Языкознание многоаспектная наука, т е. такая область значений, в

Языкознание – многоаспектная наука, т.е. такая область значений, в которой вопрос изучается с разных сторон. В языкознании выделялись разные конкретные науки как разделы науки о языке, образовавшие единую систему: общее языкознание (теория языка), частное языкознание, теоретическое, прикладное, сравнительное.

Язык – знаковая система, но не уникальная система знаков (уникальная, но не единственная). Язык – общес. наука. С точки зрения науки об обществе, язык не имеет аналогов. По ряду существенных признаков он отличается от ряда всех общес-х явлений.

Язык – сознание и соц. характер трудовой деятельности изначально взаимосвязаны и составляют фундамент чел-го своеобразия.

Наличие языка – необходимое условие существования общ-ва на всём протяжении истории человечества.

Наличие языка – необходимое условие материального и духовного бытия во всех сферах соц-го пространства.

Язык зависим и независим от общ-ва. Глобальность языка порождает его надгрупповой и надклассовый характер.

Язык, как исторически сложившаяся система знаков речь и речевая деят-ть. Язык – это система, предстваляющая собой единство взаимообусловленных элементов разного уровня. Понятие язык. Как система, ввёл Фердинанд де Соссюр. Язык – соц-й элемент речевой деят-ти.

Речь – один из элементов языковой деят-ти ( в соц. ф-ии). Соссюр понимает речь, как говорение. Он соотносит 3 понятия: речевая деят-ть – язык – речь (langage, langue, parole).

Речевая деят-ть не совпадает с понятием языка (Соссюр). Язык – это часть речевой деят-ти, речь – индивидуальный акт воли и понимания. Он разделяет социальное от индивидуального. Сущность в том, что язык необходим, чтобы речь была понятна и производила своё действие. Речь необходима для того, чтобы установился язык. Речевой акт – целенаправленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами речевого поведения, принятыми в данном обществе. Основные черты речевого акта: намеренность, целеустремлённость, конвенциональность. Речевой акт всегда соотнесён с говорящим.

Реформатский считает, что речевой акт индивидуален и каждый раз новое употребление языка. Речь – языковое выражение, манифестация, речь не может быть заранее заданной. Речь – процесс и результат говорения в писм-ой или устной форме.

Синхрония (для описания любой научной деят-ти необходимы чёткие основания, методы, которых придерживаются все) – один из важных принципов описания языка. Он (язык) описывается такой, какой он есть на данный момент. Теоретические основы данного языка в данную эпоху разработали: Фортунатов, Бодуэн де Куртене, Ф. де Соссюр. Научность их подходов: язык можно описывать с точки зрения его современного состояния и с точки зрения его исторического развития, т.е. в синхронических и диахронических аспектах.

Синхрония и диахрония – методы описания. В синхронии язык рассматривают, как уже готовая система элементов. Не рассматривается вопрос их происхождения. Когда изучается путь, который проделывает каждая языковая единица в отдельности, когда учитывается её изменение в истории, тогда имеет место быть диахронический подход. Изучение языка в данном состоянии, т.е. как системы определенных отношений, рассматриваемой в предельном отвлечении от фактора времени или языковых изменений – есть изучение синхрономическом аспекте. Нельзя отождествлять диахронию языка и историю языка. Диахрония показывает развертывание языка и эволюцию отдельных, разрозненных языковых фактов, которые не связаны в систему и изолированы от структуры языка.

Каждый уровень языка (ярус) – это система внутри общей системы языка. История языка использует данные диахронии и современных срезов. Таким образом исторически можно рассматривать, что язык это система систем.

У языка есть внутренние законы и внешние законы развития языка. Язык имеет внутренний порядок. Структура языка – совокупность элементов, кот. организ-ся в целое. Структура языка – один из признаков системы. Единицы языка – это его постоянные элементы, которые отличаются друг от друга назначением, строением и местом в системе языка. Единицы языка – это его постоянные элементы, которые отличаются друг от друга назначением, строением и местом в системе языка. Единицы языка по своему назначению делятся на: номенативные, коммуникативные, строевые.

Номенативные – основная единица – слово.

Строевые единицы служат средством построения и оформления номенативных и

Коммуникативных единиц. Строевые единицы – это фонемы, морфемы, формы слов,

Формы словосочетаний. Единицы языка распределяются по ярусам языка и категориям. Категории языка – это группы однородных единиц языка. В группе одно-



Родных языковых явлений выделяется общий признак: семантический, он и есть кате-

гориальный ( Пример: время глагола).

Система определяется отношениями компонентов.

Языковые отношения – это те взаимосвязи, которые обнаруживаются между яру-

сами, категориями, единицами и их частями.

Субстрат (подслой) – совокупность черт языковой системы не выводимых из внутренних законов развития данного языка и восходящих к языку, распространенному ранее на данной лингвогеографической территории. Субстрат, в отличие от заимствования предполагает широкое этническое смешение и языковую ассимиляцию пришельцев коренного населения через стадию двуязычия. Источником субстрата может быть язык как родственный, так и не родственный победителю. Явление субстрата способно проявляться на любом уровне языковой системы: от фонетики до лексики, либо в виде вошедших в язык единиц и категорий, либо в виде специфических процессов, исторических изменений.

Суперстрат (надслой) – совокупность черт языковой системы, не выводимых из внутренних законов развития языка и объясняемых как результат растворения в данном языке языка пришлых этнических групп, ассимилированных населением. Понятие суперстрата было введено Вардбургом. Суперстрат выявляется в фонетике, где оба вида языкового влияния трудно ограничить от языкового заимствования.

Адстрат – это совокупность черт, объясняемых как результат влияния языка на другой в условиях длительного существования и контактов народов, говорящих на этих языках.

Адстрат, в отличие от суперстрата и субстрата, означает нейтральный тип языкового взаимодействия, при котором не происходит этнической ассимиляции и растворения одного языка в другом. Адстратные явления образуют прослойку между двумя самостоятельными языками. Иногда термин адстрат применяют для обозначения смешанного билингвизма.

Ударение бывает слоговое, словесное и фразовое. По акустико-артикуляционной характеристике: монотоническое, политоническое, музыкальное. Монотоническое ударение для большинства языков бывает силовым и квантитативным. При квантитативном у. выделяется длительностью. Политоническое у. характеризуется изменением высоты тона, его музыкальностью. По месту у. в слове различаются у.: постоянное, связанное, фиксированное и свободное. Постоянное у. фиксируется по отношению ко всем словам языка. При свободном у. отдельные конкретные слова имеют закрепленное у.

Свободное у. способствует различению слов и их форм (домовой, домовый, замок, замок). Группы слов с подвижным у. описал Востоков. Образцы изменения у. называются акцентными кривыми. Акцентные группировки слов называются парадигмы.

Куриллович – польский лингвист. Фразовые у. выполняют фонетическую и семантико-синтаксическую роль. Объединяют слова в такты и фразы. Логические и смысловые у. выделяют слова и такты при актуальном членении предложения. Фразовые у. связанны с интонацией, являющиеся ее компонентом.

Такт – это 2 или несколько слогов, объединенных у. Такт может быть равен слову и объединять слова в единую ритмическую группу. Суть в переменном кол-ве ударных и безударных слогов в такте и строке.

Слова, которые стоят перед словом и теряют свое у., называются проклитики. Энклитики – слова, примыкающие к предшествующему слову. Иногда энклитиками выступают существительные, а у. на себя перед предлог (за город, без вести, из лесу). Проклитики и энклитики, примыкая к слову, образуют единство, кот. называют фонетическим словом.

Просодия – система фонетич. средств высотных, силовых, временных, реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов. Элементы просодии: речевая мелодия, ударение, временные и тембральные характеристики, ритм, для тональных — языково-словесные тоны.

Интонация определяет ритмико-мелодический строй речи. Мелодика речи – движение голоса по высоте тона. Мелодика фразы создает ее интонационный рисунок – мелодему, которая лежит в основе интонационной модели интонемы.

Интонация – это совокупность просодических характеристик предложения, тона, качества голоса.

Синтагма создается мелодией, ударением, темпом и паузой после нее. Имеет 2 функции – фонетическую и семантическую. Фонетически синтагма членит фразу на такты, свойственную данному языку, это ритмико-интонационная единица речи (речь – такт). Каждая синтагма оформляется одной из интонационных конструкций.

На границе синтагмы могут возникать акустические паузы, создаваемые переломом тона, или реальная пауза, остановка речи.

Видоизменение звуков в речевой цепи называется фонетическим процессом.