курсов (2)


Содержание

Введение………………………………………………………………………….1

Глава 1. Теоретические аспекты изучения синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников…………………………………………6 1.1 Характеристика эмоционально-личностных особенностей медицинских работников в зависимости от эмоционального интеллекта………………… 6 1.2 Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………………………12 1.3 Нервно-психическая устойчивость в деятельности медицинского персонала ……………………….………………………………………………21 Выводы по главе 1………………………………………………………………24 Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи нервно-психической устойчивости и эмоционального интеллекта на синдром эмоционального выгорания у медицинских работников…………………………………….…25 2.1 Методы исследования взаимосвязи нервно-психической устойчивости и эмоционального интеллекта на синдром эмоционального выгорания……25 2.2 Методики исследования взаимосвязи нервно-психической устойчивости и эмоционального интеллекта на синдром эмоционального выгорания у медицинских работников………………………………………………………26 2.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи нервно-психической устойчивости, эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………………………26 Выводы по главе 2…………………………………………………………….30 Заключение…..…………………………………………………………………31 Список литературы…………………………………………………… ………33

Введение.

Актуальность: о влияния профессии на личность писали еще древние философы, но особенно часто эта проблема обсуждалась в конце 19 и начале 20 века. В последующем крупные психологи также неоднократно уделяли внимание этой проблеме, она периодически возникает в фокусе внимания исследователей, но до настоящего времени остается актуальной и недостаточно разработанной.

На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.

Одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и «эмоциональное выгорание» среди профессионалов разных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.

Вопросы, касающиеся взаимного влияния профессиональной деятельности и личностных особенностей специалиста, в течение нескольких десятилетий привлекали внимание представителей различных отраслей науки, в том числе психологов Б.Г. Ананьева; Е.А. Климова; А.К. Маркову; А.И. Папкина, К.К. Платонова; А.М. Столяренко и др.

В профессиях типа «человек — человек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности. Среди них обнаружены и общие для всех профессий признаки: деформация механизмов социальной перцепции; возникновение профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а лишь как фигурантов специфических, сугубо профессиональных отношений.

Академик А.Л. Свенцицкий говорил, что: «Особенности трудовой деятельности и сложившегося индивидуального стиля работника, влияя на свойства его личности, могут иногда приводить к так называемой «профессиональной деформации …».

К профессиональной деформации личности относится формирование у специалистов синдрома эмоционального выгорания.

Синдром эмоционального выгорания возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.

Изучению отдельных форм профессиональных деформаций у медицинских работников посвящено немало исследований, однако они не до конца раскрывают сущность синдрома эмоционального выгорания, следствием чего является дефицит научного знания о механизмах данного явления и отсутствие надежных, эффективных методик его профилактики и коррекции.

Целью исследования является выявление влияние нервно-психической устойчивости и эмоционального интеллекта на синдром эмоционального выгорания.

Объектом исследования являются эмоциональная сфера и личностная сфера медицинских работников и их особенность.

Предметом исследования является взаимосвязь нервно-психической устойчивости и эмоционального интеллекта на синдром эмоционального выгорания.

Гипотеза: Существует взаимосвязь между нервно-психической устойчивостью, эмоциональным интеллектом и эмоциональным выгоранием.

Задачи:

1.Проанализировать литературу по проблеме исследования;

2.Определить уровень нервно-психической устойчивости у медицинских работников;

3.Оценить компоненты эмоционального интеллекта;

4.Оценить степень синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников;

5.Изучить взаимосвязь выраженности нервно-психической устойчивости в зависимости от эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников;

Для исследования данной проблематики, мне понадобились такие методики как:

1. «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко;

2. Методика «Прогноз». Оценка нервно-психической устойчивости в стрессе;

3. Диагностика «Эмоционального интеллекта» (Н.Холл);

Исследование проводилось в Сети Семейных Медицинских Центрах «Денто-Эль» города Москвы. В исследование приняло участие 27 человек.

Глава 1.

Теоретические аспекты изучения личностных особенностей и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

1.1 Характеристика личностных особенностей медицинских работников в зависимости от эмоционального интеллекта.

Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от индивидуальных особенностей, в связи с этим С.С. Юдина пишет: «Все виды ремесел требуют особых навыков, но ни в одной отрасли человеческой деятельности не соединяется столько различных специальных свойств, как в хирургии. Тут нужны четкость и быстрота пальцев скрипача и пианиста, верность глазомера и зоркость охотника, способность различать малейшие нюансы цвета и оттенков, как у лучших художников, чувство формы и гармонии тела, как у лучших скульпторов, тщательность кружевниц и вышивальщиц шелком и бисером, мастерство кройки, присущее опытным закройщикам и башмачникам, а главное — умение шить и завязывать узлы двумя — тремя пальцами вслепую, на большой глубине, то есть, проявляя свойство профессиональных фокусников и жонглеров».

Знаков В. В, отмечает, что к необходимым личностным качествам медицинского работника относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки. К признакам профессиональной зрелости, мастерства и опыта относятся быстрая ориентация в сложившейся ситуации, решительность и смелость.

Важным принципом работы медицинских работников является товарищеская взаимопомощь, коллегиальное решение наиболее сложных и трудных вопросов в их практической деятельности. Тесное общение медицинского работника с коллективом не только помогает ему преодолеть трудности в работе, но и благотворно влияет на его профессиональные и личностные качества, общественное сознание. Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть честным, справедливым, признавать и уважать их знания, опыт, вклад в свою профессию. Вежливость, тактичность, сдержанность, спокойные ровные отношения с коллегами — вот что украшает любого медицинского работника.

Пожалуй, самое страшное в медицинском работнике — это равнодушие, являющееся признаком интеллектуальной ограниченности и эмоциональной «тупости». Равнодушие к людям и их страданиям — качество, несовместимое с профессией медицинского работника [44]

По мнению Стрельниковой А.Н. [45] одним из важнейших условий, от которого в значительной степени зависит успех всей работы, является максимальная самокритичность. Самокритичный человек обретает способность видеть себя как бы со стороны, объективно оценивать свои способности и возможности, подмечать и исправлять на ходу свой недочет.

Ответственность за свои действия, за свою работу — качество, обязательное для любой профессии, но для деятельности медицинского работника приобретает особый характер. Зависит это, от того, что ни одна профессия не имеет такого близкого, конкретного, повседневного отношения к самому важному и сокровенному для человека: его жизни и смерти. Вследствие, этого медицинская ответственность становится не только наиболее высокой и почетной, но и наиболее тяжелой [51, с 146].

Поэтому, для медицинского работника очень важно уметь установить контакт с больным, завоевать его доверие. Медицинский работник интенсивно и продолжительно общается с пациентами, их родственниками, с коллегами по работе. Он — самое близкое и доверительное для больного лицо. Своим состраданием, сопереживанием, вниманием и сочувствием медицинский работник завоевывает доверие вверенных ему пациентов. Доверие больного к медицинскому работнику — необходимое начало в комплексе с лечением и показатель нормальных отношений медицинского работника и больного. Ведь успокаивающее слово может творить чудеса, «слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные, общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие» И.П. Павлов [51, с.39].

Понятие «эмоциональный интеллект» было введено в научный обиход недавно, Майером и П. Сэловей и получило широкое распространение в англоязычной литературе благодаря работам Д. Гоулмана. Для введения этого понятия было использовано два основания: неоднородность понятия «интеллект» и совершение интеллектуальных операций с эмоциями.

По П. Сэловею, «эмоциональный интеллект» включает в себя ряд способностей: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, понимание эмоций других людей и даже самомотивацию.

Критика этой концепции основывается на том, что в представлениях об эмоциональном интеллекте эмоции подменяются интеллектом. Как полагает Г.Г. Горскова, эта критика не правомерна. Она ссылается на то, что эмоции отражают отношение человека к различным сферам жизни и к самому себе, а интеллект как раз и служит для понимания этих отношений. Следовательно, эмоции могут быть объектом интеллектуальных операций. Эти операции осуществляются в форме вербализация эмоций, основанной на их осознании и дифференцировке. Таким образом, по Горсковой, эмоциональный интеллект — это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.

Необходимым условием эмоционального интеллекта является понимание эмоций субъектом. Конечным продуктом эмоционального интеллекта является принятие решений на основе отражения и осмысления эмоций, которые являются дифференцированной оценкой событий, имеющих личностный смысл. Эмоциональный интеллект продуцирует неочевидные способы активности для достижения целей и удовлетворения потребностей. В отличие от абстрактного и конкретного интеллекта, которые отражают закономерности внешнего мира, эмоциональный интеллект отражает внутренний мир и его связи с поведением личности и взаимодействием с реальностью.

Базовая модель эмоционального интеллекта (Дж. Майер, П. Сэловей) включает пять компонентов: знание об эмоциях, управление эмоциями, распознание эмоций, умение мотивировать себя и совладение с социальными отношениями. Более полную структуру эмоционального интеллекта предлагает Д. Гоулмэн.

Согласно этой концепции коэффициент эмоционального интеллекта определяется как суммарный показатель следующих способностей:

самоосознание: знание того, что мы чувствуем в данный момент, и использование этих предпочтений в качестве руководства при принятии решения; реалистическая оценка собственных способностей и обоснованное чувство уверенности в себе;

саморегуляция: умение справляться с эмоциями, чтобы они способствовали, а не мешали выполняемому в данный момент заданию, добросовестность и отсрочивание удовольствия при преследовании цели; полное восстановление после эмоционального дистресса;

мотивация: использование наших сокровеннейших предпочтений для того, чтобы заставлять нас действовать и направлять к достижению целей, помогать нам брать на себя инициативу, прилагать усилия, пытаясь что-то улучшить, и упорно продолжать делать свое дело перед лицом неудач и разочарований;

эмпатия: ощущение того, что чувствуют другие люди, способность встать на их точку зрения и развитие взаимопонимания и настроенности на широкое разнообразие людей;

социальные навыки: хорошее владение эмоциями во взаимоотношениях и точное «прочитывание» социальных ситуаций и систем социальных отношений между людьми; спокойное взаимодействие; использование этих навыков для убеждения и руководства, ведения переговоров и улаживания споров, сотрудничества и коллективной работы» [1, С.454-455].

Что же не нужно нести с собой в медицину: равнодушие, самонадеянность, ложный престиж, самолюбие, некритичность, неуживчивость[22, с.79].

Что хочет получить пациент от медицинских работников — действенную медицинскую помощь и обязательно — уважение, и гуманное отношение, терпение и милосердие, доброту и понимание. Что же должен медицинский работник: уважать права человека, оказывать действенную медицинскую помощь, быть правдивым и честным, быть компетентным, иметь терпение и понимание, иметь сострадание и уважение к жизни, соблюдать принцип «не навреди». И в то же время медицинский работник не должен: быть высокомерным, относиться пренебрежительно, вмешиваться в личную жизнь (может только по профессиональной необходимости), навязывать морально-религиозные, политические убеждения, проявлять грубость и нетактичность, жестоко обращаться с пациентами, способствовать самоубийству.

Уважение к пациенту и его конфиденциальным сведениям формирует атмосферу искренности, убежденности в правильности лечения, личной симпатии. А без них невозможно сформировать положительный настрой на выздоровление.

Медицинскому работнику необходимы знания психологии. При общении медицинского работника с пациентом большое значение имеет чуткость, т.е. умение внимательно выслушать пациента и стремление понять его переживания медицинский работник должен всегда учитывать психические особенности, чувства, суждения и психосоматическое состояние пациента[27].

Этика труда медицинского работника несовместима и с такими резко негативными явлениями человеческих взаимоотношений, как черствость и грубость, бюрократизм и чванливость, эгоизм и стяжательство. А также и с такими чертами, как рационализм и жестокость в общении, которые, нередко, приобретаются со временем[32, с 89].

Важнейшими качествами медицинского работника считаются любовь к своей профессии, увлеченность ею, уважительное отношение к пациентам и коллегам, стремление помогать, быть рядом с теми, кому нужна помощь, внимательность, терпимость, доброта, вежливость, душевность и, конечно, профессионализм, достигающий высокого уровня мастерства, ярко выраженное чувство профессионального долга[22, с 78].

Умение общаться, базирующееся на знании психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность — необходимое профессиональное качество медицинского работника.

Для приобретения таких навыков медицинскому работнику надо обладать необходимыми знаниями в области психологии и умением применять их на практике.

Медицинский работник должен уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, добиваясь при этом решения профессиональных задач[51].

Все пациенты со своими бедами и проблемами нуждаются в психологической поддержке. Оказывать такую поддержку может только эмоционально стабильный, уверенный в себе медицинский работник, для которого не допустимы психологические срывы. Интенсивные эмоциональные реакции разрушают доверие пациента, настораживают, а подчас и пугают, утомляют.

Любую негативную реакцию пациента медицинский работник должен воспринимать без эмоций и спокойно скорректировать свои взаимоотношения с ним[12, с.15].

Таким образом, к необходимым личностным качествам медицинского работника относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, умение постоянно контролировать свои действия и поступки, а не только специальные знания.

1.2 Социально-психологическая сущность синдрома эмоционального выгорания.

Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние изнеможения, истощения с ощущением собственной бесполезности. Подверженными «эмоциональному выгоранию» признавались сотрудники медицинских учреждений и различных благотворительных организаций. Р. Шваб в 1982 г. расширяет группу профессионального риска. В группу специалистов, подверженных эмоциональному выгоранию входят представители следующих профессий: учителя, полицейские, юристы, медицинский персонал, политики, менеджеры всех уровней и т.д., то есть представители профессий «Человек — человек». Как пишет одна из ведущих специалистов по исследованию эмоционального выгорания К. Маслач, «деятельность этих профессионалов весьма различна, но всех их объединяет близкий контакт с людьми, который, с эмоциональной точки зрения, часто трудно поддерживать продолжительное время»[8, с.54].

В.В. Бойко [12] под эмоциональным выгоранием понимает, выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Существуют различные определения выгорания. В соответствии с моделью Маслач и Джексон оно рассматривается как ответная реакция на длительные профессиональные стрессы межличностных коммуникаций.

В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы. Этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [17, с.23].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Эмоциональное истощение обнаруживает себя в переживании кризисного состояния: чувствах беспомощности, безнадежности, в особо тяжелых проявлениях возникают эмоциональные срывы вплоть до суицидных побуждений. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, когда специалист уже не в силах отозваться, эмоционально откликнуться на чужую боль [17].

В физическом отношении профессионал постоянно чувствует усталость, отсутствие сил, сниженный энергетический тонус, у него падает работоспособность и появляются различные симптомы физических недомоганий: головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами и т.д. [16].

Психологически эмоциональное выгорание начинает проявляться в нарушении сферы отношений: постепенном развитии негативных установок в отношении себя, работы, тех, с кем приходится работать — учеников, клиентов, пациентов. Контакты с ними становятся более бездушными, обезличенными, формальными. Возникающие негативные или жесткие установки по отношению к клиентам (ученикам, пациентам и т.д.) могут иметь поначалу скрытый характер и проявляться во внутреннем напряжении и сдерживаемой неприязни, но со временем прорываться во вспышках раздражения и провоцировать конфликтные ситуации. Важное проявление выгорания — это постепенно нарастающее недовольство собой, уменьшение чувства личной успешности, развивающиеся безразличие и апатия, уменьшение ощущения ценности своей деятельности.

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Наконец, редукция профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [17].

Выгорание как следствие профессиональных стрессов возникает в тех случаях, когда адаптационные возможности (ресурсы) человека по преодолению стрессовой ситуации превышены.

Н.В. Гришина рассматривает выгорание в качестве особого состояния человека, оказывающегося следствием профессиональных стрессов, адекватный анализ которого нуждается в экзистенциальном уровне описания. Это необходимо потому, что развитие выгорания не ограничивается профессиональной сферой, а проявляется в различных ситуациях бытия человека; болезненное разочарование в работе как способе обретения смысла, окрашивает всю жизненную ситуацию[20, с.143].

Многочисленные зарубежные исследования подтверждают, что выгорание вытекает из профессиональных стрессов. Пулен и Уолтер в лонгитюдном исследовании социальных работников обнаружили, что увеличение уровня выгорания связано с увеличением уровня профессионального стресса. Роуи получил данные о том, что лица, испытывающие выгорание, имеют более высокий уровень психологического стресса и меньшую устойчивость, выносливость[34, с.90].

У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции.

Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для синдрома эмоционального выгорания:

физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т.ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожь; повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи; болезни сердечно-сосудистой системы) [17, с.56];

эмоциональные симптомы (недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей или других — люди становятся безликими, как манекены; преобладает чувство одиночества);

поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи — падения, травмы, аварии и пр.; импульсивное эмоциональное поведение) [17, с.56];

интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах — тренингах, образовании; формальное выполнение работы);

социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег) [17, с.56].

Таким образом, синдром эмоционального выгорания характеризуется выраженным сочетанием симптомов нарушения в психической, соматической и социальной сферах жизни.

После того как феномен синдрома эмоционального выгорания стал общепризнанным, закономерно возник вопрос о факторах, способствующих развитию или, наоборот, тормозящих его.

Традиционно они группировались в два больших блока: особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов. Чаще эти факторы называют внешними и внутренними или организационными и личностными [8, с.57]

Некоторые авторы выделяли и третью группу факторов, рассматривая содержательные аспекты деятельности как самостоятельные.

Так, Форманюк Т.В. выделяет личностные, ролевые и организационные факторы [50, с.59].

В.В. Бойко выделяет ряд внешних и внутренних факторов, предпосылок, провоцирующих эмоциональное выгорание [12].

К внешним факторам относят уровни материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности. Многие психологи отмечают доминирующую роль этих факторов в возникновении выгорания.

К внутренним факторам, обуславливающим эмоциональное выгорание, относят следующие факторы:

Склонность к эмоциональной ригидности

Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.

Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

Нравственные дефекты и дезориентация личности.

К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой Т.В. [41, с.28]:

неэмоциональность или неумение общаться;

алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), что всегда связано с тревогой;

трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик, чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);

люди без ресурсов (социальные связи, родственные связи, любовь, профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, цель, здоровье и т.д.)

Исследование взаимоотношений между полом и выгоранием представляется довольно важным, особенно для тех профессий, где велика доля женского труда (учитель, средний медицинский персонал, работники детских лечебно-воспитательных учреждений).

Данные о взаимосвязи между стажем работы по специальности и выгоранием довольно противоречивы. В большинстве исследований отмечается отсутствие значимых корреляционных связей между указанными переменными, и только отдельные работы выявляют отрицательную зависимость между ними. [17].

Психолог Фрейденберг описывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и одновременно неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Маскер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [41, с.30].



Основная идея подхода, предложенного К. Mаслач и М. Лейтер, заключается в том, что выгорание — результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения выгорания. Авторы рассматривают выгорание как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности. Ими выделено шесть сфер такого несоответствия [17]:

1. Несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его ресурсами. Основным является предъявление повышенных требований к личности и ее возможностям. Выгорание может привести к ухудшению качества работы и разрыву взаимоотношений с коллегами.

2. Несоответствие между стремлением работников иметь большую степень самостоятельности в своей работе, определять способы достижения тех результатов, за которые они несут ответственность, и жесткой и нерациональной политикой администрации в организации рабочей активности и контролем за ней. Результат этой активности — возникновение чувства бесполезности своей деятельности и отсутствие ответственности за нее.

3. Несоответствие работы и личности ввиду отсутствия вознаграждения, что переживается работником как непризнание его труда.

4. Несоответствие личности и работы ввиду потери чувства положительного взаимодействия с другими людьми в рабочей среде. Люди процветают в сообществе и лучше функционируют, когда они получают одобрение, утешение, поддержку, радость, хорошее настроение от тех людей, которых они любят и уважают. К сожалению, в некоторых видах деятельности работники изолированы друг от друга или имеют формальные социальные контакты. Однако наиболее деструктивным элементом в обществе являются постоянные и нерешаемые конфликты между людьми. Они продуцируют постоянное чувство фрустрации и враждебности и уменьшают вероятность социальной поддержки.

5. Несоответствие между личностью и работой может возникнуть при отсутствии представления о справедливости на работе. Справедливость обеспечивает признание и закрепление самоценности работника.

6. Несоответствие между личностно-этическими принципами и требованиями работы. Например, человека обязывают вводить кого-то в заблуждение, говорить что-то, не соответствующее действительности и т.п. [17].

Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае выгорания, обеспечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения выгорания к его устранению.

Таким образом, развитие синдрома эмоционального выгорания связано как с внешними факторами окружающей среды и организацией деятельности, так и с особенностями личности человека, подверженного воздействию внешних факторов.

1.3 Нервно-психическая устойчивость в деятельности медицинского персонала.

Профессия медицинского работника относится к сложным видам труда, требующего от субъекта разносторонней образованности, непрерывности процесса профессионализации, а также обладания личностными и профессиональными качествами [48].

Эмоциональная устойчивость в понятии «нервно-психическая устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко и др. Так некоторые авторы рассматривают нервно-психическую устойчивость как «устойчивость эмоций», а не функциональную устойчивость человека к эмоциогенным условиям. При этом под «устойчивостью психики» понимаются и эмоциональная стабильность, и устойчивость эмоциональных и психических состояний и отсутствие склонности к частой смене эмоций. Таким образом, в одном понятии объединены разные явления, которые не совпадают по своему содержанию с понятием «нервно-психическая устойчивость». [25]

Для Т. Рибо, Е.А. Милеряна, С.М. Оя, О.А. Черниковой, Н.А. Аминова и ряда других авторов нервно-психическая устойчивость равнозначна нервно-психической стабильности, так как они говорят об устойчивости определенного эмоционального состояния. С.М. Оя одним из признаков нервно-психической устойчивости считает наличие незначительных сдвигов в величинах показателей, характеризующих эмоциональные реакции, а Е.А. Милерян в книге «психологический отбор летчиков» пишет, что под эмоциональной устойчивостью следует понимать и невосприимчивость к эмоциогенным факторам (наряду со способностью контролировать и сдерживать возникающие астенические эмоции). Н.Д. Левитов связывает эмоциональную устойчивость с неустойчивостью настроений и эмоций, а Л.С. Славина – с «аффектом неадекватности», проявляющимся в повышенной обидчивости, замкнутости, упрямстве, негативизме. Л.П. Баданина, понимая под нервно-психической неустойчивостью интегративное личностное свойство, отражающее предрасположенность человека к нарушению эмоционального равновесия, включила в число показателей этого свойства повышенную тревожность, фрустрированность, страхи, нейротизм. Так же понимают эмоциональную устойчивость и зарубежные авторы. Дж. Гилфорд рассматривает эмоциональную неустойчивость как легкую возбудимость, пессимистичность, озабоченность, колебание настроений. П. Фрессс в качестве главной характеристики эмоциональности выделяет эмоциональную неустойчивость (невротичность), характеризующуюся чувствительностью человека к эмоциогенным ситуациям. Близко к такому пониманию нервно-психической устойчивости – нервно-психическое напряжение введенное Р. Кеттелом и др., понятие «аффективная устойчивость», под которой понимается отсутствие невротических симптомов и ипохондрических проявлений, спокойствие, устойчивость интересов.[37]

Таким образом, нервно-психическая устойчивость, с точки зрения названных выше авторов, характеризуется эмоциональной невозмутимостью, невпечатлительностью, т.е. нереагированием человека на эмоциогенные раздражители, ситуации. Некоторые авторы понимают под нервно-психической устойчивостью не эмоциональную невозмутимость, а преобладание положительных эмоций. В.М. Писаренко, например рассматривает нервно-психическую устойчивость как «такое свойство личности, которое обеспечивает стабильность стенических эмоций и эмоционального возбуждения при воздействии различных стрессоров». Л.М. Аболин считает правомерным под нервно-психической устойчивостью понимать устойчивость продуктивности деятельности, осуществляемой в напряженных условиях. Понимая слабость такой позиции в связи с тем, что в этом определении не отражены собственно эмоциональные явления, Л.М. Аболин уточняет и расширяет его, отмечая, что нервно-психическая устойчивость «это прежде всего единство различных эмоциональных характеристик, направленных на достижение поставленной цели». Исходя из этого, он дает следующее расширенное определение нервно-психической устойчивости – «это свойство, характеризующее индивида в процессе напряженной деятельности, отдельные эмоциональные механизмы которого, гармонически взаимодействуя между собой успешному достижению поставленной цели». Автор утверждает, что, по существу это функциональная система эмоционального регулирования деятельности. Отсюда главным критерием нервно-психической устойчивости для многих ученых становится эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. О.А. Сиротин включает в определение нервно-психической устойчивости способность человека успешно решать сложные и ответственные задачи в напряженной эмоциогенной обстановке. В.М. Смирнов и А.И. Трохачев пишут, что под нервно-психической устойчивостью понимается константность психических и двигательных функций в условиях эмоциогенных воздействий. Я. Рейковский определяет нервно-психическую устойчивость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций. В данных высказываниях за эмоциональную устойчивость по существу принимается способность подавлять эмоциональные реакции, т.е. «сила воли», проявляемая в терпеливости, настойчивости, самоконтроле, выдержке (самообладании), ведущих к стабильности эффективности деятельности. [17] 

Таким образом, нервно-психическую устойчивость можно понимать, как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций.

Выводы по главе 1.

1. Успешность профессиональной подготовки и последующей деятельности человека зависит от индивидуальных особенностей. К необходимым эмоционально-личностным качествам медицинского работника относятся внимательность и наблюдательность, пунктуальность и аккуратность, эмпатия, эмоциональную отходчивость, умение постоянно контролировать свои действия и поступки.

2. Эмоциональное выгорание — выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия;

3. К факторам вызывающим эмоциональное выгорание относятся особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих профессионалов, и содержательные аспекты деятельности.

4. Труд медицинских работников ответственен, требует выносливости, предполагает высокую и постоянную психоэмоциональную нагрузку, а также необходимость принятия решений в экстремальных ситуациях. А нервно-психическая устойчивость помогает сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций.

Глава 2.

Эмпирическое изучение взаимосвязи нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания в зависимости от эмоционального интеллекта у медицинских работников.

2.1 Методы исследования взаимосвязи нервно-психической устойчивости и эмоционального интеллекта на синдром эмоционального выгорания.

В исследовании работы были применены следующие методы исследования:

1.Теоретические методы исследования, а именно:

а) Системный метод (метод системного анализа) заключается в исследовании системы (т. е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей, ее компонентов и их связей с внешней средой.

б) Анализ дал нам возможность понять, как соотносятся друг с другом эмоциональный интеллект, нервно-психическая устойчивость и эмоциональное выгорание.

в) Синтез- заключается в разложении изучаемого на единицы и раздельное изучение этих частей как элементов целого. Помогает выделить главные части исследования, которые являются ключевыми.

г) Абстрагирование помогло в данной работе придерживаться строгих рамок темы, дал возможность изучить данную тему, ее специфику и проблематику, именно среди медицинского персонала

2.Эмпирические методы исследования, такие как:

а) Измерение – с помощью это метода измерялось отношение эмоционального интеллекта нервно-психической устойчивости к формированию синдрома эмоционального выгорания

б) Сравнение — выявление сходства или различия исследуемых признаков, которые дают понятие о том существует ли взаимосвязь между ними.

в) Методы математической обработки:

для подсчета корреляционного анализа был применен «Коэффициент корреляции Пирсона».

Результатом исследовательской работы на эмпирическом уровне является получение фактов (информации) об объекте, их анализ и систематизация; получение данных, фиксирующих состояния объекта показаниями приборов, отражающие результаты деятельности, обобщение полученного опыта, формирование норм и правил. 

2.2 Методики исследования взаимосвязи нервно-психической устойчивости и эмоционального интеллекта на синдром эмоционального выгорания у медицинских работников.

1. «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

Методика позволяет диагностировать в какой степени сформировалась психологическая защита в форме эмоционального выгорания.

Приложение №1;

2. Методика «Прогноз». Оценка нервно-психической устойчивости в стрессе.

Методика предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Приложение №2;

3. Диагностика «Эмоционального интеллекта» (Н.Холл).

Методика предложена для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Приложение №3.

2.3. Анализ результатов исследования взаимосвязи нервно-психической устойчивости, эмоционального интеллекта и синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников.

Результаты проведенных испытаний представлены в сводной таблице №1.

№ исп.

Нервно-психическая устойчивость

Эмоциональный

интеллект

Синдром эмоционального выгорания

сумма

результат

Сумма

результат

сумма

Результат

1

17

Удо

5

Низ

134

Форм

2

25

Удо

51

Ср

111

Форм

3

10

Низ

13

Низ

95

Не сформ

4

13

Низ

37

Низ

123

Форм

5

29

Выс

-1

Низ

169

Форм

6

12

Удо

62



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст