изт 1 курс акт-з-о


ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ТЕАТРА(1 курс, 1-2 семестр, форма отчетности – экзамен в летнюю сессию)

Программа курса «История зарубежного театра»1 семестр

Вводный раздел

Театр и его место в системе художественной культуры.

Раздел I. АНТИЧНЫЙ ТЕАТР

Пратеатральные игровые формы и их культовое происхождение. Путь от ритуальных игр к примитивной трагедии.

Первые официальные драматические представления в Греции в 534 г. до н.э. Организация театральных представлений, устройство театра, актеры и хор, их маски и костюмы. Жанр трагедии: Эсхил, Софокл, Еврипид. Жанр древней аттической комедии: Аристофан. «Поэтика» Аристотеля как первая теоретическая работа, посвященная проблемам драматургии и театра. Новоаттическая комедия: Менандр. Театр мимов.

Истоки римского театра. Драматургическое творчество Плавта, Теренция. Трагедии Сенеки. «Греко-римский» тип театрального здания. Бродячие труппы мимов. Причины упадка театрального искусства в эпоху поздней античности.

Раздел II. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР

Вопрос об отношении средневековой церкви к театральному искусству.

Причины возникновения церковного театра. Эволюция форм церковного театра (литургическая драма, полулитургическая драма, миракль). Представление мистерий. Развитие светских форм средневекового театра (моралите, соти, фарс).

Раздел III. ТЕАТР ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII в.)

Истоки итальянского театра эпохи Возрождения. Театр эрудитов (ученый театр). Поиски в области театральной архитектуры и декорационного искусства. Становление профессионального театра. Комедия дель арте: истоки, пути формирования, эстетические принципы.

Испанский театр XVI-XVII вв. Становление национальной драмы и профессионального театра, организация театральных зрелищ, театрально-декорационное и актерское искусство. Драматургия и театральная деятельность Лопе де Вега. Драматургия Педро Кальдерона де ла Барка, Тирсо де Молина.

Формирование и организация английского профессионального театра. Основные драматические жанры. Типы театров, устройство сцены и постановочная техника, стиль актерского искусства. Предшественники Уильяма Шекспира. Творчество Уильяма Шекспира в контексте английской театральной культуры его времени. Младшие современники Шекспира.

Формирование профессионального театра во Франции. «Бургундский отель» XVI — начала XVII вв. Стиль актерской игры и декорационное искусство. Становление классицистского театра. Творчество Пьера Корнеля. Жан Расин как драматург, постановщик и театральный педагог. Эстетика классицистского спектакля во второй половине XVII в. Театральная деятельность Жана-Батиста Мольера. Ведущие актеры труппы Мольера. Организация «Комеди Франсэз».

Раздел IV. ТЕАТР ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.)

Эволюция французского классицистского театра в XVIII в. Драматургия и театральная деятельность Вольтера. Театрально-эстетические идеи Дени Дидро: обоснование им жанра «мещанской драмы» и «Парадокс об актере». Театральная деятельность Бомарше.

Английский театр XVIII в. Слезная комедия и мещанская драма, сатирическая комедия 1720-30-х гг. Драматургия Ричарда Бринсли Шеридана. Творчество Дэвида Гаррика: шекспировские роли, Гаррик как руководитель театра и режиссер.

Просветительская реформа в итальянском театре. Эволюция комедии дель арте. Комедии Карло Гольдони. Театральные сказки Карло Гоцци. Итальянский оперный театр. Актерское и театрально-декорационное искусство Италии XVIII в.

Формирование немецкого театра XVIII в. Драматургия и театрально-критическая деятельность Готхольда Эфроима Лессинга. Драматургия Иоганна-Вольфганга Гете. Театрально-эстетические идеи и режиссерская деятельность Гете в Веймарском театре. Специфика «веймарского классицизма». Драматургия Фридриха Шиллера и его театральная деятельность в «веймарский период». Основные тенденции актерского искусства Германии XVIII в.

Раздел V. ТЕАТР ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА.

Возникновение и эволюция романтического театра в Германии. Драматургия, театрально-эстетические идеи и режиссерская деятельность Людвига Тика, Генриха фон Клейста, Э.-Т.-А. Гофмана. Немецкие актеры-романтики (Иоганн-Фридрих Флекк, Людвиг Девриент). Специфика актерского искусства в романтическом театре. Немецкая постромантическая драма (Георг Бюхнер, Фридрих Хеббель).

Разложение классицистских канонов во французском театре конца XVIII – начала XIX вв. Творчество Франсуа-Жозефа Тальма. Театральные манифесты 1820-х гг. и борьба за романтический театр. Французская романтическая драма (Виктор Гюго, Александр Дюма-отец, Альфред де Мюссе). Мелодрама и водевиль. Бульварные театры и особенности их деятельности. Творчество крупнейших актеров французского романтического театра (Пьер Бокаж, Мари Дорваль, Фредерик-Леметр).

