Ю. А. Гусев человек в свете духовно-инновационной теории «Вертит


Ю.А.Гусев

ЧЕЛОВЕК В СВЕТЕ ДУХОВНО-ИННОВАЦИОННОЙ ТЕОРИИ

«Вертится мир вкруг человека, ужель не движим, будет он?»

А.С.Пушкин

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

1. ВСТУПЛЕНИЕ

2. Космический масштаб эволюции человека в приложении к отдельной личности;

3. Эволюция сознания отдельного человека;

4. Развитие личного творческого потенциала – главный путь смягчения предстоящей катастрофы;

5. Духовность человека: пути обретения;

6. Космическая сущность характера;

7. Человек и судьба – христианское миропонимание;

8. Воспитание личности;

9. Патриотизм – ведущий стимул индивидуального выживания;

10. Человек как сотворец исторического процесса

11. 100 лет жизни – не предел (вопросы здорового образа жизни).

12. Экологический потенциал личности

13. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14. Приложения и Библиография

В С Т У П Л Е Н И Е

Эпиграф, помещенный в заголовке этой книги, отражает положение человека в современном мире, который вступил в полосу инновационных изменений, скорость которых только убыстряется со временем. Так, «ужель не движим» будет в этой ситуации сам человек?

Традиция отмечает, прежде всего, консервативные аспекты личности, переданную ему от предков генетическую специфику, стабильные черты характера, но менее всего интересуется его мировоззрением. Однако, динамизм современного человека прежде всего связан с его духовной стороной – спецификой сознания. Именно об этом нам и хотелось поговорить в этой книге

Наша концепция опирается на разработанную автором модель развития творческого сознания человека: от МИФА как основы миропонимания, через НОРМУ. — религиозные стандарты и нормы нравственного поведения, через ФАКТ – научный способ познания фактов и явлений реальности – к ИННОВАЦИИ – духовно-творческому мировосприятию современного мира, находящемуся в постоянном изменении.

Мы не считаем, что сознание должно гнаться за перманентной динамикой окружающего мира, напротив – оно должно его опережать, ибо стабильность мира обеспечивается только адекватной внутренней реакцией человека на изменяющиеся импульсы внешней среды.

Механизмы и закономерности этого опережающего отражения более всего и интересуют нас в этом исследовании. Мы склонны опереться в этом на прозрения наших отечественных поэтов, на проятжении многих веков пытающихся поймать сущность российского человека, понять внутренние мотивы и структуру его духовного миросозерцания, выявить потенциальные реакции человека на изменения мира, их природную специфику.

Вместе с тем, важно понять и негативные стороны современного сознания, мешающие человеку адекватно реагировать на внешние изменения, происходящие, в том числе, и по его вине. Каков этот негативный комплекс, как избежать его? Как прийти на помощь неверию современного человека в себя и в свои возможности одолеть все негативные проявления мира и выйти на светлую дорогу строительства нормального будущего?

Именно об этом мы и хотели бы в дальнейшем поразмышлять.

2.КОСМИЧЕСКИЙ МАСШТАБ ЭВОЛЮЦИИ

ЧЕЛОВЕКА В ПРИЛОЖЕНИИ К ОТДЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ:

Бессмысленность существования и потеря смысла жизни — частная причина самоубийств и ухода людей, остро чувствующих невозвратимую потерю сущности своего существования.

Сегодня это ощущение касается почти каждого человека на земле. Да и знает ли смысл своего существования все человечество? Каков был Замысел Господа Бога по отношению к нам?

До определенного времени эта проблема занимала только философов да служителей культа. В догматах христианской церкви накоплен огромный опыт смыслов человеческого существования, как практический, так и теоретический.

Коротко его можно свести к такой формулировке: «Смысл жизни в познании замысла Господа и в приближении к Нему, чтобы в конечном итоге слиться». Отбросить этот огромный опыт по постижению Бога уже не удастся, ибо на пустом месте можно создать только «пустое»

Опираясь на библейское предание и современную научную парадигму эволюции мира, мы пытаемся разработать комплиментарную системную модель эволюции человека, включающую как требования религии , так и науки. Их противостояние носит чисто исторический характер, а в ХХ1 веке мы входим в такой виток существования человечества, когда в преддверии предстоящей глобальной катастрофы весьма обостряется проблема Баланса, Равновесия, системной Гармонии двух подходов: научного и религиозного.

Исходя из необходимости такого баланса, наша модель включает:

МОДЕЛЬ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА:

А. Большой взрыв и сотворение мира по Библии («Шестиднев»);

Б. Грехопадение человечества

В. Последовательная смена цивилизаций и рас через катаклизмы типа Потопа;

Г. Первое пришествие Христа на землю

Д. Переход к ноосферной цивилизации через глобальную Экокатастрофу.

Е. Апокалипсис

Ж. «Новое творение мира» и «новой жизни».

Рассмотрим их по отдельности

А. Большой взрыв и сотворение мира по Библии:

Для понимания сущности эволюции мира важна последовательность смены этапов эволюции, понимание причин переходов и механизма их осуществления.

Противоречий между теорией Большого взрыва, построенной на концепции «разбегающейся Вселенной» и нашим пониманием её как «пульсирующей Вселенной», которое близко к библейскому, не так уж много.

После начала творения (возможно, в форме Большого взрыва) и до Апокалипсиса Вселенная разбегалась и пульсировала в одном ритме ожиданий, а после Апокалипсиса начнет сжиматься, вплоть до точки Перехода к новому этапу Бытия, открывающему новый виток развития и названному в Библии «новой жизнью».

Причина сотворения мира Богом есть «великая тайна», нам не известная. Традиционно считается, что Бог сделал это по своей природной Благости и по Любви к человеку.

Но поскольку Бог все знает, пребывая не во времени, а в Вечности, предстоящее Грехопадение человека не было для Него секретом, что означает только одно: оно было запланировано как этап на пути дальнейшей эволюции сознания человека.

Первый этап эволюции от Сотворения мира и до Грехопадения человека характеризуется особыми отношениями человека и Бога. Адам и Ева имели в Раю два важных качества — свободу воли и право на непосредственное Богообщение.

Но они внутренне противоречивы, ибо Богу важно, чтобы человек не стоял на месте, а духовно развивался. Противоречия — стимул развития.

Свобода воли в своем развитии молчаливо предполагает право на отступление от запретов Бога, а право на Богообщение человеком вообще не ценилось, ибо получено было задаром. Человеку казалось, что общаться с Богом он будет всегда, едва только захочет.

Все это и сделало возможным сам факт Грехопадения.

Б. Грехопадение человечества:

Первоначально Вселенная функционировала в своем не проявленном варианте, который связан с «Райской жизнью» человечества. После грехопадения Адама и Евы, мы имеем дело уже с «Падшим человечеством», которое пытается судорожно освободиться от состояния греха, но никак не может.

В результате Грехопадения человек был перемещен из целостного мира Инобытия (Рая) в наш мир, который разлетается в соответствии с теорией Большого взрыва на отдельные кусочки. Человек также перестал быть целостным, а стал «кусочным», отдельным, частным человеком, потеряв свои райские качества и ощущение Целого.

Для познания сущности Грехопадения важно понять его причины и механизм реализации.

Причиной Грехопадения, на мой взгляд, была «ошибка Бога», наделившего человека «свободой воли» без внедрения в его сознание границ применимости этой свободы. Бог предупреждает перволюдей, чтобы они не ели плодов с «Древа познания Добра и Зла». Но Он не дает им понять, что в результате нарушения этого требования, они потеряют именно то, что подвинуло их на сей подвиг, то есть, «ощущение бескрайней свободы воли».

Как только Добро и Зло разделились, выделившись из состояния своей «райской синкретичности», раскаяние за Зло стало по сути «духовной границей», пониманием ограниченности человека перед опасностью его бушующей «страсти». Второй такой границей стала Смерть, ибо вместе с Грехопадением человек потерял и своё райское Бессмертие.

