лококвиум по финансам


Финансы и их теоретическая характеристика (стоимостная экономическая категория, необходимость, сущность, функции, развитие учении о финансах).

Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Необходимость финансов обусловлена существованием товарно-денежных отношений, в процессе которых возникают финансовые отношения. Финансовые отношения как неотъемлемая часть производственных отношений выделяются спецификой заключающейся в их характере, направленном на воспроизводство общественного продукта с формированием целевых денежных фондов. Сущность финансов содержится в совокупности денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. Функции финансов:

Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Авторство термина «финансы» приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 году издал работу «Шесть книг о республике». Первым автором работы о финансах был Ксенофонт (430-365гг. до н. э) «О доходах Афинской республике». У Аристотеля (384-322гг. до н. э) воззрения в области финансов изложены в работе «Афинское государственное устройство».

Финансы хозяйствующих субъектов — их особенности, принципы организации, состав, виды, роль в воспроизводственном процессе.

Хоз-щие субъекты- эконом.агенты, к-рые могут от своего имени владеть активами, принимать обяз-ва, предъявлять требования, осущ-ть эконом-ую деят-ть и операции с др.ед-цами. Финансы х.с- эконом.отношения, связанные с созданием, распр-ем и исп-ем ден.доходов, накоплений и фондов при произв-ве и реализации продукции, работ и оказания услуг.

Финансы х.с функционируют на основе основополагающих принципов:

— экономическая самостоятельность;

— самофинансирование;

— материальная ответственность;

— создание финансовых резервов.

— принцип плановости, — который обеспет соответствие объема продаж и издержек, инвестиций потребностям рынка, т. е. возможности осуществления нормальных расчетов

— финансовое соотношение сроков — обесп-ет мин.разрыв во времени между получением и исп-ем средств, что особенно важно в условиях инфляции и изм-я курсов валют.

— гибкость (маневрирование) — обесп-ет возм-ть маневра в случае недостижения плановых объемов продаж, превышения плановых затрат по текущей и инвестиционной деятельности,

— рациональность — вложение капитала в инвестиции должно иметь более высокую эффективность по сравнению с достигнутым ее уровнем и обеспечить минимальные риски.

— финансовая устойчивость — обесп-е финансовой независ-ти, т. е. соблюдение критической точки удельного веса соб.капитала в общей его величине и платежеспособности предприятия, т е его способности к погашению своих краткоср.обяз-в.

Классификация х.с:

По сфере деят-ти:

— х.с материальной сферы(произв-ной)

— х.с нематер-ной сферы(непроизв-ной)

По хар-ру фин деят-ти:

— коммерческие

— некоммерческие

По формам собственности:

— гос.предп-я: респ-кие и предп-я коммунальной собств-ти

— х.с, основанные на частной собст-ти

— х.с, основанный на собст-ти общ-ных объед-ний

— совместные предп-я на основе объед-я им-ва учредителей

— частные х.с, основанные на собст-ти граждан

— смешанные, с участием вышеперечисл-х форм собст-ти

По размерам:

— субъекты малого предп-ва (до 50 ч-к)

— субъекты среднего предп-ва (от 50 до 250 ч-к)

— субъекты крупного предп-ва (более 250 ч-к)

Законодательная база: Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006г. Финансы х.с как экономический субъект хозяйствования способны количественно и качественно влиять на процесс общественного воспроизводства. Количественное влияние финансов связано масштабами и пропорциями мобилизируемых и используемых и распределяемых финансовых ресурсов. Качественное влияние связано с превращением финансов в эффективный мотив деятельности хозяйствующих субъектов, который может быть связан с материальными интересами участников хозяйствующего процесса через формы организации финансовых процессов.Результаты деятельности хозяйственных субъектов практически не влияли на финансовое состояние предприятий.

Понятие государственных финансов ,их состав, функции и место в управлении государством.

Государственные финансы — совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. В состав государственных финансов включаются: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, госкредит, финансы госпредприятий. Функции государственных финансов аналогичны функциям, выполняемым экономической категорией финансов в целом: это — распределительная и контрольная функции.Однако для более полной характеристики государственных финансов в распределительной функции следует выделить составляющие подфункции, которые вытекают из необходимости регулирующих действий государства это подфункции:

размещения;

перераспределительная;

стабилизации.

Подфункция размещения проявляется в том, что общественные товары, блага и услуги не могут быть обеспечены посредством рыночной системы, и государству необходимо выделить и разместить ресурсы для их производства и обеспечения населения.

Место г.ф в управлении гос-вом: Г.ф. удовл-ют общ-ные потребности централизованным и децентрализованным путем. Финансы государственных предприятий относятся к сфере децентрализованных денежных фондов. Их роль очень велика, если в стране функционируют устойчивые в производственном отношении государственные предприятия в основных отраслях экономики.

Важную роль в централизованных денежных фондах играет бюджет. Роль гос бюджета в общ-ном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспр-ся около 30 % национального дохода и от 10-15 % — валового общ-го продукта. Бюджет подразд-ся на респуб-кий и местный. Именно через респ-кий бюджет финансируются общегос-ные мероприятия: гос-ные целевые программы; оборона, охрана границ; обесп-е правопорядка; гос упр- е; развитие соц сферы; вып-е международных обязательств.

Местные бюджеты регу-ют эконом.процессы размещения произв.сил, разв-е тер-ной инфраструктуры и соц.сферы.

Налоги, как инструмент государственного регулирования, функции, виды, роль и проблемы в условиях рыночных отношений. Характеристика налоговой системы РК.

Налоги- обязательный платеж предусмотренный законом взимаемый в определенных размерах и в установленные сроки. Налоги выполняют функций: фискальную, распределительную, регулирующую, стимулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

Виды налогов:

Корпоративный подоходный налог (КПН);

Индивидуальный подоходный налог. (ИПН)

Налог на добавленную стоимость. (НДС);

Акцизы;

Рентный налог на экспорт.

Специальные платежи и налоги недропользователей;

Социальный налог;

Земельный налог;

Налог на транспортные средства;

Налог на имущество;

Налог на игорный бизнес.

Фиксированный налог;

Единый земельный налог.

Налоговая система в РК представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов. С указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответ-щих админ-ых положений.

От объекта обложения. По данному признаку классифицируются на прямые и косвенные. К прямым относятся налоги, которые устанавливаются непосредственно на доход или имущество (подоходный налог, налог на имущество, на землю).

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные. Реальными налогами облагается имущество по внешним признакам, то есть при налогообложении принимается во внимание объект налога, а не эффективность его использования. К реальным прямым налогам относятся: земельный, поимущественный, промысловый, на денежный капитал. В личных налогах учитывается не только доход, но и финансовое положение плательщика, например, семейное положение. К ним относятся подоходный налог с физических лиц, налог с наследств и дарений и т.д.

Косвенные налоги взимаются посредственно — через цены товаров, услуг (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Налоговые суммы после реализации товаров и услуг передаются владельцем государству.

По признаку использования налоги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются. Специальные налоги имеют строго определенное назначение.

В зависимости от органа, взимающего и распределяющего налоги подразделяются на государственные и местные.

По экономическим признакам объекта различаются налоги на доходы и налоги на потребление: первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае — это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг.

Государственный кредит, определение, характерные черты, механизм, госдолг.

Государственный кредит —совокупность кредитных отношений, в к-х одной из сторон является гос-во, а кредиторами или заемщиками — юр и физ лица. Роль гос. кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств, предприятий, орг-ций и направления их на финансирование первоочередных нужд гос-ва.

Виды го.кредита : внутренний, внешниий, условный.

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника.



Займы :

По срокам погашения различают займы: краткосрочны, среднесрочные, долгосрочные .

По месту размещения займы подразделяются на внутренние и внешние. Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.

По способам размещения различаются займы: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке и принудительные.

В зависимости от эмитента займы различаются на займы центрального правительства и займы местных органов власти (муниципальные займы).

По видам доходности займы могут быть процентными, когда займодержатели получат ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке; выигрышными или лотерейными (доход выплачивается при выходе облигаций в тираж погашения или тираж выигрышей).

Методы государственного кредита разнообразны и соответствуют изложенным формам. В государственных займах — это способы, приемы привлечения средств и их последующего возврата: они определяются условиями выпуска займов: методы определения доходности и получения дохода, сроки действия, способы размещения (свободная покупка и продажа облигаций, бонов; подписка; принудительное размещение), способы погашения (выигрыши по облигациям, выкуп облигаций с накопленным процентным доходом; при бессрочных займах — периодическая выплата процентного дохода) .

Госдолг — сумма полученных и непогашенных гос. займов, а также долговых обязательств на определенную дату, отнесенных в соответствии с законодательными актами РК на долг Правительства РК, НБ РК.

Бывают: Внутренний госдолг — составная часть госдолга по внетренним гос-ным займам и др. долговым обязательствам Правительства РК, НБ РК и местными исполнительными органами перед резидентами РК.

Внешний госдолг — составная часть госдолга по внешним ……..

Бюджетным кодексом РК установлены лимиты заимствования для соответ-щих гос. Структур

Лимит правит-го долга

Л. Внешнего долга НБ РК

Л. Долга местного испол-го органа.

Содержание понятий «система финансов» и «финансовая система», их характеристика.

Система финансов: фин отн-я, фин ресурсы, фин стратегия, фин планирование, фин механизм, фин право, фин политика, фин аппарат, фин контроль

Финансовая система состоит из 3 частей:

Совокуп-ть фин отн-ний

Совокуп-ть фондов ден средств

Фин аппарат упр-я

Фин система по составу эл-тов:

Сочетание централизма и демократизма

Соблюдение нац-х и региональнах интересов

Ед-во фин системы

Функц-ное назначение составных эл-тов

Финансовая система- совокуп-ть отн-ий, охв-щих обр-е и исп-е соотв-их фондов ден средств, и органов реализующих эти отношения

Домашние хозяйства как субъекты экономической деятельности. Финансовые ресурсы домашних хозяйств. Бюджет домашних хозяйств.

Финансы домашнего хозяйства — это экономические денежные отношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов хозяйства и их воспроизводства.

Сущность финансов домашних хозяйств находит свое проявление в функциях. В настоящее время они выполняют две базовые функции:

Обеспечение жизненных потребностей домашнего хозяйства (в частности семьи) — это изначальная и главная функция финансов домохозяйства, она создает реальные условия существования членов данного хозяйства. Развитие рыночных отношений существенно повлияло на форму проявления этой функции — так, в период натурального хозяйства продукция, создаваемая членами хозяйства, удовлетворяла их потребности, и обмен излишками продукции возникал редко, в небольшом количестве и по соседству.

Распределительная функция — это первичное распределение национального дохода и формирование первичных доходов хозяйства, когда создаются первичные доходы в виде зарплаты, пенсий, пособий.

Финансовые ресурсы домохозяйства — совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении семьи.

Финансовые ресурсы домохозяйства выступают в виде обособленных денежных фондов, имеющих, как правило, целевое назначение.

Создаются два основных фонда:

фонд потребления, предназначенный для удовлетворения личных потребностей данного коллектива — семьи (приобретение продуктов питания, товаров промышленного производства, оплата различных платных услуг и др.);

фонд сбережений (отложенных потребностей), который будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров либо как капитал для получения прибыли.

Состав финансовых ресурсов домохозяйств включает:

собственные средства, т.е. заработанные каждым членом семьи — зарплата, доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита у кредитных организаций, дивиденды, проценты;

средства, поступившие в порядке перераспределения, — пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Бюджет домохозяйств — это форма образования и использования фонда денежных средств, который объединяет совокупные доходы членов домохозяйств и расходы, обеспечивающие их личное потребление.

8. Экономическая сущность государственного бюджета. Состав , структура. Бюджетная система и бюджетное устройство. Правовые основы государственного бюджета.

Как экономическая субкатегория государственный бюджет выражает денежные отношения возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе создания распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Состав государственных финансов представлена такими звеньями:

бюджет государства;

фонды целевого назначения;

государственный кредит;

финансы государственного сектора.

Государственные финансы подразделяются на два уровня:

общегосударственные;

местные.

Структура бюджета:

-расходы

налоговое поступление

неналоговые поступления

поступление от продажи основного капитала

поступление официальных трансфертов

-затраты

-операционное сальдо

-чистое бюджетное кредитование

бюджетные кредиты

погашение бюджетных кредитов

-сальдо по операциям с финансовыми активами

приобритени финансовых активов

поступление от продажи финансовых активов государства.

Бюджетная система РК основывается на следующих принципах:

Принцип единства обеспечение применения единого бюджетного законодательства РК, в том числе использование единой бюджетной классификации, единых процедур осуществления бюджетного процесса на территории РК;

принцип полноты – отражение в бюджетах и Национальном фонде РК всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством РК;

принцип реалистичности – соответствие утвержденных показателей бюджета утвержденным параметрам и направлениям среднесрочной фискальной политики и среднесрочного плана социально-экономического развития РК и регионов;

принцип транспарентности — обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении;

принцип последовательности – соблюдение органами государственного управления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;

принцип эффективности и результативности – разработка и исполнение бюджетов исходя из необходимости достижения определенных результатов, предусмотренных паспортами бюджетных программ с использованием оптимального объема бюджетных средств, необходимого для достижения этих результатов, или обеспечение наилучшего результата с использованием утвержденного объема бюджетных средств;

принцип приоритетности – осуществление бюджетного процесса в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития РК и регионов;

принцип ответственности – привлечение участников бюджетного процесса к ответственности за нарушение бюджетного законодательства;

принцип самостоятельности- установление стабильного распределения поступлений между бюджетами разных уровней и определение направление их расходования.

Бюджетное устройство:

бюджетная система

бюджетное устройство центральный бюджет, местный бюджет

самостоятельность и сбалансированность

дефицит бюджета

9.Внебюджетные фонды, их роль и классификация. Особенности видов внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды — совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Классификация внебюджетных фондов:

государственные внебюджетные фонды- социальный, целевой, накопительный, пенсионный, специальные фонды.

Негосударственные фонды- негосударственный накопительный пенсионный фонд, гуманитарный, международный.

10. Взаимосвязь финансовой политики и финансового механизма. Задачи, цели и принципы финансовой политики.

Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовый механизм — это совокупность способов управления финансовыми отношениями.

К основным задачам финансовой политики, определяющим ее значение в функционировании государства, относятся:

обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;

определение основных направлений повышения экономического потенциала государства и источников мобилизации финансовых ресурсов для этих направлений;

установление рационального с государственных позиций распределения и использования финансовых ресурсов;

формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов;

создание эффективной системы оперативного управления финансами;

создание рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

Целями финансовой политики могут являться:

политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики

экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне

социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

При всем разнообразии финансовой политики ее содержание выражается в последовательном осуществлении таких стадий:

разработка научно обоснованной концепции развития финансов в стране на основе действия экономических законов, изучения состояния экономики, перспектив социально-экономического развития общества;

формулировка стратегических и тактических мероприятий финансовой политики исходя из соответствующих целей и задач экономической политики;

практическое воплощение намеченных действий через финансовый механизм с его реконструкцией или корректировкой в зависимости от радикальности экономических преобразований.

11. Роль Национального фонда в стабильном развитии экономики Казахстана.