Английское сценическое искусство перв. пол. XIX в. Джордж Гордон Байрон театр. Основные тенденции актерского искусства. Творчество Эдмунда Кина. Режиссерская деятельность Чарльза Кина. Формирование сценических канонов «викторианской эпохи».

Раздел VI. ТЕАТР ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX — НАЧАЛА ХХ ВВ.

Театрально-эстетическая концепция Рихарда Вагнера. Режиссерско-постановочная деятельность Вагнера в Байрейтском театре.

Поэтика «новой драмы» и предпосылки возникновения режиссерского театра. Генрик Ибсен как основоположник «новой драмы». Эволюция ибсеновского творчества: развитие романтической традиции, создание «реалистического цикла», поздний «символистский» период.

Становление натуралистического театра во Франции. Театрально-эстетические идеи Эмиля Золя. «Свободный театр» Андре Антуана.

Эстетика символистского театра. Драматургия, театрально-эстетические взгляды и театральная деятельность Мориса Метерлинка.

Неоромантизм в европейском театре конца XIX в. Драматургия Эдмона Ростана. Комеди Франсэз во второй половине XIX в. Творчество Сары Бернар.

Драматургия и театральная деятельность Августа Стриндберга, создание Интимного театра.

Развитие сценического искусства в Германии и Австрии. Мейнингенский театр. «Свободная сцена» Отто Брама. Драматургия и театральная деятельность Герхарта Гауптмана. Режиссерская деятельность Макса Рейнгардта.

Эволюция итальянского сценического искусства во 2-ой половине XIX в. Крупнейшие актеры (Томазо Сальвини, Эрнесто России, Эрмете Цаккони, Элеонора Дузе). Символизм и неоромантизм в итальянском театре.

Английский театр второй половины XIX — начала ХХ вв. Творчество Генри Ирвинга и «викторианский театр». Драматургия Оскара Уайльда. Драматургия и театрально-критическая деятельность Эдварда Гордона Крэга.

Раздел VII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ТЕАТРА ХХ ВЕКА.

Экспрессионистский театр в Германии. Поэтика экспрессионистской драмы. Принципы режиссуры. Политический театр Германии 1920-х гг. Режиссерская деятельность Эрвина Пискатора. Творческая деятельность Бертольда Брехта как драматурга, режиссера, теоретика театра. Концепция «эпического театра» Брехта.

Интеллектуальный театр Великобритании. Творчество Бернарда Шоу – драматурга, режиссера, критика, теоретика театрального искусства. Драматургическое творчество Сомерсета Моэма, Джона Пристли, Томаса Элиота. Британский театр до второй мировой войны. Актерское мастерство Джона Гилгуда, Лоренса Оливье, Эдит Эванс.

«Старая голубятня» Жака Копо. Феномен «Картеля четырех». Французская интеллектуальная драма: Жан Жироду, Ж.Ануй, Жан-Поль Сартр, Альбер Камю. «Театр жестокости» Антонена Арто.

Театр абсурда. Драматургия Сэмюэла Беккета и Эжена Ионеско.

Американский театр ХХ века. Драматургия Юджина О‘Нила, Теннеси Уильямса, Эдварда Олби, Артура Миллера.

Послевоенный западный театр. Жан Луи Барро и его театр «Одеон»; «Национальный Народный театр» Жана Вилара. «Оглянись во гневе» Джона Осборна как отражение настроений «рассерженных молодых людей» 1950-60-х годов. «Ройял Корт» — площадка для театральных экспериментов: драматургия Гарольда Пинтера. Театральное творчество Эдуардо де Филлипо. Политическая и документальная драма Петера Вайса. «Драмы идей» Макса Фриша и Фридриха Дюрренматта. Режиссерская деятельность Питера Брука. Эксперименты Ежи Гротовского.

СПИСОК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

Эсхил. Прометей прикованный.

Софокл. Эдип-царь.

Еврипид. Медея.

Аристофан. Лягушки.

Менандр. Третейский суд.

Плавт. Комедия о горшке (Клад).

Теренций. Братья.

Сенека. Федра.

Лопе де Вега. Фуэнте Овехуна (Овечий источник). Собака на сене.

Шекспир У. Ричард III. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь. Гамлет. Отелло. Король Лир. Макбет. Буря.

Корнель П. Сид.

Расин Ж. Федра.

Мольер Ж.-Б. Тартюф. Скупой. Мнимый больной.

Бомарше О-П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

Гёте И-В. Фауст.

Шиллер Ф. Разбойники. Коварство и любовь.

Гольдони К. Слуга двух господ.

Гоцци К. Король-олень.

Бомарше. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

Клейст Г. Разбитый кувшин.

Байрон Дж. Г. Каин.



