новый вариант вопросов по философ на рус.

Философия

Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Структура и уровни мировоззрения.

Исторические формы мировоззрения. Миф, религия и философия. Их особенности, сходства и различия.

Генезис философии, исторические типы философского мировоззрения.

Философия и ее предмет. Основные функции философии.

Основные проблемы и основной вопрос философии. Природа философских проблем.

Основные философские направления.(краткая характеристика).

7.Философия Древней Индии. Веды как источник философской мысли Древней Индии.

Основные направления философии Древней Индии. Ортодоксальные философские школы: йога, ньяя, веданта, вайшешика и др.

Неортодоксальные школы в философии древней Индии.

Буддизм, сущность и направления. Учение Будды о нирване и душе.

Основные философские школы Древнего Китая, конфуцианство, моизм, легизм, даосизм. Учение о дао и принцип «недеяния» в философии даосизма.

Социально-этическая теория Конфуция.

Становление и особенности с древнегреческой философии. Проблема первоначала в античной философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Пифагор, Демокрит).

Стихийная диалектика Гераклита Эфесского. Учение о противоположностях и становлении.

Элейская школа: Парменид и Зенон. Бытие и небытие. Апории Зенона.

Философские взгляды Сократа и софистов.

Философия Платона. Учение об идеях. Познание и диалектика. Социально-политическая концепция Платона.

Аристотель – создатель целостной философской системы. Учение о бытии. Логика Аристотеля.

Основные направления эллинистической философии: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.

Средневековая философия. Проблема разума и веры, сущности. Основные периоды в развитии западноевропейской философии средних веков.

Номинализм и реализм в философии Средневековья.

Учение Августина Аврелия о боге и человеке. Принцип «сомнения» Августина.

Философия Фомы Аквинского. Обоснование идеи Бога, разума, веры.

Средневековая философия мусульманского Востока. Восточный перипатетизм.

Философские взгляды аль-Кинди, аль-Газали, аль-Фараби, ибн Сины.

Ибн Рушд. Религия и философия (концепция двух истин).

Культурно-идейная характеристика эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения, гуманизм и проблема человеческой индивидуальности.

Рождение новой науки. Гелиоцентризм и учение о бесконечности Вселенной. Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей.)

Пантеизм Н.Кузанского. Принцип «тождества противоположностей».

Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии. Эмпиризм и рационализм.

Рационализм Спинозы и Лейбница. Учение Лейбница о монадах.

Французский материализм 18 века: природа, общество, человек. (Д. Дидро, Ф. Вольтер, Ж.Ж. Руссо).

Общая характеристика немецкой классической философии и круг ее проблем.

Основные этапы эволюции философии Канта. Теория познания и этика Канта.

Философская система Гегеля. Диалектический метод. Категории и законы.

Антропологическая философия Л.Фейербаха.

Общественно-исторические и естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма.

Марксизм о социальной структуре общества. Проблема отчуждения в философии.

Материалистическое понимание истории К.Маркса. Понятие общественно- экономической формации.

Философия жизни. Проблема человека в философии Шопенгауэра и Ницше.

Основные направления в современной западной философии (краткая характеристика).

Русская философия. Возникновение и основные этапы развития.

Славянофильство и западничество. Революционно-демократическая мысль в России (Герцен, Чернышевский и др.).

Русская философия нач. 20 века

Философские идеи в древнетюркской и средневековой культуре казахов (М.Кашгари, Аль-Фараби, Ю.Баласагун, Коркыт-Ата, Асан-Кайгы и др.

Общественно-политическая и философская мысль Казахстана в нач. 20 века.

Общественно-политическая, философская мысль Казахстана в 19 в. Ч. Валиханов-исследователь духовной культуры казахского народа.

Ибрай Алтынсарин – основоположник светской школы в Казахстане. Демократические и гуманистические идеи Алтынсарина.

Формирование и развитие просветительских и демократических взглядов Абая Кунанбаева.

Философские и социально-этические мысли в произведениях Абая.

Отношение к разуму и науке в философии на рубеже 19- 20 века.

Человек в мире и мир человека: экзистенциализм, персонализм, философская антропология.

Основные направления философии ХХ и нач. ХХ1 веков.

Категория бытия, ее смысл и специфика. Основные формы бытия. Специфика человеческого бытия.

Проблема субстанции в философии. Монизм, дуализм, плюрализм.

Формирование философского понятия материи. Наука о сложной системной организации материи.

Понятие движения, Движение и развитие. Основные формы движения.

Пространство и время. Специфика пространственно- временных отношений в природных и социальных процессах.

Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Софистика, эклектика, метафизика как альтернативы диалектики.

Универсальные связи бытия и их выражение в категориях диалектики? Единичное и общее, явление и сущность.

Категории диалектики: содержание и форма, причина и следствие, случайность и необходимость.

Диалектика количественных и качественных изменений. Качество и свойство. Качество и количество.

«Противоречивость» изменения. Диалектические противоположности. «Единство и борьба» противоположностей.

«Отрицание отрицания». Цикличность и поступательность изменений.

Природа живая и неживая. Философия и специальные науки о познании живого.

Экологическая проблема, ее научные, социально- философские и этногуманистические аспекты. Формирование экологического сознания.

Общество как подсистема объективной реальности, социальный способ бытия человека.

Анализ общественно-исторический практики, общественных потребностей, интересов, целей.

Практика как единство субъект-субъектных отношений. Практика и сознание. Практика и культура.

Проблема человека в философии. Природа, сущность, предназначение человека.

Антропосоциогенез и его комплексный характер. Труд – центральный фактор антропосоциогенеза.

Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Социальная и биологическая продолжительность человеческой жизни.

Человек и человечество. Планетарная общность судьбы, интернационализация в общественной жизни.

Сознание как форма жизнедеятельности человека, способ духовной ориентации и преобразования мира.

Понятие отражения. Отражение в неживой и живой природе.

Сознание и формы психической деятельности – мышление, память, воля, эмоции. Сознание и язык.

Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания и его элементы.

Формы общественного сознания: политическое, правовое сознание.

Формы общественного сознания: нравственное, эстетическое, религиозное сознание.

Познание как социально-опосредованное, исторически развивающееся отношение человека к миру. Субъект и объект познания.

Чувственное и рациональное познание. Формы мышления.

Проблема истины в философии и науке. Абсолютная и относительная истина. Критерии истины.

Научное познание и его специфические признаки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Специфика социального познания. Общество, человек как объекты социального познания.

Общество как саморазвивающаяся система. Понятие общественного производства и способа производства.

Единство и многообразие мировой истории. Революционный и эволюционный типы развития общества.

Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.

Субъекты и движущие силы исторического процесса. Понятие социальной группы.

Философское понятие культуры. Общество и культура.

Культура и разделение труда. Социальные функции культуры.

Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.

Культура как мир человека, как способ самоопределения и развития личности. Культура и творчество.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и межнациональное в культуре.

Культура и цивилизация. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

Содержание понятия личность, его соотношение с понятием человек. Роль социальной среды в формировании личности.

Современные глобальные ситуации: политические, экологические, демографические, экономические и др. Пути их решения.

Сущность и перспективы научно-технического прогресса, ее социальные последствия. Ограниченность и опасность технократического мышления.

Философия техники.

Долгосрочные приоритеты и стратегия развития Казахстана до 2030 г. (Казахстан – 2030).