конт раб по лит-ре 1 курс


Контрольная работа

по учебной дисциплине «Литература» для студентов 1 курса заочного отделения по специальностям «Право и организация социального обеспечения» и «Экономика и бухгалтерский учёт»

Методические указания к выполнению домашней контрольной работы

Варианты контрольных заданий составлены с учетом контингента студентов-заочников, отличающегося разнородностью состава, вызванного возрастными различиями, перерывом в учебе, различной степенью подготовленности. При выполнении каждого варианта контрольной работы требуется написать сочинение на заданную тему, и ответить на поставленный вопрос, который предполагает развитие у заочников умения анализировать художественные, публицистические, научно-популярные произведения, языковую форму, идейно-образное, общественно-политическое и научное содержание. Однако практика проверки контрольных работ свидетельствует о том, что в сочинениях студентов-заочников много недостатков. Перечислим основные из них:

Неправильно или неполно раскрывается тема.

Плохое знание текста художественного произведения и неумение его анализировать.

Литературное произведение оценивается только по ассоциации с фактами окружающей жизни и со своим житейским опытом. Герой произведения воспринимается как исторически достоверная личность, а события составляющие сюжет произведения, — как события самой жизни, без учета условности искусства.

Фактические ошибки.

Отсутствие внутренней логики и законченности текста сочинения.

Отсутствие введения и заключения.

При написании сочинения по литературе следует помнить о том, чтo объем работы не должен быть меньше 4-5 страниц ученической тетради, а суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения.

Помните! Формулировка темы похожа на теорему. Вы должны «доказать» ее, пользуясь предложенными вам литературными текстами. При написании работы важно помнить текст произведения, поэтому при необходимости, нужно его еще раз перечитать.

Чтобы написать хорошую работу по литературе, нужно выполнить ряд условий.

Первое условие. Сочинение должно содержать прямой ответ на сформулированную тему. Каждое слово в формулировке значимо.

Например, тема «Образ народа у А.Н. Некрасова» неизмеримо сложнее, чем «Народные персонажи Некрасова». Во втором случае элемент пересказа допустим в гораздо большей степени, чем в первом: там требуется охарактеризовать именно художественный образ, да еще и собирательный, то есть показать на примере всех программных произведений черты, свойственные, с точки зрения Некрасова, русскому народу, и проиллюстрировать каждую из них серией конкретных примеров. Возможно, один и тот же персонаж будет тогда упомянут в разных местах сочинения, так как его индивидуальные черты нужно использовать при создании обобщенного портрета, подчиняясь логике композиции этого «портрета».

Если сочинение пишется сразу по нескольким произведениям, возникает второе условие, дополняющее первое, — полнота использования материала. Весь список произведений, представленных за первый курс по учебной дисциплине «Литература», надо хорошо знать. Если что-нибудь забыто – это минус для сочинения. Раскрытие тем на примере ряда произведений может быть экстенсивным и интенсивным.

Первый путь позволяет сделать акцент на стройной систематизации большого количества произведений, входящих в программу, второй позволяет ограничиться малым объемом произведений, но с очень подробным, разносторонним разбором.

Возможен и третий способ: несколько стихотворений разбирать, а другие, близкие к ним, перечислить. Но в той или иной мере анализ текстов необходим даже при широком экстенсивном подходе.

Третье условие. Использование теоретико-литературных понятий, знание которых предусмотрено программой.

Четвертое условие. Полнота и самостоятельность раскрытия темы (а не только полнота материала).

Пятое условие – стройность композиции сочинения, логика и последовательность изложения мысли. Необходим предварительно составленный план сочинения, который поможет в написании сочинения.

Цитаты из художественных произведений или критических статей должны быть грамотно оформлены. При этом нарушение точности цитирования считается ошибкой, которая оценивается при оценке содержания. Впрочем, прямое, дословное цитирование не является обязательным. Необходимое высказывание того или иного автора можно передать своими словами, используя для этого различные формы косвенной речи. Однако, если тема сочинения предполагает знакомство с поэзией, прямые цитаты, хотя бы в небольшом количестве, необходимы.

Контрольная работа выполняется в отдельной тетради, четко и аккуратно, страницы работы следует пронумеровать.В тетрадях надо оставлять поля шириной 3 см, а в конце 2-3 страницы для рецензии.На обложке тетради наклеивается титульный лист, на котором заполняются все графы (название дисциплины, фамилия, имя, отчество студента, шифр и др.) Каждый вопрос варианта контрольной работы переписывается в тетрадь, подчеркивается; сразу же после вопроса пишется ответ. Ответ на второй вопрос начинается с новой страницы.

!!! В завершении обязательно указывается список используемой литературы.

В конце работы ставится подпись, дата выполнения.Основные критерии оценки за сочинение

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«отлично»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.В целом в работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета.



Допускаются:1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки

«хорошо»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«удовлетворительно»

В работе допущены существенные отклонения.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:4 орфографические и4 пунктуационные ошибки,или 3 орфографические и 5 пунктуационных, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических, а также 4 грамматических ошибки

«неудовлетворительно»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются:7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или6 орфографических и 8 пунктуационных, или 5 орфографических и 9 пунктуационных, или9 пунктуационных, или 8 орфографических,

а также 7 грамматических ошибок

Контрольная работа по литературе представлена в десяти вариантах. Выбор варианта зависит от последней цифры шифра личной карточки студента. Работа, выполненная не по своему варианту, не засчитывается и возвращается студенту без проверки.

Если работа выполнена неудовлетворительно и не зачтена, то студент исправляет ее и представляет вторично. Если возникнут трудности в понимании какого-либо вопроса или в ответе на него, следует обратиться за консультацией к преподавателю.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Вариант 11.Тема любви и образ возлюбленной в лирике А.С.Пушкина.2.Основные темы и идеи прозы И.А.Бунина.

Вариант 21.Мотив одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова.2.Подвиг человека во имя людей в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль».

Вариант 31.Тема природы и человека в стихотворении А.А.Фета «Заря прощается с зарёю..»2.Личность и история в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса романа. Роль авторских комментариев в произведении.

Вариант 41.Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» как движущаяся панорама народной жизни. Фольклорные мотивы и образы в поэме. 2.Социальное и философское звучание темы «Обломовщины» в романе И.А. Гончарова «Обломов». «Сон Обломова» и его место в художественной структуре романа.

Вариант 51.Изображения мира природы и мира человеческой души в стихотворении Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»2. Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип тайной психологии в изображении человеческих характеров.

Вариант 61.Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (на примере 3-4 стихотворений по выбору)2. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Вариант 71.Жанровое и тематическое своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений). Художественная функция эзопова языка в произведениях писателя. 2. Изображение русского национального характера в произведениях Н.С. Лескова. (На примере одного произведения.)

Вариант 81.Основные темы и идеи произведений А. П. Чехова: «Крыжовник», «Ионыч», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином». Что их объединяет?2. Тема любви в прозе А.И. Куприна. (На примере одного произведения.)

Вариант 91.Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». Роль символики и подтекста в чеховской драматургии. 2. Образ Катерины и драма горячего сердца в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

Вариант 101.Странное, причудливое, фантастическое в повести Н.А. Гоголя «Портрет»2.Идея и образы стихотворения Н.А.Некрасова «Железная дорога».

Учебно-методическое обеспечение

Основная литература:

Обернихина Г.А. Литература. В двух частях. Ч.1. – М: ОИЦ «Академия», 2011.

Обернихина Г.А. Литература. В двух частях. Ч.2. – М: ОИЦ «Академия», 2011.

Дополнительная литература:

Курдюмова Т.Ф. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2009

Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Дрофа, 2009

Обернихина Г.А. Литература: Практикум. – М: ОИЦ «Академия», 2011.

Лебедев Ю.В. Русская литература 19 век. Вторая половина. – М: Просвещение, 2008.

Силинская К.М. В Мире Литературы (10 и 11 кл.) – Методические материалы. — М: Дрофа, 2009.

Францева Н.В. Литература: Анализ эпизода: Анализ стихотворения: учебно-метод. пособие. — М: «Экзамен», 2008.