Ибсен Г. Пер Гюнт. Кукольный дом.

Гауптман Г. Потонувший колокол. Перед заходом солнца.

Метерлинк М. Синяя птица. Смерть Тентажиля.

Шоу Б. Пигмалион. Профессия миссис Уоренн.

Брехт Б. Трехгрошовая опера. Мамаша Кураж и ее дети.

Сартр Ж.-П. Мухи.

Ануй Ж. Антигона.

Беккет С. В ожидании Годо.

Ионеско Э. Носорог.

О Нил Ю. Любовь под вязами.

Уильямс Т. Стеклянный зверинец.

Осборн Дж. Оглянись во гневе.

ПРИМЕЧАНИЕ: Пьесы из списка можно читать по любому изданию, собеседование по списку прочитанной драматургии должно пройти в устной форме на экзамене в время весенней сессии. Необходимо прочитать не менее 75 % списка (т.е. не менее 20 пьес), на экзамен приходить со списком прочитанного, нужно вести читательский дневник. Авторы, подчеркнутые в программе, должны быть прочитаны обязательно!!!

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ РЕФЕРИРОВАНИЯ

Учение Аристотеля о трагедии: «Поэтика».

«Поэтическое искусство» Никола Буало о драматическом искусстве.

Дени Дидро об актерском искусстве: «Парадокс об актере».

Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия.

Шлегель А.Ф. и его «Чтения о драматическом искусстве и литературе».

«Эстетика» Гегеля Г.-В.-Ф. о драме.

Гете И.-В. Правила для актеров.

Театральная теория В.Гюго («Предисловие к «Эрнани»).

Золя Э. Натурализм в театре.

Вагнер Р. Опера и драма.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки.

Метерлинк М. Сокровище смиренных. Новая драма.

Брехт Б. Об экспериментальном театре. «Малый органон» для театра.

Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма.

Арто А. Театр и его двойник.

ПРИМЕЧАНИЕ: На экзамен должен быть представлен реферат по одной из теоретических работ, названных выше. Реферат представляет собой письменную работу с титульным листом, где обозначена тема, дисциплина, фамилия, имя, отчество студента; содержание работы с указанием названий частей работы и страниц, на которых эти части расположены, основное содержание должно занимать около 10 страниц текста, где материал расположен следующим образом: во введении – название и автор реферируемой работы, время и причина написания, структура работы (главы, части с названиями и краткой характеристикой каждой части или главы); в основной части – основные положения работы с возможными наиболее яркими примерами – цитатами из текста; в заключении – собственные или заимствованные выводы о значимости для истории театра этого теоретического труда; затем нужно указать работу и дополнительную литературу (если была), которая была использована в реферате. На экзамене надо быть готовым к устному и краткому (не более 5 минут) изложению основных положений реферата. Формат письменной работы – 10 страниц текста (!) А 4, 14 шрифт, 1,5 интервала. Сдается в письменном виде в начале весенней сессии или в присылается преподавателю в электронном виде накануне весенней сессии.

СПИСОК РЕКОМЕНДОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Аникст А.А. Театр эпохи Шекспира. М., 1965.

2. Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

3. Аникст А.А. Теория драмы на Западе в первой половине XIX века: Эпоха Романтизма. М., 1980.

4. Аникст А.А. Теория драмы от Гегеля до Маркса. М., 1983.

5. Аникст А.А. Теория драмы на Западе во второй половине XIX века. М., 1988.

6. Аникст А.А. Теория драмы в России от Пушкина до Чехова. М., 1972.

7. История западноевропейского театра: в 8 т. М., 1956-1988.

8. Пави. П. Словарь театра. М., 1991.

9. Хрестоматия по истории западноевропейского театра: в 2-х т. / Сост. и ред. С.С. Мокульский Т. 1. М., 1953; Т. 2. М., 1955.

10. Театральная энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. С.С. Мокульский. М., 1961-1967.

11. Дживелегов А. К., Бояджиев Г. Н. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. – М., Л., 1941.

12. История зарубежного театра. / Под ред. Г. Н. Бояджиева и др. В 4-х т.– М., 1984.

Дополнительная литература

1. Антуан А. Дневники директора театра. М.-Л., 1939.

2. Аристотель. Поэтика. М., 1957.

3. Арто А. Театр и его двойник. М., 1993.

4. Барро Ж.-Л. Размышления о театре. М., 1959.

5. Барро Ж.-Л. Воспоминания для будущего. М., 1979.

6. Бартошевич А.В. Шекспир. Англия. ХХ век. М., 1994.

7. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М., 1983.

8. Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978.

9. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

10. Божович В.И. Традиции и взаимодействие искусств. М., 1987.

11. Бояджиев Г.Н. Вечно прекрасный театр эпохи Возрождения: Италия. Испания. Англия. Л., 1973.

12. Бояджиев Г.Н. Мольер. М., 1967.

13. Брехт Б. Об экспериментальном театре. «Малый органон» для театра // Брехт Б. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 5/2. М., 1965.

14. Бушуева С.К. Полвека итальянского театра. Л., 1978.

15. Бушуева С.К. Итальянский современный театр. Л., 1983.

16. Вагнер Р. Опера и драма // Вагнер Р. Избранные работы. М., 1978.

17. Вилар Ж. О театральной традиции. М., 1956.

18. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4 т. М.: Искусство, 1971. Т. 3.

19. Гете И.-В. Правила для актеров. О театре и литературе // Гете И.-В. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 10. М., 1980.

20. Головня В.В. История античного театра М., 1972.

21. Гольдони К. Мемуары. М., 1933.

22. Дейч А.И. Франсуа-Жозеф Тальма. М., 1973.

23. Державин К.Н. Театр французской революции. Л., 1932.

24. Дидро Д. Парадокс об актере // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М., 1980

25. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы 20 века. М., 1979.

26. Золя Э. Натурализм в театре // Золя Э. Собр. соч.: в 26 т. Т. 26. М., 1966.

27. Как всегда – об авангарде. Антология французского театрального авангарда. М., 1992.

28. Каллистов Д.П. Античный театр. Л., 1970.

29. Карельский А.В. Драма немецкого романтизма. М., 1992.

30. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. М., 1966.

31. Крэг Э.-Г. Воспоминания, статьи, письма. М., 1988.

32. Лессинг Г.-Э. Гамбургская драматургия. М., 1935.

33. Метерлинк М. Сокровище смиренных // Метерлинк М. Полн. собр. соч. Т. 3. М., 1903.

34. Минц Н.В. Эдмунд Кин. М., 1957.

35. Минц Н.В. Дэвид Гаррик и театр его времени. М., 1977.

36. Молодцова М.М. Луиджи Пиранделло. Л., 1982.

37. Молодцова М.М. Комедия дель арте. История и современная судьба. Л., 1990.

38. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Сочинения: в 2-х тт. Т. 1. М., 1990.

39. Образцова А.Г. Бернард Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX-ХХ веков. М., 1974.

40. Паушкин М. Средневековый театр М., 1914.

41. Пинский Л.Е. Шекспир. Л., 1971.

42. Сальвини Ч. Томмазо Сальвини. М., 1971.

43. Синьорелли О. Элеонора Дузе. М., 1975.

44. Смирнов Б.А. Театр США ХХ века. Л., 1976.

45. Современный зарубежный театр: Сб. статей. М., 1969.

46. Стрелер Дж. Театр для людей. Мысли, записанные, высказанные и осуществленные. М., 1984.

47. Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней. М., 1973.

48. Шоу Б. Квинтэссенция ибсенизма // Шоу Б. О драме и театре. М., 1963.

49. Эстетические идеи в истории зарубежного театра. Сб. научных трудов. Л., 1991.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО «ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ТЕАТРА»

1 тема. «Орестея» Эсхила

1. Биографические сведения об Эсхиле.

2. Мифологическая основа трилогии (тетралогии).

3. Конфликт и развитие действия в трагедии «Агамемнон».

4. Конфликт и развитие действия в трагедии «Хоэфоры».

5. Конфликт и развитие действия в трагедии «Эвмениды».

6. Сквозной конфликт трилогии: противостояние человека року, и способ его разрешения.

7. Основные признаки античной трагедии.

2 тема. «Король Лир» У.Шекспира.

1. Биографические сведения о Шекспире.

2. Конфликт и развитие действия в трагедии: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

3. Женские образы и их значение для понимания смысла трагедии.

4. Образ короля Лира.

5. Значение образов Эдгара и Эдмунда.

6. Образ Шута.

7. Основные признаки ренессансной трагедии.

3. тема. «Тартюф» Ж.-Б.Мольера.

1. Биографические сведения о Мольере.

2. Конфликт и развитие действия в трагедии: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

3. Образ Тартюфа: основные принципы сатирического обличения.

4. Образ Оргона.

5. Образ Клеанта: функции резонера.

6. Использование приема dues ex machine.

7. Основные признаки классицистической комедии.

4 тема. «Женитьба Фигаро» Бомарше.

1. Биографические сведения о Бомарше.

2. Конфликт и развитие действия в трагедии: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

3. Граф Альмавива: антифеодальное содержание образа.

4. Фигаро как человек эпохи Просвещения.

5. Значение женских образов в комедии.

6. Основные признаки комедии эпохи Просвещения.

5 тема. «Мамаша Кураж и ее дети» Б.Брехт.

1. Биографические сведения о Брехте.

2. Конфликт и развитие действия в трагедии: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

3. Мамаша Кураж: антивоенное содержание образа.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст