конспект 5 класс натюрморт


Конспект урока ИЗО для 5 класса на тему «Натюрморт по представлению».

Образовательные задачи:

Познакомить с понятием натюрморт, с этапами работы над натюрмортом в живописи и графике.

Развивающие задачи:

Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие.

Воспитательные задачи:

воспитывать мотивацию к учебной деятельности, художественный вкус, чувство и восприятие своей работы.

Материал для учителя: наглядный материал.

Материал для учеников: бумага А4, фломастеры, краски, кисти, карандаши, стиратки, баночки для воды.

Ход занятия:

Учитель показывает работы известных художников и по ходу объяснения все рисует на доске.

— Итак, ребята, сегодня мы с вами познакомимся с понятием натюрморт. Натюрморт является одним из жанров изобразительного искусства, в основе которого лежит изображение неодушевленных предметов.

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту.

Для того, чтобы нарисовать натюрморт по представлению, каждый из вас должен решить какие предметы он хочет нарисовать. Решили?

Теперь мы с вами поговорим о композиционном решении нашего натюрморта. Композиция – это правильное расположение предметов на рисунке. Самое главное в ней – это центр. Существует множество решений композиции натюрморта: треугольная форма, прямоугольная, диагональ, перпендикулярная и другие.

Так же, мы с вами должны поговорить о композиционном размещении рисунка на листе. Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Если натюрморт имеет одинаковую протяженность по вертикали и по горизонтали, целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, размещая изображение в разных форматах, и наиболее выразительный вариант перенести на основной лист.

На этом этапе необходимо выделить композиционный центр, т.е. главный предмет в нашем рисунке. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.

Начиная работу, мы с вами намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций.

На следующем этапе мы с вами начинаем простраивать наши предметы с учетом перспективы. На предыдущих уроках мы уже знакомились с этим понятие. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов.



Далее мы начинаем штриховать наши предметы, если вы выберете эту технику при рисовании натюрморта. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий. Когда все предметы постановки прорисованы, приступают к прокладке светотени, легко намечая основные большие плоскости света, полутона и тени. Легким штрихом намечают падающие тени. Определив основные тональные отношения, приступаем к дальнейшей лепке формы предметов тоном. В процессе этой работы необходимо выявить не только объем, но и разность фактур. Для передачи пластики предметов штрих следует класть по форме. Необходимо обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. Необходимо учесть, что фон играет вспомогательную роль и способствует выявлению характера предметов натюрморта, поэтому не стоит его тщательно прорабатывать.

В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном.

Принцип рисования натюрморта красками практически тот же, у предметов есть тень, полутень и свет. Так же мы не должны забывать о тенях от предмета.

Практическая работа:

А теперь вы сами попробуете нарисовать натюрморт. Не забывайте о главных принципах, про которые я вам говорила.

(дети начинают работу)

Важно продумать, как лучше расположить натюрморт на листе бумаги — в вертикальном или горизонтальном положении .

При рисовании натюрморта необходимо выделить его композиционный центр, т. е. главный в смысловом отношении предмет. Остальные предметы постановки являются второстепенными и подчинены композиционному центру.

Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. Удачным будет такое композиционное размещение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть рисунок в ту или иную сторону.

(учитель наблюдает за творческим процессам и подходит в детям, которым требуется помощь)

Итог:

Молодцы, ребята! Давайте похвастаемся друг другу, какие натюрморты у нас получились и похвалим себя.