Ю. С. Скворцова Волгоградский государственный институт искусств


Актерская йога как метод психофизической подготовки студента к успешному освоению элементов Системы Станиславского

Ю.С. Скворцова

Волгоградский государственный институт искусств и культуры

Русская театральная школа в течение XX века приобрела мировую известность и стала эталоном подготовки профессионального драматического актера. Это произошло благодаря гениальным открытиям К.С. Станиславского, который обнаружил ряд важнейших законов актерского искусства, коренящихся в самой природе человека и специфике сценического творчества.

На основе наблюдений и занятий с учениками и студентами студий при Московском художественном театре Мастером была создана Система подготовки актера, впоследствии названная его именем. Являясь величайшим вкладом в театральную культуру нашей страны и всей мировой сценической традиции, Система Станиславского произвела коренной переворот в театральном искусстве и театральной педагогике. МХТ и его актеры демонстрировали зрителю совершенно новую технику актерской игры, которая коренным образом отличалась от всего того, что можно было наблюдать на сценах российских и зарубежных театров того времени.

Метод обучения актерскому мастерству по Системе Станиславского приобретал все большую популярность, т.к. результаты превосходили самые смелые ожидания. Именно в МХТ в этот период появляется целая плеяда великих актеров, учеников К.С.Станиславского, ставших, впоследствии, символами русской театральной школы.

После смерти Константина Сергеевича его последователи и ученики неоднократно предпринимали попытки создания учебных пособий по мастерству актёра в русле учения Мастера. Так, в конце 30-х годов были опубликованы: методическое пособие «Работа актёра» И. Рапопорта, «Практический курс воспитания актёра» Ю.Кренке под ред. Б.Захавы, «Режиссура и методика её преподавания» В.Г.Сахновского, в 50-60-х годах «О технике актёра» В.О.Топоркова, «Мастерство актёра и режиссёра» Б.Захавы, «Слово в творчестве актёра», «О действенном анализе пьесы и роли», «Поэзия педагогики» М.О.Кнебель, «Технология актёрского искусства» П.М.Ершова, «Сценические этюды» Л.Шихматова, в 70-80-х годах «Гимнастика чувств» С.Гиппиуса, «Уроки вдохновения» Л.П.Новицкой, «Воспитание актёра школы Станиславского» Г.В.Кристи. Но, несмотря на публикацию трудов по воспитанию актера Система прекратила свое развитие. Все исследования в этой области сводились к зарождению «духа» коллективности, ансамблевости новой артистической смены, необходимости воспитывать «психотехнику» актёра, воспитания его в духе этики и дисциплины и т.п.

Поэтому, пожалуй, закономерны выводы дискуссии о «Методе физических действий», которая состоялась в нашей стране в начале 50-х годов XX века. Она обнаружила странное оскудение театральных идей, гибельных для наследия Станиславского. Система не развивалась, а только толковалась, она была законсервирована, освобождена от движущих её противоречий.

В последующие годы эта тенденция стала еще более заметна. В творческих вузах, особенно в вузах культуры и искусств изучение Системы стало поверхностным. В настоящее время чувственная сторона процесса освоения элементов Системы Станиславского отошла на второй план, уступив главенствующее место теоретической информации. Студенты актерских, а особенно режиссерских курсов зачастую не могут правдоподобно действовать на сцене. Вместо сценического переживания, правдивых чувств и оценок они идут по линии показа, подменяя реальные чувства демонстрацией эмоциональных состояний, возникающих в связи с ними. Не ощутив, не прочувствовав, что такое внимание, общение, пристройка к партнеру, не натренировав свой психофизический аппарат, студенты выходят на сцену неподготовленными и столь хорошо знакомые в теории элементы Системы на практике оказываются для них абсолютно бесполезными.

Отчего так происходит? В большинстве случаев оттого, что приходящие в творческие вузы люди не всегда имеют базовые навыки для постижения Системы, а в процессе обучения редко выпадает возможность выделить достаточно времени для их наработки. К таким исходным навыкам мы, прежде всего, относим: концентрацию, сосредоточение и расслабление. Однако, в настоящее время в связи с ритмом современной жизни, глобальной информатизацией общества у современной молодежи наблюдается общая тенденция к гиперактивности, что влечет за собой проблемы с концентрацией, сосредоточением — навыками, во многом определяющими профессиональную пригодность человека к вышеуказанному виду деятельности.

