них в зависимости от развития процесса общественного производства и экономических отношений. Такими основными категориями являются стоимость товара, труд, рабочая сила, капитал, прибавочная стоимость, прибыль, заработная плата, рента и др.

Курс истории экономических учений рассматривает эволюции школ и направлений экономической мысли во все эпохи и периоды общественного развития, начиная с экономических взглядов и учений Древнего мира и средневековья, и кончая современными экономическими теориями.

В данном пособии акцентируется внимание на первой школе политической экономии – меркантилизме, классической школе А.Смита и Д.Рикардо, мелкобуржуазной политической экономии, марксистской экономической школе, маржинализме, институционализме, кейнсианской экономической школе и последующих  направлениях экономической мысли.

Вопр 2.ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЭПОХИ РАБОВЛАДЕНИЯ и ФЕОДАЛИЗМА

В конце V в. н. э. германские племена захватывают Рим, Римская империя перестает существовать, и на ее развалинах формируется целый ряд так называемых варварских государств (королевства франков, вестготов, бургундов и др.). Рабство постепенно ликвидируется, и начинают формироваться новые феодальные экономические отношения.  Переход от рабовладельческого к феодальному строю в разных странах происходил по-разному и в разное время. В целом этот период занял несколько веков (v-x вв.). Его основное содержание состояло, во-первых, в постепенном распаде свободной (соседской) общины и концентрации собственности на землю как на основное средство производства в руках светской власти и духовенства. Формировалось крупное феодальное землевладение. Во-вторых, свободные крестьяне-общинники, бывшие рабы и колоны разорялись, теряли личную свободу и превращались в крепостных крестьян, работавших на земле, принадлежавшей феодалу, и выполнявших феодальные повинности в виде отработочной ренты (барщины), ренты продуктами (оброка) или денежной ренты.  Об экономической мысли периода становления феодальных отношений мы можем судить, прежде всего, по сводам законов германских государств. Типичным примером может служить «Салическая правда», составленная в начале VI в. в королевстве франков. Основное внимание в этом документе уделяется организации свободной крестьянской общины, подчеркивается верховное право этой общины на землю и приоритет общинной собственности над частной. В целях сохранения общинной собственности на землю в «Салической правде» даже запрещалось передавать земельные наделы наследникам женского пола (поскольку женщина могла выйти замуж за крестьянина из другой общины). Верховное право общины на землю могло нарушаться только путем вмешательства королевской власти. Процесс закрепощения крестьян еще не получил в этот период широкого распространения, поэтому в «Салической правде» все свободные франки считались равными перед законом.  Вместе с тем в «Салической правде» совсем не рассматриваются вопросы торговли, ее развития и создания для нее благоприятных условий, что свидетельствует о приоритете натурального хозяйства в эпоху раннего Средневековья.  Постепенное формирование системы крупного феодального землевладения сделало актуальным вопрос организации феодального поместья. Ярким примером документа, регламентирующего жизнь хозяйства феодала, стал «Капитулярий о виллах» (Закон о поместьях), изданный в начале IX в. при Карле Великом. За прошедшие после «Салической правды» три столетия свободная крестьянская община превратилась в феодальную, крестьяне стали крепостными. Поэтому в «Капитулярии» уже не упоминается община и монопольным собственником земли объявляется владелец поместья (феодал). «Капитулярий» фактически санкционирует закрепощение крестьян, определяет формы повинностей в пользу феодала, отдавая предпочтение отработочной ренте. Крестьянин мог иметь в пользовании надел земли (манс), а также в своей собственности инвентарь и рабочий скот, при помощи которого он обрабатывал и господские земли.

Вопр3. Экономическая мысль Древнего Востока (Вавилония). «Законы Хаммурапи».

Экон. мысль Др. В. имеет в основном религиозную форму и подчинена решению социальных и политических проблем.

