Ю. В. Ахтырская Государственное бюджетное дошкольное образовател


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Ю. В. Ахтырская

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №62 Приморского района, г. Санкт-Петербург, Россия

Summary. A modern school in the light of the changing of the federal state educational standards makes high demands to the future of a first grader. One of the priority directions of development of senior pre-school children, is the formation of cognitive motivation of cognitive processes, knowledge, emotions, and ideas about the world, other people, about myself, what is today компетентностями. This can contribute to the museum in pre-school educational establishment and use of game pedagogical technologies of museum teacher.

Key words: museum in a preschool educational institution, the use of game pedagogical technologies, museum educator, playing methods and openings.

Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание воспитателя к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечивало бы сохранение самоценности данного периода развития и отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы.

Главная трудность, с которой сталкивается ребёнок в первые дни школьного обучения, заключается не в содержании знаний, а в изменении социальной позиции, смене ведущего вида деятельности.

Готовность к школе – одно из приоритетных направлений развития старшего дошкольника, предполагающее, согласно трактовке педагогов-психологов, «его личностное становление, сформированность познавательной мотивации, когнитивных процессов, наличие знаний, эмоций, представлений о мире, других людях, о себе» [1, с.14]. Перечисленные аспекты называют компетентностями.

Роль музея в формировании перечисленных качеств определяется его специфическими особенностями:

– музей – панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение); в музейных материалах представлены характеры и судьбы людей прошлого и настоящего, мотивы их поступков, модели их поведения, служащие ребёнку культурными эталонами для подражания;

– экспонаты музея воспринимаются как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;

– в музее ребёнок осмысляет социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал памятников [4, с.30].

В личностном становлении ребенка значительная роль принадлежит искусству, которое организует духовный мир человека, определяет систему моральных и эстетических ценностей. Характерная особенность искусства — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее познавать действительность [5, с.36].

В настоящее время исследованиям в музейной педагогике уделяется значительное внимание, но рассматриваются преимущественно традиционные образовательные формы: экскурсия, клубные и кружковые занятия с элементами театрализации и музейные уроки в школе (Б. А. Столяров, Л. М. Шляхтина, С. В. Фокин [4, с.31].

В то же время область активных игровых методов и приемов в работе музейного педагога дошкольного образовательного учреждения недостаточно изучена.

Отталкиваясь от научно-методической основы применения игровых методов и приемов в педагогической деятельности школьного музея, можно сделать вывод, что достижения в исследовании значения, сущности и содержания игровых технологий в обучении и воспитании школьников (М. В. Кларин, П. И. Пидкасистый, Г. К. Селевко, Ж. С. Хайдаров [3, с.22]) можно взять за основу в дошкольном учреждении.

Немецкий учёный Г. Фройденталь [6, с.29] сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных сегодня как в школе, так и в детском саду:

— каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

— педагог и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная деятельность, а поэтому нужно готовиться к нему;

— посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе получения школьно-дошкольных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

— следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

— отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

— итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Музей при образовательном учреждении должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий, становиться местом осуществления культурно-исторической идентификации, диалога времён, людей и музейных предметов.

Деятельность современного музейного педагога ДОУ невозможна без применения игровых педагогических технологий. Г. К. Селевко [6, с.91] в понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «В отличие от игры вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью» [6, с. 89]. Тем самым происходит обогащение содержания работы музейного педагога новыми формами, подсказанными современностью.

Игровые методы

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в которых у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Метод пояснения – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

Метод сравнения – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Метод акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что всё изображенное на картине закрывается листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда педагог спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Также музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.



Игровые приемы

Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.

Прием визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении картин по цвету, настроению (портреты), материалу, расположению объектов и пр.

Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека, воссоздать предшествующее и последующее содержание событий на картине. Для того чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине «Хотим ли мы (хочу ли я) оказаться в этой картине?».

Прием точных установок и композиционных изменений. Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа. Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов – педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

а) «Что изменилось на картине между людьми (предметами)?» (педагог закрывает часть картины листом);

б) «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»;

в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека (предмета) именно такой величины?»;

г) « Какой была-бы картина, если (убрать, добавить)».

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах? Подбери палитру (найди цвета);

Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника, но разного колористического решения.Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником. В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?– Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?– Что будет особенно красивым? – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Прием «узнавания» по описанию. Суть данного приема заключается в описании. При этом педагог лишь описывает репродукцию, не говоря ее название. Возможно применение загадок и русского народного фольклора.

Применение игровых элементов, стимулирующих желание ребёнка рассказать (поговорить) о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?», Вспоминаем сказочных героев, «Фантазия или нет?», «Найди на что похоже», Сочини историю (сценку, придумай диалог), «Что главное на картине?», «Есть ли лишние предметы на картине?», Сочини историю, сказку, короткое стихотворение, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Найди «живое существо». Ребенку предлагается внимательно рассмотреть репродукцию и найти на ней изображение живого существа. Данный прием можно использовать как на групповых занятиях, так и в индивидуальной работе с детьми старшего дошкольного возраста;

Подбери музыку (подумай какая из предложенных педагогом, музыка подойдет). В данном приеме можно использовать не только целое музыкальное произведение, но и фрагмент. Главным условием является наличие предварительной работы педагога в подборе музыкальных произведений. Также возможна реализация различных целей, при сочетании музыкальных и изобразительных произведений.

1. Усилить воздействие искусства на эмоции детей.

2. Усилить воздействие разных видов искусств через сравнение.

3. Показать гармонию музыки и живописи

4. Включение контрастных произведений разных видов искусства

Сравни настроение картин (море). Очень интересен этот прием при работе с детьми дошкольного возраста в рассмотрении картин маринистов (И.К. Айвазовский, А.П. Боголюбов). Изображенное на 2 и более картинах (репродукциях) не только рассматривается, но и сравнивается. При этом применяются вопросы к детям: «Сравните по настроению, используемым цветам (и др.)», «Сравни как автор по разному изобразил…».

Требования к отбору картин

Из опыта работы можно сделать вывод, что от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей. Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять:

о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как художник передал содержание;

актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления;

произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе;

единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание);

колористическое решение (цветовой контраст);

композиционное решение.

концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений;

индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений;

эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

Дидактическая ценность игровых педагогических технологий в новых образовательных условиях основывается на их эффективном применении, связанном с широкими возможностями для моделирования различных ситуаций и поиска решений проблем и задач. Игровые методы позволяют: 1) активизировать, побудить учащихся к овладению компетентностями, на которые направлено содержание игровых приемов и ситуаций; 2) воссоздавать и усваивать социальный опыт; 3) развивать инициативность, самостоятельность и коллективное взаимодействие воспитанников. Именно такие условия формирования и развития основных компетентностей отмечают исследователи компетентностного подхода в образовании (С. В. Кульневич, О. Е. Лебедева, С. В. Тришина, А. В. Хуторской [2, с. 38]).

Библиографический список

Агафонова И.Н. Экспресс-диагностика готовности к школе. СПб, 2002. – 98 с.

Психология детства /Под ред. А.А. Реана. – СПб. : Прайм-ЕВРО-ЗНАК, 2003. – 368 с.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. С. 50.

Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. — 2007. – № 2. – С. 30–31

Шляхтина, Л.М. Музейно-педагогическая мысль в России: Исторические очерки /Л.М. Шляхтина, Е.Н. Мастеница. – СПб.,

2006.

6. Якубенко, Л.Т. Внедрение музейной педагогики в ДОУ /Л.Т. Якубенко //Управление ДОУ. – 2009. – №7. – С. 88–94