курсовая 2 курс


Содержание

Введение.

Глава I. Теоретические аспекты изучения особенностей воображения в старшем дошкольном возрасте.

Современное понимание изображения и его особенностей в теоретических исследованиях……………………………………………

Генезис воображения у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе……………………………………………….

Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте………….

Выводы по первой главе………………………………………………….

Глава II. Обзор существующих методик изучения воображения

2.1. Понятие «нарушения интеллекта» у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………

2.2. Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта…………………………………………………………

2.3. Обзор существующих методик обследования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта……………………

Выводы по второй главе…………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………….

Введение.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим, перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Наиболее интенсивно развивается воображение в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Проблему развития воображения как творческой способности личности активно разрабатывали ведущие зарубежные ученые и психологи-практики (Дж. Гилфорд, Ж. Пиаже, Т. Рибо, Дж. Родари, Е.П.Торренс, и др.).

В ходе исследования проблемы воображения получен значительный опыт определения условий развития и особенностей функционирования этого психического процесса у дошкольников (Л.C. Выготский, О.Г. Боровик, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Е.Е. Кравцова, Н.Н. Палагина, Е.Е. Сапогова, и др.).

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.

Таким образом, тема нашей работы «Особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта».

Цель исследования: Выявить и доказать, что изобразительная деятельность заключает в себе потенциал, который оказывает большое влияние на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: изобразительная деятельность в старшем дошкольном возрасте.

Предмет исследования: способы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности.

В соответствии с объектом и предметом исследования нами были поставлены следующие задачи:

1) изучить теоретические основы формирования воображения;

2) изучить особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста;

3) изучить особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта;

4) изучить существующие методики обследования воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Методы исследования: теоретические и практические (анализ научной и научно-методической литературы, обобщение, наблюдение, анализ реального педагогического процесса, диагностирование, классификация, сравнение).

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории № 57, средняя группа общеразвивающей направленности (дети с зпр), возраст детей 4-5 лет.

I. Теоретические аспекты изучения особенностей воображения в старшем дошкольном возрасте.

Современное понимание воображения и его особенностей в теоретических исследованиях.

Первоначально воображение рассматривалось как один из творческих процессов внутри общих концепций психического развития ребенка. Так, представители классического ассоцианизма исследовали творческие процессы со стороны их механизмов. Т. Рибо рассматривал воображение как установление новых ассоциаций (Рибо Т. Творческое воображение. 2001.).[18] Механизм воображения по Т. Рибо составляют диссоциация — операция разделения рядов состояний сознания — и ассоциация — их объединение. Творческое воображение, по его мнению, функционирует при условии единства операций ассоциации и диссоциации. Это единство проявляется в одном из законов, порождающих новые сочетания — ассоциациях по сходству. Т. Рибо писал: «Ассоциация по сходству предполагает смешанную работу ассоциации и диссоциации: это деятельная форма. Поэтому она и есть главный источник материалов творческого воображения…» (Рибо Т. Творческое воображение. 2001). [18]

Воображение – это процесс психического отражения, состоящий в создании представлений об объектах или событиях, никогда в целом субъектом не воспринимающихся в действительности, путем переработки материала предшествующего личного опыта; это отражение реальности в новых, необычных сочетаниях и связях. [16.С. 306].

Воображение – это особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Специфика его состоит в том, что оно вероятно характерно для человека и странным образом связанно с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует картины не соответствующие реальности, то оно носит название фантазии. [14.С. 260-262].

Классификация воображения.

Как в восприятии и памяти, в воображении проявляются все виды и уровни психической организации человека, что может быть отражено в соответствующих классификациях, основный из которых приводятся ниже.

По степени действенности процесса воображения (уровни воображения):

Активное (действенно, деятельное);

Пассивное (бездеятельное).

По уровню психической активности ( уровни воображения):

Произвольное (преднамеренное, целенаправленное);

Непроизвольное (непреднамеренное, нецеленаправленное).

По характеру образов ( роды воображения):

Конкретное;

Абстрактное.

По результату и характеру процесса ( типы воображения):

Воссоздающее (репродуктивное);

Творческое (преобразующее).

По праву деятельности ( формы воображения):

Техническое;

Художественное;

Научное и проч.

По модальности ( виды воображения):

Зрительное;

Слуховое;

Осязательное;

Обонятельное;

Вкусовое;

Двигательное ( кинестетическое).

Степень активности – пассивности в первую очередь определяет и одновременно определяется сама реальным эффектом деятельности человека, в которую включено воображение. Иными словами, активность процесса определяет его результат, который в свою очередь, позволяет оценивать уровень активности действенности воображения. Кроме того, этот параметр указывает на «энергоемкость» процесса, т.е. на количество энергии, затраченной в процессе того или иного фантазирования. Показатель произвольности – непроизвольности больше характеризует источник процесса, вызвавшие его причины и степень их осознанности.

Непроизвольное воображение. Проявлением такого уровня воображения являются сновидения. Дремотные состояния, грезы, галлюцинации. Если же инициатива в формировании представлений исходит от субъекта, то это произвольный уровень воображения. Произвольны мечты и идеалы.

Активное воображение – преобразование представлений, направленное на плодотворную организацию деятельности.

Пассивное воображение – преобразование представлений, направленное на уход от действительности и замещение деятельности бесплодным фантазированием.

Произвольное воображение – преднамеренное преобразование представлений, сознательно регулируемое субъектом как цель его деятельности.

Непроизвольное воображение – непреднамеренное преобразование представлений, без осознания цели и причин процесса, без его сознательного регулирования.

Воссоздающее (репродуктивное) – воспроизведение представлений неизвестных субъекту предметов и явлений по их описанию.

Творческое (преобразующие) – формирование новых оригинальных представлений, реализуемых в процессах и продуктах деятельности.

Конкретное – оперирование представлениями об определенных конкретных предметах и явлениях в совокупности их свойств и отношений.

Абстрактное – оперирование обобщенными представлениями (схемы, символы, знаки), отражающими сущность предметов и явлений и наиболее существенные их свойства и отношения [16.С. 313-316].

Формы проявления воображения и его функции.

Образы воображения ( в первую очередь в узком значении феномена «образ») могут реализовываться в нескольких формах. Основные из них: фантазия, мечты, идеалы, грезы, сновидения, галлюцинации. Рассмотрим каждую из них подробнее:

Фантазия – это форма проявления воображения предстающая в виде неправдоподобных образов и понятий.

Часто фантазию отождествляют с воображением. Причина этого кроется, видимо, в том, что фантазию можно трактовать и как образ и как процесс. Наибольшее основание для отождествления фантазии с воображением дает ее трактовка как процесса, но тогда правильнее говорить не о фантазии, а о фантазировании. Однако и в этом случае, очевидно, что фантазирование является частным случаем реализации воображения. Специфика процесса фантазирования заключается в создании неправдоподобных, невероятных образов, в то время как воображение есть процесс, допускающий создание любых по степени вероятности образов.

Мечта – продукт воображения, образ желаемого будущего. Поскольку мечта есть желаемое, постольку она играет роль побудительной причины и мотива деятельности, роль внутреннего стимула к активному труду и творчеству. Мечты принципиально осуществимы, что обычно требует значительных волевых усилий и трудозатрат.

Идеал – образ с предельно совершенными свойствами, образец для подражания. В идеалах отражается направленность личности, ее устремления и стандарты. Как правило идеалы недостижимы. Их значение в жизни человека состоит в определении направлений жизненного пути и развития личности.

И мечты, и идеалы зависят как от индивидуальных особенностей личности, так и от социально-исторический условий, в которых личность живет, от ее места в обществе.

Грезы – образы желаемого и идеализируемого будущего (реже – прошлого или настоящего) с осознанием их нереальности и несбыточности. Грезы неясны, неконкретны, размыты, отрывочны, не имеют сюжетной связи, представляются в основном в зрительной и слуховой модальностях. По большей части процесс «придания грезам» непроизволен и провоцируется состоянием утомления ( психического и физического).

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Сновидения – субъективно переживаемые непроизвольные представления воображения во время сна. Неподконтрольны сознательному регулированию. Сюжеты и образы сновидений отражают основные мотивы и установки субъекта – обычно в замаскированной (символической), реже в незамаскированной (прямой) форме.

Галлюцинации – это непроизвольные фантастические образы, имеющие для субъекта характер объективной реальности при отсутствии реальных раздражителей. Возникают в следствии проецирования образов во вне и их локализации в пространстве и времени, что ведет к их переживанию субъектом как воспринимаемой объективной реальности. Галлюцинации связаны с тяжелыми душевными состояниями, потрясениями, травмами мозга, некоторыми инфекционными заболеваниями. Считаются психопатологическим проявлением восприятия, памяти и воображения.

Грезы в отличие от галлюцинаций – это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грез отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связанна с действительностью, т.е. в принципе осуществима.

Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности [14.С.265],[16.С.316-318].

Люди много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций:

Представление действительности в образах, а так же возможность пользоваться ими. Эта функция воображения связанна с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности. Снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Формирование внутреннего плана действий – способность выполнять их в уме, манипулируя образами.



Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. [14.C.265-266].

В.В.Никандров [16.С.306-308] отмечает, что с помощью воображения человек способен выполнять следующие действия:

Предвосхищение результатов труда (в том числе, промежуточных).

Предвидение будущего, планирование деятельности, программирование поведения.

Решение проблемных ситуаций с высокой степенью неопределенности, отыскание решений при дефиците информации, поиск новых путей выхода из таких ситуаций.

Замена деятельности бесплодным фантазированием.

Поясним первую функцию. Очевидно, что эта функция является частным случаем второй, но мы ее сознательно выделили. Потому, что воображение как специфично человеческое качество психики развилось, скорее всего, благодаря трудовым усилиям человека. Действительно, приступая к какой-либо трудовой операции, человек ориентируется на достижение по исполнении этой операции определенного результата (в виде конкретных предметов или ситуаций), т.е. он систематически в процессе труда ставит перед собой определенные цели. Этот итог он представляет себе мысленно, и старается максимально к нему приблизиться.

Вторая функция. В эволюции, по-видимому, воображение развивалось совместно с развитием мышления и речи. Возможно, на первых парах это был единственный процесс развития интеллектуальных задатков наших предков. Но с усложнением взаимосвязи человека со средой, в первую очередь за счет расширения социальных связей и территориальной экспансии, намечается дифференциация и специализация интеллектуальных функций. Воображение обеспечивает программирование поведения, тем самым способствуя исполнению регулирующей области психики, а мышление обеспечивает постижение сущности окружающего, непостижимые через перцепцию, тем самым обеспечивая углубленное познание действительности. Постепенно воображение как взгляд в будущее аккумулирует в себе творческий компонент интеллекта, именуемый креативностью (от лат. созидание, творение). К настоящему времени, видимо, уже можно говорить об относительно самостоятельности этих двух сфер психики человека. Интеллект как психическая основа человеческой деятельности (в первую очередь трудовой) связывается обычно с забыванием, т.е. с получением со стороны, и применением знаний. Креативность как психическая основа человеческого творчества ассоциируется с продуцированием, т.е. самостоятельным производством новых знаний.

Третья функция. Умение с помощью воображения производить знания предопределяет способность человека находить эффективные пути решения новых для него проблем, не имея опята, готовых рецептов их разрешения. Иначе говоря, воображение нас выручает, когда апелляция памяти или мышлению бесполезна в связи с отсутствием соответствующих знаний и времени на их поиск. Сложность таких случаев зачастую усугубляется многовариантностью возможных решений. Воображение – вот эффективный механизм разрешения подобных ситуаций.

Четвертая функция. Она нацелена не только на продуктивные деятельности творчества, связанные со значительными энергетическими затратами, сколько на восстановление энергетических ресурсов, на отдых. Причем отдых с элементами интереса и удовольствия, на фоне положительных эмоций. И хотя мы и говорим о бесплодном фантазировании, т.е. о процессе воображения, не приводящем к полезным результатам, тем не менее подобное отвлечение от действительности с ее многочисленными раздражающими факторами и проблемами весьма полезно, во-первых, как механизм психологической деморализации (и даже в определенной мере психологической защиты), и во-вторых, как механизм самого предварительного, абрисного решения не очень актуальных проблем, но возможно насущных в будущем.

1.2. Генезис воображения у детей дошкольного возраста в психолого – педагогической литературе.

Первые проявления воображения автор относил к возрасту около 3-х лет, подчеркивая, при этом, что воображение ребенка не богаче воображения взрослого, оно лишь по своему темпу опережает развитие мышления. Генезис воображения Т. Рибо представлял в виде четырех стадий:

— для первой стадии характерно наличие перехода от пассивного воображения к творческому;

— вторая стадия начинается, когда ребенок одушевляет окружающие предметы;

— третьей стадией является стадия игры, когда ребенок проходит период от подражания к перевоплощению;

— четвертую стадию автор определял как период «романтической изобретательности» или стадию художественного творчества.

Различные стадии развития воображения по Т. Рибо обусловлены развитием умственных способностей детей, а они, в свою очередь, зависят от запаса образов, богатства их сочетаний, памяти, речи, ощущений. Рассмотренное Т. Рибо качественное своеобразие процесса перехода от пассивного воображения к творческому нашло отражение в формулировке основного закона развития воображения. Согласно этому закону, воображение проходит в своем развитии два периода, разделенных между собой критической фазой: «…период самобытности или приготовления, критический момент и период окончательного составления, предоставляющегося в разных видах». Первый период выражается в независимости воображения от мышления. Критической фазе свойственны противоречия между объективностью процессов мышления и субъективностью воображения. На втором этапе под влиянием критического мышления воображение может угаснуть, либо, обогащаемое «рассудком», становится творческим.

Как и Т. Рибо, Дж. Селли считал Боровик О.В. [20. C.112 ], что одним из основных способов работы воображения является ассоциация. В качестве другого способа автор выделял апперцепцию — субъективный отбор средств и признаков, входящих в состав нового значения. Дж. Селли установил, что воображение в детском возрасте проявляется наиболее ярко и находит свое выражение в придумывании несуществующих друзей и олицетворении окружающих предметов, а также в нереальной интерпретации обстановки.

Автором были выделены два этапа в развитии фантазии. Первый этап является предпосылкой возникновения воображения и характеризуется преобладанием восприятия. Дж. Селли относил начало этого этапа к 8-ми, 9-ти месяцам. Собственно воображение возникает тогда, когда ребенок создает мифы, субъективно представленные в фантазии ребенка как реальная действительность. Данный этап, по мнению Дж. Селли, имеет место в дошкольном возрасте [5.С. 112].

К. Коффка, исследуя развитие воображения ребенка, проявляющееся в применении заместителей в игре, пришел к выводу, что у ребенка изначально существует специфичный мир детских структур поведения, состоящих из отдельных разрозненных действий [1. C. 422].

1.3. Особенности воображения в старшем дошкольном возрасте.

В психической жизни дошкольника исключительно важную роль играет воображение. Воображение в дошкольном возрасте проявляется настолько ярко и интенсивно, что многие психологи рассматривали его как изначально заданную детскую способность, которая с годами теряет свою силу. Вместе с тем проблема развития воображения хотя и привлекает к себе неослабевающий интерес психологов, но до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных проблем психологии. В общих чертах воображение можно определить как способность к перекомбинированию образов. Сущность воображения заключается в том, что оно «схватывает» целое раньше частей, на основе отдельного намека строит целостный образ. Отличительной особенностью воображения является своеобразный «отлет от действительности», создание нового образа, а не простое воспроизведение известных представлений, что характерно для памяти или внутреннего плана действий. Возможность построения нового, воображаемого мира ребенком психологи объясняли по-разному. Создатель психоанализа З.Фрейд рассматривал воображение как первичную, изначальную форму детского сознания. Принцип удовольствия, который господствует в раннем детстве, находит свое отражение в фантазиях и грезах ребенка. Согласно Фрейду сознание ребенка до определенного возраста свободно от реальности и только обслуживает его желания и чувственные тенденции. 

Деятельность творческого воображения оказывается очень сложной и зависящей от целого ряда самых различных факторов. Совершенно понятно поэтому, что эта деятельность не может быть одинакова у ребенка и у взрослого, потому что все факторы эти принимают различный вид в различные эпохи детства. Вот почему в каждый период детского развития творческое воображение работает особенным образом, свойственным именно данной ступени развития, на которой стоит ребенок. Воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Интересы ребенка и взрослого различны, и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого [7.С.66-69].

Попробуем разобраться, чем же отличается воображение ребенка от воображения взрослого и какова основная линия его развития в детском возрасте. До сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Детство считается порой, когда фантазия развита наиболее, и, согласно этому взгляду, по мере развития ребенка его воображение и сила его фантазии идут на убыль. Это мнение сложилось потому, что целый ряд наблюдений над деятельностью фантазии дает повод для такого вывода.

Дети могут из всего сделать все, говорил Гёте, и эта нетребовательность, неприхотливость детской фантазии, которая уже несвободна у взрослого человека, принималась часто за свободу и богатство детского воображения. Далее создание детского воображения резко расходится с опытом взрослого, и отсюда тоже делались заключения, что ребенок живет в фантастическом мире более, чем в реальном. Кроме того, известны неточность, искажение реального опыта, преувеличение и, наконец, охота к сказкам и фантастическим рассказам, свойственная ребенку [3.С.384].

Все это вместе взятое и послужило основанием для того, чтобы утверждать, будто воображение в детском возрасте работает богаче и разнообразнее, чем у зрелого человека. Однако при научном рассмотрении этого вопроса, этот взгляд не находит в себе подтверждения. Опыт ребенка намного беднее, чем опыт взрослого человека; интересы его проще, элементарнее; отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека, а ведь все это важнейшие факторы, определяющие работу воображения. Отсюда вытекает, что воображение у ребенка беднее, чем воображение взрослого человека; в процессе развития ребенка развивается и воображение, достигая своей зрелости только у взрослого человека. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии. По мере приближения к зрелости начинает созревать и воображение, и в переходном возрасте – у подростков с порой полового созревания – соединяются мощный подъем воображения и первые зачатки созревания фантазии [7.С.66-69].

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и примеров. О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение, механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео- и кинофильмов. В данном типе воображения еще мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы-воображения такого типа восстанавливают действительность не на интеллектуальной, а в основном на эмоциональной основе. В образах обычно воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него вполне определенные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересным. В целом же воображение детей-дошкольников является еще довольно слабым. В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее. Оно соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий. Деятельность детей в результате приобретает осознанный, целенаправленный характер. Главным видом деятельности, где проявляется творческое воображение детей, совершенствуются все познавательные процессы, становятся сюжетно ролевые игры [15].

В детском возрасте воображение имеет две функции: познавательно-интеллектуальную и аффективно-защитную. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи. Аффективно-защитная роль воображения заключается в предохранении растущей, легко ранимой и слабо защищенной души ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Через воображаемую ситуацию может происходить разрядка возникающего напряжения и своеобразное, символическое разрешение конфликтов, которое трудно обеспечить при помощи реальных практических действий [2.C.423].

Воображение важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности.

Формирование воображения в раннем возрасте происходит как изменение прирожденной активности ребенка в активность преобразующую. Решающим фактором при этом является потребность в новых впечатлениях и общение со взрослым, открывающим способы получения впечатлений. Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. 

Воображение выступает не только предпосылкой усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, и в значительной степени определяет эффективность обучения ребенка в школе.