конспект по литературе. 7 класс. Шекли


Роберт Шекли «Запах мысли» (урок литературы в 7 классе)

Цель:

1) продолжение темы «создание образа героя» — знакомство с героем фантастической новеллы.

2) знакомство с жанром фантастики: «Запах мысли» — новелла в жанре научной фантастики.

План урока:

1) Беседа. Вопросы для класса:

В чем отличительные особенности жанра фантастики?

Какие поджанры фантастики вам знакомы?

Какие произведения в жанре фантастики вы читали?

Какие фантастические фильмы вы видели?

2) Составление поджанров фантастики схемы на доске:

Фантастика

Научная фантастика Фэнтази Ужасы Мистический реализм

3) Просмотри отрывка из первого фантастического фильма «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса (1902 г.) /отрывок с 4 по 8 минуту/

(Доп. сведения: Жорж Мельес – первый режиссер художественного кино и создатель спецэффектов).

4) Тема полета в космос была, пожалуй, самой популярной в ХХ веке. Новелла Р. Шекли «Запах мысли» тоже затрагивает эту тему.



5) Читаем текст произведения. Вопросы по тексту:

Какой художественный прием лежит в основе названия? (оксюморон – сочетание несочетаемого; приводим свои примеры оксюморона).

Читаем первые 2 абзаца произведения.

С помощью каких слов автор создает мир произведения? Как мы понимаем, что перед нами текст в жанре научной фантастики?

Читаем с 3 по 6 абзацы:

Как вы думаете, Лероя Кливи можно назвать героем? Почему? Какие героические качества в нем есть?

Сопоставьте ситуацию, в которую попал герой новеллы Шекли и герой новеллы «Мексиканец» Д. Лондона. В чем сходство ситуаций? (В их исключительности, в том, что характер героя проявляется в трудной ситуации).

Читаем абзацы с 6 по 9 (где герой совершает вынужденную посадку на планету З-М-22)

Как вы думаете, как сложится судьба героя дальше?

Домашнее задание: дочитать новеллу до конца.