нормативы по защите окружающей среды

1.Введение

Предельно допустимый выброс (ПДВ) — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов.

В целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух предусматривается установление следующих нормативов выбросов:

технического норматива выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух;

предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух

Технические нормативы выбросов для стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и технологических процессов устанавливаются Ростехнадзором.

Технические нормативы выбросов для оборудования, а также для всех видов передвижных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются государственными стандартами Российской Федерации, а при их отсутствии до момента принятия — Ростехнадзором.

Под предельно допустимым выбросом (ПДВ) следует понимать:

норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, устанавливаемый для стационарного источника загрязнения с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферы при условии не превышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха и предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы;

норматив, задающий массу выброса вещества в единицу времени (г/си т/г), при которой обеспечивается соблюдение санитарно-гигиенических нормативов в воздухе населенных мест (ПДКмр и др.) при наиболее неблагоприятных для рассеивания условиях;

ГОСТ 17.2.3.02-78 определяет предельно допустимый выброс (ПДВ) как количество вредного вещества, выбрасываемое в атмосферу в единицу времени, которое не разрешается превышать со стороны предприятия или другого источника загрязнения атмосферного воздуха.

При совместном попадании загрязняющих веществ в атмосферный воздух могут иметь место следующие виды их воздействий на организм человека:

независимое действие веществ;

суммация (аддитивность) воздействий, когда вещества обладают однотипным воздействием, суммируемым пропорционально концентрациям загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и обратно пропорционально их предельно допустимым концентрациям;

сверхсуммация или потенцирование (синергизм), когда взаимное влияние веществ усиливает эффект суммации;

антагонизм или ингибирование, когда происходит снижение воздействия одного или нескольких веществ в результате их взаимного влияния, т.е. снижается эффект суммации.

Под временно согласованным выбросом (ВСВ) следует понимать временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса.

Основанием для установления временно согласованного выброса (ВСВ) загрязняющего вещества в атмосферу может являться:

превышение фоновой концентрации загрязняющего вещества в месте расположения малого предприятия над значениями предельно допустимых концентраций ПДК);

наличие объективных технических или экономических причин, не допускающих достижения предприятием норматива предельно допустимых выбросов (ПДВ) в настоящее время.

Разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе:

проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной и иной деятельности) и

данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

2. Основные правила при разработке нормативов ПДВ

Разработка проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу базируется на применении следующих основных правил:

Правило 1. Каждый субъект хозяйственной деятельности, являющийся источником загрязнения атмосферного воздуха, обязан иметь согласованный проект нормативов ПДВ.

Правило 2. Норматив ПДВ устанавливается по каждому загрязняющему веществу (или группе суммации) для каждого источника выброса загрязняющих веществ в атмосферу и предприятия в целом. Для неорганизованных выбросов и совокупности мелких одиночных источников (вентиляционные выбросы из одного производственного помещения, от одной расположенной в помещении или на открытом воздухе установки, аэрационных фонарей, вентиляционных шахт и т.д.) устанавливают суммарный ПДВ.

Правило 3. Норматив ПДВ должен задавать объем выброса вещества в единицу времени, при котором выбросы рассматриваемого источника в совокупности с выбросами других источников города не должны создавать в зоне воздействия предприятия приземных концентраций, превышающих ПДК.

Правило 4. Если в районе расположения предприятия фоновая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе превышает установленные ПДК и значения норматива ПДВ по причинам объективного характера не могут быть достигнуты на момент разработки проекта, то вводится поэтапное сокращение выбросов. Для каждого этапа устанавливаются временно согласованные выбросы (ВСВ) с ориентацией на уровень выбросов действующих предприятий — аналогов с наилучшими экологическими показателями. ВСВ устанавливается на определенный срок с разработкой плана-графика мероприятий по достижению нормативов ПДВ.

Правило 5. При установлении норматива ПДВ и лимита ВСВ следует учитывать:

физико-географические и климатические особенности местности;

расположение промышленных площадок;

расположение участков существующей жилой застройки, санаториев, зон отдыха города;

перспективы развития предприятия, прилежащей селитебной территории и промышленной зоны;

значения фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Правило 6. Увеличение высоты труб с целью улучшения рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере для снижения уровня приземных концентраций допускается только после применения всех доступных современных средств по сокращению выбросов.

3. Структура проекта ПДВ

В «Аннотации» к проекту нормативов ПДВ отражаются основные результаты проведенной работы с указанием:

общего числа загрязняющих веществ, выбрасываемых предприятием в атмосферу;

количества видов веществ, обладающих эффектом суммации вредного действия, для которых разработаны нормативы выбросов;

числа источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в целом по предприятию;

сроков достижения нормативов ПДВ по ингредиентам; необходимых для этого затрат;

величины ущерба, наносимого выбросами предприятия.

В структуру проекта ПДВ входят следующие разделы:

1.Введение. Во введении приводят перечень основных документов, на основании которых разработан том ПДВ.

2.Общие сведения о предприятии:

почтовый адрес предприятия, количество промплощадок, взаиморасположение предприятия и граничащих с ним характерных объектов — жилых массивов, промышленных зон, лесов, сельскохозяйственных угодий, транспортных магистралей и т.д.;

карта-схема предприятия с нанесенными на нее источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

ситуационная карта-схема района размещения предприятия с указанием на ней границ санитарно-защитной зоны, зон отдыха, постов наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха.

3.Характеристика предприятия как источника атмосферы:

краткая характеристика технологии производства и технологического оборудования (описание выпускаемой продукции, основного исходного сырья, расход основного и резервного топлива) с точки зрения загрязнения атмосферы. При этом учитывается наличие в выбросах всех загрязняющих веществ, образующихся в технологическом процессе, а также все химические превращения выбрасываемых веществ;

краткая характеристика существующих установок очистки газа, укрупненный анализ их технического состояния и эффективности работы;

перспективы развития или технического перевооружения предприятия;

перечень загрязняющих веществ выбрасываемых в атмосферу в виде таблицы;

характеристика аварийных выбросов в виде таблицы. Также приводится краткая характеристика условий, при которых возможны аварийные и залповые выбросы;

обоснование полноты и достоверности исходных данных, принятых для расчета ПДВ. При этом описываются, откуда взяты исходные данные — из журналов первичного учета, из форм статистической отчетности 2ТП-воздух, получены инструментальными замерами, расчетными или балансовыми методами;

сведения о влиянии выбросов загрязняющих веществ на воду, почву, растительность, здоровье населения.

4. Проведение расчетов и определение предложений нормативов ПДВ:

наименование использованной программы расчета загрязнения атмосферы;

метеорологические характеристики и коэффициенты, определяющие условия рассеивания загрязняющих веществ;

результаты расчетов уровня загрязнения атмосферы на существующее положение и с учетом перспективы развития; перечень источников дающих наибольшие вклады в уровень загрязнения атмосферы в виде таблицы;

предложения по нормативам ПДВ по каждому источнику и ингредиенту занесенные в таблицу. Если в воздухе населенного пункта концентрации загрязняющих веществ превышают ПДК, разрабатывается план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

оценка экономической эффективности предлагаемых мероприятий по достижению нормативов ПДВ и причиняемого ущерба от загрязнения атмосферы;

данные о численности населения, проживающего в санитарно-защитной зоне и на территории, подлежащей к включению в санитарно-защитную зону.

5. Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях:

план мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

общая характеристика выбросов вредных веществ с указанием наименования цеха (участка);

план-график контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий;

экономическая оценка мероприятий по регулированию выбросов.

6.Контроль за соблюдением нормативов на предприятии:

контроль непосредственно на источниках выбросов;

контроль загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны населенного пункта.

7. Предложения о порядке организации контроля за соблюдением нормативов ПДВ собственными силами предприятия или на договорных началах.



4. Перечень документов для разработки нормативов ПДВ

1.Краткая информация о производственной деятельности, штатах и структуре предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов (производственные и коммерческие подразделения, участки, цеха, бригады, офисы, отделы, здания, сооружения и др.).

2.Реквизиты предприятия.

3.Карта-схема предприятия, ситуационная карта-схема расположения предприятия.

4.Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

5.Договор аренды либо свидетельство собственности на землю, здания, помещения и сооружения.

6.Справка о расходе сырья и материалов за год.

7.Перечень технологического оборудования.

8.Описание технологического процесса (подробно).

9.Наличие пылегазоочистного оборудования (ПГУ), паспорта на ПГУ, производительность и т.п.

10.Схема систем вентиляции и кондиционирования воздуха с указанием диаметров, высоты всех труб, марки вентиляторов и их производительность, число часов работы в сутки и т.п.

11.Справка о транспортных средствах, находящихся на балансе предприятия с указанием марки, количества, планируемого пробега, мест их стоянки (хранения), технического обслуживания и ремонта.

12.Квалификационный аттестат об экологическом образовании ответственного за экологию на предприятии.

13.Предыдущий проект выбросов загрязняющих веществ (если есть).

5. Порядок разработки проекта ПДВ

При разработке нормативов ПДВ можно выделить следующие крупные этапы:

проведение инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу;

собственно разработку нормативов ПДВ;

получение Разрешения на выброс.

При проведении инвентаризации источников выделения (эмиссии) и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу могут использоваться расчетный или инструментальный методы.

При использовании расчетного метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются расчеты, выполненные в соответствии с действующей нормативно-методической документацией, в установленном порядке согласованной МПР России. Расчеты представляются в полном объеме, отдельно по каждому источнику и ингредиенту и сопровождаются комментариями по обоснованию принятых величин и коэффициентов.

При использовании инструментального метода инвентаризации источников выделения и выброса загрязняющих веществ в атмосферу в проект нормативов ПДВ включаются протоколы замеров концентрации по каждому источнику и веществу, оформленные в соответствии с действующим порядком, с указанием мест и продолжительности отбора проб, использованных методов определения концентрации и приборного обеспечения.

Полнота учета в инвентаризационных данных совокупности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу от (из) организованных и неорганизованных источников выброса при осуществлении технологических процессов и хозяйственной деятельности на рассматриваемом предприятии подтверждается специальной записью, производимой руководителем этого предприятия в инвентаризационной части проекта нормативов ПДВ. Руководитель предприятия несет ответственность за полноту и достоверность представленных данных инвентаризации перед органами государственного контроля.

Для проведения инвентаризации источников выделения и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятие предоставляет разработчику проекта нормативов ПДВ следующие сведения о своей производственно-хозяйственной деятельности:

информацию о расходе, типе, составе используемого сырья, материалов, топлива представляются в виде справки за подписью главного бухгалтера и главного технолога;

данные о типах, основных характеристиках установленного оборудования и чистом времени его работы в виде справки за подписью главного механика предприятия;

сведения о количестве, марках транспортных средств, стоящих на балансе предприятия, маршрутах рейсирования по территории предприятия, местах стоянок в виде справки за подписью уполномоченного руководителя;

информацию о количестве, марках, часах и режиме работы транспортных средств, не стоящих на балансе предприятия, используемых для доставки сырья и вывоза продукции;

характеристики неорганизованных источников выброса загрязняющих веществ, их размер и местоположение.

6. Согласование проекта нормативов ПДВ

Нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и временно согласованные выбросы (лимиты) устанавливаются территориальными органами Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору – Ростехнадзором.

До представления проекта нормативов предельно допустимых выбросов в Ростехнадзор на проект должно быть получено заключение органов санитарно-эпидемиологического надзора. Для получения соответствующего заключения проект нормативов предельно допустимых выбросов малого предприятия следует представлять в Роспотребнадзор административного округа по месту нахождения предприятия. Проекты нормативов ПДВ объектов, оказывающих значительное воздействие на окружающую среду, могут быть направлены санитарным врачом округа для получения заключения.

Для согласования и утверждения разработанных нормативов ПДВ и получения разрешения на выброс индивидуальные предприниматели и юридические лица (природопользователи) представляют в отдел нормирования Ростехнадзора следующие документы:

заявку (письмо, заявление) природопользователя с просьбой о согласовании и утверждении разработанных нормативов ПДВ;

проект нормативов ПДВ загрязняющих веществ в атмосферу предприятия — природопользователя, заверенный организацией разработчиком нормативов ПДВ и утвержденный природопользователем;

материалы инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с приложением расчетов выбросов, ситуационным планом, климатическими и фоновыми характеристиками объекта, справкой по расходу сырья, материалов и топлива, заверенной природопользователем;

план-график ведомственного контроля над соблюдением нормативов ПДВ на текущий период времени, утвержденный природопользователем;

заполненные бланки разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Отдел нормирования рассматривает представленные материалы и в месячный срок принимает решение о согласовании проекта нормативов ПДВ и выдачи разрешения на выброс или отклоняет их, отправляя на доработку.

Результаты рассмотрения проекта нормативов ПДВ оформляются заключением. Заключение подписывается экспертом и начальником отдела нормирования и разрешений. При выявлении в проекте отступлений от экологических требований, действующих норм и правил проект возвращается предъявителю проекта на доработку для устранения замечаний заключения. При соответствии материалов проекта требованиям нормативно-методической документации предъявителю проекта выдается письмо о согласовании за подписью руководителя Ростехнадзора. Проекту присваивается номер, производится его регистрация в журнале учета.

Отделом нормирования Ростехнадзора может быть дано предписание на доработку проекта нормативов ПДВ (ВСВ) в следующих случаях:

при выявлении неполноты учета источников выделений, выбросов, ингредиентов;

при установлении факта несоответствия (превышения) фактических выбросов над согласованным проектом нормативов ПДВ (ВСВ) по данным производственного или государственного контроля;

при обнаружении в проекте неверных сведений о расходе и типе используемого сырья и материалов, чистого времени работы оборудования, о расположении ближайшей жилой застройки, других объектов с повышением требованиями к качеству атмосферного воздуха;

переутверждения вышестоящими органами методов расчета и замеров концентрации;

изменения экологической обстановки в городе или фоновых концентраций загрязняющих веществ.

В-первых трех случаях принимается решение о мере ответственности и оформляется соответствующее предписание, устанавливается срок для проведения доработки (корректировки) проекта (до 3-х месяцев).

В других случаях Отдел нормирования направляет в адрес предприятия уведомление о необходимости и сроках доработки проекта.

Срок действия согласованных проектов нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу составляет до 5 лет.

Необходимость пересмотра ранее установленных ПДВ, может возникнуть до истечения срока их действия при:

изменении экологической обстановки в регионе;

появлении новых или уничтожении существующих источников загрязнения окружающей природной среды;

изменении технологии или производственной программы предприятия.

Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу выдается сроком на один год. Действие Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу может быть аннулировано или приостановлено Ростехнадзором.

Основанием для аннулирования или приостановки действия Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу может являться:

превышение установленных нормативов ПДВ, выявленное по результатам инструментального контроля;

нарушение «Правил эксплуатации установок очистки газа», приводящее к превышению установленных нормативов выбросов;

невыполнение в установленные сроки плана природоохранных мероприятий;

превышение установленных годовых лимитов выбросов;

неуплата предусмотренных природоохранных платежей.

Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу включает:

определение массы выбросов вредных веществ в единицу времени от данного источника загрязнения и сравнение этих показателей с установленными нормативами ПДВ;

проверку выполнения плана мероприятий по достижению ПДВ;

проверку эффективности эксплуатации очистных и других природоохранных сооружений, а также других производственных факторов, оказывающих влияние на соблюдение нормативов ПДВ.

Контроль за достижением и соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу производится как самим предприятием (производственный контроль), так и местными органами Ростехнадзора, осуществляющими государственный контроль.

Содержание

1.Введение стр. 3 — 5

2.Основные правила при разработке нормативов ПДВ стр. 6 — 7

3.Структура проекта ПДВ стр. 8 — 10

4.Перечень документов для разработки нормативов ПДВ стр. 11

5.Порядок разработки проекта ПДВ стр. 12 — 13

6.Согласование проекта нормативов ПДВ стр. 14 — 16

7.Список используемых электронных ресурсов стр. 17

МИНОБРНАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Факультет управления и социально-технических сервисов

Контрольная работа

(Заочное отделение)

По дисциплине: «Нормативы по защите окружающей среды»

Тема: «Разработка нормативов предельно допустимых выбросов. Содержание тома ПНВ, процедура разработки и согласования с государственными уполномоченными органами»

Выполнил:

студент группы АСЗ-13-1

Барабанов А.С.

Проверил:

к.п.н., доцент

Мокшеева А.И.

Нижний Новгород

2014 г.

7.Список используемых электронных ресурсов

1.http://www.ecology.ru/index.php?area=1&p=static&page=pdv

2.http://fcao.ru/pdv.html

3.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geolog/4065

4.http://www.centreco.ru/invent_pdv.php