Социально-экономическим трудом в Вавилонии являются законы царя Хаммурапи, в которых давались конкретные шаги по улучшению экономической ситуации. В значительной мере уделялось внимание защите имущества граждан, в первую очередь чиновников и воинов. Законы Хаммурапи строились на основе разделения населения на полноправных свободных граждан, неполноправных свободных и рабов. Соответственно, наказание для полноправных свободных было наименьшим, для рабов — наибольшим. Регулировалась деятельность ростовщиков: чёткое определение процентной ставки, ограничение долгового рабства тремя годами, в случае неурожая срок погашения долга продлевался, устанавливалась ответственность за плохое обращение с должниками. Большое внимание уделялось вопросам найма, но не было различия между наймом людей и наймом имущества.

Некоторые примеры: 1) посягнувший на чужую частную собственность, в том числе на раба, карается обращением в рабство либо смертной казнью; 2) срок долгового рабства (жены, сына, дочери, отца) не должен превышать 3 лет, а сам долг отменяется по отбывании срока наказания.

Вопр 10,11

11Экономические взгляды меркантилистов. Общая характеристика, этапы развития.В истории экономической науки XVI-XVII века сыграли особую роль. В этот период происходит формирование национальных государств; натуральное производство все более вытесняется развитием рыночных отношений; расширение рынков вслед за великими географическими открытиями; осуществляется накопление капитала; быстрое развитие ростовщического и купеческого капитала. Характер научных исследований также подвергается изменениям: они принимают все более светский облик, ставят перед собой прагматические цели. В экономической науке это выразилось в том, что появились работы, где обсуждались насущные проблемы хозяйственной деятельности (национальное богатство, пути его увеличения). В рассматриваемый период во многих странах наблюдалась нехватка денег (золота и серебра) для обслуживания возросшего товарного оборота, что подтолкнуло к чеканке неполноценных монет («порча» монет). Постепенно возникла школа меркантилистов, создание которой означало появление первых более или менее систематизированных экономических воззрений.В XV-XVI веках преимущественной сферой приложения капитала являлась торговля, особенно быстро (в результате колониальных захватов) развивалась внешняя торговля. От итальянского мерканте (купец) и происходит термин меркантилизм. Меркантилизм характеризуется двояко, с одной стороны, как экономическая политика государства, способствовавшая приумножению богатства страны в эпоху первоначального накопления капитала и выражавшая интересы торговой буржуазии, с другой стороны, как теоретическая концепция, выясняющая возможности и закономерности увеличения богатства в сфере обращения и обосновывающая меркантилистскую политику государства.В качестве основных принципов меркантилизма как направления экономической мысли можно выделить следующие положения:

деньги есть абсолютная форма богатства;

источники богатства — внешняя торговля или же непосредственно добыча благородных металлов;

целью внешней торговли является обеспечение притока в страну золота и серебра, для чего надо покупать дешевле и продавать дороже; национальную промышленность надо поддерживать путем импорта дешевого сырья и протекционистских тарифов на остальной импорт;

заработная плата должна поддерживаться на относительно низком уровне (например, благодаря росту населения), тогда прибыли будут высокими.

В развитии меркантилизма выделяют два этапа — ранний и поздний. При сохранении единой идеологии и цели – увеличение количества денег в стране, с развитием меркантилизма менялись способы достижения этой цели, они становились более гибкими. В основе раннего меркантилизма лежала идея «денежного баланса» (монетарный подход). Богатство отождествлялось с деньгами, и для удержания денег в стране были разработаны в основном административные меры. Политика привлечения денег в страну была весьма примитивной: иностранных купцов просто принуждали расходовать всю выручку на месте, привлекая для этого мощь надзирательных органов. Меркантилисты предлагали не допускать вывоза золота и серебра из страны, всемерно ограничивать импорт, устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары и высокие таможенные пошлины. Дальнейшее проведение такой политики могло просто задушить торговлю, поэтому государства Европы переходят к более гибкой политике.Поздний меркантилизм (со второй половины ХVI в.) основывался на концепции активного торгового баланса. Увеличить приток денег в страну предполагалось путем превышения экспорта над импортом, т.е. активного сальдо. Административные меры постепенно вытесняются рекомендациями экономического характера. Самым надежным способом привлечения денег в страну считалось развитие производства экспортных товаров и достижение превышения вывоза над ввозом. Государство стало поддерживать развитие мануфактурного производства, посреднической торговли, стимулировать импорт готовой продукции, экспортировать разрешалось только сырьевые материалы. Представители позднего меркантилизма считали, что государству выгодней не просто накапливать деньги, а пускать их в оборот. Развитие меркантилизма в различных странах имело свои особенности, что объясняется различным уровнем экономического развития. Представители раннего меркантилизма — Б.Даванзатти (Италия), У Стаффорд (Англия) выступали за ограничение торговли, импорта товаров, вывоза монеты. Наиболее известным представителем позднего меркантилизма в Англии является Т. Мен. С целью развития торговли Мен предлагал расширить сырьевую базу промышленности, сократить чрезмерное потребление иностранных товаров, для снижения издержек – ограничить заработную плату рабочих. Во Франции государственная власть в течение XVIII века проводила политику кольбертизма, способствовавшую развитию внешней торговли, запрету вывоза ценных видов сырья, развитию мануфактуры с помощью субсидий и привилегий, установлению таможенных пошлин. Французский меркантилист А. Монкретьен ввел в научный оборот термин «политическая экономия» и определил ее предмет как свод практических правил хозяйственной деятельности.Поздние исследователи указывали на теоретическую слабость меркантилизма, в частности концепции активного торгового баланса. Уже в середине XVII в. отдельные проницательные экономисты осознали, что приток в страну драгоценных металлов увеличивает внутренние цены, приводит к сокращению импорта и оттоку капитала из страны, что постепенно сводит на нет выгоды от положительного баланса внешней торговли. Несмотря на теоретическую слабость, меркантилизм сыграл значительную роль в развитии экономической науки и практики: впервые объектом исследования стали капиталистические отношения на их ранней (мануфактурной) стадии; меркантилизм – первое светское учение; поздний меркантилизм способствовал международному разделению труда, развитию промышленности, ориентированной на экспорт, посреднической торговли



Вопр 4 Экономическая мысль древнего Египта.

Одним из первых дошедших до нас памятников экономической смыли является

«Поучение гераклеополь-ского царя своему сыну». Автор «Поучения» обращает

внимание на необходимость эффективного функциони-рования аппарата управления,

которые стоит между фараоном и населением. В сплоченности царствования.

Аппарат должен работать «как один отряд». Для этого царю необходимо

заботиться о материальном поощрении чиновников: «Возвышай твоих вельмож,

чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем

доме, он владыка вещей и не нуждается. Награждай вельмож податными спискам,

жрецов – участками земли». Для добора людей в аппарат управления автор

советует приближать « к себе человека за дела его», не делая различия между

сыновьями из знати и простолюдинов. Это отражает еще не завершившийся процесс

класообразования в Древнем Египте.

Грамотность в Египте был монополией господствующих сословий. Чиновников

готовили в специальной школе. Своеобразной апологией профессии чиновника

является «Получение Ахтоя своему сыну Пиопи». Показывая альтернативы карьере

писца, автор описывает положение непосредственных производителей и заключает.

Интересным памятником древнеегипетской мысли является «Речение Ипусера».

Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и

ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи «Речение Ипусера»

выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Для

Ипусера – «несчастье для сердца», что вскрыты архивы, расхищены податные

декларации. Ипусер недоволен, что «простолюдины стали богатыми», «руководимые

стали собственниками рабов», а «собственники богатств стали неимущими».

Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.

Ипусер стремился прежнего всего к возрождению деспотически-бюрократического

механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. «Идеальный деспот», по

мнению Ипусера, не должен было допускать междоусобий в стране, насилия,

экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все ложности,

наладит систему трудовых повинностей, посредством которой происходит

строитель-ство пирамид и устройство водохранилищ, укрепит боевую мощь страны.

Вопр6 экономическая мысль Древней Индии.

Древнеиндийская экономическая мысль 4-3 в.д.н.э. представлена трактатом

«Артхашстра», автор – Каутилья. В этом трактате выделена роль царя в

выработке и реализации правильной экономической политики. Рабство признается

естественным природным явлением для накопления богат-ства. Только для арийцев

должно быть рабства.

Автор трактата заявляется, то государственное богатство складывается из

результатов труда населения. Деятельность государства должно быть направлена

охрану оросительных сооружений, освоение источников руды, строительства

дорог, развитие промыслов, борьба с народными спекулян-тами.

Чтобы обосновать присвоение прибыли торговцами, Каутилья считает, что если

цена товара на рынке складывает-ся не только из издержек. То следует заранее

устанавливать долю прибыли торговой цене товара в размере 5% на мест-ные и

10% на иностранные товары.

Большое значение Каутилья придавал решению финансовых проблем государств. По

его мнению, руководителем финансового ведомства должен быть «главный

собиратель дохода», ведающий и рядом подразделений государственного

хозяйства. Причем подобный доходов государства складывается из собственной

«прибыли» государственных хозяйств, а также всевозможных налогов и пошлин.

Судя по «статье расходов», государству следовало предоставлять средства в на

развитие промышленности, и торговли, для проведения публичных работ. Чтобы

финансовое ведомство, связанное с государственным хозяйством и податной

системой, работало исправно, Каутилья считал, что необходимо вести строгий

документированный учет доходов и расходов. Царь должен пресекать

казнокрадство чиновников.

Вопр 7 Экономическая мысль Древнего Китая.

Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли является Конфуций, он

является автором сборника «Беседы и суждения». В его хозяйственных воззрениях

обосновывается необходимость государственной защиты экономического

благополучия родовой знати, всех выше-стоящих.

По его мнению, труд преумножает богатство народа и государства и что вполне

оправдано сосуществование частного владения потомственной аристократии и

непотом-ственных рабовладельцев. Образованный правитель – это отец народа.

Гарант и правильного действия и более равно-мерного распределения богатства и

в том числе благодаря собственной умеренности в расходах. Он убеждал, что

общество разделилось на сословия богом и природой.

Он призывал чтобы каждый человек стремился к моральном у совершенству,

постигая естественные правила уважения к старшим.

Согласно учению Конфуция, у народа будет достаток, если умело хозяйствовать

при регламентированных нату-ральных отношениях.

Гуань-дзы

В 4-3 в д.н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного

экономического трактата «Гуань-дзы». Его авторы задумали ряд положений,

заслуживающих внимания и в наше время, например золото и жемчуг не

рассматрива-лись как восхитительные богатства. Богатством признается

материальные блага. Увеличивается роль денег, золото называется товаром,

служащим мерой исчисления ресурсов государства.

Отчетливо проводится мысль о необходимости стильного развития экономики и

утверждается, что только там царит спокойствие, где цены на хлеб

регулируются. Для регулирования экономики в целом авторы трактата рекомен-

дуют создавать государственные запасы хлеба, вести льгот-ные кредиты

земледельцам, заменить прямые налоги на железо и соль с их использованием.

В учении 3- косвенными, то есть распределить налоги на товары, которые

производятся их мыслителей избыточная надежда сделать богатым государство

путем более равномерного распределения национального богатства без поощрения

торговцев и ростовщиков.

Место в обществе богом избранных знатных четко опре-делено, а именно не будь

знатных, страна осталась бы без дохода. Но не могут все быть знатными и

поэтому должны трудиться.

Вопр 8 Экономическая мысль древней Греции.

Ксенофонт

Самыми известными представителями этого периода – философы. Платон,

Аристотель, Ксенофонт. Ксенофонт – автор трактата «Домострой», один из первых

в истории экономической мысли обращается к всестороннему изуче-нию проблеме

разделения труда в обществе. Не оспаривал старые разделения труд на

умственный и физический, от природы разделение людей на рабов и свободных. Он

углуб-ленно агломентировал новый по тем временам тезис о том, что наиболее

простая работа может выполняться более производительней, степень разделения

труда обусловлена размерами рынка.

В числе первых был Ксенофон в двух сторонах любого товара выражается его

полезные свойства: потребительная стоимость и меновая стоимость.

Будучи сторонником натурально-хозяйственных отноше-ний и противником

ростовщичества он признавал необходи-мость и полезность денег, указывал на

их функции средства обращения средства накопления.

Платон

Во многом похожи на суждения Ксенофона учения Платона. Оно направлено на

упрочение основ натурально-хозяйственных политики. Это учение нашло свое

место в 2-х его трактатах. У него был проект государственного устрой-ства, в

нем высоко оценивалась роль аристократии, как это сословие вместе с войнами

составляет аппарат управления государством и должно управлять всем обществом.

Не философы, не армия не должны быть обременены ни какой собственность. Их

материальным обеспечением должно было заниматься государство. Все

хозяйственные заботы возлагаются в проекте на третье сословие общества, куда

относятся земледельцы, купцы, ремесленники. Рабы же – это собственность и ни

к какому сословию не отнесены. В другом трактате «законы» Платон

рассматривает положения материально обеспечения граждан высших сословий. Они

должны находится на государственном довольствии. Все граждане могут получить

дом и земельный надел. Земельный надел выделяется лишь с представлением

правовладения, хотя и с возможностью последующей передачи одному из детей на

тех же условиях. Ценность общего имущества граж-дан не должна разниться

больше чем в 4 раза.

Оба проекта Платона одинаковы в том, что аппарат управления государством не

должен иметь золота и серебро и заниматься ростовщичеством. Важнейшей

отраслью эконо-мики он считал земледелие, ремесло и торговлю менее

престижными занятиями.

Вопр9 Эконмоическая мысль Древнего Рима.

В этом государстве рабство было более развито, чем в Греции и имело иную

точку приложения (сельское хозяйство).

Наиболее известными работами являются работы Катона Старшего и Варрона.

В своем трактате «О земледелии» Катон обосновывает преимущества сельского

хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Хотя Катон допускал

использование нерабского труда, но его идеалом было высокоинтенсивное

хозяйство виллы, основанное на рабском труде. При этом Катон обобщил опыт

ведения такого хозяйства и предлагал ряд советов по увеличению доходности.

Особое внимание он уделял проблемам организации рабского труда: он предлагал

применять метод «кнута и пряника».

Проблемы организации рабского труда рассматривает в своей работе «О сельском

хозяйстве» и Варрона. Он обосновывал преимущества сельского хозяйства и

порицал переселение римлян в городские стены. Он также был сторонником

самообеспечения вилл, а развитию рынка не придавал особого значения.

Защитниками интересов разорявшихся мелких земледельцев выступили народные

трибуны браться Тиберий и Гай Гракхи. В целях ограничения патрицианского

землевладения и решения аграрного вопроса Тиберий Гракх в 133 г до н.э.

предложил приинять закон, по которому римским гражданам разрешалось

арендовать не более 500 югеров государственной пахотной земли, причем одна

семья не могла занимать более 1000 югеров. Все излишки земли подлежали

возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров

условиях наследованного владения и уплаты небольшого налога. Определенные

надежды возлагались на наделение землей колонистов.

Луций Анней Сенека понимал политическую опасность рабства и призывал римлян

обращаться рабами более мягко, как с людьми, которые по природе равны

свободным.

12.Экономическая мысль Древнего Рима.

Экономическая мыль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в

Древнем Риме. Важнейшей проб-лемой древнеримской литературы оставалась

проблем рабства, его оправдания. Организации и методов ведения крупных

рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопроса выступали Катон

Старший, Варрон Колумелла.

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного

земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение»

Катоном Старшим. Трактат Катона отразил периоды подъема римского

рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное

хозяйство, обеспечивающее прежде всего свои потребности однако не исключалась

торговля, призванная реализовать часть продукции приоб-ретать то, что не

могло производиться собственными силами. Большое место сочинениях Катона

занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам

эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал

содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально

эксплуатировать питание, одежда, жилище должны были соответствовать положению



Страницы: 1 | 2 | Весь текст