Кончился «баланс Добра и Зла», сохранявшийся в Раю, но в обычном проявленном мире уже сохраняться он никак не мог. Зло стало понемногу перетягивать «одеяло на себя», внешне способствуя человеку проявлять неограниченную свободу без духовных ограничений, свойственных человеку в Раю.

Но по большому счету это стало предательством «свободы воли», ибо породило ситуацию, чреватую глобальным Экокризисом.

Духовная диалектика всегда такова, нарушение баланса во имя благих замыслов, приводит к противоположным результатам. Как известно, «благими порывами устлана дорога в Ад».

В. Последовательная смена цивилизаций и рас через катаклизмы типа Потопа.

Второй этап эволюции от Грехопадения до пришествия Христа повествует нам уже о падшем человечестве, наделенном языческим сознанием. Бог любит человека даже после падения, тем более им запланированного как «отрицание отрицания».

Право на Богообщение заменяется в результате Грехопадения на языческую «целостность человека с Природой». Таков механизм равновесия в Грехопадении: тварная природа заменила в сознании человека Бога, ибо способность прямого Богообщения потеряна, а вне системы общения человек существовать не может, ибо имеет коммуникативную сущность.

Через пророков человеку дается Ветхий завет, до него и другие божественные книги, как Веды, Авеста, Трипитака, а позднее Коран, формирующие зачатки уже иного, не языческого сознания.

Но человечество голосу Бога, изложенному в этих книгах, так и не вняло, а постепенно стало еще дальше отпадать. Тогда оно и было подвержено «испытаниям водой», то есть Потопом.

Потоп — эти типичный бифуркационный механизм ускорения эволюции, но о его причине это ничего не говорит. На наш взгляд, катаклизмы типа Потопа, выполняли двойную функцию: эволюция человека должна совершаться в связи с природой — окружающей человека средой, которая формирует сама по себе основные аспекты отражения природы в мозгу, то есть, человеческое сознание.

Именно поэтому, причиной Потопов стала не столько необходимость «наказать падшее человечество», Бог о «справедливости и возмездии» в таком примитивном варианте по своей природной Благости вообще не помышляет, сколько необходимость создать новую среду духовного существования путем смены уходящего в небытие языческого сознания.

Что мы знаем об этой последовательности? Весьма немного: Лемурия, Атлантида, Гиперборея. Все знания из оккультных источников, а, значит, весьма недостоверны. Не потому они плохие, что оккультные, а потому что даны грешными людьми, которым свойственно ошибаться. Тем более, человеческая память вообще ограничена.

Если «сорок дней и сорок ночей идет дождь», то он зальет водой довольно большое пространство, которое потом возродится к новой совершенно жизни, ибо вода — лучший в мире носитель информации, для «забеременевшей от нее земли».

Однако залиты водой были далеко не все пространства суши на планете. Никаких древних источников в Китае о Потопе не сохранилось. Не означает ли это, что менталитет китайского народа был вполне угоден Богу и никаких изменений ему не требовалось? Вопрос остается открытым. То же самое с Японией, хотя залить её водой из-за географической близости моря ничего не стоило. Хотя, возможно, контуры материков были тогда иными.

Праведное сознание Ноя вносит в эволюцию человечества важное качество — после него природный, языческий человек становится человеком «социальным», иначе говоря, имеющим зачатки веры в Бога. Урок, преподанный такого рода катаклизмом, даром человечеству не прошел. Вера в Господа возникает и держится на «Страхе Господнем» Но видимо не долго, ибо после её потери последовало пришествие Христа.

Потомки Ноя впали в очередную гордыню, почувствовав себя создателями новой, городской по преимуществу цивилизации, и спасителями природы, ибо сохранили «каждой твари по паре».

Г. Первое пришествие Христа на Землю.

Гордыню социального человека, доминанту в нем примитивных представлений об «общественном» должен был излечить Иисус Христос, который апеллировал к самости человека, его личностному «самостоянию».

Человеку было обещано не только личное спасение, но и «спасение со всеми и во имя всех». Нормы социальной жизни, отраженные в «Заповедях Моисея», не уберегли человека от греха, ибо не оказались способными долго продержаться на единственном механизме Веры — «Страхе Господнем».

