кодирование информации в 5 классе


Этапы

Содержание

Примечание

1.Оргмомент

Здравствуйте ! Меня зовут Маргарита Николаевна. Урок информатики проведу у вас я.

Введению в тему

Объявления темы

Сегодня мы с вами закрепим тему, которую вы проходили на прошлом уроке.

О какой теме вы говори на прошлом уроке информатики? (Кодирование информации)

Правильно.

Мы продолжаем эту тему.

Тема нашего урока: «Кодирование информации»

Давайте вспомним.

-Что такое информация? (Информация — это сведения об окружающем нас мире (всё что нас окружает)).

-Какие действия человек совершает с информацией? (Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, хранением и обработкой информации.)

-Как человек хранит информацию?

(Хранение информации в уме — собственная (внутренняя информация) — оперативная память; внешняя память (долговременная). Также существует память отдельного человека и память человечества.)

Какие современные носители информации вам известны? (Магнитные и лазерные диски, флеш-карты — обладают большой ёмкостью, надёжны и компактны. Винчестер (жёсткий диск))

Выполнение задач

ФИЗМИНУТКА

Практическая часть

Самостоятельная работа

Итог урока

Резерв

-Кто помнит и может мне рассказать историю кодирования информации?

История кодирования информации начинается в доисторической эпохе, когда первобытный человек выбивал в скале незамысловатые образы известных ему объектов окружающего мира.

Информация может поступать от передатчика к приёмнику с помощью условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Сигнал может быть световым, звуковым, тепловым, электрическим, в виде жеста, слова, движения, другого условного знака.

Для того чтобы произошла передача информации, приёмник должен не только принять сигнал но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника — человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок — кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок — сообщает учащимся о долгожданной перемене.

Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование.

Код — это система условных знаков для представления информации.

Кодирование — формирование представления информации с помощью некоторого кода. (или можно сказать, что кодирование, это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки).

Обратное преобразование называется декодированием.

Декодирование — это процесс восстановления содержания закодированной информации.

Способ кодирования зависит от цели, ради которой осуществляется.

Существует три основных способа кодирования информации:

Графический — с помощью рисунков или значков;

Числовой — с помощью чисел;

Символьный — с помощью символов того же алфавита, что и текст.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Так числовая информация кодируется арабскими, римскими цифрами. (часы в классе)

для общения мы используем код — русский язык, в Англии — английский и т.д.

с помощью нотных знаков записуется (кодируется) любое музыкальное произведение правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков (см. Презентация, слайд 7)

код используется для оценки ваших знаний в школе («5» отлично и т.д.), вы пишите что-то в тетради — на самом деле вы кодируете информации с помощью специальных символов, эти символы — буквы.

свой код (почтовый индекс) имеет каждый населённый пункт.

Людьми были придуманы специальные коды, к ним относятся: Азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука. В середине 19 века французский педагог Луи Брайль придумал специальный шрифт для слепых. Буквы этого шрифта выдавливались на листках плотной бумаги. Проводя пальцами по образовавшимся от уколов выступам, люди учатся различать буквы и могут читать специальные книги.

Характерной особенностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв, поэтому код Морзе называют неравномерным кодом.

Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообщения. Но из-за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака: точка, тире, пропуск.

Зачем люди кодируют информацию?

Чтобы скрыть ее от других.

Чтобы записать информацию короче.

Чтобы ее удобнее было обрабатывать и передавать.

Кодирование в жизни человека

Задача№1(слайд19)

По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя

Задача №2

А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово

КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА

Б) (в тетради)

Таким же способом закодируйте своё имя

Изобразить в пространстве с закрытыми глазами:

Сердце

Круг

Букву М

Квадрат

Треугольник

Шпалы

1.Игра «Что бы это значило?»

Игра «Что бы это значило?»

Смотри презентацию



Закрепляющий тест по теме «Кодирование информации»

Задание №1

«Расшифровать следующие записи, используя таблицу азбуки Морзе»

(закодированное слово в столбик)

2.

. __ __ . __

. __ . .

. . __ . __

__ . . . .

__ __

__ . .

. __ .

Задание №2

«Декодирование слов по номерам букв»

А)9 15 1 12

Б)14 29 26 30

В)25 10 19 13 16

Задание №3

«Заменить буквы её порядковым номером в алфавите: А1, Б2, В3, …, Я33»

А)Тетрадь

Б)Циркуль

Задание №4.

Дополни.

это система условных знаков для представления информации.

А)кодирование

Б)код

В)декодирование

Задание №5.

Кодирование-это……..

А) процесс восстановления содержания закодированной информации.

Б) сведения об окружающем нас мире

В) перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.

Задание №6

В КАКОЙ ФОРМЕ ЗАКОДИРОВАНА ИНФОРМАЦИЯ

Какая тема урока у нас была?

Какой вид работы вам понравился?

1.Во многих словах «скрыты» числа.Например, ЛАСТОЧКА ЛА100КА

Слова-ребусы:

стоЛБ, СЕМЬя, СОРОКа, рОДИНа, СТОл, поДВАл, проСТОр, акТРИса,

паТРИот, виТРИна, сТРИж, СТОрона, пиСТОлет, иСТОрия, ТРИбуна, лиСТОк, теСТО

Испытание логики

Пятеро друзей — Андрей, Борис, Виктор, Григорий и Дмитрий — решили записаться в кружок любителей логических задач. Но староста кружка предложил им вначале выдержать вступительный экзамен и поставил условия этого экзамена:

— Вы будете приходить к нам в кружок каждый вечер, но все время — в разных сочетаниях. При этом вы должны будете выполнить еще целый ряд условий. Вот они.

Если Андрей приходит вместе с Дмитрием, то Борис должен отсутствовать. Но если отсутствует Дмитрий, то Борис должен быть обязательно, а Виктор пусть не приходит.

Андрей и Виктор не могут одновременно ни присутствовать, ни отсутствовать.

Если приходит Дмитрий, то Григорий приходить не должен.

Если Борис отсутствует, то Дмитрий должен присутствовать, но это в том случае, если не присутствует Виктор. А если Виктор присутствует, то Дмитрий приходить не должен, а Григорий должен прийти.

Друзьям удалось выполнить условия старосты и стать членами кружка любителей логических задач.

Сообразите, в каком порядке друзья приходили к старосте.

Ответ:

К старосте ребята являлись день за днем в таком составе:

1. Андрей и Дмитрий. 2. Андрей, Борис и Григорий. 3. Андрей и Борис. 4. Виктор и Григорий. 5. Борис, Виктор и Дмитрий. 6. Борис, Виктор и Григорий. 7. Борис и Виктор.

В одном купе

Поезд приближался к Байкалу. В купе одного из вагонов собралось несколько человек — 4 юноши и 2 девушки. Они направлялись на строительство нового города, про который им много рассказывал уже побывавший там Богданов.

Москвич Смелов ехал в Сибирь впервые. Он, как и Суров, оказался большим любителем шахмат.

Одна из девушек — Нина — ехала на стройку после окончания техникума. Она была женой Валентина.

У другой девушки фамилия была точно такая же, как у Михаила, а имя — такое же, как у Сурова.

Лазарев и Суров были из Ленинграда, а Василий — из Ярославля.

В фамилии Валентина три гласных буквы, а Валерий очень любит музыку.

Попробуйте установить имена и фамилии будущих новоселов.

Ответ:

Вот имена и фамилии будущих новоселов.

Василий Богданов, Валентин Лазарев, Михаил Смелов, Валерий Суров, Нина Лазарева и Валерия Смелова.

Тема урока : «Кодирование информации»

ЦЕЛИ УРОКА: Обобщить и закрепить информацию об Кодирование информации.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:

Научить детей кодировать и декодировать зашифрованную информацию.

Научить применять свои знания на практике.

РАЗВИВАЮЩАЯ:

Логическое мышление, внимание, память.

Развивать кругозор детей.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ:

Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: ТСО И НАГЛЯДНОСТЬ:

интерактивная доска

презентация

раздаточный материал, тест

Конспект пробного урока по информатике,

который будет дан 27.11.12г.

В школе №1191 в 2«В» классе

У учителя Буш Марины Петровны

Студенткой 42 группы

ПК №18 «Митино»

Лунячкиной Маргаритой Николаевной

Подпись учителя: ______________

Подпись методиста: _____________

Отметка: ___