Ю. Я. Дмитриев взгляды н. И. Пирогова на реформу медицинского

Ю.Я. ДМИТРИЕВ

ВЗГЛЯДЫ Н.И. ПИРОГОВА НА РЕФОРМУ МЕДИЦИНСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Высшее образование, выступающее в качестве системы подготовки квалифицированных кадров для каждой отрасли человеческой деятельности, постоянно подвергается изменениям с целью его оптимизации на каждом этапе исторического развития общества. В настоящее время достижения науки, техники, педагогики и других дисциплин настоятельно требуют проведения существенных преобразований во многих разделах работы вузов. Система высшего медицинского образования также нуждается в модернизации и оптимизации. Её главной задачей в двадцать первом веке является значительное повышение качества подготовки отечественных врачей чтобы практическое здравоохранение смогло обеспечить полноценной, своевременной и эффективной медицинской помощью и активными профилактическими мероприятиями всё население страны. Эта задача тесно связана с проблемой государственного уровня по оптимизации правового, социального, финансового и психологического статуса медицинских работников.

Великий русский хирург Н.И. Пирогов в своё время много внимания уделял вопросам не только подготовки врачей, но и качеству этой подготовки. В частности, в докладе «Об учреждении медицинского факультета в Киевском университете» автор подчёркивал, что «учреждение нового медицинского факультета в России представляет комитету самый удобный случай обратить внимание правительства на недостатки и несообразности нашего медицинского учения, требующие явственно новой реформы, которая соответствовала бы более потребностям времени и состоянию врачебной науки». В приведённой фразе специального выделения требуют такие слова, как «недостатки врачебного учения», «новая реформа», «соответствие потребностям времени и состоянию врачебной науки» и «внимание правительства».

По сути дела, сегодняшние обстоятельства также диктуют приведение системы медицинского образования с требованиями и возможностями последних достижений науки и техники. Прежде всего это касается идеологической стороны обучения. Ведущей дидактической парадигмой современной педагогики является перемещение центра тяжести с информационного принципа к самообразовательному, то есть к более обоснованной и прочной мотивации обучения, к повышению заинтересованности студентов каждым предметом с интенсификацией самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателей, к воспитанию и развитию у будущих врачей логического клинического мышления до продуктивного /творческого/ уровня, а также привитие и закрепление гуманистических, гражданских и патриотических качеств.

Это согласуется с мнением Н.И. Пирогова о том, что медицина является одновременно наукой и искусством. Автор рассматривал в связи с этим два направления в медицине, «… одно делает её наукою чисто прикладною, все её элементы направляются тогда по одному предмету – постели больного и ученику… Другим направлением, напротив, увлекается медицина в сферу наук естественных, … при этом направлении стараются только как можно более расширить круг его сведений не только в существенных, но особливо и во всех приготовительных частях медицины, отдавая на произвол его собственной умственной деятельности делать нужные применения …».

Насколько важное значение выдающийся врач и педагог придавал этой умственной деятельности , свидетельствует его предложение «следовать одному и тому же началу, имея в виду образование индивидуума не только для одной исполнительной, но и для высшей специфической цели».

Это подтверждается и в заключительном абзаце доклада, где автор ратует за активную научно-исследовательскую работу учащихся: «… я считаю введение докторской степени и особливо допущение студентов к достижению оной за одно из справедливейших средств, которое вместе с демонстративным преподаванием наук могло бы благодетельно действовать на развитие наблюдательной и испытательной способности учащихся врачебной науки».



Сам Пирогов являл собой великолепный пример активного студента, который проявил свои творческие и практические способности в период обучения в Московском университете, в результате чего 18-летний юноша был оставлен для приготовления к профессорской деятельности. В 22 года защитил докторскую диссертацию, а в 26 лет стал профессором хирургической клиники Дерптского университета. Таким образом, Н.И. Пирогов придавал чрезвычайно важное значение самостоятельной мыслительной работе студента, то есть личностно-направленному образованию с обязательным непрерывным обучением (как говорится в народе, век живи – век учись). Поэтому основой всех реформ высшего образования должно стать положение о приоритете самообразования.

Это диктует необходимость коренной перестройки системы преподавания в медицинском вузе. Прежде всего, требуется объединение теоретических и практических дисциплин, чтобы с первых же шагов в медицине будущий врач понимал, что и для чего необходимо учить. Н.И. Пирогов отсекал: «способ изучения медицины тем более будет приближаться теперь к своему идеалу, чем менее и чем незаметнее будет переход из школы в практическую жизнь врача: от теории к приложению. Такой способ преподавания достигнет своего совершенства, когда теоретическое изложение предмета сольётся с непосредственным его приложением и в нём, так сказать, исчезнет». Иными словами, обучающийся должен не просто воспринимать фактический материал, а точно знать, когда он ему пригодится в жизни. Этим самым будет осуществляться преодоление так называемого экзаменаторского направления – «самого вредного и самого убийственного для юного ума …», которое порождает «ту жалкую леность ума и чувств учащихся».

Современная педагогическая система предполагает введение рейтинга каждого учащегося с первых дней обучения в вузе. Однако она не имеет практического выхода, кроме морального поощрения. Очевидно, настала пора не только вернуться к системе распределения после окончания вуза, но и применить рейтинговый коэффициент к первоначальной заработной плате. При высоком рейтинге молодой специалист должен получать на 15-20% больше, чем его коллега с хорошими показателями, а лица с рейтингом ниже среднего – напротив, лишаться 10-20% заработка, по крайней мере, в течение первого года. Причём об этом должен быть хорошо осведомлён уже тот, кто решил поступать в медицинский вуз. Об этом же писал и Н.И. Пирогов, подчёркивая, что «правило для образования людей специфических, способных постигать науку во всей её объятности, не сообразны для большого класса индивидуумов посредственных …»

Из этого логически вытекает необходимость развивать научно-исследовательскую работу в студенческих коллективах, порой применяя официальные реферативного типа, предлагая студентам самостоятельно составлять тематические тестовые задания или ситуационные задачи, разумеется, с предоставлением соответствующих ответов с логическим обоснованием. Ибо ничто так не развивает мыслительные способности человека, как необходимость составлять вопросы (при ответах основную нагрузку несёт память). Н.И. Пирогов обращал внимание, «имеет ли общество достаточное число индивидуумов, стоящих в уровень с наукою и способных сообщать её учащимся на языке туземном …».

В России педагогами, как правило, становятся лица, имеющие достаточный практический опыт или проявившие себя на научном поприще. Однако они не педагогического образования, поэтому желательно, чтобы подающие соответствующие заявления прилагали к нему справку о прохождении педагогических циклов. Поскольку медицинские вузы функционируют в крупных городах, где имеются педагогические вузы или факультеты, то проблем с формированием педагогического состава не должно быть. Мысли, высказанные Н.И.Пироговым почти два века назад, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

____________________

Михайлов С.С. Неопубликованный доклад Н.И. Пирогова о медицинском образовании // Вестник хирургии. – 1962. – №4. – С. 126-134.