лекции ГП МЭСИ 2 курс


Содержание

Раздел 1. Введение в гражданское право……………………….

Тема 1. Гражданское право как отрасль права…………………

Тема 2. Источники гражданского права…………………………

Раздел 2. Гражданское правоотношение………………………

Тема 3. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений…………………………………………………………….

Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений…………………………………………….

Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений…………………………………………………………………………

Тема 6. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений…………………………………………….

Тема 7. Объекты гражданских правоотношений………………

Тема 8. Понятие и виды сделок. Условия недействительности сделок……………………………………………….

Тема 9. Недействительность сделок и обусловленные ею последствия………………………………………………………………….

Тема 10. Представительство. Доверенность……………………

Тема 11. Сроки в гражданском праве. Исковая давность…….

Тема 12. Осуществление и защита гражданских прав………..

Раздел 3. Право собственности и иные вещные права……….

Тема 13. Собственность и ее правовые формы.……………….

Тема 14. Право частной собственности………………………….

Тема 15. Наследование собственности граждан………………

Тема 16. Право государственной и муниципальной собственности………………………………………………………………..

Тема 17. Право общей собственности……………………………

Тема 18. Ограниченные вещные права………………………….

Тема 19. Защита права собственности…………………………..

Раздел 1. Введение в гражданское право

Тема 1. Гражданское право как отрасль права

Предмет гражданского права. Предмет гражданского права составляют отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст. 2 ГК РФ). В круг таких отношений Гражданский кодекс прямо включил имущественные отношения (п. 1 ст. 2 ГК РФ), а также личные неимущественные отношения, связанные с имуществом (п. 1 ст. 2 ГК РФ), и личные неимущественные отношения, не связанные с имуществом (п. 2 ст. 2 ГК РФ).

Предмет:

1) имущественные отношения;

2) личные неимущественные отношения, связанные с имуществом;

3) личные неимущественные отношения, не связанные с имуществом.

Имущественные отношения – это отношения по поводу имущества, т. е. материальных предметов и других экономических ценностей, и притом по поводу конкретных материальных объектов и между конкретными субъектами.

Признаки имущественных отношений:

характеризуются имущественной обособленностью участников (позволяющей им самостоятельно распоряжаться имуществом и вместе с тем нести самостоятельную имущественную ответственность за результаты своих действий);

носят эквивалентно-возмездный характер (свойственный нормальному товарообмену, стоимостным экономическим отношениям). Возможны, конечно, и возмездные имущественные отношения (дарение, безвозмездный заем безвозмездное пользование чужим имуществом и т. д.);

участники данных отношений равноправны и не зависят друг от друга.

Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными. Возникают по поводу нематериальных благ, не имеющих экономического содержания (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, ее честь, доброе имя и др.).

Личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Например, автор литературного произведения, обладая правами на опубликование, распространение, на имя, имеет право на получение вознаграждения.

Таким образом, гражданское право – это совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие между экономическими обособленными участниками гражданского оборота на началах равенства, автономии воли, диспозитивности и других принципах гражданского законодательства.

Метод гражданского права.

Метод правового регулирования представляет собой комплекс правовых средств и способов воздействия на общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Метод – это совокупность приемов, способов воздействия на общественные отношения, совокупность юридических особенностей данной отрасли. Содержание метода правового регулирования предопределяется характером правовых регулируемых отношений; чтобы такое воздействие было эффективным и достигало результата, на который оно рассчитано, должны быть использованы средства и способы, которые соответствуют природе регулируемых отношений. Поэтому в сфере частного права подлежат использованию методы, принципиально отличные от применяемых в сфере публичного права. В публичном праве, в силу его природы, господствуют методы власти и подчинения, властных предписаний (обязываний) и запретов, в частном праве характерны дозволение и правонаделение, дающие субъектам права возможность совершения инициативных юридических действий по самостоятельному использованию всего комплекса правовых средств и способов для удовлетворения своих потребностей и интересов.

Из определения следуют характерные черты:

1) равенство участников гражданско-правовых правоотношений, т. е. неподчиненность друг другу;

2) автономия воли участников гражданско-правовых правоотношений – способность лица и наличие у него возможности самостоятельно и свободно формировать и проявлять свою волю (п. 2 ст.1 ГК РФ);

3) имущественная самостоятельность (участники гражданских правоотношений выступают в качестве обладателей обособленного имущества и наделены распорядительной самостоятельностью);

4) защита гражданских прав;

5) в ст. 12 ГК РФ содержится перечень способов защиты гражданских прав, которые могут применяться в зависимости от объекта и характера нарушения защищаемого права, что носит восстанавливающий характер;

6) гражданско-правовая ответственность.

Функции гражданского права.

Гражданское право как составная часть (элемент) единой правовой системы обладает присущими ему особыми функциями или задачами. Функции правовой отрасли также характеризуют ее место в системе права, поскольку отдельные отрасли различаются по содержанию и характеру выполняемых ими функций. Основными функциями гражданского права являются регулятивная и охранительная. Особенность гражданско-правового регулирования – преобладание регулятивных задач (в сравнении, например, с охранительными функциями, выполняемыми уголовным правом), которые предоставляют субъектам гражданского права возможности организации и самостоятельного регулирования их имущественных правоотношений.

