Ю. А. Рабе, учитель истории и обществознания моу лицей №9 Железн


Ю.А. Рабе, учитель истории и обществознания МОУ лицей № 9 Железнодорожного района г. Новосибирска

«Формирование субъектности как один из подходов

к решению проблемы наркомании»

Все мы знаем, что за последние годы в России произошел взлет употребления наркотиков который запустил самый опасный для общества механизм – формирование наркокультуры, построенной на ценностях понятных и применяемых молодой средой.

Статистика неумолима. Согласно результатам социологических исследований проводимыми российским фондом социальных исследований и институтом общественного мнения «Квалистас», первый опыт наркопотребления россиян приходится на 13-15 лет. Расширение потребления наркотиков осуществляется за счет самых младших возрастных групп.

Если какое-то явление осознается обществом как проблема, то логическим следствием является поиск путей ее преодоления.

До конца 80-х гг. проблемой наркотиков занимался очень узкий круг специалистов, в который входили медики – наркологи и юристы. Информация, которой они оперировали была закрытой, т.к. в существующем тогда социалистическом обществе наркомания рассматривалась как единичные факторы отклоняющегося поведения, не характерные для нашего общества. А значит основная идея профилактики потребления – репрессивная.

Изменение социально-экономических условий привело к тому, что с начала 90-х г. мы говорим уже о настоящей эпидемии.

Возможно, этому способствовали следующие факторы:

наркомания как форма протеста и защиты – уход от реальности;

традиционно русское терпеливое отношение к злу как каре за грехи и сострадательное отношение к психически больным людям;

издержки демократии: когда есть свобода выбора, но нет моральной ответственности за последствия этого выбора;

влияние эффекта толпы: «все это делают, это модно, чем я хуже?»;

крушение ценностных идеалов советского общества и сложный до сих пор не завершенный процесс формирования нравственных ценностей современного российского общества;

потеря способности к рефлексу: темп жизни очень высокий – мы не успеваем просто думать, а уж об обдумывании зачастую, не идет и речи.

Попробуйте спросить своих знакомых, друзей, родственников о том сталкивались ли они уже вплотную с этой проблемой в своих семьях? Выяснится, что – да. Каждый второй из нас ощутил на себе последствия это беды.

При изучении наркомании как явления в начале основной задачей было описание различных видов психологически-активные вещества (ПАВ) и их действие на организм. Таким образом, оформилось медицинское направление профилактики употребления наркотиков. Широкое распространение получил опыт Личко А.Е., Битенского В.С. которые анализировали проблемы связанные с подростковой наркоманией.

С другой стороны формируется направление, включающее описание факторов риска и защиты, создание информационно – методических комплексов по профилактике наркозависимости. Назовем его эпидемиологическим подходом. Сделано было много. Так почему же эпидемия не исчезла? Эпидемиологический подход рассматривает три пути (механизма) развития наркоэпидемии в виде схемы: Предложение Плюс Спрос. Для снижения «предложения» можно действовать репрессивными методами, но нельзя ими ограничиваться. Необходимо помнить, что каждое действие рождает противодействие – убери существующие наркотики — появятся новые.

Не менее важной является деятельность по ослаблению факторов риска и укреплению факторов защиты и формированию устойчивости к употреблению наркотиков. Однако это направление до сих пор слабо развито в образовательной среде, особенно в преподавании предметов гуманитарного цикла, которые призваны оказывать решающее влияние на формирование личности ребенка.

Задача учителя – помочь ученику осознать свою роль в обществе, показать привлекательность социальных ролей, направленных на приобретение благоприятного социального опыта, системы ценностей, которые могут составить стержень личности. Все о чем мы говорим – субъектность, которая может стать тем сдерживающим фактором, который остановит распространение наркотиков.

Современное общество слишком быстро живет, думает, чувствует. Снижается потребность рефлексии, растет разрыв между поколениями, происходит отрыв молодежи от традиций. Нормой становится ориентация на уровне потребности любой ценой, снижение диапазона эмоций и как следствие жизнь становится неинтересной и ей не к чему дорожить.



Развитие субъектности долгий процесс. Эффективность его возрастает, когда учителем он осознается как социально значимый.

Формирование факторов защиты должно включать:

создание эффективной и жизнеспособной системы мер, направленных в первую очередь на ослабление факторов, подталкивающих молодежь принятию наркотиков;

из культа здорового человека (осознанная забота о себе), усиление факторов развития личной ответственности за свое будущее.

формирование ценностных ориентиров, позволяющих не поддаться чужому негативному влиянию и сохранить и развить целостность личностного «я»;

На данный момент существует огромное количество психолого-педагогических комплексов, направленных на развитие защитных факторов.

Слайд

Название

Место город

Автор

адресат

Предполагаемый результат

Волшебная страна чувств

С-П

2003

Гусева Н.А.

Младший школьный возраст

Развитие эмоционально-волевой сферы

Обучение жизненно важным навыкам

С-П 2002

Майорова Н.П. и др.

Старший подростковый возраст

формируется комплекс жизненно-важных навыков

Перекресток

С-П 2000

Ананьев В.А.

Средний и старший подростковый возраст

Умение преодолевать трудные участки жизненного пути

Формирование здорового жизненного стиля

Москва 2002

Сирота Н.А.

и др.

Подростки и молодежь

Формирование здорового жизненного стиля

Уроки профилактики наркомании в классе

Воронеж

2003

Николаева П.П.

Колесов Д.В.

Подростки

Умение противостоять жизненным трудностям

Мой выбор

Москва 2001

Ахметова И. и др.

8-9 классы

Умение анализировать любую социальную ситуацию

Каждая из этих моделей работает, приносит свои результаты. Однако на сегодняшний день еще недостаточно ресурсов для их реализации (кадровые и временные).

Возможности предметов, преподаваемых в рамках школьных курсов используются пока плохо, а между тем у них есть преимущества:

а) урок обязателен для посещения всеми учащимися;

б) регулярное событие в жизни ребенка;

в) позволяет задействовать межпредметные связи.

Но важнее всего – воспитательный эффект предметного урока.

Составной частью этой модели будет являться деятельность учителя в рамках своего предмета. Особенно это актуально для учителя истории и обществознания.

Встречаясь с учащимися в рамках урочной деятельности, учитель имеет уникальную возможность исподволь, не навязывая, формировать культуру критического мышления позволяющего принимать осознанные решения в ситуации социального давления, бесконтрольных информационных потоков, развить другие качества личности составляющие суть понятия субъекность.

В рамках курса обществознания при изучении тем, связанных с семьей, личным выбором человека и ответственности за свой выбор, учитель может создать условия для формирования позитивных жизненных смыслов.

При этом за основу можно взять позицию Платона, которому приписывают высказывания «Воспитание есть усвоение хороших привычек»

Разрешите подтвердить свои мысли конкретными примерами из курса обществознание» (УМК под редакцией Боголюбова Л. И.)

EMBED PowerPoint.Slide.8

Поскольку формирование субъектности учащихся сложный процесс, требующий интеграции всех школьных служб, имеет смысл создание и реализация комплексно-целевой программы.

EMBED PowerPoint.Slide.8

А значит основными ожидаемыми результатами могут стать следующие:

ПОДРОСТОК

Знает (свои нужды, негативные последствия приема ПАВ)

Умеет (удовлетворять потребности)

В состоянии взаимодействия с окружающим миром

Справляется со своим состоянием, не употребляет никакие ПАВ.

Таким образом, сформирована субъективность, которая позволит подростку действовать осознанно и ответственно, что само по себе, и позволит сформировать барьер для распространения наркотиков в обществе.

PAGE

PAGE 3