Страх быстро и легко вытесняется из сознания и не способен служить долговременным инструментом нравственной социализации личности. Именно поэтому Христос в своей Нагорной проповеди открывает народу совершенно иные заповеди морали, построенные на личностной активности и индивидуальном выборе души:

любите врагов ваших и благословляйте ненавидящих вас;

если ударят в правую щеку, подставьте левую;

делайте другим только то, что сами хотели бы получать от них;

одалживайте, даже не надеясь на возврат;

будьте милосердны, как Отец ваш Небесный;

не судите, да не судимы будете;

прощайте сами и другие вас также простят.

Никакой актуальности в наше время эти заповеди не потеряли, а напротив стали только еще более значимыми для нашего выживания и спасения. Однако по этой новой морали человечество начнет жить только после испытания глобальным катаклизмом, как это и было в первые века.

Нам важно понять причины и механизм эволюционной смены сознания, имевшей место в данном случае.

Причины понятны: человечество вновь пало, но почему его не уничтожили, как раньше с помощью глобального природного катаклизма?

Ответа может быть два:

во-первых, речь идет о столь глобальном падении и необходимости столь глобальной перемены сознания, что это под силу только Сыну Божьему, а не природному катаклизму;

во-вторых, необходимости менять природную среду не возникала, иначе бы это могло сильно нарушить создавшийся к этому времени всепланетный баланс природы.

Мы склонны присоединиться к первой причине. Перемена, должная произойти в сознании человечества по причине явления Христа народу, была действительно фундаментальна.

По нашей концепции четырех типов сознания, присущих человечеству, произошла смена МИФА на НОРМУ. То, есть природное, языческое сознание человечества сменилось в то время на нормативное религиозное сознание, принесенное проповедью Христа. Мы пока не говорим . нормах других религий, возникших до христианства.

Механизмом этой смены явилось, кроме самого явления Христа, еще и сошествие Святого Духа на апостолов, которые пошли после этого с проповедью христианства на всех языках..

Д. Переход в ноосферную цивилизацию и к ноосферному сознанию в ходе

предстоящей глобальной экологической катастрофы.

Между Первым пришествием Христа и предстоящей Глобальной экологической катастрофой важной точкой является Ренессанс.

После него доминантой человечества стало личностное сознание, названное в нашей классификации «фактологическим». Личностной ресурс стал быстро исчерпываться, когда человечество с помощью научно-технической революции добилось состояния довольно высокого благосостояния, в особенности в западных странах.

Излишняя антропоморфизация мира для него также вредна, как наоборот, ибо благом является только «Баланс». Антропный принцип стал играть слишком большую роль и в науке, а эффективность «гуманизма», вытекающего из него, как механизма социальной регуляции, сильно преувеличена.

Голгофский подвиг Христа явно столкнул человечество с точки зрения «общинного обезличивания», но не знающее меры человечество в результате стало придавать слишком большое значение человеческой индивидуальности в ущерб собственной коллективности – традиционному общежитию.

Людям всегда легче впасть в крайность «правого или левого толка», но не придерживаться Баланса и Равновесия, соблюдая элементарное чувство меры. Ренессанс Духа оказался чреват потерей Гармонии и Веры.

Вообразив себя «царем природы», человек подрубил сук, на котором сидит, развязав необратимый процесс экологического загрязнения окружающей среды. Не надо даже никакой специальной природной катастрофы: человечество уничтожит само себя из-за загрязнения природы и исчерпания ресурсов своего белкового пропитания.

Виновен, прежде всего, научно-технический прогресс, подтолкнувший человечество к выбору «природопокорительской стратегии» в экономике. Этим была уничтожена преграда на пути к собственной гибели. Еще далеко не поздно перейти на природоохранную стратегию экономического развития, но, очевидно, без катаклизма и бифуркационного толчка в сознании Переход уже не произойдет. И это не пессимизм, а констатация реальности.

Жадность погубит человека, ибо упустить деньги, которые даёт эксплуатация природных ресурсов, он пока не спешит. А голос экологической общественности еще слишком слаб!

Жить вне колыбели природы человечество не может. Циолковский был, конечно, прав, считая, что человечеству не вечно жить в «колыбели планеты», но это не основание превращать планету в «свалку для отходов». а потом бежать, куда глаза глядят.

До того, как люди окончательно превратят планету в мусорную яму, земля сама скинет их со своего тела, как надоевшего комара, через климатические катаклизмы, ветра, пожары, наводнения, извержения вулканов, землетрясения и ураганы.

Есть ли выход из создавшегося положения? Безусловно, есть!

Он включает в себя создание СИСТЕМЫ ПЕРЕХОДА, внутри которой функционируют, как необходимые и обязательные части, следующие элементы:

Сеть центров экологической безопасности общества;

Внедрение в жилое строительство на селе проектов автономных экологических домов;

Создание в сельских районах с чистой природой экопоселений — общин духовно продвинутых людей, живущих в экологически чистых автономных домах с хомобиотическим оборотом земель;

Внедрение ноосферных технологий в сферах:

ноосферные строительные системы;

новые транспортные системы;

систему ноосферной энергетики;

хомобиотический оборот в земледелии;

принципы ноосферного образования;

ноосферную медицину;

новые энерго-информационные технологии.

разработка системы ЭКОЛОГИИ ДУХА, включающей:

воспитание в человеке ноосферного (духовно-инновационного) сознания;

осознанное осуществление диалога с Всевышним;

постоянный баланс духовных действий;

самообучение, самонастройка и самостояние человека в диалоге с Высшим Разумом;

воспитание альтруизма и милосердия;

постоянное повышение собственного творческого потенциала;

способность к самолечению и ведению здорового образа жизни;

создание в городе и селе локальных экологических общин с духовной ориентацией.

Основная задача Перехода — гармонизировать процессы взаимоотношения Человека, Природы, Социума и Бога. Другой важнейшей задачей является воспитание ноосферного (духовно-инновационного) сознания Человека, и подготовка его к процессу Перехода но новый тип хозяйствования и жизни. Однако, именно человек, а не новые технологии, является главным действующим лицом ноосферного Перехода.

Технологии и методы хозяйствования задают один и довольно узкий аспект Перехода. Ноосферное видение целостно и оно предполагает также осознанное духовное подкрепление процесса Перехода, которое заключается в духовном просветлении и преобразовании сознания человека на христианских и ноосферных основах.

В рамках анализа сущности предстоящего Перехода нам представляется, что без духовного подкрепления, без осознания человеком своего места во Вселенной, где-то между Богом и Природой, воспитать нового ноосферного человека вряд ли возможно. А, следовательно, проблематичной становится вся историческая Перспектива.

Почему планета в духовном отношении выше человека? Дело в том, что она — остывшая звезда. Звезды несут в своем огне изначальный огонь Бога, который понемногу остывает, но сакральная ментальность при этом не испаряется.

Человеку только предстоит когда-то стать звездой, после тысяч лет духовного преобразования, поэтому пока он ниже планеты по своей духовности. Лишь после Смерти праведные души разлетаются по Космосу в поисках каждая своей звезды.

Сам процесс ноосферного Перехода не является линейным движением вперед и выше. Он будет тесно связан с трудностями предстоящей миру глобальной экологической катастрофы, которая заставит всех всерьёз отнестись к себе, в том числе и духовным аспектам Перехода.

На наш взгляд, наряду с Верой в Бога, интенсифицируются в процессе Перехода творческие возможности человека, ибо ноосферное качество последующей Жизни может быть обеспечено только человеком-творцом, способным как на художественное, так и на научное творчество.

Все новые ноосферные технологии группируются у нас вокруг важнейшей темы — «Ноосферный Дом» (энергоавтономный дом с хомобиотическим оборотом). (Более подробно об этом мы скажем позднее).

«Ноосферный Дом» — главный базовый проект системы Перехода, в нашем понимании. Реализация проекта будет идти не сверху, а снизу, причем самым естественным образом, который не надо заимствовать у будущего.

Строительство Ноосферного Дома, а вместе с ним и ноосферных поселений, создание экологических общин духовно продвинутых людей, совместно с созданием автономных энергетических, транспортных и других систем , способствующих Переходу, послужат по сути дела экономическим и социальным локомотивом его реализации в Будущем.

Каждый человек, проживающий в Ноосферном Доме, из потребителя и обитателя, постепенно вынужден будет превращаться в творца и производственника (например, сельскохозяйственного), становясь все более осознанным участником самого процесса Перехода.

Естественным образом происходит ноосферное духовное воспитание и научное образование, восстанавливается большая семья. В совокупности ноосферные технологии впервые в истории человечества помогут сделать жильца такого «Ноосферного Дома» экономически независимым, естественным образом снять извечное противоречие между человеком и социумом.

В этом реализуются скрытые основы глубинной свободы, к которой человечество движется по мере своего развития. Не случайно именно от греческого слова «эйкос» — дом и происходят названия наук ЭКО-логия, ЭКО-номика, ЭКО-софия и других…

Одной из принципиально новых затей подобного проекта, в котором мы будем обязаны принять участие, служит предложение о сознании сети « Центров экологической безопасности общества» (ЦЭБО).

На наш взгляд Москва, являющаяся сейчас, на наш взгляд, духовной столицей мира могла бы создать опытный образец такого центра при поддержке Совета по безопасности при президенте России.

Проект ЦЭБО предусматривает:

включение в сеть подобных станций по всему миру с помощью самой передовой техники всемирной коммуникации для обмена информацией;

постоянное отслеживание с помощью новых ноосферных методов исследования экологической ситуации в мире;

создание исследовательской научно-технологической лаборатории для проведения всех научно-практических работ;

создание ряда экспозиций для показа новых достижений в сфере нософерных технологий жизни и выживания в экстремальных условиях предстоящей глобальной экологической катастрофы;

создание медиа-структуры для постоянного проведения пропагандистских мероприятий среди населения по подготовке и смягчению последствий предстоящей катастрофы;

создание образовательной структуры для подготовки специалистов нового типа, готовых к выживанию в экстремальных условиях;

создание собственной издательской базы для печати соответствующих пропагандистских и образовательных материалов.

Проект ПЕРЕХОДА на ноосферный путь развития предлагает много решений — и частных, и общих. На основе ноосферной философии синтеза наук и нахождения человеком своего места во Вселенной мы можем утверждать, что мы готовы представить целостное видение процесса ноосферного Перехода и открытую технологическую систему нового способа хозяйствования, жизни и духовного существования человека на земле.

Е. Апокалипсис и Второе Пришествие Христа.

Вместе с тем переход на ноосферный тип сознания не означает, что дальнейшая эволюция сознания человечества будет прекращена.

Через несколько эонов человеческого существования, еще весьма не скоро по историческим рамкам развития, грядет Второе Пришествие Христа. На наш взгляд, оно будет связано с известной исчерпанностью ноосферного сознания человечества и его отходом от христианских принципов жизни.

Кроме того, на краткое время на земле воцарится Антихрист, который внешнее возьмет на себя весьма благородную задачу объединения человечества перед лицом некой неизвестной космической опасности, Нам трудно сказать, будет это падение гигантского метеорита, климатическая катастрофа или общепланетарный кризис.

В «Откровении Иоанна Богослова» в весьма метафорической форме этот процесс уже описан. Сейчас появилось огромное количество толкований, из которых нам трудно даже выбрать одно. Благодаря исторической дистанции, которая отделяет нас от этих «последних времен», ничего определеннее того, что уже было высказано Иоанном Богословом, сказать просто нельзя.

Ж. Творение «нового мира» и «новой жизни.

Жизнь постапокалиптического человечества может быть нами спрогнозирована только в самых общих контурах. Прежде всего, человечество получит назад забытую уже способность Адама в Раю видеть сущностей вещей и называть их имена.

Кроме того, человечество наряду с телесным овладеет еще и «волновым способом существования», так хорошо известным духовным вестникам — ангелам.

Все сказочные способности, знакомые нам только по фольклору и художественной фантастической литературе, будут реализованы как обычные привычки каждого дня.