Одним из путей достижения высокого результата в формировании этих актуальных характеристик современного актера является применение в процессе обучения Йоги — древнеиндийской системы самосовершенствования, постепенно раскрывающей уникальный потенциал человека через специализированные практики.

Имеющая древнюю связь с восточными религиями (буддизмом, индуизмом, джайнизмом) Йога не является религиозным учением. До сих пор неизвестно точное время зарождения этой системы. Долгое время считалось, что самый древний йогический текст – это знаменитые «Йога-сутры», сочинение, написанное древнеиндийским ученым и философом Патанджали около второго века до нашей эры.

Однако, не так давно на территории Индостана были произведены раскопки древних городов, отнесенных к протоиндийской цивилизации, которая процветала на данной земле во времена Древнего Египта и Двуречья. Во время раскопок были обнаружены печати, на которых имелись не только иероглифические надписи, но и рисунки, на многих из которых были изображены люди в традиционных позах йоги – асанах.

Этот факт позволяет судить о том, что корни йоги ведут к протоиндийской цивилизации, и ее возраст превышает 8 тысяч лет. Таким образом, многовековая история йоги доказала состоятельность этой системы.

Большинство современных людей воспринимают йогу исключительно как телесно-ориентированную практику. При слове «йога» в воображении сразу всплывает образ индийского старца, сидящего в позе «лотоса» или «гуттаперчевый» человек в немыслимой позе.

Мы рассматриваем йогу как систему самосовершенствования, постепенно раскрывающую колоссальный уникальный потенциал каждого человека через психофизические, телесно-ориентированные и медитативные (релаксационные) практики.

В настоящее время, актерская Йога видится нам как система эмоциональной и физической подготовки к процессу творчества, собственно, к работе над Системой. Включение в актерский тренинг практик Йоги позволяет студенту обрести базовые навыки восприятия – расслабление; вхождение в определенное (рабочее) состояние — творческое самочувствие; остановка внутреннего диалога; действие «здесь и сейчас»; ощущение малейших нюансов звуков, запахов; и главное, позволяет научиться сосредоточению – центральному навыку, как в актерском мастерстве, так и в практике Йоги.

Используя в актерском тренинге элементы йоги, студент со временем обретает способность направлять внимание исключительно на объект и удерживать это направление, не отвлекаясь. Объект наблюдения может быть как внешним, так и внутренним.

Йога — это метод постепенного движения от состояния рассеянного ума к собранному, без напряжения. Особенно важным аспектом йоги для воспитания будущих актеров, на наш взгляд, является отсутствие в ее положениях соревновательных моментов. Йога учит не оцениванию себя по сравнению с другими, а принятию собственной природы и осознанию необходимости развития своих качеств и навыков.



Практикующие режиссеры-педагоги обращают внимание на тот факт, что основной проблемой студентов актерских курсов является наличие у них большого количества физических и психологических зажимов. Психофизический тренинг, зачастую, эти проблемы решить не в состоянии. Являясь комплексным методом, тренинг актерской психотехники включает в себя, прежде всего, освоение ряда элементов системы Станиславского (внимание, воображение, магическое «если бы…» и т.п.). Работе по снятию мышечных (а тем более, психологических) зажимов уделяется катастрофически малое количество времени. Таким образом, если студент в свободное от занятий время самостоятельно не выполняет упражнения, нацеленные, скажем, на снятие мышечного напряжения, то, чаще всего, эта проблема остается нерешенной и, впоследствии, на сцену выходит «деревянный» актер, не владеющий своим телом.

Состояние сценической свободы – это одно из основополагающих составляющих верного сценического самочувствия и залог правдивого действия на сценической площадке. Основными помехами стабильному состоянию естественной сценической свободы являются:

— сумбурное мышление, прыгающие мысли, неумение сосредоточится на предмете;- мышечные зажимы и телесный дискомфорт по «неизвестным» причинам; — привычка сомневаться и видеть во всем больше недостатков, чем достоинств;- привычка «стесняться» себя, «стесняться» своих проявлений;- страх задать вопрос, первым что-либо предложить и т.п., по сути — боязнь проявления своей уникальности;

В процессе занятий актерской йогой студенты  учатся обнаруживать и постепенно устранять эти и другие помехи.

Занятие объединяет  теорию и практику в единый процесс самопознания. Благодаря упражнениям и правильному дыханию достигается состояние «погружения в движение» без мыслей. Студент начинает прислушиваться к ощущениям собственного тела, освобождая себя от инерции привычных мыслей, которая тормозит или блокирует достижение желаемых результатов.

Основной навык, который тренируется на начальном этапе занятий – выработка навыка концентрации на самом себе, на дыхании, ощущениях тела. Это глубокое погружение в себя, на самом деле, и является тем самым, малым кругом внимания, который К.С.Станиславский рекомендовал актерам, склонным к сильному волнению на сцене.

Данный прием связан с осуществлением принципа «здесь и сейчас», практикуемый в буддизме и гештальт-терапии. Практика погружения в движение на основе этого приема связана с предельной концентрацией внимания на настоящем моменте, который протекает сейчас, в данное время.

В процессе выполнения упражнений этого цикла каждое движение совершается осознанно, а ощущения тела обогащаются новыми оттенками и красками. При фиксации внимания на слуховых ощущениях улавливаются все переходы звуков из одного в другой, все интонируемые смыслы, которые возникают из соединения звуков между собой. Звуки, запахи, тактильные ощущения как бы пробуются на вкус, на твердость и мягкость, вдыхаются как аромат, воспринимаются как окрашенные в различные цвета.

Отработав навык «погружения в движение» на занятиях в течение 3-4 месяцев студенты учатся автоматически входить в это состояние в любом месте, при любых обстоятельствах и применять его в актуальных ситуациях.

Начинать практиковать Йогу в рамках актерского тренинга целесообразно с выработки трех базовых навыков:

— работа над асанами — навык превращать обычные позы в удобные;- пранаяма — навык направлять/пропускать через себя потоки энергии; — сосредоточение на каком-либо объекте, не отвлекаясь;

В связи с этим можно выделить три типа упражнений, три взаимосвязанных базовых акцента в практике Йоги, которые особенно актуальны при обучении будущих актеров:

1. Развитие навыка удерживать внимание в одном направлении, не отвлекаясь. Добиться устойчивого навыка позволяет применение в тренинге упражнения серии «Трекинг»: нейтральное прослеживание физических ощущений тела (осязание, обоняние, цвета, вкусы, звуки) и др. Это упражнение направлено на актуализацию у студентов навыков осознанно слушать, смотреть, трогать. В результате практики развивается умение не просто слушать, но слышать, смотреть и видеть, трогать и ощущать.

2. Развития навыка расслабления. Для развития этого навыка у студентов целесообразно вводить в актерский тренинг элементы медитации, работать с асанами (в переводе с санскрита — «удобная поза»). Асаны — статичные физические упражнения, позы тела, которые воздействуют на определенные группы мышц. После вхождения в позу студент отслеживает какие мышцы в данный момент напряжены, и, расслабляя (отпуская) их, позволяет своему телу оказаться в удобной, комфортной позе.

3. Развитие навыка управляться с энергией, праной. На развитие этих навыков направлены все асаны и пранаямы (дыхательные практики). В процессе работы над ними развивается умение обнаруживать потоки энергии и грамотно их перенаправлять без усилий и напряжения.

Таким образом, внедрение элементов йоги в тренинг актерской психотехники позволяет активизировать внутренний потенциал студента, подготовить его психофизический аппарат к восприятию комплексных упражнений на освоение элементов системы Станиславского.

Возвращаясь к истории создания Системы Станиславского, хочется отметить, что идея применения йоги в воспитании будущих актеров имеет весьма долгую историю. Изучая исторические документы можно найти сведения о том, что работая над своей Системой, К.С.Станиславский изучил трактат, посвященный хатха-йоге, и многое почерпнул оттуда для подкрепления своих изначальных мыслей о творческой природе человека, способного использовать тело как «инструмент», посредством которого «проявляется и действует дух».

Вероятно, в связи с устоявшейся трактовкой понимания сущности Системы Станиславского ее комментаторы весьма неохотно упоминают о знакомстве ее создателя с методами “самопознания” и “самоосвобождения”, выработанными несколько тысяч лет тому назад. Сам Станиславский не скрывал своего интереса к этой древней системе. “Индусские йоги, достигающий чудес в области под — и сверхсознания, дают много практически советов”,— писал он. Йоги “подходят к бессознательному через сознательные подготовительные приемы”.

В силу того, что данные искания Мастера весьма напоминали некие мистические процессы и были весьма мало описаны в его трудах, активного изучения это явление в актерском творчестве не получило, а исследователи сознательно обходили молчанием места, связанные с психотехниками восточных традиций, с тем важным периодом деятельности Станиславского, который сегодня называют «чувственным».

PAGE

PAGE 4