Таким образом, роль гражданского права состоит прежде всего в регулировании нормальных экономических отношений в обществе, т. е. участники имущественных отношений самостоятельно организуют свою деятельность с целью достижения необходимых им результатов. Поэтому содержание и направленность этой функции имеет минимальное количество необходимых запретов и максимум возможных дозволений. В этом главное отличие регулятивных задач гражданских правоотношений от таких же задач, стоящих перед публичным правом, где регламентация соответствующих отношений носит жесткий определенный характер, почти не оставляющий места свободному волеизъявлению участников.

Первоочередной целью охранительной функции гражданского права является защита имущественных интересов участников гражданского оборота, и направлена она на поддержание имущественного состояния добросовестных субъектов в положении, существовавшем до нарушения их прав и интересов. Охранительная функция, по общему правилу, реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсацией потерпевшему причиненных ему убытков, т. е. носит компенсационно-восстановительную направленность, связанную со стоимостным характером имущественных товарно-денежных отношений.

Другой важный аспект охранительной функции гражданского права заключается в постановке предупредительно-воспитательной задачи, состоящей в стимулировании и организации такого поведения участников регулируемых гражданских правоотношений, которое исключало бы необоснованное ущемление или нарушение других интересов. Данная функция характерна для регулирования в деликтных и иных правоохранительных обязательствах, а также в регламентации личных неимущественных отношений. В области личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, гражданское право ограничивается только охранительными или защитными задачами.

Принципы гражданского права.

Принципы гражданского права – это основные начала гражданского права, регулирующие общественные отношения. См. ст. 1 ГК РФ.

1. Недопустимость произвольного вмешательства в частные дела (ст. 23, 24 Конституции) в сфере личных неимущественных отношений, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны… Но существуют ситуации, когда законодательство допускает возможность вмешательства в частные дела в интересах общества, государства (п. 1 ст. 49 ГК РФ – лицензирование деятельности юридических лиц).

2. Неприкосновенность собственности (п. 3 ст. 35 Конституции РФ: «никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда»). Гарантирует стабильность отношений собственности, защищает интересы собственника и представляет возможность полноценного осуществления своих прав и защиты от посягательств.

3. Свобода договора (субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т. е. в выборе контрагента, в определении условия его соглашения в выборе вида договора – ст. 421 ГК РФ).

4. Принцип беспрепятственного осуществления гражданского права (свобода предпринимательства и иной не запрещенной законом деятельности (ст. 8, 34 Конституции РФ), а также свобода перемещения по российской территории товара, услуг и др. (п. 3 ст. 1 ГК РФ)). Данный принцип дает право на защиту гражданских прав.

5. Юридическое равенство участников (характеризует правовое положение (статус) участников гражданского правоотношения).

6. Запрет злоупотреблением правом и иного ненадлежащего осуществления гражданского права.

7. Диспозитивность (возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения).

8. Принцип добросовестности – это новый принцип в гражданском праве (при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно).

Отличие гражданского права от других отраслей российской системы права.

Гражданское право регулирует имущественные отношения, имеющие экономическую основу современного общества. Однако данная отрасль права регулирует не все имущественные отношения, возникающие в цивилизованном мире, часть правоотношений относится к трудовой, финансовой, семейной, административной и природоресурсной отраслям права.

Гражданское право и административное право. В процессе любой организационной деятельности, возникающей в сфере производства, распределения, обмена или потребления, образуются имущественно-стоимостные отношения, которые регулируются посредством обязывающих предписаний, опирающихся на властные полномочия органов государственного или муниципального управления. Например, для организации и осуществления строительной деятельности субъекту гражданского права необходимо получить соответствующее разрешение. В этом случае между строительной организацией и органом государственного или муниципального управления возникают правоотношения по получению лицензии для выполнения строительных работ. Таким образом, складывающиеся между субъектами гражданского права правоотношения, имеющие имущественно-стоимостной характер, независимо от сферы организационной деятельности опираются на метод власти и подчинения и регулируются нормами административного права.

Гражданское право и трудовое право. В процессе становления рыночной экономики в России и формирования рынка рабочей силы все более просматривается товарный характер отношений, возникающих в сфере трудовой деятельности человека. Ранее действовавшие в нашем государстве правовые нормы, связанные с регулированием найма рабочей силы, не признавали ее товаром, и поэтому к ней должны применяться некоторые элементы гражданского законодательства. В то же время действующее трудовое законодательство продолжает регулировать рынок рабочей силы без учета ее стоимостной характеристики, что показывает несоответствие правового регулирования в сфере труда современным экономическим требованиям.

Гражданское право и природоресурсное право. Земля и ее недра, лесные ресурсы, водные и другие природные объекты, созданные самой природой, являются объектами гражданских прав, но в то же время как бы лишены стоимостных признаков, отсюда возникает много вопросов по поводу их правового регулирования. С учетом того, что природные ресурсы все больше и больше являются объектами товарного оборота, а возникающие имущественные отношения приобретают стоимостной характер, законодатель заложил в ГК РФ гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю».

Гражданское право и семейное право. В условиях рыночной экономики характер имущественных отношений, возникающих между членами семьи, качественно меняется. Это связано с возможностью появления у членов семьи различного имущества, имеющего значительную материальную ценность, поэтому имущественные отношения в семье приобретают стоимостной характер. Личный характер взаимоотношений между членами семьи накладывает особый отпечаток на возникающие между ними имущественные отношения, но не меняет функцию семьи как экономической ячейки общества, основанной на товарном производстве.

Тема 2. Источники гражданского права

Нормы гражданского права выражены в различных правовых формах, которые в юридической науке получили название «источники гражданского права». Существуют два основных источника гражданского права: законодательство, или нормативные акты, и обычай. Кроме того, источниками гражданского права являются международные договоры и судебная практика. Рассмотрим их более подробно.

Гражданское законодательство. Систему гражданского законодательства предопределяют положения Конституции РФ, согласно которой гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. «о» ст. 71). Соответственно, на всей территории нашей страны действует единое гражданское законодательство.

Конституция РФ определяет также конкретные формы основных актов отечественного законодательства: это федеральные законы, которые принимает Государственная Дума (ст. 105), указы и распоряжения Президента РФ (ст. 90), постановления и распоряжения Правительства РФ (ст. 115). Нормативные акты этих высших органов государственной власти, и прежде всего федеральные законы, образуют основной массив действующего гражданского законодательства.

В сфере гражданского права важнейшим федеральным законом является ГК, определяющий основные начала, понятия и главное содержание всех институтов этой отрасли права. Наряду с ГК и в развитие его положений действует система федеральных законов. Они дают более полное регулирование отдельных институтов гражданского права и постепенно приобретают необходимую стабильность.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК). Такие нормативные акты (их принято именовать ведомственными) направлены в первую очередь на реализацию предписаний ГК и федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и регламентируют преимущественно предпринимательскую деятельность в отдельных отраслях народного хозяйства. Несмотря на усиление роли закона, в некоторых хозяйственных сферах, например расчеты, обращение ценных бумаг, перевозки, ведомственные нормативные акты остаются важным правовым регулятором имущественных отношений рынка.

Единство и согласованность действующего в Российской Федерации обширного гражданского законодательства обеспечиваются проведением во всех его актах и нормах правовых начал, закрепленных в Конституции РФ, и соблюдением принципа иерархии законодательных актов. В силу этого принципа нормативный акт нижестоящего государственного органа не может противоречить закону и актам вышестоящего органа. Созданию единства гражданского законодательства способствует также его кодификация, важнейшей формой которой является ГК, закрепляющий принципы, систему актов и единую терминологию российского гражданского права.

Основным законом гражданского права в большинстве современных государств традиционно является гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли права и систему, содержание и юридическую терминологию других актов гражданского законодательства. Наличие такого кодекса обеспечивает единство обширного гражданского законодательства, устойчивость системы входящих в него актов, облегчает правоприменительную деятельность и свидетельствует о надлежащем уровне национального законодательства.

Будучи основным законом гражданского права, ГК определяет предмет гражданского права и его основные начала, закрепляет систему институтов гражданского права и большинство из них достаточно подробно регламентирует, что ограничивает, а в отдельных случаях и исключает необходимость принятия дополняющих Кодекс законодательных актов. В ГК содержится также указание о тех законах гражданского права, которые подлежат изданию.

Федеральные законы, дополняющие ГК. В статьях ГК названо около 30 федеральных законов, подлежащих принятию в развитие и дополнение норм Кодекса; большинство таких законов уже введено в действие. Некоторые новые законы были подготовлены по инициативе Президента РФ и Правительства РФ. Наиболее важными законами, дополняющими ГК, являются законы следующих групп.

В области корпоративного права это: Закон об акционерных обществах, Закон об обществах с ограниченной ответственностью, Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Закон о лицензировании отдельных видов деятельности, Закон о банкротстве, ряд законов о некоммерческих организациях.

Ряд важных законов издан о праве собственности. Это, прежде всего, Закон о приватизации государственного и муниципального имущества. Особенность правового регулирования в этой области состоит в том, что в силу ст. 217 ГК положения Кодекса, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Иначе говоря, этим законам придан приоритет перед названными нормами ГК, что объясняется особыми целями и формами приватизации.

Важную группу законодательных источников гражданского права образуют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. ГК именует их «иные правовые акты» (п. 6 ст. 3), и этот термин используется во многих последующих статьях ГК. В юридической литературе эта группа правовых норм обозначается также термином «подзаконные акты».

1. Указы Президента РФ. Согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Эта конституционная норма позволяет Президенту РФ издавать указы по широкому кругу вопросов, прежде всего в области регулирования предпринимательской деятельности, а также защиты прав граждан.

2. Постановления Правительства РФ. Законодательная компетенция Правительства РФ определена в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» достаточно широко и предусматривает регулирование в социально-экономической сфере (ст. 13), управление федеральной собственностью (ст. 14), обеспечение свободы экономической деятельности (ст. 14). Акты Правительства РФ нормативно-правового характера издаются в форме постановлений, акты по оперативным и текущим вопросам – в форме распоряжений.

3. Нормативные акты министерств и иных федеральных органов. Эти федеральные органы согласно п. 7 ст. 3 ГК могут принимать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ.

Иными федеральными органами являются Центральный банк РФ (Банк России), созданные в рамках новой системы государственного управления и подчиненные непосредственно Правительству РФ федеральные службы, прежде всего, служба по финансовым рынкам и антимонопольная служба. В случаях, установленных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативно-правовое регулирование вправе осуществлять по вопросам своей компетенции и вновь созданные федеральные агентства, входящие в структуру министерств.

В некоторых крупных и важных предпринимательских сферах число ведомственных актов остается значительным. По вопросам использования федеральной собственности изданы приказы Министерства имущественных отношений РФ (ныне – Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом); рынок ценных бумаг регламентируется правилами и инструкциями, изданными ФКЦБ (ныне – Федеральная служба по финансовым рынкам); условия транспортировки грузов и пассажиров определяются правилами перевозки, утвержденными транспортными министерствами. В области кредитования и расчетов изданы важные инструкции ЦБР.

Обычай как источник гражданского права. Другим источником гражданского права является обычай, под которым понимаются правила, сложившиеся в результате их длительного применения ввиду практической целесообразности и получившие признание в актах законодательства или решениях судов. Обычай в современных государствах, имеющих развитое законодательство, не играет большой роли и применяется преимущественно во внешнеэкономических отношениях. Однако в ряде норм ГК и некоторых актах законодательства РФ содержатся ссылки общего характера на обязательность обычая.

В ст. 5 ГК дается определение обычая, которым признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, в суде заинтересованная сторона вправе обосновывать наличие обычая, используя общие правила гражданского процесса и способы доказывания. Однако обычай не может противоречить нормам законодательства и условиям заключенного между сторонами договора.

В ГК неоднократно встречаются указания на то, что права и обязанности сторон определяются обычаями делового оборота, если иное не предусмотрено законом или условиями обязательства (ст. 311, 312, 315, 316 и др.). Действующие отечественные обычаи изучаются торгово-промышленными палатами и публикуются в виде соответствующих сборников. В Российской Федерации были опубликованы обычаи важнейших морских портов.

Но в ст. 5 ГК не говорится о возможности обращения к обычаям, сложившимся в иных, некоммерческих сферах, что надо считать пробелом его общих норм. Однако в ряде последующих статей ГК содержатся отсылки к обычаям национальным (ст. 19) и местным (ст. 221). Поэтому надлежит считать, что ГК допускает применение обычая также в некоммерческих сферах, и юрисдикционные органы, обосновывая свои решения, на такие обычаи вправе ссылаться.

Особенность обычая как источника гражданского права состоит в том, что, в отличие от норм законодательства, он всегда диспозитивен, и поэтому стороны могут от него отступить. Это практически важное правило прямо выражено в п. 2 ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК применительно к договору (договорное условие сильнее обычая) и должно применяться также к недоговорным обязательствам.

Сложность формулирования обычаев состоит в том, что они не должны быть зафиксированы в письменном документе, хотя нередко таковые имеются и являются желательными, ибо это вносит определенность в отношения сторон и исключает возникновение коммерческих споров. Иногда для установления факта наличия обычая используют не только ссылки в законах, но и критерии норм нравственности, морали. Так, ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в числе признаков, характеризующих недобросовестную конкуренцию, называет любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые противоречат обычаям, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.

По сфере действия обычаи могут быть отраслевыми, межотраслевыми, региональными, локальными (т. е. применяемыми двумя или более партнерами по сделкам), общенациональными и т. п. Так, п/п 29 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) под коммерческими документами понимает счет-фактуру (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иные документы, которые используются в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаями при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которые в силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу.

По форме своего выражения обычаи могут быть устными или письменными, зафиксированными в каком-либо документе. Так, в качестве обычаев рассматриваются примерные условия договоров, опубликованные в печати (п. 1 ст. 427 ГК РФ). Наличие и содержание обычаев, применяемых к конкретным правоотношениям, в том числе обычаев, выраженных в устной форме, относится к сфере доказательственного права, т. е. при конфликте заинтересованная сторона должна доказать, что используемое ею правило поведения хотя и не предусмотрено законодательством, но носит устойчивый и достаточно определенный характер, а также широко применяется в данной сфере предпринимательства и поэтому его следует квалифицировать как обычай делового оборота, т. е. правовой источник, который может быть основой принятия решения по спору.

