культурология Васнецов 1 курс


МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА»

ВОЛХОВСКИЙ ФИЛИАЛ

КАФЕДРА ГУМАНИТАРНОГО И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Реферат по культурологии

Тема: Виктор Михайлович Васнецов

Выполнил студент 1 курса ЗО

Никулина Марина Владимировна

Проверил преподаватель:

Карелин Николай Степанович

Волхов. 2014.

Содержание

Наименование

Стр.

1

Введение

3

2

Биография Виктора Михайловича Васнецова

10

3

Творческий путь

17

4

Анализ произведения

20

5

Заключение

21

6

Список использованных источников

22

В 70-х гг. по инициативе художника Григория Григорьевича Мясоедова возникло новое, не зависящее от академии объединение – товарищество передвижных художественных выставок. Передвижники создали искусство, которое должно было говорить правду о жизни, и прежде всего о русской жизни. Быть верным действительности для художника– реалиста означало точно воспроизводить подробности быта, обстановки, одежды, типичность ситуаций и характеров.

Среди мастеров, оставивших значительный след в истории русской культуры XIX в., выделяется Виктор Михайлович Васнецов, по картинам которого многие представляют себе персонажей русских сказок и былин.

Васнецов настолько глубоко проник в дух русских былин, что сейчас трудно представить богатырей по– другому.

Васнецов В.М. напомнил еще об одной задаче живописи: искусство должно украшать, делать поэтичным мир вокруг человека. Он вернул живописным полотнам многоцветность, которая у других передвижников порой исчезла за серо– коричневой гаммой грязных трущоб и нищенских лохмотьев. Его матовые тона и приглушенные цветовые пятна, декоративность и связанная с фольклором символика оказали влияние на художников русского модерна.

Значение творчества Васнецова для русской культуры огромно. Виктор Михайлович своим обращением к фольклору углубил и расширил основную тему передвижников – тему народной жизни, обогатив русский реализм новой поэтикой. Он одним из первых поднял на большую высоту русскую театрально– декорационную живопись.

Искусство Васнецова живо и сейчас. Основанное на подлинно народных представлениях о красоте и правде, оно пользуется неизменной любовью и признательностью.

Биография Виктора Михайловича Васнецова

Виктор Михайлович Васнецов прожил большую, красивую и многотрудную жизнь. Один из самых знаменитых русских художников XIX века, он знал восторженное преклонение и холодно-сдержанное, до полного неприятия, отношение к своему творчеству, огромный успех и резкую критику своих работ.

Его называли «истинным богатырем русской живописи». Васнецов не только первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам, он был одним из тех мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто взялся за самые разнообразные области искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо. Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях.

В становлении нового общественного идеала огромную роль играло происхождение художника и его детские, и юношеские годы.

Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей, из которых Виктор был вторым. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. По материальным условиям жизнь многодетной семьи Васнецовых напоминала скорее быт крестьянина-середняка. Одновременно Михаил Васильевич, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Здесь получили первое признание рано проявившиеся художественные наклонности будущего живописца. Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни.

Село Рябово, где жили Васнецовы, стояло на живописной, окаймленной густыми хвойными лесами речке Рябовке, с холмистых берегов которой открывались тянущиеся на десятки верст до уральских гор горизонты. Вятский край с его суровой и живописной природой, своеобразным укладом, сохраняющим устои далекого прошлого, с древними народными поверьями, старинными песнями, сказками и былинами стал основой для формирования ранних жизненных впечатлений Васнецова.

Вятский край был богат и ремесленничеством — резчиками по дереву, мастерами вятской игрушки, умельцами, расписывающими жилища и домашнюю утварь, среди которых жил с ранних лет художник. Впоследствии попытка Васнецова выразить национальные представления о добре и красоте будет основываться именно на этом детском восприятии крепких основ крестьянской жизни с их вековыми художественными традициями.

В 1858 году он едет учиться в Вятку — вначале в духовном училище, затем в духовной семинарии: детей священников принимали туда бесплатно.

Духовная семинария в Вятке была высокоразрядным учебным заведением. В семинарии Васнецов изучал летописные своды, хронографы, жития святых, притчи и другие произведения. Древнерусская литература, ее поэтика также направляли интерес будущего художника к русской старине. Из семинарии Васнецов вынес глубокое знание сложной православной символики, которое использовал потом в монументальной живописи, в своих храмовых росписях.

Виктор провел в Вятке девять лет, но потребности в служении церкви не испытал, он все больше времени отдавал рисованию.

Через несколько лет он настолько преуспел в рисунке и живописи, что был приглашен в качестве помощника для декорирования вятского кафедрального собора. Тогда же, в 1866-1867 годах, он выполнил семьдесят пять рисунков на темы русских народных пословиц и поговорок для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. В 1912 году они были изданы в альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Васнецова».

В августе 1867 года с благословения отца Виктор Васнецов оставил семинарию за полтора года до ее окончания и уехал в Петербург поступать в Академию художеств.

Первый год Васнецов не учился в Академии по недоразумению: после сдачи экзаменов он не понял, что был принят. Начав в следующем году учебу в Академии, Васнецов познакомился с Репиным, общение с которым переросло и крепкую дружбу, сблизился с Архипом Куинджи, Василием Максимовым, Василием Поленовым, Василием Суриковым. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника.

Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. На самом деле главную трудность для Васнецова в то время представляла, видимо, необходимость противопоставить уже формирующуюся свою трактовку народной поэзии академической. Переход к былинно-сказочным сюжетам означал бы для художника и отказ от бытовой живописи, в которой с самого начала 1870-х годов талант проявился достаточно ярко.

Особенное значение для художника имели исторические исследования русского быта XVI-XVII веков в трудах Ивана Забелина. Ученый, с которым Васнецов был знаком лично, был близок ему тем, что видел в народном искусстве проявление «живой души его создателей».Весной 1876-го Васнецов уезжает на год в Париж, где уже работают И.Е. Репин и В.Д. Поленов. Он рисует французские типы с тем же удовольствием, с каким писал русские, находя в них сходные черты. А весной 1876 года участвует в парижском «Салоне» двумя картинами — «Чаепитие в трактире» и написанном на местный сюжет полотном — «Акробаты».

Васнецов вернулся на родину зрелым живописцем. Его кругозор расширился, он обогатил свою технику, а главное, твердо осознал свой путь.

Вместе с Репиным и Поленовым, немногим раньше переехавшими в Москву, Васнецов окунулся в московскую жизнь. Все свободное время друзья тратили на знакомство с архитектурными памятниками, искусством и бытом, посещали монастыри в окрестностях Москвы, сельские ярмарки, народные гуляния. В этих прогулках, по словам художника, он «набирался московского духа».

Но главное их внимание сосредоточилось на галерее Павла Третьякова. Васнецов стал завсегдатаем музыкальных вечеров в доме Третьяковых.

Важную роль в жизни художника сыграло знакомство с другой московской семьей — крупного промышленника и предпринимателя, известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова, сумевшего объединить вокруг себя крупнейших русских художников в содружество, названное впоследствии Абрамцевским кружком. Музыкальные вечера, постановки живых картин и вечерние чтения драматических произведений и памятников народного эпоса, разговоры о проблемах искусства и обмен новостями соседствовали в доме Мамонтовых с лекциями историка Василия Ключевского о прошлом России. В мамонтовском сообществе Васнецов с новой силой ощутил эстетическую ценность русской культуры.

В начале 1885 года Виктор Михайлович Васнецов получает от А.В. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Верующий человек, в работе для церкви он начинает видеть свое настоящее призвание.

Более десяти лет трудился Васнецов над росписью в соборе. Сам по себе факт столь грандиозной работы впечатляет (около 400 эскизов, непосредственно стенопись при участии помощников — свыше 2000 кв. м), не имеет равных в русском искусстве всего XIX века.

Он вложил в эту работу всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно может служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Успех его росписей был огромен. Им была посвящена небывалая по многочисленности литература — исследования, статьи, заметки. В них видели начало возрождения русского религиозного искусства, а в Васнецове — «гениального провозвестника нового направления в религиозной живописи». Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале XX века во множестве храмов в России.

По окончании работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве.

У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном «Богатыри», которое перевез с собой из Москвы в Киев, и для работы над картиной «Иван-Царевич на Сером Волке», которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге; выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах.

Он подолгу жил в подмосковной усадьбе Абрамцево,принадлежавшей С.Мамонтову, где образовалось своеобразное творческое содружество крупнейших русских художников. В Абрамцеве работали Репин, Серов, Врубель, Коровин, Малютин. По проектам Васнецова там построены церковь и сказочная «избушка на курьих ножках». Интерес к строительству проявился у Васнецова и при создании собственного дома в Москве, похожего на сказочный терем. Теперь там находится дом-музей художника.

Особое место в творчестве Васнецова занимала книжная иллюстрация. Он выполнил циклы картин и рисунков к изданиям русских сказок, выпущенным крупнейшими русскими издательствами И. Кнебеля и И. Сытина. Четкая проработанность линий, единая композиция страницы, использование оригинального шрифта сделали его книги шедеврами книгоиздательского и полиграфического искусства.

Имя Васнецовых в истории русской культуры обозначает целую династию. Приверженцем исторической темы был брат художника, Аполлинарий Михайлович Васнецов, а внук, Андрей Владимирович, стал не менее известным книжным графиком.

В 1874 году за рисунки «Книжный лавочник» и «Мальчик с бутылкой вина» Васнецов получает бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне.

Творческая фантазия художника казалась неисчерпаемой. У него было множество замыслов, которым, к сожалению, не суждено было осуществиться. 23 июля 1926 года в Москве, в своей мастерской, работая над портретом художника Нестерова, Васнецов скончался.

Творческий путь

15 мая 1848 — родился в селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова.

1850- семья переезжает в село Рябове Уржумского уезда Вятской губернии.

1858- Учится в Вятском духовном училище до 1862 г.

1862- Учится в Вятской духовной семинарии до 1867 г., уходит из предпоследнего, философского, класса.

1866- Делает 75 рисунков к сборнику «Русские пословицы и поговорки» Н. Трапицина.

1867 -Первые живописные работы: «Молочница» и «Жница». Переезжает в Петербург, сдает экзамен в Академию художеств; был принят, но первый год не учился. Занимается в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И.Н. Крамского.

1868 -Учится в Академии художеств у П.В. Васина, В.П. Верещагина, П.П. Чистякова до 1875 г.

1869- Получил от Академии художеств две малые серебряные медали за рисунки с натуры.

1870 — Получил от Академии художеств большую серебряную медаль за эскиз «Христос и Пилат перед народом» (ГРМ).

1873- Работал до 1879 г. над жанровыми картинами: «Нищие-певцы» (1873), «Чаепитие в трактире» (1874), «Книжная лавочка» (1876), «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Преферанс» (1879) и другими.

1874- Впервые участвовал на выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) в качестве экспонента картиной «Чаепитие в трактире».

1875 -Выбывает из Академии художеств.

1876- Поездка в Париж 1876-1877. Исполнил два варианта картины «Балаганы в окрестностях Парижа (Акробаты)» — 1876 года — в ГТГ; 1877 — в ГРМ.

1877- Участвовал на выставке Салона в Париже картинами «Акробаты» (ГРМ) и «В харчевне (Чаепитие в трактире)». Вернулся в Петербург.

1878- Принят в Товарищество передвижников. Переезжает в Москву. Знакомится с семьей Мамонтовых, становится членом Абрамцевского художественного кружка.

1879- Впервые приезжает в Абрамцево, живет в Ахтырке. Познакомился и сблизился с С.И. Мамонтовым и П.М. Третьяковым.

1880- Создал картины «После побоища Игоря Святославича с половцами» (ГТГ) и «Ковер-самолет «(Нижний Новгород, Художественный музей).

1881- Пишет картины «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Битва скифов со славянами». Начинает работать в Абрамцеве над картиной «Богатыри». Оформляет спектакль по пьесе А.Н. Островского «Снегурочка» на домашней сцене Абрамцевского кружка.

1881- Исполнил картину «Витязь на распутье» (ГРМ). В Абрамцеве по рисункам В.М. Васнецова построены церковь в древнерусском стиле и «Избушка на курьих ножках».

1882- Работает над панно «Каменный век» для Исторического музея в Москве.

1885- Участвовал в оформлении опер Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» и А.С. Даргомыжского «Русалка» в Московской частной опере С.И. Мамонтова. Завершил работу над картиной-фризом «Каменный век» и установил ее в одном из залов Исторического музея в Москве. Совершил поездку в Италию. Переехал в Киев и начал работать над росписями Владимирского собора.

1885- Работает над росписями Владимирского собора в Киеве (1885-1896).

1889- Создал картину «Иван Царевич на Сером Волке» (ГТГ).

1891 -Делает проект часовни над могилой А.С. Мамонтова в Абрамцеве. Вернулся в Москву. Создал иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».

1893-Избирается действительным членом петербургской Академии художеств.

1894- По проекту художника построен собственный дом и мастерская в Москве (ныне Дом-музей В.М. Васнецова).

1896- Заканчивает работу над росписями во Владимирском соборе в Киеве.

1896- Создает эскизы и оригиналы росписей Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном (1896-1904).

1897-Написал картину «Царь Иван Васильевич Грозный» (ГТГ).

1898- Выполняет картоны для мозаик Русской церкви в Дармштадте (1898-1901).

1898- Окончил работу над картиной «Богатыри» (ГТГ). Исполнил проект русского павильона для Парижской выставки.

1899- На первой персональной выставке в петербургской Академии художеств представлено 38 картин. Проектирует дом И.Е. Цветкова в Москве. Работал над иллюстрациями к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».



1900- Участвует во Всемирной выставке в Париже. Создает эскиз фасада Третьяковской галереи и ряда других сооружений в Москве.

1902 — Участвует в выставке «36-ти».

1903 — Персональная выставка в Обществе поощрения художеств в Петербурге.

1903- Участвует во Второй выставке (1903-1904) Союза русских художников.

1904 — Работает над образами для иконостаса в храме Александра Невского в Софии до 1913 г.

1905 — Персональная выставка религиозной живописи в Академии художеств.

1906 — Работает над эскизами для мозаик собора Александра Невского в Варшаве до 1911 г.

1910 — Выставка религиозных картин в Историческом музее в Москве.

1912 — Возведен в «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством».

1912 — Персональная выставка в Историческом музее в Москве (1912-1913).

1914 — Участвует в выставке Союза русских художников.

1914 — Участвует в выставке «Художники — товарищам-воинам» (1914-1915).

1915 — Участвует в 13-й выставке Союза русских художников (1915-1916).

1917 — Работал над циклом картин «Поэма семи сказок», находящихся в Доме-музее («Спящая Царевна», «Царевна-Несмеяна», «Царевна Лягушка», «Кащей Бессмертный» и другие) до 1926 г.

1922 — Участвует в Первой русской выставке искусств в Берлине.

1923 — Участвует в 17-й выставке Союза русских художников.

1924 — Участвует в выставке русского искусства в Америке (1924-1925).

23 июля 1926 — Скончался в своем доме в Москве, похоронен на Введенском кладбище.

Исполнив две жанровые картинки — «Молочница» и «Жница» (1867) — и разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург и начинает заниматься в школе Общества поощрения художеств, а в 1868 году становится учеником Академии. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки, иллюстрирует различные издания.

В Академии началась дружба художника с Репиным, Антокольским, Крамским, Стасовым. Из академических педагогов Васнецов навсегда запомнил П. П. Чистякова, который сразу почувствовал недюжинный талант юноши и работал с ним, ободряя при неудачах и радуясь его победам. «Много тепла и света внесли в мою жизнь разговоры с Павлом Петровичем Чистяковым», — вспоминал художник. В Академии Васнецов пробыл с 1868 по 1875 год.

Его первые картины — «Нищие», «Чаепитие», «Рабочий с тачкой», «Старуха кормит кур», «Дети разоряют гнезда» — были показаны в 1872—1874 годах на выставках Общества поощрения художеств. В этих произведениях проявились свойственные Васнецову качества: наблюдательность и огромный интерес к жизни народа. Следующие две работы -«Книжная лавочка» (1876, ГТГ), «С квартиры на квартиру» (1876, ГТГ) -закрепили за ним положение художника-жанриста, знающего жизнь, умеющего выразительно и ярко ее воспроизвести.

В 1876 году Васнецов по настоятельному совету друзей едет за границу. Поселившись в окрестностях Парижа, он много работает на натуре, его привлекает жизнь людей «простых сословий» — рабочих, крестьян; их он постоянно зарисовывает в свой альбом. Результатом этих наблюдений явилась картина «Балаганы в окрестностях Парижа» (1877, ГРМ).

Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Задумав воскресить страницы бессмертной поэмы, художник изучает историю, посещает Оружейную палату, делает множество подготовительных этюдов, ищет наиболее удачное решение темы. Постепенно от эскизов, в которых показана ярость битвы, напряженность схватки, Васнецов переходит к созданию величаво-торжественной трагедии битвы. Стремясь передать глубокий смысл поэмы, ее героическое звучание, художник изображает павших воинов, будто спящих среди бескрайней южной степи, озаренных отблесками восходящей луны. Заметно изменилась творческая манера художника. От маленьких тщательно выписанных картин он обратился к большим монументальным полотнам, к широкой свободной живописи. Вместо темной серо-коричневой гаммы ранних картин появляются звучные, но вместе с тем сдержанные, желтые, голубые, красные и серо-зеленые цвета. Картина не встретила всеобщего одобрения. Одни, как П. П. Чистяков, восторгались, считая ее «необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью», другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова.

В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений — «Аленушка» (ГТГ) -на сюжет русской сказки. Трогательная нежность и глубокая поэтичность сказки взволновали чуткое, отзывчивое сердце художника. Не буквальное воспроизведение сказочного сюжета, а глубокое проникновение в его эмоциональный строй отличает картину Васнецова. Застывшая поза девочки, склоненная голова, разметавшиеся по плечам каштановые волосы, полный печали взгляд — все говорит о тоске и горе Аленушки. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой.

В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка», которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. «Никогда еще фантазия, — писал Стасов о декорациях «Палаты Берендея»,— ,не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Стасов добился, чтобы декорации были перенесены на большую, профессиональную, сцену частной оперы Мамонтова. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В начале 1900-х годов по рисунку художника выполнен фасад здания Третьяковской галереи и ряд частных домов.

Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ — фриз «Каменный век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Предложение историка А. С. Уварова выполнить роспись, посвященную людям каменного века, Васнецов вначале категорически отверг. Но вскоре он согласился выполнить заказ и сразу же взялся за работу: изучал исторические материалы, беседовал с археологами, стараясь представить себе жизнь далеких предков. Около двух лет — и в Москве, и в Абрамцеве — продолжалась работа над двадцатипятиметровым фризом, и только 10 апреля 1885 года художник его закончил.

Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора. Росписи, по замыслу Васнецова, должны были стать памятником древней Руси, поэтому основное место в них уделялось изображениям князей — Владимира, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. Стены собора Васнецов покрыл орнаментальными украшениями, в которых фантастические цветы и диковинные звери сплетались в причудливые красочные узоры. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Со стен Владимирского собора смотрели не условные лики святых, а изображенные правдиво и естественно храбрые, могучие русские люди, поборники свободы и справедливости.

Напряженная работа в соборе не помешала Васнецову осуществить и другие творческие замыслы. В 1889 году он написал картину «Иван царевич на Сером волке» (ГТГ) и представил ее на передвижной художественной выставке, выполнил иллюстрации к «Песне про купца Калашникова» (1891).

В 1891 году Васнецов с семьей возвращается из Киева в Москву, поселяется вблизи Абрамцева. При помощи П. М. Третьякова, который купил картины и эскизы художника, и С. И. Мамонтова Васнецов осуществляет давнюю мечту — строит по своему проекту мастерскую. Здесь он принимается за работу над картиной «Богатыри», эскиз к которой был сделан много лет назад.

На Десятой передвижной выставке 1897 года появляется его картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (ГТГ). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал «Богатырей», работа над которыми длилась около двадцати лет.

В начале 1900-х годов Васнецов выполняет многочисленные композиции на религиозные темы, работает одновременно над несколькими картинами — «Баян» (1910, ГРМ), «Спящая царевна», «Царевна-лягушка» (1918), «Кащей Бессмертный» (1917—1926), «Царевна Несмеяна» (1914- 1926) и рядом других больших композиций (все в Доме-музее В. М. Васнецова в Москве).

Таким образом, можно сказать, что в русской живописи произведения Васнецова были явлением принципиально новым. И дело даже не в том, что он открыл новые сюжеты и темы, до него никем не замеченные. А в том, что свою любовь к народной сказке и песне, интерес к русским былинам и сказаниям воспринял Васнецов еще с детства и сумел пронести через все годы учения в Академии художеств, чтобы потом, став большим и зрелым мастером, обратиться к созданию картин на темы русского эпоса. Проникновенная лиричность, глубокое понимание истинно народных корней, которые так глубоко пустил наш народ, ставят эти полотна в одном ряду с мировыми шедеврами.

Анализ произведения

История мировой живописи знает немного картин, созданию которых художник посвящал бы значительную часть своей творческой жизни. В числе таких картин «Богатыри» Виктора Михайловича Васнецова.

Много лет работал замечательный художник над этим знаменитым полотном, выразившим лучшие стороны его огромного дарования. Еще в раннем детстве, затаив дыхание, с трепетным волнением вслушивался будущий художник в героические сказания, богатырские былины и волшебные сказки. Образы национального фольклора глубоко запали во впечатлительную душу ребенка, завладели его фантазией, стали как бы частицей его поэтической натуры. Впечатления детства, такие яркие и своеобразные, оставили неизгладимый след в его сознании: народные предания он ощущал, как живую историю, эпических героев видел перед собой в плоти и крови, восхищался ими, как реальными историческими личностями.

Без малого три десятилетия пролегли между первым карандашным наброском (1871), более двух десятилетий — между парижским эскизом и полотном «Богатыри» (1898), венчающим героический цикл работ живописца. В апреле 1898 года, в Москве, уже в собственной мастерской, Васнецов закончил работу над картиной, которая была куплена П.М. Третьяковым.

Васнецов показал народных героев как носителей светлых человеческих идеалов. Сказочно-былинные образы неразрывно соединены с русской природой

Стоя на холме, охраняя границу земли Русской, богатыри на картине В.М. Васнецова наделены неисчерпаемой силой, уверенностью, надежностью. Несмотря на общие черты, образы богатырей различны. Каждый из богатырей строго индивидуален и в то же время неразрывно связан с общей композицией картины.

Герои, этой картины конкретны, они наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами характера. Только характеры эти не бытовые, не жанровые, а героические.

Илья Муромец на чёрном коне — центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он вдаль из-под руки. В тёмных глазах — твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово. Седые кудри плотно обхватывает простой круглый шлем. Крепкая стальная кольчуга и металлический щит защищают мощное тело.

На поднятой к глазам руке висит знаменитая палица «весом в сорок пуд» с колючими шипами, острое копьё на красном древке лежит поперёк спины коня, видны стрелы в колчане. На коне Илья сидит уверенно, свободно. Седло ему как дом родной — полжизни он провёл в седле.

Богатырь справа, самый младший, — Алеша Попович. Сидит Алёша на коне, расслабившись. Но одной рукой наготове держит лук со стрелами, а другой, опущенной,— плётку, чтобы мигом подстегнуть коня. А за спиной его гусли, прихватил их удалой молодец даже на богатырский выезд. Да и по всему видно, что Алёша Попович и поэт, и гусляр — есть в его живом взгляде, в выразительном смуглом лице что-то тонкое, поэтическое — и задорное.

Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица Добрыни, подчеркивают его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта. Он степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Острый взгляд устремлён в сторону опасности. Лицо строгое, благородное.

Добрыня — знатного рода, он одет и вооружён по-княжески. Поверх тонкой кольчуги пластинчатая броня. На груди золотая цепь красивого плетения, широкий крест виднеется из-под густой бороды. Шлем фигурный, с высоким шишаком. На плечи опускается защитная сетка. Рубаха понизу украшена парчовой узорчатой каймой. И красный щит, и ножны тоже нарядно украшены.

Во всём облике богатыря выражена совершенная древнерусская красота.

Конь Алёши лёгок, молод и будто повторяет характер своего хозяина. А его гнедая масть, как и тёмно-красная одежда Алёши, подчёркивает горячность молодого витязя.

Вороной конь Ильи тяжёл и могуч. Стоит, точно в землю врос. Изгибает круто шею, косит огненным глазом. Гривой потряхивает.

Хорош Добрынин «белеюшка», как ласково называют его былины. Глаза широко раскрыты, устремлены вдаль, ноздри трепещут, грива развевается. Первым врага почуял, весь напрягся, задрожал.

Вот она — богатырская застава: мимо неё ни зверь не проскользнёт, ни птица не пролетит! Так и говорится в былине: раз пробегал мимо горностайка, да и тот шубу свою оставил, пролетел сокол, перо выронил.

После долгих поисков Васнецов нашел интересное композиционное и цветовое решение полотна: фигуры изображены так, что они возвышаются над линией горизонта. Колорит картины составлен из сочетания сильных по цветовой

насыщенности красок. Тщательно выписаны детали вооружения и пейзажа.

Богатырей видишь сразу всех вместе. Они поданы как бы снизу, с земли, и от этого выглядят торжественно, монументально, олицетворяют народную силу.

Художник не поскупился на подробности, каждая деталь в картине имеет свой смысл. Богатыри стоят на границе поля и леса. Прекрасный мастер «одухотворенного» пейзажа, Васнецов блистательно передает состояние природы, созвучное настроению богатырей. А движениям коней, развевающимся на ветру конским гривам вторит желтый ковыль. В небе клубятся белые тяжелые облака. Вольный ветер собирает их в тучи, гуляет по выжженной солнцем земле. Хищная птица, парящая над кромкой леса, и серые могильники вносят дополнительную интонацию опасности. Но весь облик богатырей говорит о надежности этих защитников Русской земли. В древних былинах и песнях чаще всего богатырь не только ратник, но и богоугодный человек, «богатырь во смирении, в убожестве». Таковы и богатыри Васнецова, народные угодники.

Заключение

Васнецов был одним из первых мастеров русской живописи, кому стали тесны рамки станковой картины и кто «обратился к украшению жизни», взялся за самые разнообразные области искусства — театральную декорацию, архитектуру, прикладное искусство и иллюстрацию, что было в то время для многих необъяснимо и воспринималось как «разменивание таланта».

Таким путем Васнецов пришел к решению принципиально новых задач, центральной из которых была задача создания единого, охватывающего разные виды искусства, стиля, основанного на национальных традициях. Впоследствии он говорил: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах, статуях и вообще каком бы то ни было произведении искусства — образа, звука, слова — в сказках, песне, былине, драме и прочем сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». Именно поэтому художник в своем творчестве обращался к уже найденным в русском фольклоре, древнерусском искусстве и архитектуре способам выражения, прежде всего к образной системе русского искусства, а затем и к его стилистике.

Список использованных источников:

1. Астахова Н. Шедевры Русской живописи. Санкт – Петербург 2005.

2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1984.

3. Самин Д.К. 100 великих художников., 2004.

4. Ситников В.П. Кто есть кто в мире?. М, 2004.

5. Стернин Г.Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ века. М., 1984.

Пастон Э. В. Виктор Васнецов. М.: СЛОВО/SLOVO, 1996

Лазуко А. К. Виктор Михайлович Васнецов. Л.: Художник РСФСР, 1990

Маковский С. Силуэты русских художников. М.: Республика, 1999

Островский Г. Рассказ о русской живописи. М.:1989 С233-237

2. Кудрявцева Л. Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы: повесть- М.:Дет.лит.,1991. С26-34 С60-65

3. Бенуа А. История русской живописи в 19 веке/ сост., вступ.ст. и коммент. Володарского В3-е изд.,М.: Республика,1999., С448