обучение сочинению 11 класс


Сочинение- рассуждение ЕГЭ (часть С)

Исходный текст

(1)Я сидел в ванне с горячей водой, а брат беспокойно вертелся по маленькой комнате, хватая в руки мыло, простыню, близко поднося их к близоруким глазам и снова кладя обратно. (2)Потом стал лицом к стене и горячо продолжал:

– (3)Сам посуди. (4)Нас учили добру, уму, логике – давали сознание. (5)Главное – сознание. (6)Можно стать безжалостным, но как возможно, познавши истину, отбросить её? (7)С детства меня учили не мучить животных, быть жалостливым. (8)Тому же учили меня книги  какие я прочёл, и мне мучительно жаль тех, кто страдает на вашей проклятой войне. (9)Но вот проходит время, и я начинаю привыкать ко всем страданиям, я чувствую, что и в обыденной жизни я менее чувствителен, менее отзывчив и отвечаю только на самые сильные возбуждения. (10)Но к самому факту войны я не могу привыкнуть, мой ум отказывается понять и объяснить то, что в основе своей безумно. (11)Миллионы людей, собравшись в одно место и стараясь придать правильность своим действиям, убивают друг друга, и всем одинаково больно, и все одинаково несчастны – что же это такое, ведь это сумасшествие?(12)Брат обернулся и вопросительно уставился на меня своими близорукими глазами.

– (13)Я скажу тебе правду. – (14)Брат доверчиво положил холодную руку на моё плечо. – (15)Я не могу понять, что это такое происходит. (16)Я не могу понять, и это ужасно. (17)Если бы кто-нибудь мог объяснить мне, но никто не может. (18)Ты был на войне, ты видел – объясни мне.

– (19)Какой ты, брат, чудак! (20)Пусти-ка ещё горячей водицы.(21)Мне так хорошо было сидеть в ванне, как прежде, и слушать знакомый голос, не вдумываясь в слова, и видеть всё знакомое, простое, обыкновенное: медный, слегка позеленевший кран, стены со знакомым рисунком, принадлежности к фотографии, в порядке разложенные на полках.(22)Я снова буду заниматься фотографией, снимать простые и тихие виды и сына: как он ходит, как он смеётся и шалит. (23)И снова буду писать – об умных книгах, о новых успехах человеческой мысли, о красоте и мире.

(24)А то, что он сказал, было участью всех тех, кто в безумии своём становится близок безумию войны. (25)Я как будто забыл в этот момент, плескаясь в горячей воде, всё то, что я видел там.– (26)Мне надо вылезать из ванны, – легкомысленно сказал я, и брат улыбнулся мне, как ребёнку, как младшему, хотя я был на три года старше его, и задумался – как взрослый, как старик, у которого большие и тяжёлые мысли.

(27)Брат позвал слугу, и вдвоём они вынули меня и одели. (28)Потом я пил душистый чай из моего стакана и думал, что жить можно и без ног, а потом меня отвезли в кабинет к моему столу, и я приготовился работать.(29)Моя радость была так велика, наслаждение так глубоко, что я не решался начать чтение и только перебирал книги, нежно лаская их рукою.(30)Как много во всём этом ума и чувства красоты!

(По Л. Андрееву*)*Андреев Леонид Николаевич (1871–1919) – прозаик, драматург,публицист, представитель Серебряного века русской литературы.

Задание С1.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

1.Сформулируйте и 2.прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).3.Сформулируйте позицию автора (рассказчика). 4.Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. 5.Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как выявить проблему в исходном тексте?

1. Прежде всего пересказываем текст сжато, стараясь выразить его содержание в одном предложении. У нас получается вот что: в беседе со старшим братом младший высказывает мысль о том, что война — это страшное безумие, страший же испытывает радость от возможности снова видеть все знакомое, заниматься любимым делом.

2.  Выделяем ключевые слова в нашем предложении: в беседе со старшим братом младший высказывает мысль о том, что война — это страшное безумиестраший  же испытывает радость  отвозможности снова видеть все знакомое, заниматься любимым делом. Мы видим, что речь в тексте идет о войне и о радости жизни. Это 2 разные проблемы, в задании нам следует выбрать только одну. При выборе учитываем, приводить примеры по какой из них будет легче. Допустим, мы выбираем проблему войны. В первом абзаце сочинения так и пишем Проблема войны… Именно над ней размышляет Л.Андреев.» 

Как написать комментарий к проблеме?

Переходим ко второму абзацу нашего сочинения. Прежде всего отметим, что не надо писать в комментарии. Не следует пересказывать, а тем более переписывать фрагмент(ы) текста! Такой подход  ведет нас к нулю баллов по соответствующему критерию (см. Критерии оценивания). Нам нужно создать свое суждение. Для этого мы должны указать на актуальность (значимость, важность) проблемы во все времена (в наше время) и обосновать ее: » Проблема, затронутая автором, всегда актуальна, потому что….» Здесь нужно опереться на исходный текст. В нашем примере проблема актуальна, потому что  войны в мире слишком часты, на фронт уходят молодые люди, многие из них или погибают, или остаются инвалидами (герой текста Андреева остался без ног).



Как сформулировать позицию автора?

 Для этого находим в нашем ключевом предложении слова, характеризующие войнув беседе со старшим братом младший высказывает мысль о том, что война — это страшное безумие, страший  же испытывает радость  от возможности снова видеть все знакомое, заниматься любимым делом. Позиция автора — война страшна, безумна

Как выразить свою точку зрения и привести аргументы?

 Далее выражаем свою точку зрения: «Я (не) согласен  с позицией автора». Свою точку зрения аргументирую следующими примерами.

Далее приводим 2 примера (желательно, в разных абзацах). Один из аргументов приводим на основе личных впечалений. Это может быть рассказ дедушки (бабушки), история друга, знакомого, родственника или своя собственная. Главное, чтобы история подтверждала мысль автора (и нашу).

Вторым аргументом будет служить аналогичный эпизод из повести, рассказа, романа (произведения) какого-либо писателя. Если ничего подходящего вспомнить не удается, можно сослаться на статью в каких-либо газетах или журналах, например в «Комсомольской правде». Важный момент: нужно не только сослаться на эпизод, но и пересказать его, иначе предложение типа «подтверждением этому может служить роман Л.Толстого «Война и мир»» не будет засчитано как аргумент вовсе.

О чем писать в заключении?

Чтобы не повторять основную мысль много раз, в заключении лучше выразить надежду на что-нибудь позитивное, но обязательно связанное с нашей темой, например выразить надежду на то, что войн, калечащих души и тела, будет меньше.

Как написать сочинение?

 Далее нам нужно написать черновик сочинения, следуя шаблону. Курсивом выделены фрагменты, которые  заменяются в зависимости от конкретного текста. Остальные элементы остаются прежними.

ШАБЛОН СОЧИНЕНИЯ ( ЕГЭ, ЧАСТЬ С)

Формулировка проблемы.Вначале называем ключевое слово, затем  дописываем связку. 

Проблема войны… Именно над этим  заставляет нас задуматься Л.Андреев.

Комментарий к проблеме. Указывается ее актуальность и обоснование, почему мы считаем проблему значимой. Обоснование делается с опорой на исходный текст. В нашем примере — старший брат вернулся с войны без ног.

 Проблема, затронутая автором, остро стоит перед человечеством. Нам слишком часто приходится слышать сообщения о том, что в той или иной стране начались военные действия. Это значит, что тысячи молодых людей покинут свои семьи, свой дом и отправятся на поля сражений, чтобы убивать и, возможно, быть убитыми или искалеченными.

Позиция автора.

Л.Андреев считает, что война бессмысленна и бесчеловечна, это страшное безумие.

 

Формулировка собственной позиции.

Я согласен с точкой зрения автора. В подтверждение  своих слов приведу 2 примера.

 

Аргумент на основе литературного источника. Если не удается вспомнить ничего подходящего, приводим аргумент на основе публицистических статей.

Первым аргументом будет служить эпизод из рассказа В. Быкова «Одна ночь». Герой этого произведения, Иван Волока, оказывается в заваленном подвале вместе с немецким солдатом. Они помогают друг другу, потому что на первом месте у них человеческие чувства. Оказавшись на свободе, они снова становятся врагами, и Иван стреляет в немца, которого недавно спасал. Вот жестокое и бесчеловечное лицо войны, рождающей в людях страх и ненависть.

 Аргумент на основе жизненного    опыта.

Второй аргумент приведу на основе личных впечатлений. Мой дедушка, бывший фронтовик, много рассказывал мне о том, что ему пришлось испытать на войне. Ранения, боль и страх, смерть близких и друзей – вот что довелось ему пережить. Слушая его рассказы, я понял, что ничего страшнее войны быть не может.

Заключение

Подводя итоги сказанному,  хотелось бы выразить надежду на то, что люди будут стремиться решать проблемы мирным путем.

 

http://russkii-yazic.narod.ru/sochinenie_ege_i_gia/kriterii_otsenivaniya_chasti_s_ege_po_russkomu_yaziku/