Смыл существования человека будет реализован — человечество приблизится к Богу и войдет с ним в тот тип Богообщения, который был доступен Адаму и Еве в Раю.

Но каковы причины перехода человечества на этот новый тип существования? Нам говорить о них из-за недостатка информации крайне трудно. Единственно, о чем еще можно сказать, так о некой космической перспективе существования человеческой расы.

Переход к новой жизни будет связан, прежде всего, с овладением нами новым типом связи Пространства и Времени, а также их сущностными проявлениями в космосе.

Космос, как и Бог, управляющий им, бесконечен. В космосе много весьма продвинутых в духовном отношении цивилизаций, в частности, цивилизация человечества с планеты Орион.

Смысл нашей духовной эволюции вкратце можно свести к задаче подняться до их духовного уровня и войти в ними в непосредственное общение, которое не оскорбляло бы ни землян, ни орионцев.

Это просветление когда-нибудь наступит, если подобный контакт станет реальностью.

Тип Богообщения, который человек должен получить в этой «новой жизни» будет принципиально отличаться от того, которое он имел в Раю. ДАРОМ ПОЛУЧЕННОЕ, ДАРОМ И ЦЕНИТСЯ. Выстрадав свое Богобщение после стольких лет эволюции, человек уже это свое качество даром, за какое-то «яблочко» не отдаст.

Тут важен не столько сам факт страданий, сколько возможность через страдания получить прямое Богообщения, способность к состраданию другим, право на равноправный диалог с Богом.

Пусть про русских говорят, что они сами создают себе трудности, чтобы «потом их героически преодолевать». При такой иронии выпускается из виду главное: лишь в преодолениях мы закаляем свой характер, выковываем новые духовные качества.

Представить, что они будут даны сытому и всем довольному американцу, мы просто не в состоянии.

Не следует, однако, преувеличивать и значение индивидуальной активности. Результат намечен Богом, дающим нам через «свободу воли» право трудного или легкого пути к цели. По православному канону человек всегда должен выбирать к Богу «узкий путь», а не «широкую дорогу».

Русские так и делают, заслужив у западных мыслителей прозвание «мазохистов». Но что те понимают в русском характере , в загадочной русской душе? Сами признали, что почти ничего!

Как только человечество перестанет опираться на науку и технику, выйдет на уровень «духовного самостояния», обратится за спасением к Богу, оно приблизится к реализации Божественного замысла по превращению человека в решающий фактор развития Космоса!

Антропный принцип — лишь частный случай сакральной структуры мира, где человек играет огромную, но отнюдь не самостоятельную роль, а всего лишь как «руки Бога».

Лишь только после Апокалипсиса «райское человечество» получает возможность по любому поводу советоваться с Богом, выбирать только нравственные пути в решении своих задач.

На этом витке своего развития оно вступит в «диалогическое Бытие», при котором человек, благодаря ясновидению, будет знать «подводные камни Будущего» и сумеет их обойти.

Человечество разовьёт в себе и другие скрытые пока в его организме качества — телепатию, телекинез, ясновидение, энергобиоз (способность черпать энергию прямо из воздуха, минуя поступление её с пищей) и другие… Этим самым оно, наконец, откажется от автотрофности — необходимости убивать растения и животных, ради их поедания.

Наигравшись социальными иллюзиями, переоценив и свои собственные индивидуальные возможности, изолированные от Бога, человек приходит к необходимости жить в постоянном диалоге в Богом, жить в любви к Природе, себе самому и себе подобным.

Время иллюзий уже завершено. «Времени у человечества просто нет, остались одни сроки!» — мудро сказала Индира Ганди. Многочисленные иллюзии привели к тому, что мы едва не уничтожили прекрасное изобретение Господа — планету Земля, великое человечество, которое она выпестовала, пусть частично затронутое раком сатанизма.

Работа в режиме постоянного «диалога с Богом» надежно предохранит нас и от научно-технических иллюзий, и от впадения в бесовские обольщения, прежде всего от гордыни собственного эгоистического самостояния», которое мудрый Пушкин назвал «залогом величия человека».

Осознав, сколь люди отравили природную среду нашего обитания, величаться нам уже нечем да не для чего! К каким последствиям привело это наше «самостояние!» Теперь мы навсегда останемся «в смирении», даже если станем любимым инструментом Бога по построению «новой жизни».

«Потушить паршивую галактику!» — как выразился один из героев братьев .Стругацких, — не велика заслуга. Более трудная задача — познать самого себя, открыть «ЗАМЫСЕЛ ГОСПОДА» по отношению к человеку, начать переделывать мир, в соответствии с этим Замыслом. Нам этот замысел удалось представить в форме вышеизложенного.

Теперь важно понять, какое отношение эта космическая картина общей эволюции имеет к конкретному человеку? Мы исходим из закономерности повторения в этногенезе личности принципов общего космогенеза всего мироздания.

3.ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА:

Жертвы требует не только подлинное искусство, но, очевидно, и подлинное открытие. Хочется вспомнить, как вообще автор пришел к пониманию духовной эволюции человеческого сознания. Будучи работником искусства, я шел от анализа специфики восприятия искусства (в данном случае — кино, ибо я был киноведом). Идеи Духовного мира таким странным образом ворвалась в мое тогдашнее разумение, чтобы потом оказалось, “что и конца им нет”. Но сначала они возжаждали проверки. Я всегда увлекался не только поэзией, но и наукой, а потому приступил к систематическому исследованию этой идеи и поиску неоспоримых доказательств.

Некоторые просветы наметилась, как только я сопоставил свои поиски с моделью только что открытой мною динамики художественной коммуникации. Я как раз завершал диссертационное исследование кинематографической коммуникации, построив ее на трехчленной модели: Художник -Произведение -Зритель.

Написав первый вариант текста, я дал его на прочтение своим друзьям, мнению которых доверял. Самому-то ошибки в своих работах увидеть труднее, чем со стороны. Правда, друзья критикуют в подобных ситуациях только частности. Но мне повезло, мой коллега по институту доцент Юрий М., ныне покойный, узрел в моих писаниях крупный методологический просчет. Я не учел в предложенной модели, что произведение возникает не просто в сознании автора, а как отражение реальной действительности.

“Нельзя отрывать искусство от жизни, — поучал меня коллега, — нельзя начинать цепь художественной коммуникации с произведения, надо с элемента — “реальная действительность”.

Обдумывая это замечание, я сделал микрооткрытие: если в этой цепи “Действительность” принять за “Объект коммуникации”, то метаобъектом будет “Произведение”, “Субъектом коммуникации” выступит, естественно, Художник, творец, автор, а метасубъектом должно в этой ситуации стать “Воспринимающее сознание”, то есть, Зритель..

С научной точки зрения “Метаобъектом” по отношению к “Объекту” всегда выступает способ описания объекта, язык, грамматика, а шире — способ его теоретического представления. С произведениями искусства было все ясно: они действительно описывают реальность, но как “воспринимающее сознание” Зрителя описывает “ творческое сознание” Художника? Тут концы с концами никак не сходились…

Потом до меня все же дошло. Я воспринимал и художников и зрителей слишком материально, как живых людей. Но “субъект” и “метасубъект” — величины духовные…Не о социальной прослойке художников идет речь и не о части населения, воспринимающей искусство, а об их духовных носителях — творческом сознании (Сознание- 1) и воспринимающем сознании (Сознание- 2).

«Сознание-1» творит из “материала действительности” (объекта) произведение как метаобъект для его восприятия «Сознанием-2». Чтобы последнее замкнуло цепь коммуникации, оно должно иметь возможность воспроизводить «Сознание-1», знать законы построения произведений из реальности, понимать их структуры, специфику объекта, желательно, не хуже самих художников.

Художественная коммуникация бывает разной, но она зависит, прежде всего, от способа общения между двумя важнейшими ее элементами — Автором и Зрителем. Элемент, замыкающий цепь, видит, прежде всего, ее доминанту — самую активную в этот момент часть коммуникации, способную подчинить себе все остальные. Однако, если система развивается, то доминанта не стоит на месте, а в ходе процесса коммуникации передается от одного элемента к другому. Но, как?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст