Югра родина моя


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Что за край?

Откройте атлас синий:

Вот лежит в короне нефтяной

Черная жемчужина России

ЮГРА – РОДИНА МОЯ.

Рабочая программа учебного курса изобразительное искусство разработана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 5 марта 2004 г. №1089», примерной программой основного общего образования по изобразительному искусству 5-9 классы и авторской программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 5-9 классы Москва, «Просвещение», 2005 г.), которая учитывает художественные традиции и историко-культурные связи, сложившиеся в различных регионах России.

В ритме современной жизни в нашем обществе теряется связь поколений, снижается интерес к национальной культуре, её традициям. Традиционное искусство народов Севера позволяет воспитывать определенную культуру восприятия материального мира, развивать творческие качества личности, национального искусства, быть готовым видеть диалог культур разных эпох и народов мира.

Программа по изобразительному искусству «Мы живем на Югорской земле» дает возможность создания эстетического этнохудожественного пространства, что, в свою очередь, создает условия для формирования и развития сознания школьника как члена этноса – носителя национальной культуры при сохранении и развитии интереса к искусству разных народов Отечества и родной земли. На изучение предмета (в рамках внедрения регионального компонента) отводится 35 часа.

Значение данной программы состоит в том, что она создаёт необходимые условия для воспитания чувства уважения к культуре коренных народов (ханты и манси). Воспитания чувства осознанной заинтересованности их культурой, особенностями быта, нравами на основе деятельностного подхода.

Цель программы: «Мы живем на Югорской земле» – формирование целостного представления об окружающей природе, социальной среды родного края, культуры, искусства и роли человека в ней.

Задачи программы:

воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративного искуства;

сформировать интерес к живому творческому ремеслу народных мастеров;

овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению;

развивать чувство восприятия красоты природы родного края, национального своеобразия, выражающегося в предметах быта, в окружающей жизни;

усвоить знания об орнаментальном искусстве, орнаменте одежды, обуви, сувениров (аппликация, коллаж);

формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края;

воспитывать чувство уважения к своей малой Родине.

В ходе реализации данной программы особое внимание уделяется реализации межпредметных связей: с одной стороны, программа готовит учащихся к восприятию таких предметов как «География Ханты–Мансийского автономного округа», «История ХМАО с древности до наших дней» в старших классах, а с другой стороны, программа основана на элементарных знаниях учащихся, полученных в классах I ступени образования на уроках краеведения и природоведения.

Актуальность программы обусловлена эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение (культура, обычаи и традиции народа). Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы; именно с природой связанны традиции, быт, уклад их жизни. Земля, вода, растительный и животный мир – вот источник для поддержания жизненных и духовных сил Югорских народов.

Сама идея объединения краеведения и «изобразительного искусства» не нова, она обсуждалась в методической литературе, но новизна программы состоит в использовании произведений фольклора (сказки, легенды, поговорки, приметы и т. д.), произведений местных поэтов и писателей как основного материала программы «Мы живем на Югорской земле». Материал вызывает интерес учащихся, представлен ярко, колоритно, лаконично, тематика близка детям по содержанию и логически взаимосвязана. Этнографические знания и апробация их в собственной деятельности дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть интересное, прекрасное, необычное в том, что рядом, воспитывает чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, и достигается это прежде всего через уважение к народам Севера, культура которых сформировались на территории нашего края.

Приобщаясь к истокам культуры коренных народов, учащиеся учатся осознавать себя неотъемлемой частью человечества, открывают для себя путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе и мире, об искусстве, труде, красоте человеческих отношений.

В основу программы положены следующие принципы:

принцип актуальности, обусловленный теми эстетическими ценностями, к которым приобщается подрастающее поколение; знание реалий родного края в наши дни не только актуально, но и политически востребовано обществом;

принцип доступности, предполагающий оптимальный для усвоения объем информации, переход от простого к сложному, от известного к неизвестному;

принцип последовательности, предусматривающий выделение основных разделов, а также их логическую преемственность в процессе изучения;

принцип системности, предполагающий постоянный характер формирования определённых умений и навыков на основе многократного повторения, что позволяет дать знания в виде целостной системы;

принцип стимулирования сознательности и активности, направленный на повышение активности детей в вопросах культуры и истории Югорского края, что возможно только при осознании ответственности – прежде всего через уважение к народам Севера, культуры которых сформировались на территории нашего края.

Реализация данной программы основана на использовании личностно-ориентированных технологий (делается акцент на самостоятельную поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому поиску при выполнении заданий). Использование именно этих технологий обеспечивает комфортные бесконфликтные условия развития личности ребенка, реализацию её природных потенциалов. Личность ребенка, согласно данными технологиям, не только объект, но и приоритетный субъект процесса обучения.

Таким образом, личностно–ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Структура и логика построения данной программы.

(5 -ый класс)

Данная программа является аналитической по своему характеру, так как ориентирована на процесс обучения и строится на основе творческих заданий, выполняемых учащимися, и вместе с тем структурной по своему типу, поскольку в основу разработки положен структурный подход, основанный на системном описании с учетом национально-регионального подхода. Отобранный содержательный материал располагается в логической последовательности, которая определяется такими факторами, как частотность, степень вероятности того, с чем обучаемые столкнутся в реальных жизненных ситуациях.

Программой предусмотрено 35 часа занятий по четырем темам:

раздел «Истоки Югорского искусства» предполагает обобщение знаний о Югорской земле, природе, промыслах народов Югры, развитие интеллектуальных навыков анализа и оценки различного отношения людей к родному краю, воспитание чувства восхищения красотой Югорской земли, осознание нравственных ценностей и формирование коммутативных способностей (8 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:

«Югорская земля» (1 час);

«Город, в котором я живу. Архитектура и особенности цветного оформления зданий»

(2 часа);

«Осень на Югорской земле» (2 часа);

«Зори Югры» (2 часа);

«Жители нашего округа как основа автопортрета. Дети Радужного» (2 часа).

раздел «Каждый народ художник» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту человека. (8 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:

«Жизнь и творчество коренных северных народов ханты и манси» (1 час);

«Взаимоотношения человека и природы в повседневной жизни» (1 час);

«Фольклор коренных народов: традиционные праздники «Вороний день», «Медвежьи

игрища» (2 часа);

«Национальная одежда: элементы и основные каноны орнамента» (2 часа);

«Национальная одежда: аксессуары» (1 час);

«Предметы быта хантов: «Лоскутное одеяло» (1 час).

раздел «История Югорской земли» предполагает формирование знаний об истории промыслов и ремесел Югорской земли, о растительном и животном мире Югры, развитие познавательных способностей детей, их кругозора, любознательности, умения работать со справочной литературой (8 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:

«Растительный и животный мир Югры» (1 час);

«Промыслы и ремесла Югорской земли» (1 час);

«Национальные постройки коренных народов, архитектурные особенности» (1 час);

« Импровизация на тему «Северная лайка» (2 часа);

«Памятники архитектуры — наследие предков. В мире национального зодчества. Город

Ханты-Мансийск» (2 часа);

«Природное явление» (1час).

раздел «Искусство объединяет народы» предполагает формирование знаний о воспевании материнства в культуре коренных народов, красоте явлений жизни, здоровых отношениях и традициях в семье, что, в свою очередь, служит воспитанию любви к близким, формирует умение аргументировать свою точку зрения (11часов). Данное направление включает изучение следующих тем:

«Тема материнства в культуре коренных народов севера» (1 час);

«Хантыйская красавица» (2 часа);

«Украшение одежды по мотивам вышивки бисером» (2 часа);

«Воспевание мудрости старости в культуре Хантов и Манси» (2 часа);

«Сопереживание – великая тема искусства» (2 часа);

«Искусство народов Югры» (2 час).

(6 ой класс)

Программой предусмотрено 35 часа занятий по трем темам:

раздел «Культура коренного северного народа» предполагает обобщение знаний о Югорской земле, природе, промыслах народов Югры, развитие интеллектуальных навыков анализа и оценки различного отношения людей к родному краю, воспитание чувства восхищения красотой Югорской земли, осознание нравственных ценностей и формирование коммутативных способностей (10 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:

«Орнамент-отражение глубинных слоев народного сознания» (1 час);

«Древние ритуальные образы» (2 часа);

«Традиционные и современные праздники народа ханты» (3 часа);

«Хантыйское нагрудное украшение» (2 часа);

«Красота лесных даров» (2 часа).

раздел «Народные традиции ханты в декоративно-прикладном искусстве» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту человека. (12 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:

«Народные традиции ханты в декоративно-прикладном искусстве» (1 час);

«Национальные традиции в культуре народа» (1 час);

«Хантыйская сумка» (3 часа);

«Деревянные хантыйские нарты» (2 часа);

«Национальная хантыйская кукла» (3 час);

«Религиозно-мистические традиции в жизни хантов» (2 час).

раздел «Народное и профессиональное искусство западной культуры» предполагает формирование знаний об истории промыслов и ремесел Югорской земли, о растительном и животном мире Югры, развитие познавательных способностей детей, их кругозора, любознательности, умения работать со справочной литературой (13 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:

«Югорская земля глазами художника» (1 час);

«Декоративные природные формы родного края в оформлении пространственной среды» (3 час);

«Красота в жизни хантов и в искусстве» (3 час);

« Ритм оленьего бега» (4 часа);

«Легенды и были таежного края» (2 часа);

(7-ой класс)

Программой предусмотрено 35 часа занятий по двум темам:

раздел «Народное искусство как часть художественной культуры.

Сказки бабушки Аннэ» предполагает знакомство с биографией сказочницы, о природе, животном мире, добре и зле, развитие интеллектуальных навыков анализа и оценки различного отношения людей к сказкам, воспитание чувства восхищения красоты, осознание нравственных ценностей и формирование коммутативных способностей (18 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:

«Биография сказочницы манси Анны Митрофановны Коньковой» (1 час);

«Твои любимые сказки» (4 часа);

«Иллюстрации сказок бабушки Аннэ» (13 часа);

раздел «Как мир хорош в своей красе нежданной…» предполагает формирование знания о корнях культуры хантыйского и мансийского народов, о взаимоотношениях человека и природы, развитие коммуникативных способностей, воспитание умения видеть внутреннюю красоту природы. (17 часов). Данное направление включает изучение следующих тем:

«Северная фантазия» (2 час);

«Олененок быстроногий» (2 час);

«Живая зябь» (2 часа);

«Радость моя, земля» (4 часа);

«Поле зыблется цветами» (4 час);

«Легенды и сказки о священных деревьях обских угров» (3 час).

Таким образом, работа по данным направлениям способствует более эффективному усвоению школьниками программного материала.

Основным принципом организации материала в данной программе является направленность на конечный образовательный продукт, то есть на формирование навыков и умений реализации своих идей в поисково-творческой работе

Учебно – тематический план

5 класс

п./п.

Разделы

Всего часов

Теоретических

Практических

1.

Истоки Югорского искусства.

8

4

4

2.

Каждый народ – художник.

8

4

4

3.

Истоки Югорской земли.

8

3

5

4.

Искусство объединяет народы.

11

4

7

Всего:

35

15

20

6 класс

п./п.

Разделы

Всего часов

Теоретических

Практических

1.

Культура коренного северного народа.

10

5

5

2.

Народные традиции в декоративно-прикладном искусстве.

12

6

6

3.

Народное и профессиональное искусство западной Сибири.

13

4

9



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст