Ю. С. Кардычко начальник отдела общеобразовательных дисциплин гу

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ВИТЕБСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ВИТЕБСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Материалы

к квалификационному экзамену

по теории и методике преподавания

общеобразовательных предметов

(в помощь методистам Р(Г)УМК,

руководителям районных (городских)

методических объединений,

учителям-предметникам)

Витебск 2009

Печатается по решению редакционно-издательского совета Государственного учреждения образования «Витебский областной институт развития образования»

Материалы к квалификационному экзамену по теории и методике преподавания общеобразовательных предметов. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 85 с.

Составители:

Ю.С. Кардычко — начальник отдела общеобразовательных дисциплин ГУО «ВО ИРО», Л.Г.Ермоленко, Т.Т.Талькова, В.В. Пикулик, С.М.Шингарёва, О.В.Лазинская, Л.И. Титова, Л.Ф.Зубенко, В.И. Моисеенко, В.А.Гончарова, Р.И. Бабашко, С.Н. Кузьменко – методисты отдела общеобразовательных дисциплин ГУО «ВО ИРО»

Рецензенты:

Попкова Е.В. – заведующая кафедрой педагогики, психологии и частных методик ГУО «ВО ИРО», кандидат педагогических наук;

Жерулик Т.В. – методист учебного отдела ГУО «ВО ИРО»

Данные материалы составлены на основе материалов к квалификационным экзаменам по теории и методике преподавания общеобразовательных предметов, разработанных ГУО «Академия последипломного образования» и раскрывают содержание и процедуру проведения квалификационного экзамена на высшую категорию по теории и методике преподавания общеобразовательных предметов.

Адресованы руководителям учреждений образования, методистам УМК РОО (ГОО), руководителям предметных методических объединений, учителям-предметникам.

Цели и задачи квалификационного экзамена

Квалификационный экзамен на высшую категорию учителя проводится в соответствии с Положением об аттестации педагогических работников системы образования Республики Беларусь, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от 07.12.1995 № 456, в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 30.11.2000 № 55, с дополнениями и изменениями, внесенными в Положение об аттестации педагогических работников системы образования Республики Беларусь, в редакции постановления Министерства образования Республики Беларусь от 26.04.2006 №40; Положением о квалификационном экзамене, утвержденным приказом Министерства образования и науки Республики Беларусь от07.12.1995 №456; приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24.11.1999 №699, п.53.

Целью проведения квалификационного экзамена является определение соответствия уровня научно-теоретической и методической подготовки педагогических работников требованиям, предъявляемым к специалистам высшей категории.

Задачи квалификационного экзамена вытекают из его цели и предполагают оценку профессиональной деятельности учителя по следующим основаниям:

владению учителем теорией и методикой преподавания предмета;

способности к реализации профессиональной деятельности на основе системного моделирования и проектирования;

способности к рефлексивному анализу деятельности в целом, ее фрагментов и отдельных элементов;

способности к управлению своей профессиональной деятельностью в зависимости от сложности ситуации;

способности к организации, реорганизации, согласованию своей деятельности в процессе ее анализа и в процессе коммуникации;

реализации цели непрерывного профессионального образования;

повышение значимости последипломного образования и самообразования учителя.

Критерии высшей квалификационной категории

учителя-предметника

Критерии высшей квалификационной категории сохраняют свое содержание независимо от вида образовательного учреждения и являются основанием для профессионального роста специалиста.

Квалификационные требования к учителю высшей категории:

высокий уровень научно-теоретической подготовки;

способность к исследовательской деятельности, подразумевающей наличие у педагога умения видеть проблемы и противоречия в различных педагогических ситуациях и находить путь ихразрешения на основе развитой способности к рефлексии собственной профессиональной деятельности;

способность моделировать, проектировать педагогический процесс с учетом тенденций развития образования, предметной науки, социокультурной ситуации в мире, Республики Беларусь;

владение системой современных педагогических методов и технологий, позволяющих педагогу решать учебные задачи в разных условиях;

умение создавать условия при организации образовательного процесса, способствующее усилению учебной мотивации и активности учащихся в процессе овладения ими специальными и общеучебными знаниями и методами;

умение осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках дифференциации и индивидуализации обучения;

владение техниками развития универсальных мыслительных и коммуникативных способностей учащихся на основе специальных знаний и умений;

владение методиками и технологиями развития исследовательских и творческих способностей учащихся;

умение развивать и совершенствовать специальные и общеучебные умения учащихся средствами предмета;

умение обеспечить системную осознанность учащимися специальных знаний на основе межпредметных связей.

Примерная программа подготовки

к квалификационному экзамену

І раздел

Нормативная правовая база образовательного процесса по предмету

Закон Республики Беларусь «Об образовании». В редакции Закона Республики Беларусь от 19 марта 2002 года № 95-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 37, 2/844).

Закон Республики Беларусь «Об общем среднем образовании» от 5 июля 2006 г. № 141-3 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 108, 2/1238).

Декрет Президента Республики Беларусь от 17.07.2008 № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

Положение об учреждении, обеспечивающем получение общего среднего образования.

Общеобразовательный стандарт «Общее среднее образование. Основные нормативы и требования».

Учебные программы (по предмету) для 11-летней школы.

Інструкцыя аб парадку фарміравання культуры вуснай і пісьмовай мовы ў агульнаадукацыйных установах Рэспублікі Беларусь (Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 13 жніўня 2008 г. № 65).

Инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь о преподавании предмета.

Типовой учебный план для всех типов общеобразовательных учреждений.

Пояснительная записка к типовому учебному плану.

Постановление об утверждении правил проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 декабря 2006 г. № 108).

Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам (Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 29 мая 2009 г. № 674).

Правила аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.

Санитарные правила и нормы 2.4.2.16-33-2006 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений» (с дополнениями от 30.09.2008 № 156).

Методические рекомендации «Здоровьесбережение учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (комплексный подход)».

*Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «Химия» и «Физика» в учреждениях образования Республики Беларусь.

ІІ раздел

Актуальные вопросы педагогики и психологии

Концепции содержания образования. Современные подходы к определению содержания образования.

Психологическая сущность гуманитарно-личностного подхода в обучении.

Образовательное целеполагание. Таксономия целей обучения. Технологии образовательного целеполагания. Способы диагностического целеполагания в обучении и воспитании учащихся.

Формирование общеучебных умений и навыков школьников.

Формирование познавательной активности школьников.

Формирование индивидуальной учебной деятельности школьников. Индивидуальная образовательная траектория.

Принципы обучения, их классификация и значение в профессионально-педагогической деятельности.

Конструирование системы занятий. Технологическая карта. Тематическое планирование занятий.

Методики и технологии обучения. Основания для их выбора и применения. Современные образовательные технологии. Технологический подход к обучению. Классификация образовательных технологий. Условия эффективного применения образовательных технологий.

Средства обучения и их применение.

Сущность воспитания как направления профессиональной деятельности. Методические основы современного процесса воспитания.

Сотрудничество и диалог как компоненты образовательного процесса.

Рефлексия в обучении. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания.

Проблема обучения и развития.

Понятие «зоны ближайшего развития».

Стратегии и методы исследования психологического развития ребенка. Стратегия наблюдения. Стратегия эксперимента. Основные формы констатирующего эксперимента.

Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления.

Возрастные особенности детей, их учет при организации образовательного процесса.

Здоровьесбережение участников образовательного процесса. Профилактика вредных привычек.

Требования образовательного стандарта и обучение предмету в общеобразовательном учреждении.

Литература

Актуальные вопросы педагогики и психологии

1. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса/ Ю. К. Бабанский. —М.: Просвещение, 1986. —182 с.

2. Бершадский, М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев. — М.: Центр «Пед. поиск», 2003. — 256 с.

3. Беспалъко, В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

4. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для всех спец. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. — М.: Пед. о-во России, 2003. —512 с.

5. Гин, А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя / А. А. Гин. — М.: Вита-Пресс, 2005.

6. Гузеев, В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии / В. В. Гузеев. — М.: Нар. образование, 2001.

7. Дзюбенко, С.В. Теоретические основания развития исследовательской компетентности педагогов в общеобразовательном учебном заведении / С.В. Дзюбенко // Веснік адукацыі. — 2006. —№10.

8. Добриневская, А.И. Об организации и научно-методической поддержке эксперимента по мультипрофильному обучению/А.И. Добриневская // Кіраванне ў адукацыі. — 2002. — № 2.— С. 93-107.

9. Дьяченко, В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. — М.: Нар. образование, 2001.

10. Заир-Бек, Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования / Е. С. Заир-Бек. — СПб., 1994.

11. Запрудский, Н.И О двух стратегиях обучения в мультипрофильной школе / Н. И. Запрудский // Кіраванне ў адукацыі. — 2006. — № 2.

12. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. — Минск: Сэр-Вит, 2004. — 288 с.

13. Зверева, В. И. Диагностика педагогической деятельности учителя / В. И. Зверева. — М.: Новая шк.э 2002. — 61с.

14. Кабуш, В. Т. Ученическое самоуправление: Теория и практика: метод. пособие / В. Т. Кабуш. — Минск, 1997.

15. Катович, Н.К. Педагогические основы регионализации системы воспитания школьников в Беларуси / Н. К. Катович. — Минск, 1999.

16. Колесникова, И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесниковой, М. П. Горчакова-Сибирская; под ред. И. А. Колесниковой. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 288 с.

17. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. — СПб.: Питер, 2006. — 940 с.

18. Ксензова, Г. Ю. Перспективные школьные технологии: учеб.-метод. пособие / Г. Ю. Ксензова. — М.: Пед. о-во России, 2001.

19. Кухарев, Н.В. Диагностика педагогического мастерства / Н.В. Кухарев, В. С. Решетько. — Минск: Адукацыя i выхаванне, 2002. — Ч.З. — 256 с.

20. Левитес, Д. Г. Автодидактика: теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д. Г. Левитес. — М.: Изд-во Моск.. психол.-соц. ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2003. — 320 с.

21. Левитес, Д. Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит / Д.Г. Левитес. — М.; Воронеж, 2001.

22. Левитес, Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии / Д.Г. Левитес. — М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 228 с.

23. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А.К. Маркова // Педагогика. — 1995.— №6. —С. 55—63.

24. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова.—М., 1996.

25. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — М.: Флинта, 1998. — 242 с.

26. Монахов, В.В. Проектирование авторской (собственной) методической системы учителя / В. В. Монахов, Т. К. Смыковская // Школьные технологии. — 2001. — № 4. — С. 46—64.

27. Монахов, В.В. Педагогическое проектирование — современный инструментарий педагогических исследований / В. В. Монахов // Школьные технологии. — 2001. — № 5. — С. 75—89.

28. Окунев, А. А. Как учить не уча / А.А. Окунев. — СПб. : Питер, 1996.

29. Педагогические мастерские: теория и практика / сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. — СПб., 1998.

30. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика / И. П. Подласый.—М., 2003.

31. Поташник, М.М. Как подготовить и провести открытый урок / М.М. Поташник, М.В. Левит. — М.: Пед. о-во России, 2003. —112 с.

32. Проблемы профессиональной компетентности кадров образования : содержание и технологии аттестации: учеб.-метод. пособие / М-во образования и науки Респ. Беларусь, Ин-т повышения квалификации и переподгот. рук. работников и спец. образования; под ред. А. И. Жука. — Минск, 1996. — 242 с.

33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К. Селевко. — М.: Нар. образование, 1998. — 256 с.

34. Сериков, В.В. Образование и личность: Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. — М.: Логос, 1999.—272 с.

35. Третьяков, П. И. Управление школой по результатам: практика пед. менеджмента / П. И. Третьяков. — М.: Новая шк., 1998. — 288 с.

36. Третьяков, П.И. Технология модульного обучения в школе : практикоориентированная монография / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. —2-е изд. — М.: Новая шк., 2001.

37. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения / А. В. Хуторской. — М.: ВЛАДОС, 2000. —320 с.

38. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов / А.В. Хуторской. — СПб.: Питер, 2001.

39. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов / Г.А. Цукерман. — Рига: ГОД «Эксперимент», 1995. —238 с.

40. Чинкина, Н.Ш. Помогите учителю стать творцом // Нар. образование / Н. Ш. Чинкина. — 2000. — № 3. — С. 120—125.

41. Шакуров, P. X. Творческий рост педагога / Р.X. Шакуров. — М.: Знание, 1985. — 80 с.

42. Шамова, Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко. — М., 2001.

43. Янчук, В А. Психологическое обеспечение внедрения инноваций в образовательной сфере /В. А. Янчук // Инновации в образовании. — 2000. — № 1.— С. 15—25.

ІІІ раздел

Теория и методика преподавания предмета*

* — содержание 3 раздела раскрыто далее попредметно

Структура квалификационного экзамена

на уровень профессиональной компетентности

«Учитель математики высшей категории»

Критерии оценки заданий первого этапа:

правильность решения задач;

обоснованность предлагаемых вариантов решений;

полнота ответов на задания психолого-педагогического и методического характера.

Критерии оценки заданий второго этапа:

Первый вариант:

актуальность опыта;

целостность представленного опыта;

авторские элементы в опыте;

востребованность;

возможность распространения идеи опыта;

выявленные проблемы и пути их решения.

Второй вариант:

1. Значимость проекта для развития образования:

актуальность, необходимость, своевременность и уместность реализации проектной идеи для совершенствования и развития образования;

степень новизны и оригинальность проектной идеи;

эффективность проекта с точки зрения задач развития образования;

возможность распространения идеи проекта.

2. Содержательность проекта:

полнота структуры проекта;

разработанность проекта;

согласованность структурных компонентов проекта.

3. Жизнеспособность проекта:

реалистичность проекта;

реализуемость.

Вопросы теории и методики преподавания математики



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст