одежда человека 5 класс


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет имени

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

Факультет искусств и художественного образования

Кафедра изобразительного искусства

План — конспект урока ИЗО

5 класс

Тема:« Одежда говорит о человеке»

Выполнена студентом ХГг- 209

Очной формы обучения

Сёминой Екатерины Сергеевны

Владимир 2013 г.

Тема Урока: Одежда говорит о человеке

Цели урока:

познакомить учащихся с декоративно-прикладным искусством Древнего Китая;

показать тесную связь восточного искусства с окружающей природой ;

показать отличия в одежде разных сословий Китая;

развивать творческую фантазию учащихся;

воспитывать у учащихся интерес к мировому искусству.

Материалы к уроку: «Репродукции картин китайских художников, фотографии и рисунки с изображением зданий, предметов быта, одежды Китая; учебные таблицы, детские рисунки; ножницы, клей, краски, тонкие кисти, фломастеры, гелевые ручки.

Ход урока

1. Организационно момент (проверка готовности )

2. Вводная беседа и актуализация знаний учащихся.

Учитель: Природа, окружающая человека, обычаи и религия тесно взаимосвязаны и отражаются в мировоззрении народов. Эти представления проявляются и в архитектуре, национальном костюме, предметах обихода.

Мы уже знаем, как мировоззрение древних египтян отразилось в их декоративном искусстве. Суть декора (украшений) — выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Вопрос к классу: Как вы думаете, для чего нужна человеку одежда?

(Ответы учащихся: одежда защищает от холода, скрадывает недостатки фигуры, создает образ, стиль).

Учитель: Но еще одежда становится особым знаком – знаком положения человека в обществе, т. е. его социальной роли.

Вопрос к классу: Какие вы знаете отличия в одежде высших и низших сословий общества?

(Ответ: у людей высших сословий – дорогие ткани и сложная декоративная отделка одежды: вышивка, золотое шитье, украшение драгоценными камнями, у низшего сословия – простые, грубые ткани и простота декора или полное его отсутствие).

3. Организация познавательной деятельности.

На этом уроке вы познакомитесь с декоративно-прикладным искусством народов Востока, в частности, Древнего Китая. Традиционная восточная культура интересна тем, что она является не только историей и достоянием древних цивилизаций, но живет и в наши дни. Народы Китая, Японии, а также Индии бережно хранят национальные традиции, которые органично вошли в их сегодняшнюю жизнь.



4. Национальный костюм. Головной убор. Прическа.

Национальная одежда китайцев была многослойной. Мужчины и женщины носили длинные халаты, скрывающие форму тела. Длинные широкие рукава напоминали мешки. Со временем правительственными указами были регламентированы фактура тканей, цвет одежды императора и его свиты, чиновников и другого населения: золотой и желтый — цвет для императора (7), белый и красный — для воинов, голубой — для молодых воинов, коричневый — для сановников (см. рисунки в учебнике на стр. 108-109).

Идеалы красоты с течением времени менялись, но чувство гармонии у китайцев было сильно развито всегда.

Неотъемлемой частью костюма был головной убор. Его не снимали даже в торжественных случаях, а по украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение человека. Носили конические шляпы из тростника, небольшие шапочки из прозрачного или черного шелка, в торжественных случаях надевали головные уборы, напоминающие крышу пагоды.

Китай считается родиной шелка, из шелковых тканей шили одежду для высших слоев общества, изготовляли ширмы, на них писали пейзажи. Бытовая одежда простолюдинов значительно отличалась от парадного костюма знати.

Любой костюм требовал особого внимания к деталям: поясам, веерам, зонтикам. Пояса, как правило, украшались искусной вышивкой. Веера изготавливались из бумаги, которая крепилась на бамбуковый каркас. На веере изображали пейзаж, ветки, траву или бамбук . На завершенную роспись художники ставили свою печать красного цвета .

IV. Практическая работа учащихся: украшение китайской одежды декоративными элементами.

Эта практическая работа может выполняться на тонированной бумаге цветными гелевыми ручками, акварелью, гуашью или фломастерами. Для украшения халата можно пользоваться ручками бронзового и серебряного цвета. На листе формата А2 учитель заранее выполняет и вырезает фигуры кукол – «китайского императора» и «придворной китайской дамы» (см. Приложение 1, фото 1), одежду для которых дети должны украсить.

Лучшие работы украшают женский и мужской китайский костюм.