В ряде статей ГК РФ имеются прямые отсылки к обычаям, например, ст. 309 устанавливает общий принцип исполнения договоров: обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. В ст. 311 ГК РФ кредитору предоставлено право не принимать исполнения обязательства по частям, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, условиями обязательства и не вытекает из обычаев или существа обязательства. Еще более конкретное правило установлено в ст. 314 ГК РФ: «…если обязанность исполнения договора не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, то применяются обычаи…» Статья 474 ГК РФ определяет, что если порядок проверки качества товара не установлен законом, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, то применяются обычаи или иные обычно применяемые условия проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи.

Эти примеры свидетельствуют о том, что если стороны при заключении договора «забыли» согласовать какое-то условие, которое затем вызвало спор, то при судебном разбирательстве принимаются во внимание доказательства о наличии в данной сфере обычаев делового оборота. Вместе с тем стороны вправе включать в договор условия, противоречащие обычаям. Равным образом они могут трансформировать обычаи в условия договора, и в этом случае обычаи приобретают силу существенных условий сделки.

Применение обычаев предусматривается специальными нормативными правовыми актами, в частности ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, и может вытекать из положений международных договоров.

Обычай и обычные требования. Наряду с обычаями во многих статьях ГК говорится об «обычно предъявляемых требованиях», которыми надлежит руководствоваться. В одних случаях этот термин дополняет отсылку к обычаям (ст. 309, 478, 992), в других употреблен самостоятельно (ст. 484, 485, 721). В литературе эти два термина иногда характеризуются как равнозначные.

Однако обычай – это дополнительный источник права, когда он соответствует указанным в ст. 5 ГК признакам и в законе это прямо и ясно оговорено. Обычно предъявляемые требования такого общего статуса в ГК не получили и не должны приравниваться к обычаям.

Вопрос о содержании и применении обычно предъявляемых требований должен решаться судом с учетом широкого круга факторов, в том числе хозяйственных возможностей должника и кредитора. На основании обычно предъявляемых требований могут складываться обычаи, однако такая их трансформация должна быть признана юридической практикой, прежде всего судебной, и получить подтверждение в наличии признаков обычая, названных в ст. 5 ГК.

Нормы морали. Близкие по своей природе обычаям нормы морали, выражающие нравственные представления и оценки основных слоев общества, источником гражданского права не являются, хотя и лежат в основе многих его понятий. Нормы морали влекут правовые последствия только при наличии о том прямого указания в актах законодательства. Например, в силу ст. 169 ГК недействительными (ничтожными) являются сделки, противные по своей цели не только основам правопорядка, но и нравственности.

Кроме того, начала морали и нравственности важны для применения норм гражданского права. В ряде статей ГК об этом содержатся прямые указания как общего характера (п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 6), так и применительно к отдельным группам гражданских правоотношений (п. 2 ст. 1101). Особое значение нормы морали имеют при возмещении вреда, причиненного личности, а также компенсации морального вреда (ст. 151 ГК).

Значение норм международного права. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации, причем применяются непосредственно. Такая общая и четкая формулировка появилась в отечественном праве впервые и имеет принципиальное значение.

Общепризнанные принципы и нормы международного права содержатся в Уставе ООН, декларациях и резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН, решениях Международного суда. Для гражданского права особое значение имеет международно-правовой принцип уважения прав и свобод человека, выраженный во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.

Международными договорами признаются соглашения, заключаемые Российской Федерацией с иностранными государствами либо международной организацией в письменной форме, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от конкретного их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»). Международные договоры могут быть межгосударственными, межправительственными и межведомственными.

Подписанные Российской Федерацией международные договоры публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» (если они требуют ратификации) и в ежемесячном «Бюллетене международных договоров». Издаются также тематические сборники международных договоров.

В настоящее время Российская Федерация является участником всех важнейших универсальных международных договоров в области международных экономических отношений (о купле-продаже, перевозках грузов и пассажиров, лизинге, векселях, патентном и авторском праве и др.). Кроме того, наше государство – участник многочисленных международных договоров, заключенных в рамках СНГ, а также двусторонних соглашений со многими странами о правовой помощи.

Международные договоры РФ имеют своим предметом прежде всего отношения отечественных предпринимателей и граждан с иностранными юридическими лицами и гражданами. Однако они применяются и к отношениям между российскими лицами, например, в вексельном обороте, при перевозках отечественных грузов и пассажиров за рубеж, нарушении авторских и патентных прав на территории Российской Федерации. Кроме того, многие положения международных договоров, участником которых является Российская Федерация, воспроизведены в нормах российского гражданского законодательства.

Ряд важных норм о договоре купли-продажи сформулирован в гл. 30 ГК на базе положений Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция), которая получила ныне широкое признание (более 60 стран-участниц). Ряд положений этой Конвенции воспринят также в нормах гл. 37 ГК о договоре подряда. Новые транспортные уставы и кодексы, прежде всего Кодекс торгового мореплавания РФ и Воздушный кодекс РФ, широко используют соответствующий международный опыт, закрепленный в действующих транспортных конвенциях.

Возникающие между субъектами гражданского права споры, число которых за последние годы заметно возросло, разрешаются судами общей юрисдикции (споры с участием граждан) и арбитражными судами (споры предпринимателей). Высшие органы этих судебных систем – Пленумы – наделены правом давать нижестоящим судам руководящие разъяснения о правильном применении норм действующего законодательства, которые имеют форму постановлений.

После введения в действие ГК на основании его норм высшими судебными инстанциями Российской Федерации был издан ряд важных разъяснений. Особое значение имеет Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8.

Ранее в теории и практике преобладало мнение, что правовые нормы могут создаваться только уполномоченными на то государственными органами, а задача суда и арбитража – применять действующие правовые нормы, и их решения источником права не являются, а представляют собой акты толкования закона. В случае неполноты или несогласованности правовых предписаний должен ставиться вопрос о дополнении действующего законодательства.

Для такого вывода имеются основания в современных условиях, когда в России идет становление рынка и не исключена возможность того, что в отдельных случаях обновляемое гражданское законодательство не в полной мере учитывает особенности рыночных отношений и имеет пробелы. В таких случаях разъяснения Пленумов высших судебных и арбитражных органов по применению законодательства могут приобретать и фактически приобретают характер дополнительного источника гражданского права.

Что касается решений, выносимых судами общей юрисдикции и арбитражными судами по конкретным гражданско-правовым спорам, то они не могут считаться источником гражданского права, поскольку имеют индивидуальный характер и отражают особенности отдельных споров. Однако такие решения дают материал для правильного понимания и применения действующих правовых норм и должны внимательно изучаться. Наиболее важные судебные и арбитражные решения публикуются в ежемесячных журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации» и «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации». В необходимых случаях к ним даются комментарии специалистов.

В осуществлении судебной власти в Российской Федерации участвует ныне также Конституционный Суд РФ. Согласно ст. 125 Конституции РФ и закону об этом суде он разрешает дела о соответствии Конституции РФ актов законодательства РФ, а также актов ее субъектов по вопросам, относящимся к ведению государственных органов Федерации.

Правовая природа решений Конституционного Суда РФ оценивается в литературе по-разному: как акты толкования и как акты нормативного характера в области конституционного права. Преобладающей становится вторая точка зрения, которую подтверждает содержание многих вынесенных Конституционным Судом РФ постановлений.

Правовая сила гражданско-правовых норм. Содержащиеся в законодательстве нормы гражданского права могут быть императивными и диспозитивными. Первые строго обязательны, и стороны не могут отступать от них при заключении договора или принятии односторонних обязательств. Вторые позволяют сторонам устанавливать в договоре или одностороннем обязательстве иные условия и действуют, если такой специальной оговорки сделано не было.

Однако в гражданском праве имеется большое число императивных норм, введение которых обусловлено общегосударственными интересами и технической сложностью ряда гражданско-правовых институтов. Примером первых являются императивные нормы о недействительности неправомерных сделок и их последствиях; примером вторых – императивные правила о перевозках грузов на воздушном, железнодорожном и других видах транспорта.

Императивная сила гражданско-правовых норм может быть прямо в них выражена. Например, согласно ст. 198 ГК сроки исковой давности и порядок их исчисления не могут быть изменены соглашением сторон. В силу п. 4 ст. 401 ГК заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно. Однако такие прямые указания имеются лишь в отдельных случаях, и для определения правовой силы нормы необходимо дать ей правильное толкование.

Толкование норм права. Толкование правовой нормы – это уяснение ее правовой силы (действия), сферы применения и действительного содержания. Толкование может даваться компетентными государственными органами, в том числе высшими судебными инстанциями, и тогда оно является обязательным. Толкование нормы издавшим ее государственным органом именуется аутентичным. Научное толкование, именуемое доктринальным, носит рекомендательный характер.

Сам процесс толкования норм подчинен определенным правилам, которые в российском законодательстве прямо не закреплены, но выработаны теорией и судебно-арбитражной практикой и являются важным средством правильного и единообразного применения правовых предписаний. Прежде всего необходимо выяснить правовую силу (действие) и сферу применения соответствующей правовой нормы.

Дата введения нормативного акта в действие определяется в нем самом или согласно общим правилам вступления нормативных актов в силу. По общепринятому правилу, «закон обратной силы не имеет», однако из этого правила, по прямому указанию закона, допускаются исключения. Сфера применения правовых норм обычно достаточно четко определяется в соответствующем нормативном акте. Это чаще всего акты общего действия, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и всех субъектов гражданского права. Однако некоторые акты и нормы действуют в отношении определенной территории (например, Крайнего Севера) или определенного круга лиц (только для юридических лиц, только для граждан или определенной их группы, например, малолетних).

Более сложные вопросы могут возникать при толковании содержания правовой нормы и определении условий ее применения. При толковании правовой нормы применяются различные приемы. Толкование может быть грамматическим, логическим, систематическим и историческим.

Грамматическое толкование – это уяснение нормы с помощью общих правил грамматики. Логическое толкование предполагает использование общепринятых правил и аргументов логики. При систематическом толковании смысл нормы устанавливается посредством ее сопоставления с другими нормами. Историческое толкование дается на основании ознакомления с историей принятия нормы путем учета факторов, обусловивших введение и изменение нормы, и сопоставления ее с ныне действующими нормами по тому же вопросу.

Доктрина и судебная практика выработали ряд общепринятых формул толкования. Наиболее важные из них: последующий закон отменяет ранее изданный; специальные нормы превалируют над нормами общего характера; специальные нормы не подлежат расширительному толкованию; если предлагаемое понимание нормы ведет к явно неразумному выводу, такое ее понимание неправильно.

По результатам толкования нужно различать буквальное, ограничительное и расширительное (распространительное) толкование. В большинстве случаев толкование правовой нормы показывает, что подлинный смысл нормы полностью соответствует ее словесной формулировке. Так и должно быть, ибо содержание закона и его редакция должны совпадать. Такое толкование является буквальным.

Иногда словесная формулировка правовой нормы оказывается шире ее подлинного смысла. Здесь на помощь приходит ограничительное толкование, т. е. делается вывод о том, что правовая норма должна пониматься и применяться ограничительно.

Аналогия права и закона. В законодательстве неизбежны отдельные пробелы, и оно не всегда поспевает за возникновением и развитием новых гражданско-правовых отношений. Между тем и в таких ситуациях права и обязанности сторон должны быть определены, а возникший между ними спор разрешен судом. Для устранения юридических трудностей, которые могут при этом возникать, в гражданском праве выработан институт аналогии закона и аналогии права.

Согласно ст. 6 ГК, в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.

Ввиду разработанности актов гражданского законодательства случаи аналогии закона и права на практике встречаются нечасто. Примером аналогии закона может служить обращение к нормам законодательства о банкротстве при осуществлении ликвидации юридического лица по решению суда (п. 24 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8).

Верховным Судом РФ было опубликовано разъяснение, согласно которому к отношениям по уплате пени за несвоевременное внесение налогов (таможенных платежей) суд может по аналогии закона применять ст. 333 ГК, позволяющую снизить размер взыскиваемой неустойки (пени). Здесь аналогия закона использована судом в отношении однородных норм разных отраслей права.

Публикация законодательных актов – необходимое и важнейшее общее условие доведения их до сведения всех государственных органов, учреждений, организаций и граждан, изучения и последующего правильного применения. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Согласно Федеральному закону от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона считается день его принятия Государственной Думой. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В отношении публикации актов Президента РФ и Правительства РФ действует Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», согласно которому указы и решения Президента РФ и Правительства РФ подлежат обязательному опубликованию. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их опубликования. Тот же срок установлен для вступления в силу актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций. Иные акты Правительства РФ, а это, прежде всего, решения по хозяйственным вопросам, вступают в силу со дня их подписания.

Официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, является «Собрание законодательства Российской Федерации», выходящее еженедельно. Публикуемые в нем акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера.

Помимо изложенных общих норм о времени вступления в силу законов Российской Федерации специальные правила по этому вопросу могут предусматриваться в самих законах, а также в законах о введении в действие крупных законодательных актов (вводных законах). Вводные законы к частям первой и второй ГК определяют не только общую дату введения ГК в действие, но также особые даты вступления в силу некоторых его положений и, кроме того, придают отдельным нормам обратную силу. Некоторые крупные законы могут вводиться в действие поэтапно, например, Градостроительный кодекс.

Для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти установлен порядок их регистрации и опубликования. Согласно названному Указу Президента РФ от 23 мая 1996 г. нормативные акты министерств и других федеральных органов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и вступают в силу по истечении десяти дней после их официального опубликования. Публикация производится в газетах «Российские вести» и «Российская газета», а также в еженедельном «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Неопубликованные акты не влекут правовых последствий.

Раздел 2. Гражданское правоотношение

Тема 3. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений

Понятие и элементы гражданских правоотношений.

Это общественные отношения, участники которого связаны правами и обязанностями, основанными на нормах права.

Элементы:

объект;

субъект;

содержание.

Гражданские правоотношения – это основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников общественные отношения физических и юридических лиц, которые связаны гражданскими правами и обязанностями, возникающими из оснований, предусмотренных нормативными актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены ими, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Объект гражданского правоотношения – то, по поводу чего возникает и осуществляется деятельность его субъектов, направленная на различного рода материальные и нематериальные блага. Например, в вещном праве это вещь, в обязательном праве – получение долга, в неимущественных правах – право на жизнь, неприкосновенность, свобода, честь и др.

Субъект гражданского правоотношения – это те участники, те лица, которые несут права и обязанности в правоотношении (согласно абз. 2 п. 1 ст. 2 ГК РФ, граждане и юридические лица). Участники гражданского правоотношения, наделенные правом, называются управомоченным лицом; а участник, несущий обязанность, – обязательным (обязанным) лицом.

Субъектами гражданских правоотношений могут быть: 1) граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; 2) российские и иностранные юридические лица; 3) Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

Основание возникновения, изменения и прекращения правоотношения называют юридическим фактом.

Содержание гражданских правоотношений.

Содержание – субъективные права и обязанности участников гражданского правоотношения.

Субъективное право – это обеспеченная законом мера возможного поведения гражданина или организации, направленная на достижение цели, связанной с удовлетворением их интересов. Субъективное право возникает на основании юридического факта.

Субъективные обязанности бывают двух видов: пассивный вид (воздержание от соответствующих действий) и активный (обязанность действовать).

Субъективная гражданская обязанность – мера должного поведения, которое заключается либо в совершении, либо в необходимости воздержания от совершения определенных действий и обеспечивается возможностью применения государственного принуждения.

Виды гражданских правоотношений.

По характеру взаимосвязи управомоченного и обязанного лица:

а) абсолютные;

б) относительные.

Абсолютные правоотношения – управомоченному лицу противостоит неопределенный круг обязанностей субъектов (правоотношения собственности).

Относительные правоотношения – управомоченному лицу противостоит строго определенное обязанное лицо (например, возникают из правовых актов, договоров, из причинения вреда имуществу и здоровью).

По объему гражданских прав:

а) имущественные (материальные);

б) неимущественные (нематериальные).

3. По предмету регулирования:

а) вещные;

б) обязательственные.

В вещном правоотношении интерес управомоченного лица удовлетворяется за счет полезных свойств вещей путем его непосредственного взаимодействия с вещью. Например, собственник имеет возможность пользоваться принадлежащей ему на праве собственности вещью для удовлетворения своих потребностей самостоятельно.

В обязательственном правоотношении интерес уполномоченного лица может быть удовлетворен только за счет определенных действий обязанного лица по предоставлению управомоченному лицу соответствующих материальных благ. Например, покупатель передает продавцу предусмотренную договором денежную сумму.

4. По распределению прав и обязанностей между участниками:

а) простые правоотношения (у одного участника только право, а у другого – только обязанности);

б) сложные правоотношения (у каждого участника одновременно имеются и права, и обязанности).

Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений

Граждане (физические лица) как субъекты гражданского правоотношения. Правоспособность физического лица.

Субъект гражданского права – лицо, выступающее в качестве участника имущественных и личных неимущественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Участниками гражданских правоотношений выступают граждане и организации, обладающие указанными в законе признаками юридических лиц. Особым субъектом гражданских прав являются РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.

Гражданская правоспособность – принадлежащее каждому гражданину и неотъемлемое от него право, содержание которого заключается в способности (возможности) иметь любые допускаемые гражданские права и обязанности.

Примерный перечень прав граждан дается в ст. 18 ГК РФ: иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью и др.

Гражданская правоспособность согласно закону возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью. При этом согласно закону гражданин не вправе отказаться от правоспособности или ограничить ее. Следовательно, для правоспособности характерна неотчуждаемость. Однако допускается ограничение правоспособности в случаях и в порядке, установленных законом (ст. 22 ГК РФ).

Иностранные граждане согласно ст. 160 Основ пользуются в нашей стране гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, т. е. им предоставляется национальный режим. Аналогична правоспособность лиц без гражданства.

Дееспособность физического лица.

Дееспособность граждан – это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК). Например, заключать договор, выдавать доверенность, отвечать за причиненный имущественный вред и другие. Таким образом, дееспособность включает, прежде всего, способность к совершению сделок (сделкоспособность) и способность нести ответственность за неправомерные действия (деликтоспособность).

Ограничение дееспособности (п. 1 ст. 22, ст. 30 ГК).

Виды дееспособности:

полная дееспособность;

дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;

дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет.

Полная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять любые допускаемые законом имущественные и личные неимущественные права, принимать на себя и исполнять любые обязанности, т. е. реализовать принадлежащую ему правоспособность в полном объеме:

а) по достижении 18 лет;

б) лицо, вступившее в порядке исключения в брак до достижения 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ);

в) несовершеннолетний, достигший 16 лет согласно ст. 27 ГК РФ (эмансипация – если несовершеннолетний работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению суда).

Дееспособные несовершеннолетние от 14 до 18 лет могут принимать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности либо самостоятельно (в указанных законом случаях), либо с согласия родителей (усыновителей, попечителей) (п. 1 ст. 27, п. 1 ст. 26 ГК). Они могут быть авторами произведений, могут вносить вклады в кредитные организации, а также распоряжаться своими доходами (стипендиями).

Дееспособные несовершеннолетние от 6 до 14 лет имеют право приобретать и осуществлять своими действиями не любые, а только некоторые права и обязанности, прямо предусмотренные законом. Можно совершать мелкие бытовые сделки (покупки). Получать в дар различные вещи (кроме случаев, когда требуется нотариальная регистрация). Распоряжение средствами, которые предоставлены им родителями.

Индивидуализация лица.

Нормальное осуществление гражданских прав и обязанностей невозможно без ясного представления о личности субъекта таких правоотношений.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст